Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Коррупция как социальное явление




КОРРУПЦИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В ИНСТИТУТАХ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

 

Учебное пособие

Под общей редакцией

д-ра физ.-мат. наук, профессора В.В. Макрусева

 

Люберцы


Рецензенты:

Т.И. Пугановская, заведующий кафедрой «Экономики» Международного университета природы, общества и человека «Дубна» филиал «Котельники», кандидат экономических наук, доцент;

Т.В. Скудалова, профессор кафедры таможенных платежей и валютного контроля РТА, кандидат экономических наук, доцент

 

 

Коррупция и ее особенности в институтах таможенного администрирования: учебное пособие / В.Ф. Волков; под общей ред. В.В. Макрусева, Изд-во Интермедия, 2014, 253 с.

 

В учебном пособии раскрываются понятие, признаки, виды и формы коррупции, особенности международного опыта борьбы с коррупцией, коррупционные проявления в таможенных администрациях, предложены рекомендации по противодействию коррупции в таможенных органах.

Учебное пособие может быть полезно для студентов и преподавателей вузов, для аспирантов, научных работников, должностных лиц и руководителей таможенных органов.

 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 


Введение……………………………………………………………………...  
Глава 1. Коррупция как социальное явление………………………………  
1.1. Понятие и признаки коррупции………………………………………...  
1.2. Виды коррупции…………………………………………………………  
1.3. Формы коррупции……………………………………………………….  
1.4. Причины возникновения коррупции, подходы, цели и методы противодействия коррупции……………………………………………  
Глава 2. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией…………………………  
2.1. Международные правовые стандарты противодействия коррупции и теневой экономике……………………………………………………  
2.2. Использование зарубежного опыта по борьбе с коррупцией в Российской Федерации………………………………………………...  
Глава 3. Особенности коррупционных проявлений в современной России………………………………………………………………  
3.1. Коррупция и теневая экономика……………………………………….  
3.2. Экспертная оценка коррумпированности различных ветвей и органов государственной власти……………………………………  
3.3. Трудности, возникающие в ходе борьбы с коррупцией……………...  
Глава 4. Особенности коррупционных проявлений в институтах таможенного администрирования………………………………...  
4.1. Правовая и организационная основы противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации………………………  
4.2. Использование зарубежного опыта борьбы с коррупцией в таможенных администрациях………………………...........................  
4.3. Методика анализа и учета коррупционных проявлений в таможенных органах…………………………………………………..  
4.4. Особенности противодействия коррупции в таможенных органах….  
4.5. Использование опыта противодействия коррупции в региональных таможенных управлениях (на примере ДВТУ)………………………..  
Заключение…………………………………………………………………...  
Список использованных источников……………………………………….  
Приложение. Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2012 № 1060 «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава Президиума этого Совета»……………………….  

– «Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений – например, призывов к массовым репрессиям. Те, кто громче всех кричат о засилье коррупции и требуют репрессий, одного не понимают: в условиях коррупции репрессии тоже могут стать предметом коррупции. И ещё каким. Мало никому не покажется»…

 

– «Необходимо внедрить новые принципы в кадровой политике – в системе отбора чиновников, их ротации, их вознаграждения. В итоге мы должны добиться, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали бы коррупцию невыгодной»…

 

– «В государственных, муниципальных органах и сегодня работает множество профессионалов, которые всю жизнь живут на одну зарплату. Необходимо восстановить справедливость в отношении честных государственных работников. Фокус общественного внимания должен сосредоточиться на доказательных обвинениях в коррупции».

 

– «Мы будем действовать последовательно, осмысленно и решительно. Устраняя фундаментальные причины коррупции и карая конкретных коррупционеров. Создавая мотивацию для тех людей, которые готовы служить России верой и правдой. Таких людей у нас в стране традиционно много. Они будут востребованы»!

В.Путин

 


ВВЕДЕНИЕ

Коррупция представляет собой непосредственную угрозу национальной безопасности для всех государств, в том числе и для Российской Федерации. Это явление серьезно затрудняет нормальное функционирование всех политических и социально-экономических механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, развитию в нашей стране институтов демократии и гражданского общества, реализации гражданами своих конституционных прав в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, имущественных отношений, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам. Поэтому коррупция и теневая экономика правомерно рассматриваются как угрозы государственной безопасности.

Коррупция в деятельности органов государственной власти и управления приобрела в настоящее время глобальный и системный характер, способствует развитию организованной преступности, создает питательную почву для ведения теневой экономики, развития очагов экстремизма и терроризма, ставит под угрозу реализацию национальных проектов, а также подрывает все государственно-правовые реформы, которые в настоящее время проводятся в нашей стране. Все эти и ряд других проблем делают объективно необходимым формирование административно-правового механизма противодействия коррупции в различных направлениях деятельности государственных служащих. Исследование международного и отечественного опыта борьбы с коррупцией, выработка предложений и рекомендаций противодействия коррупции в органах государственной власти, таможенных администрациях актуализирует данное исследование.

Разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения её коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом и совершенствования правоохранительной деятельности в частности, становятся настоятельной необходимостью. В деятельности органов государственной власти коррупция способствует развитию организованной преступности, создает питательную почву для развития очагов экстремизма и терроризма, ставит под угрозу реализацию национальных проектов, а также подрывает все государственно-правовые реформы, которые в настоящее время проводятся в нашей стране. Все эти и ряд других проблем делают объективно необходимым формирование административно-правового механизма противодействия коррупции в различных направлениях деятельности должностных лиц.

Высокий уровень коррупции во многих развивающихся странах существенно снижает эффективность работы государственных органов.

Таможенные службы не являются исключением, и их часто приводят в качестве примера в числе наиболее коррумпированных. Учитывая важную роль, которую таможенная служба играет в сборе доходов, содействии торговле, обеспечении национальной безопасности и защите общества, наличие коррупции в таможенных органах отрицательно влияет на темпы социального и экономического развития страны. С учетом важности данной проблемы международное таможенное сообщество при участии Всемирной таможенной организации (ВТамО) выработало действенную стратегию борьбы с коррупцией[1].

В этой связи исследование международного и отечественного опыта борьбы с коррупцией, выработка предложений и рекомендаций противодействия коррупции в таможенных администрациях, делает данную проблему весьма актуальной.

Для решения многих проблем в сфере противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации, безусловно, необходимо использовать международный опыт. Во всех зарубежных государствах создана административно-правовая и организационная основа противодействия коррупции, позволяющая снизить уровень коррупции до масштабов, не представляющих опасности для личности, общества и государства.

Некоторым правоведам представляется, что с коррупцией можно эффективно бороться путем повышения уровня уголовно-правовых запретов[2].

Однако, как показала практика, перманентное ужесточение санкций со стороны государства в отношении лиц, совершающих коррупционные преступления, не дают ощутимых результатов потому, что нет системности в противодействии коррупции. Из-за отсутствия системы в антикоррупционной политике и системности в ее практической реализации коррупция ныне достигла невиданных масштабов, проникла не только в региональные и муниципальные органы власти, суд, прокуратуру, таможню, полицию, но и в верхние эшелоны власти[3].

Именно эти обстоятельства обусловливают необходимость дальнейшего изучения и применения на практике изложенных в учебном пособии вопросов.

 


ГЛАВА 1. КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...