Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование опыта противодействия коррупции в региональных таможенных управлениях (на примере ДВТУ)




Подразделения по противодействию коррупции таможенных органов играют ключевую роль в выявлении и пресечении преступлений коррупционной направленности в таможенной сфере.

Подразделения по противодействию коррупции таможенных органов выявляют 95 % преступлений коррупционной направленности от общего числа таких преступлений, выявленных в таможенной сфере всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов.

Все чаще в поле зрения борцов с коррупцией попадают взяткодатели. Как правило, это недобросовестные участники ВЭД, которые для достижения своих неправомерных интересов пытаются коррумпировать должностных лиц таможенных органов. По состоянию на 26 июня 2013 года по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов возбуждено 24 уголовных дела за дачу взятки должностным лицам таможенных органов (ст. 291 УК РФ) в отношении 23 взяткодателей. Для справки: за весь 2012 год было возбуждено 21 уголовное дело в отношении 13 взяткодателей.

Всего по состоянию на 26 июня 2013 года по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов возбуждено 107 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности[130].

Таким образом, подразделения по противодействию коррупции таможенных органов осуществляют оперативно-розыскную деятельность по выявлению лиц, из числа коррумпированных сотрудников таможенных органов, а также по выявлению лиц, склоняющих должностных лиц таможенных органов к совершению коррупционных правонарушений. Большое внимание они уделяют выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению должностных преступлений, а также предупредительно-профилактической работе, направленной на изобличение взяткодателей.

Основными задачами деятельности службы по противодействию коррупции ДВТУ являются предупреждение, выявление и пресечение преступлений, совершаемых должностными лицами, а также противоправной деятельности лиц, склоняющих указанных должностных лиц к совершению преступлений против интересов государственной службы и нанесению ущерба экономическим интересам и экономической безопасности Российской Федерации.

В 2011 году подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов Дальневосточного федерального округа по фактам направлено 110 материалов с признаками преступлений (в 2010 – 141), в том числе, 46 коррупционного характера (в 2010 – 72), из которых 11 в отношении взяткодателей (в 2010 – 10). По результатам рассмотрения данных материалов органами предварительного следствия возбуждено 22 уголовных дела (в 2010 – 27), в том числе 9 – коррупционного характера (в 2010 – 17) из них 4 в отношении взяткодателей (в 2010 – 2)[131]. Должностные лица таможенных органов привлечены к уголовной ответственности за получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, подделку документов, мошенничество с использованием служебного положения и покушение на мошенничество, применение насилия в отношении представителей власти. Наряду с этим, в отношении четырех граждан возбуждены уголовные дела по факту дачи взятки должностному лицу и покушения на дачу взятки.

В 2011 году должностные лицами таможенных органов направлено 19 уведомлений представителю нанимателя о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений, в том числе о попытках дать им взятку за решение вопроса, входящего в компетенцию должностного лица. После проверки указанных уведомлений в органы следствия для принятия процессуального решения направлено 8 материалов с признаками преступлений, по результатам рассмотрения которых возбуждено 4 уголовных дела: 3 – по ч. 2 ст. 291 УК РФ, 1 – по ч. 3 ст. 291 УК РФ.

В 2011 году подразделениями по противодействию коррупции совместно с кадровыми подразделениями осуществлялась проверка лиц, поступающих на службу в таможенные органы. Всего было проверено 815 кандидатов на службу. По результатам проведенных службой по противодействию коррупции ДВТУ проверочных мероприятий 29 кандидатов не рекомендованы к трудоустройству в связи с несоблюдением ограничений, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ», выявлением связи с криминальными структурами, а также иных негативных обстоятельств.

В целях профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых должностными лицами таможенных органов, службой по противодействию коррупции ДВТУ и подразделениями по противодействию коррупции таможен в 2011 году проведено 98 профилактических бесед и лекций, а также рассмотрено 25 обращений, жалоб и заявлений граждан и юридических лиц[132].

В отчете по гранту о ходе проведения исследовательского проекта «Коррупция в таможенных органах Дальнего Востока» проведен подробный анализ коррупционных проявлений в подразделениях таможенных органов, выделены основные направления влияния коррупции на таможенную деятельность и на основе опыта выработаны рекомендации по противодействию коррупции[133].

I. Изучение опыта предупреждения коррупционных правонарушений и совершенствование профессиональных навыков таможенных органов[134]

Эффективность работы таможенной службы традиционно оценивается по трем параметрам:

– по перечислению в бюджет денежных средств (таможенных платежей);

– качеству услуг, предоставляемых в сфере таможенного дела;

– борьбе с контрабандой.

Однако в настоящее время гораздо больший интерес в качестве критерия эффективности работы таможенной службы представляет проблема предупреждения и пресечения коррупции.

Таможенная служба, по мнению большинства обывателей, является одной из наиболее коррумпированных государственных структур. Данное положение обусловлено целым рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Необходимо сказать, что руководство Комитета таможенного контроля в настоящее время проводит достаточно жесткую политику в деле противодействия коррупции, а также минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности таможенных служащих.

Следует отметить, что коррупция в правоохранительных органах представляет собой повышенную опасность для общества и государства, поскольку именно на правоохранительные органы возложена обязанность предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы. Для эффективного предупреждения и пресечения коррупции в различных сферах публичного управления необходимо, чтобы сами правоохранительные органы были свободными от коррупции.

Должностные преступления в таможенных органах, как и все внешнеэкономические преступления, характеризуются высочайшей степенью организованности. Высокие доходы, получаемые недобросовестными участниками ВЭД, участвующими в контрабанде, и различных сделках, связанных с незаконным таможенным оформлением товаров, уклонением от уплаты таможенных платежей и т.п., позволяют организованной преступности выделять все более внушительные суммы на подкуп должностных лиц таможенных органов.

Таким образом, коррупция как социальное явление, характеризующееся подкупом – продажностью государственных служащих, в сфере ВЭД характеризуется повышенной общественной опасностью, посягая не только на интересы государственной службы, но и на экономическую безопасность государства. Изучение в рамках настоящего проекта уголовных дел показало, что 71% умышленных преступлений этой категории совершаются по мотиву получения взяток, 19% по мотивам иной корыстной заинтересованности и лишь 4% – по мотивам иной личной заинтересованности[135]. При этом необходимо учитывать, что следственными органами и судом далеко не всегда при наличии признаков умышленного должностного преступления доказывается получение должностными лицами взяток. На практике часто в таких случаях следователи необоснованно переквалифицируют такие действия на должностную халатность (ст. 293 УК РФ) либо направляют усилия на доказательство иной личной заинтересованности, то есть на такие обстоятельства, которые больше устраивают обвиняемых, всегда согласных, при прочих равных условиях, признать небрежность, легкомыслие, неосторожность, ложно понятые интересы службы, стремление помочь другу (коллеге) и тому подобные некорыстные мотивы, нежели получение взятки. Таким образом, следователи иногда «идут на поводу» у обвиняемых. Впрочем, представляется, что это происходит не из-за корыстной личной заинтересованности сотрудника правоохранительных органов, а из-за некомпетентности, из ложных интересов «спасти дело», не продлевать сроки предварительного расследования и т.п.

Изучение массива уголовных дел дало возможность выделить следующие общие формы взяточничества, корыстных и иных личных мотивов в совершении преступлений этой категории:

– совершение преступлений по мотивам простого (эпизодического) взяточничества, разовой помощи по знакомству, родственным и иным личным мотивам, из иной личной заинтересованности;

– совершение преступлений на основе преступного «слияния», коррумпированных связей должностных лиц таможенного органа с коммерческими и иными структурами – участниками ВЭД региона, на основе «регулярного» взяточничества за общее покровительство и попустительство по службе, взаимной помощи в удовлетворении иных личных корыстных интересов;

– отдельно следует выделить совершение преступлений на основе аналогичных коррупционных связей со специальными агентами таможенных органов: таможенными брокерами, таможенными перевозчиками, владельцами таможенных складов, свободных складов и др.;

– совершение преступлений по мотивам, основанным на незаконном воздействии отдельных представителей местных органов власти, вышестоящих и других контролирующих органов, влиятельных кругов, крупных промышленных структур и учреждений региона, организованных преступных формирований;

– совершение преступлений по мотивам преступного укрывательства, попустительства преступлениям со стороны вышестоящих должностных лиц в отношении нижестоящих, по мотивам ложно понятых интересов службы (сохранение репутации, ложно благополучной отчетности и т.п.).

Простое эпизодическое взяточничество наиболее характерно в среде специалистов и должностных лиц низшего руководящего состава таможенных органов. Субъектами преступления в 92% случаях являются должностные лица этой категории. Это чаще всего инспектора отделов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль. В 53% изученных дел обвиняемым предъявлялось обвинение в получении взяток, включая совершение иных преступлений, совершенных по мотиву их получения. Из них только в 67% эпизодов получения взятки подсудимые были признаны судом виновными в их получении, что говорит о серьезных затруднениях следственных органов в собирании полноценных доказательств вины.

Характерно, что по большинству уголовных дел следствие имело прямые и косвенные доказательства широкой практики взяточничества, со своими «традициями», типичными ставками за те или иные действия должностных лиц. В целом получение взяток этой категорией должностных лиц характеризуется небольшими размерами конкретных сумм (81% всех эпизодов о взятках относились к суммам менее 10 минимальных размеров оплаты труда, 15% – к суммам более 10 минимальных размеров оплаты труда и лишь 4% – к суммам более 100 минимальных размеров оплаты труда), однако при наличии признаков регулярного, систематического их получения[136].

Определяющим моментом для сумм взяток, как правило, является процент от суммы укрытых, «сэкономленных» в интересах заинтересованных лиц таможенных платежей либо иных необходимых расходов (плата за погрузку – выгрузку, хранение и т.п.).

Таможенник, получая взятку, практически всегда знает, какую сумму он «экономит» заинтересованному лицу, и получает процент от этой суммы в зависимости от сложности процедуры, характера предмета перемещения, риска, которому он подвергает себя, и т.п. Но, как правило, сумма взятки не превышает 50% «сэкономленных» платежей. При этом анализ мест, где обычно передавалась взятка, показал, что 54% взяток передаются непосредственно в таможенном органе, в кабинете и т.д. или рядом с таможней, на крыльце, рядом со зданием и т.п. 34% взяток передаются в местах, куда специально приезжают с тем, чтобы избежать посторонних, в том числе и в местах проведения досмотра грузов, 12% взяток передаются в автомашинах декларантов и таможенников, в остальных местах – 10%. В 55% эпизодов взятка передавалась в российской валюте, в 40% – в иностранной валюте, в 5% – в других формах (перемещаемыми товарами, иным имуществом или выгодами имущественного характера). В 55% случаев получение взяток сопровождалось вымогательством.

В 47% от общего числа умышленных преступлений корыстная заинтересованность выражалась, кроме прочих мотивов, в бесплатном угощении в ресторанах, в предоставлении товаров по низким ценам, в получении денег в долг на длительные сроки без процентов либо с последующим невозвращением долга и т.п.

Преступное «слияние», коррумпированные связи должностных лиц таможенного органа с коммерческими и иными структурами – участниками ВЭД региона – одна из наиболее опасных форм коррупции не только в сфере таможенного дела, но и в целом в системе государственного управления. Из изученных уголовных дел только 3% выявленных преступлений имели подобные признаки.

Судебная практика по делам такого рода крайне ограничена. Как правило, субъектами таких преступлений являются руководители среднего и высшего звена таможенных органов: начальники таможен и таможенных постов, их заместители и др. При этом должностные преступники образуют среди постоянных клиентов таможенного органа своего рода «круг приближенных», пользующихся особым доверием и откровенным попустительством со стороны работников таможни, что может выражаться в следующих признаках:

– их операции по таможенному оформлению проводятся наиболее оперативно;

– декларируется более низкая таможенная стоимость отдельных видов товаров, чем у конкурентов в том же регионе, при этом им не приходится тратить усилия на ее доказывание. В результате розничные цены на эти товары, как правило, более низкие, чем у тех же конкурентов, что ведет к вытеснению последних с рынка региона;

– по их ходатайствам им наиболее часто представляются отсрочки оплаты таможенных платежей, разрешения на хранение товаров, не прошедших таможенного оформления, вне складов временного хранения;

– реже и менее придирчиво проводятся проверки финансово-хозяйственной деятельности;

– чаще применяется освобождение от мер воздействия за таможенные правонарушения или назначаются более мягкие меры, чем предусмотрены ТК РФ за соответствующие правонарушения (с применением ст. 239 ТК РФ);

– иногда их, к примеру, экспортируемые товары выпускаются без досмотра, досматриваются в отдаленных местах и т.п.;

В свою очередь, со стороны объекта попустительства, то есть «карманного» участника ВЭД, могут проявляться следующие виды «благодарности»:

– товары данной фирмы или предприятия часто официально закупаются работниками таможенного органа по оптовой или еще более низкой цене, с рассрочкой оплаты;

– в той или иной скрытой форме таможенный орган получает спонсорскую помощь, соответствующие работники таможенного органа получают кредиты, материальную помощь для покупки жилья и т.п.;

– в таких фирмах часто устраиваются на работу близкие родственники, друзья таможенников, получают явно завышенную заработную плату при минимуме реальных обязанностей;

– в свою очередь, приближенные люди руководителей фирм устраиваются на работу в таможенный орган на «нужные» должности;

– передача взяток носит регулярный характер и, как правило, не за конкретные действия, а в целом, за общее покровительство либо попустительство по службе плюс определенный процент от суммы неуплаченных таможенных платежей по таможенному оформлению конкретной сделки;

– взяточничество и иные корыстные интересы иногда реализуются в завуалированных формах. К примеру: путем оплаты обучения в ВУЗе детей должностных лиц, обмена личных автомашин на более новые, дорогие, престижные марки, покупки фирмой или ее представителем конфискованной автомашины или иного товара в таможне по заниженной стоимости и затем перепродажи ее таможеннику или его родственнику по такой или еще более низкой цене и т.п.

Распространена практика, когда работники приграничных таможен (впрочем, как и внутренних) таким образом обеспечивают себя всем необходимым в быту бесплатно, по крайне низким ценам или якобы в долг. При этом каждая из сторон понимает, что в зависимости от значимости допущенных таможенником «поблажек» долг этот может быть и не возвращен. Таким образом, осуществляются завуалированные формы взяточничества. На подобной же основе строятся и коррупционные связи со специальными агентами таможенных органов: таможенными брокерами, таможенными перевозчиками и др. Имея особую сферу деятельности и специальную компетенцию, эти лица часто становятся «придатками» таможенного органа для решения личных проблем его должностных лиц. Создается своеобразная «закрытая каста», где ведется «отсев» неугодных, куда трудно проникнуть посторонним таможенным брокерам и т.п. Каждый опытный клиент ВЭД региона знает, что с такими, к примеру, брокерами таможенное оформление, а также те или иные связанные с ним незаконные операции, включая контрабанду, уклонение от уплаты таможенных платежей и т.п., можно провести быстрее и безопаснее, однако платить за это необходимо больше и часть – помимо бухгалтерии брокера. Таким образом, последние часто становятся своеобразными посредниками во взяточничестве между клиентами таможни и ее должностными лицами. Такие специалисты могут быть посредниками между недобросовестными участниками ВЭД и таможенниками в занижении таможенных платежей, недостоверном декларировании, реализации товаров, не прошедших таможенное оформление, внесении ложных сведений о товарах в документы. Иногда злоупотребления в интересах «карманных» брокерских контор и таможенных перевозчиков совершаются уже при выдаче таможенным органом лицензии на брокерскую деятельность или деятельность таможенного перевозчика. Разумеется, такие лицензии выдаются за взятки и далеко не всегда при соблюдении всех необходимых условий. Иногда «по заказу» такого «карманного» брокера таможенным органом буквально «выживаются» из сферы внешнеэкономической деятельности региона конкуренты путем:

– затягивания процедуры оформления, создающего дополнительные расходы на простой вагонов, на плату за использование складов временного хранения;

– постановки под сомнение заявляемой декларантом таможенной стоимости, документов таможенной идентификации, часто в спорных вопросах применения таможенного тарифа применяются наиболее невыгодные для лица (код ТН ВЭД и т.п.);

– частого проведения проверок, применения наиболее строгих санкций за НТП;

– волокиты и необъективности в разрешении жалоб и т.п.

При этом работники «опальных» фирм даже если и осознают это, все равно не заинтересованы жаловаться на действия должностных лиц, поскольку сфера влияния таможенного органа в регионе, как правило, весьма широка, практика рассмотрения жалоб в вышестоящих таможенных органах часто неблагоприятна для заявителей. Крайне актуален и вопрос влияния местных органов власти, вышестоящих и других контролирующих органов, влиятельных кругов, крупных промышленных структур и учреждений региона. Для наиболее безопасного и эффективного налаживания перечисленных коррупционных связей некоторые должностные лица таможенного органа часто пытаются заручиться поддержкой этих структур. Для этого имеются и объективные предпосылки. Единственной легальной формой влияния местных органов власти на таможенный орган является согласование кандидатуры его начальника. В практике несогласие местных органов власти с конкретной кандидатурой, предлагаемой ФТС России, является серьезным препятствием к назначению на должность. При прочих равных условиях это является серьезным аргументом в вопросах взаимодействия местной власти с таможней. А поскольку первые в тех или иных формах осуществляют покровительство отдельным участникам ВЭД региона (основным товаропроизводителям и предприятиям-налогоплательщикам и др.), в таможенные органы часто поступают ходатайства о применении адресных индивидуальных льгот по конкретным поставкам, контрактам, лицам и т.п., то есть ходатайства, не подлежащие удовлетворению в соответствии с нормами таможенного законодательства. Иногда такое воздействие осуществляется и в нелегальных формах, на основе местничества, покровительства, а иногда завуалированного участия должностных лиц местных органов власти в деятельности коммерческих структур, включая их внешнеэкономическую деятельность. Если руководство таможни «идет на поводу» у таких руководителей, образуются местные коррупционные связи на высшем уровне, преодолеть давление которых на следствие по конкретному делу – крайне сложная задача.
К подобным формам воздействия прибегают и заинтересованные руководители контролирующих органов, влиятельных кругов, крупных промышленных структур и учреждений региона. Постоянно ищут возможность распространить свое влияние на таможенные органы и главари криминальных структур. Обобщенные данные ФТС России указывают на ежегодный рост числа нападений и другого незаконного воздействия и противодействия в отношении должностных лиц таможенных органов. «Преступные группы проявляют значительную заинтересованность в части внедрения своих людей в таможенные органы. Например, были попытки внедриться в работу подразделений, связанных с использованием вычислительной техники. За большие взятки таможенникам предлагали совершить незаконный съем информации и ее продажу. В этом нередко были заинтересованы и сами коррумпированные таможенные чиновники. Так, попадания в таможенную статистику избежать невозможно, если «некто» украл слишком много. Самый простой способ уйти от ответственности – уничтожить всю базу данных, затеять, например, реорганизацию и заняться созданием новых компьютерных центров, более «продвинутых», но без старой статистики». Характерно, что источники наиболее достоверной и полной информации в этой сфере находятся в руках именно транспортных прокуроров, осуществляющих надзор за таможенными органами. Проводимые прокуратурой проверки позволяют получить полные и объективные данные о работе таможенных органов и их клиентов – участников ВЭД и в сочетании с оперативно-розыскными и следственными мероприятиями образуют наиболее эффективный механизм борьбы с коррупцией в таможенных органах.

Для сравнения можно привести статистические данные в сфере борьбы с коррупцией в таможне по России. Они выглядят следующим образом.

За 2011 год возбуждено 284 уголовных дела, из которых по преступлениям против интересов государственной службы или совершенных с использованием служебного положения – 161. В отношении 82 должностных лиц таможенных органов по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 152 уголовных дела. По материалам других правоохранительных органов в отношении должностных лиц таможенных органов по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 9 уголовных дел. Осуждено 34 должностных лиц таможенных органов. Проводились мероприятия по защите должностных лиц таможенных органов от попыток вовлечения их в противоправную деятельность. В результате проведенных мероприятий по материалам подразделений собственной безопасности возбуждено 26 уголовных дел в отношении взяткодателей, по которым привлечено к уголовной ответственности 23 взяткодателей.

Состояние законности в таможенных органах Приморского края в 2011 году остается сложным и характеризуется значительным числом преступлений и правонарушений в таможенной сфере, в том числе фактами совершения сотрудниками таможенных органов преступлений по службе. На порядок возросли показатели надзорной деятельности. Отмечается рост числа выявленных нарушений закона. Количество внесенных прокурорами актов реагирования увеличилось в среднем на 20%. В истекшем году выявлено 6700 нарушений закона. Руководителям таможенных органов, предприятий околотаможенной инфраструктуры, участникам внешнеэкономической деятельности внесено 387 представлений об устранении нарушений законов, причин и условий, им способствующих. Принесено 1095 протестов на незаконные правовые акты.

По результатам рассмотрения представлений 323 лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Предостережены о недопустимости нарушения закона 139 должностных лиц. В суды направлено 182 исковых заявления. По требованию прокуроров к административной ответственности привлечено 222 лица. По выявленным в ходе надзорных проверок фактам преступлений на основании постановлений прокуроров органами предварительного расследования возбуждено 73 уголовных дела[137]. Основное внимание уделялось вопросам исполнения в таможенных органах законодательства о таможенном контроле и оформлении, о взыскании таможенных платежей, о противодействии коррупции, бюджетного законодательства, законодательства, регламентирующего использование государственного имущества, выявлению фактов незаконной деятельности при оказании платных услуг таможенными брокерами, владельцами складов временного хранения и таможенных складов, вопросам соблюдения конституционных прав и свобод граждан, участников внешнеэкономической деятельности в ходе осуществления таможенного контроля и при применении мер административной ответственности.

Вместе с тем необходимо объективно оценивать реальную ситуацию - тот высокий уровень криминализации сферы ВЭД и, прежде всего, коррупции в таможенных органах, свидетельствует все же о недостаточном внимании власти и контролирующих органов к указанной проблематике. В 2011 году по материалам надзорных прокурорских проверок возбуждено 7 уголовных дел в отношении сотрудников таможенных органов о преступлениях, совершенных по службе. Принимаются дополнительные меры к укреплению работы на этом направлении. Принятием в 2012 году Национального плана противодействия коррупции, а также Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», определена общая концепция противодействия коррупции в Российской Федерации.

Необходимо констатировать тот факт, что коррупция в таможенных органах препятствует повышению эффективности национальной экономики, вызывает недоверие к государственным институтам и создает негативный имидж России во внешнеэкономической деятельности. В 2010 году транспортными прокурорами выявлены 1212 нарушений законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции. За подобные нарушения по представлениям прокуроров привлечено к дисциплинарной ответственности 51 должностное лицо таможенных органов[138].

Проверками установлено, что имеют место нарушения условий прохождения государственной службы, не соблюдаются установленные законом ограничения. Выявлены факты регистрации должностных лиц в качестве учредителей коммерческих предприятий, индивидуальных предпринимателей, искажения сведений о принадлежащем им имуществе. Допускаются многочисленные нарушения при проведении конкурсов на замещение должностей государственной службы. Имеют место нецелевое использование бюджетных средств, необоснованное завышение затрат по государственным контрактам, нарушения порядка их заключения.

Органами следствия в 2010 году в отношении сотрудников таможенных органов в Дальневосточном регионе возбуждено 5 уголовных дел только о преступлениях коррупционной направленности. Осуждено за совершение коррупционных преступлений 5 должностных лиц таможенных органов.
Вместе с тем, в настоящее время особое внимание в своей деятельности сотрудники собственной безопасности Дальневосточного таможенного управления также уделяют предотвращению фактов коррупционных проявлений среди должностных лиц таможни. Среди основных мероприятий, проведенных отделом собственной безопасности как самостоятельно, так и совместно с другими правоохранительными органами Дальнего Востока можно выделить следующие. Так, в феврале 2010 года отделом собственной безопасности таможни совместно с ОЭБ УФСБ РФ по Приморскому краю были выявлены факты совершения должностных преступлений тремя должностными лицами таможенного поста А[139]. В частности, был установлен факт оказания ими помощи недобросовестным участникам ВЭД в контрабанде товаров (автозапчастей), путем составления фиктивных документов, за что получили денежное вознаграждение в размере 700 тысяч рублей. В ходе проводимых оперативно-розыскных мероприятиях было установлено, что два должностных лица таможенного поста при проведении досмотра составили фиктивный акт, в котором указали недействительные данные о товаре, с целью освобождения недобросовестного участника ВЭД от административного и уголовного наказания. Стоимость контрабандного товара составила более 16 миллионов рублей. Чтобы избежать привлечения к административной и уголовной ответственности, участник ВЭД перечислил через банк денежные средства в сумме 700 тысяч рублей на счет одного из сотрудников таможни. В настоящее время уголовное дело готовится к передаче в суд.

Кроме этого, для того, чтоб у граждан и участников внешнеэкономической деятельности была возможность осуществлять содействие таможенным органам в борьбе с коррупцией, Дальневосточным таможенным управлением предпринимаются определенные меры. Например, в Дальневосточном таможенном управлении круглосуточно работает телефон доверия, на официальном сайте Дальневосточного таможенного управления размещена вся информация о таможне (номера телефонов, графики приема граждан руководством таможни и другое), здесь же на сайте предоставлена возможность сообщить об известных фактах коррупции.

Как поясняет руководство Дальневосточного таможенного управления чтобы держать соблазны в узде, руководство таможни, служба собственной безопасности и кадровая служба проводят планомерную работу с сотрудниками. Условно ее можно разделить на три части: отбор кандидатов, профилактика правонарушений и «мотивация на честное отношение к исполнению служебных обязанностей». Вместе с тем, указанная практика была заимствована из западных регионов России.

Так, например, руководство таможенных органов Дальневосточного региона поясняет, что «….таможенная служба не случайно отнесена к службе с повышенным коррупционным риском. Этот риск выше на таможенных постах, потому что там идет прямое взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). И многое зависит от нас, от того, как мы предугадаем и устраним эти риски. Просто рассказывать людям, что брать взятки плохо, – бесполезно. Мы реализуем целый комплекс мер, направленных на борьбу с коррупцией. Фронт работ широк. Имеется план по борьбе с коррупцией, основанный на перспективных планах Федеральной таможенной службы 2010-2013 годы».

Одной из составляющих такой работы, говорят специалисты, являются мероприятия, направленные на «минимизацию личных контактов должностных лиц и участников ВЭД». Для этого на территории Дальнего Востока введена электронная форма таможенного декларирования. Сейчас в электронном формате, на который сторонники радикальной борьбы с коррупцией возлагают все больше надежд, оформляется более 30% деклараций. Рассмотрение деклараций уже не растягивается на неопределенный срок по усмотрению инспектора – подобное теперь возводится в ранг чрезвычайного происшествия. Соблюдение сроков выпуска деклараций контролируется строго – с еженедельным анализом на оперативных совещаниях у начальника таможни[140].

Сегодня кадровая политика таможенных органов направлена на осуществление строгого отбора при поступлении на службу. Прием на работу – конкурсная процедура, как говорят представители Дальневосточного таможенного управления, они могут выбрать лучших. В первую очередь у претендентов на должность проверяется пакет документов. Это длительный и трудоемкий процесс: делаются запросы в МВД РФ, ФСБ, ГУВД по Приморскому краю. Кроме этого, с прошлого года в таможенных органах началась проверка сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, претендующих на государственную службу. После предоставления сведений о доходах претендент проходит психологическое обследование. Специалист-психолог тестирует его на такие показатели, как, например, лживость. Выявляются факторы риска: алкогольная и игровая зависимости, склонности к «коррупционной составляющей» и антиобщественным проступкам

Процедуру обследования на полиграфе – «детекторе лжи» – проходят кандидаты на руководящие должности, должности отдела собственной безопасности и правоохранительного блока. После приема кандидата на работу начинается профилактическая работа, причем с первого рабочего дня. Проводится беседа, ознакомление с федеральным законом «О противодействии коррупции», с указом президента об общих принципах служебного поведения, вручается под роспись памятка об ограничениях и запретах на государственной службе, кодекс служебного поведения и этики. После этого сотрудник предупрежден и знает, за что может понести ответственность за совершение коррупционных правонарушений и преступлений. Молодежь воспринимает это серьезно и адекватно реагирует на предъявляемые требования.
Во всех подразделениях проходят занятия в рамках профессиональной учебы на рабочих местах, готовятся материалы, которые направляются в подразделения и на таможенные посты для изучения. Ежемесячно проводятся семинары-совещания с начальниками таможенных постов и начальников структурных подразделений – тех руководителей среднего звена, которые непосредственно реализуют антикоррупционную политику.

Вышеуказанную программу можно назвать ноухау в Дальневосточном регионе. Руководители познают нюансы управленческой деятельности, получают методическую помощь при работе с подчиненными. Вместе с тем, представляется необходимым ввести со временем в систему еще одно нововведение, касаемое так называемой группы риска. В нее не должны включаться люди, которые на данный момент находятся в затрудненных жизненных обстоятельствах (тяжелая болезнь близких родственников, кредиты на большие суммы и т.д.). Вместе с тем, следует учесть и то, что данная информация строго конфиденциальна, к ней может иметь доступ узко ограниченный круг лиц.

Федеральная таможенная служба стала одним из первых ведомств, которое в 2006 году разработало и приняло программу мероприятий по противодействию коррупции в таможенных органах. И в течение последних трех лет борьба с этим негативным явлением проводилась на основе аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 гг.» и перспективного плана работы Федеральной таможенной службы по совершенствованию предупредительной и воспитательно-профилактической работы в борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах Российской Федерации на 2007-2009 годы.

В настоящее время реализация этих документов практически завершена. За это время удалось провести обстоятельный анализ причин и условий, порождающих и питающих коррупцию, определить круг проблем, требующих оперативного решения, заложить нормативно-правовые основы противодействия коррупции по всем направлениям таможенной деятельности, уделив особое внимание ее профилактике. Работа по пресечению преступлений коррупционной направленности, является приоритетной в деятельности подразделений собственной безопасности таможенных органов, которыми и выявляется основная часть таких преступлений. В течение последних 5 лет подразделениями собственной безопасности таможенных органов выявляется свы<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...