Тема 4. Виды наблюдения в психологии.
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт психологии, социологии и социальных отношений Психологический факультет Кафедра общей и практической психологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (часть III) для студентов психологического факультета
Специальность 030301 - Психология, квалификация специалиста
Курс 3 заочной формы обучения (5 семестр - 5,5 лет обучения) Курс 4 заочной формы обучения (8 семестр - 3 года обучения)
Москва Г. Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на Заседании кафедры общей и практической психологии (Протокол № 1, от 25.08. 2009 г.), На заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений (Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.) Учебно-методический комплекс рекомендован к печати Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ Автор-составитель: Старший преподаватель С. В. Куваева. Заведующий кафедрой: Доктор психологических наук, профессор Е.С.Романова
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Часть I. Программа учебной дисциплины 4-9 Часть II. Методические рекомендации и план освоения 10-18 Часть III.Методические материалы для самостоятельной работы 19-55
Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ «ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ». Программа курса «Общий психологический практикум» разработана в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования для специальности 020400 «Психология»(2000 г.).
Цель курса: ознакомление студентов с основными методами сбора и анализа информации. Задачи курса: изучение методов исследования в психологии; развитие навыков проведения практического исследования. Общий замысел курса - заложить основы серьёзного, делового отношения студентов к будущей профессиональной деятельности. Данный курс тесно связан с общей психологией, экспериментальной психологией, психодиагностикой, является подготовительным этапом для прохождения студентами психолого-педагогической практики. Курс имеет практическую направленность, так как развивает навыки работы с конкретными методиками, которые студенты проводят на реальных испытуемых. Курс обучения на заочном отделении рассчитан на 72 часа, из них 8 аудиторных часов, которые проводятся во время установочной сессии, 64 ч. – самостоятельная работа студентов. Во время следующей сессии студенты сдают зачет. Курс обучения на заочном отделении (сокращенный срок обучения) рассчитан на 72 часа, из них 8 аудиторных часов, которые проводятся во время установочной сессии, 64 ч. – самостоятельная работа студентов. Во время следующей сессии студенты сдают зачет. Программа включает: примерные тематические планы для студентов, краткое содержание тем курсов, контрольные вопросы для подготовки к практическим занятиям и зачёту, список рекомендованной литературы и приложения. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. а) студент должен знать и уметь использовать: – категориально-понятийный аппарат курса «Общий психологический практикум» (тезаурус); – основные методы исследования: наблюдение, самонаблюдение, опрос (устный, письменный), тестирование, метод анализа документов; – основные принципы работы психолога-практика;
– методики исследования познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение), индивидуальных особенностей и свойств личности (темперамент, характер, способности, эмоциональная сфера, мотивационная сфера и т.д.); – известных психологов, внесших существенный вклад в исследование психики; – компьютерные методы для изучения психики человека.
б) студент должен иметь навыки: – самостоятельной работы с психологической литературой; – использования основных методов исследования; – планирования эмпирического исследования; – организации индивидуального исследования испытуемого; – организации исследования особенностей собственной психики; – обработки и интерпретации результатов, полученных в процессе исследования.
Содержание дисциплины. Тема 1. Основные методы исследования. Понятия: методология, метод, методика. Понятия надёжности и валидности метода исследования. Методы исследования в психологии (наблюдение, самонаблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, метод анализа документом), их виды, особенности, достоинства и недостатки, сфера применения. Тема 2. Этические принципы деятельности психолога. Тема 3. Планирование эмпирического исследования. Выбор темы исследования. Составление плана исследования. Гипотеза исследования. Контрольная и экспериментальная группа. Подбор методов исследования (надёжные, валидные, объективные). Количественные (статистические) и качественные критерии оценки результатов исследования. Интерпретация результатов исследования. Представление результатов исследования: графическое, в виде таблиц, в форме диаграмм. Научные исследования и связанные с ними артефакты. Особенности ведения протоколов. Оформление протоколов. Тема 4. Виды наблюдения в психологии.
Наблюдение как метод исследования. Виды наблюдения: стандартизированное, лабораторное, полевое, включённое, невключённое, скрытое. Требования к наблюдению, особенности применения. Подготовка психолога к проведению наблюдения.Дневник наблюдения. Создание поведенческого портрета личности на основе наблюдения. Особенности интерпретации жестов, мимики, позы, голоса. Паралингвистические особенности. Устойчивые психологические свойства и ситуативные состояния. Составление протокола. Тема 5. Метод опроса в психологии. Беседа, её виды: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная. Навыки ведения беседы. Подготовка и проведение частично стандартизированной беседы. Терапевтическая беседа. Метод анкеты, как способ изучения личности. Возникновение метода. Область применения анкеты. Виды респондентов. Составление анкеты. Обработка анкетного материала. Исследование личности с помощью анкеты. Исследование тревожности, экстраверсии, ригидности личности с помощью анкеты Моудсли. Анализ различных типов вопросов анкеты. Возможности ошибки в анкете.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|