Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общий практикум по психологии. Метод наблюдения/под редакцией М. Б. Михалевской. – М., 1985.




5. Шванцара Я. Диагностика психического развития.- Прага, 1975.

6. Ядов В. А. Социологическое исследование (методология, программа, методы).- М., 1972.

Тема №5. Методы опроса в психологии.

Вопросы к практическому занятию:

1. Беседа как метод психологии.

2. Виды беседы.

3. Требования к подготовке и проведению беседы.

4. С какими трудностями сталкивается психолог при проведении беседы?

5. Анкетирование как метод познание личности в психологии.

6. Проблема составления анкеты.

7. Возможности ошибки в анкете.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Подготовить и провести частично стандартизированную беседу с
конкретным испытуемым, оформить протокол исследования.

2. Подготовьте план проведения стандартизированного интервью абитуриентов на тему «Мотивы поступления в вуз».

3. Проведите анкетирование школьников на тему «Мои интересы».

4. Составьте следующие виды вопросов для анкеты на тему «Вуз глазами студентов»: а) закрытый вопрос; б) полузакрытый вопрос; в) открытый; г) о личности респондента; д) о факте сознания; е) о факте поведения; ж) вопрос - контактёр; з) вопрос – фильтр; и) основной и контрольный к нему; к) косвенный; л)закрытый с поливариантными ответами; м) закрытый со шкалой ответов.

5. В анкете (см. раздел III), выясняющей особенности работы психологов, есть неудачные вопросы. Объясните, почему они являются неудачными и отредактируйте их.

6. Составьте анкету, направленную на выявление проблем профессиональной деятельности психолога, работающего в системе образования (здравоохранения). Проведите анкетирование нескольких специалистов.

7. Как вы считаете, какие из представленных ниже вопросов не отвечают требованиям анкетного метода? Почему?

1) У тебя есть друзья?

2) Ты дрался когда-нибудь?

3) У тебя часто бывает плохой аппетит?

4) Ты можешь за себя постоять?

5) Кого ты больше любишь, маму или папу?

6) Ты любишь ходить в школу?

7) Ты можешь назвать себя умным?

8) Ты никогда не ошибаешься в людях?

9) Ты бы лучше жил дома с родителями или с бабушкой?

10) Кто из учителей тебе нравится больше всего?

 

Литература:

1. Бутенко И.А. Анкетный опросник как общение социолога с респондентами. – М., 1989.

2. Метод беседы в психологии/ Под ред. Айламазьян А.И. – М.,1999.

3. Практикум по социологии / Ред. И.М. Слепенков. – М.,1992.

4. Самоукина Н. Практический психолог в школе. - М.,1997.

5. Шванцара Я. Диагностика психического развития. - Прага, 1975.

6. Хрестоматия по курсу «Метод беседы в психологии»/Под ред. Айламазьян А.И. и др. – М., 2000.

7. Ядов В.А. Социологическое исследование – М., 1972.

Тема №6. Психологические измерения.

 

Вопросы к практическому занятию:

1. Методы нольмерного шкалирования.

2. Методы одномерного шкалирования.

3. Методы многомерного шкалирования.

4. Типы измерительных шкал.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Путем наблюдения за школьным классом или студенческой группой сравните показатели заинтересованности во время любых двух учебных занятий. Для регистрации результатов используйте признаковую систему.

2. Используя шкалу рейтинга, определите, какой интерес проявляет ученик в ходе занятий.

Совсем не проявляет интереса Едва проявляет интерес Проявляет средний интерес Проявляет большой интерес Проявляет жгучий интерес
         

 

Литература:

1. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии /под общ. ред. Ю.П.Адлера. - М., 1976.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2. - М., 1992.

3. Гусев и др. Общий психологический практикум. - М., 1997.

4. А.Н.Гусев, Ч.А.Измайлов, М.Б.Михалевская. Измерение в психологии. Общий психологический практикум. 2-е издание, Москва, 1998.

5. Измайлов Ч. А., Михалевская М. Б. Об­щий практикум по психологии. - М., 1983.

6. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2000.

7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии - СПб., 2000.

8. Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. - Л., 1972.

Тема №7. Метод тестирования.

 

Вопросы к практическому занятию:

1. Чем отличается тестирование от эксперимента?

2. Каковы основные особенности тестирования?

3. Какие характеристики качества измерения существуют?

4. О чем информируют исследователя значения коэффициентов каждой из них?

5. Какие существуют разновидности тестов?

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Составьте задание для тестирования учебных достижений школьников по плану:

1) инструкция;

2) текст задания (вопроса);

3) варианты ответов (кроме тех случаев, когда ответ надо сформулировать самостоятельно);

4) правильный ответ.

2. Формирование навыков работы с многошкальным личностным опросником (см. раздел III), необходимых для решения задач психодиагностики, консультирования, психологической экспертизы. Напишите протокол.

 

Литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х т. – М.,1982.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - СПб., 2000.

3. Гайда В. К., Захаров С. П. Психологиче­ское тестирование: Учеб. пособие. - Л., 1982.

4. Гусев А.Н. и др. Общий психологический практикум. - М., 1997.

5. Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 2000.

Тема №8. Эксперимент, его виды.

Вопросы к практическому занятию:

1. Эксперимент как основной метод исследования в психологии.

2. Разновидности эксперимента в различных психологических школах.

3. Экспериментальная группа и контрольная группа.

4. Переменные факторы в эксперименте: независимая переменная,
зависимая переменная, контролируемые переменные, промежуточные
переменные.

5. Корреляционные исследования.

6. Квазиэкспериментальные планы.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Изучить влияние экспериментальной ситуации на поведение испытуемых (на материале исследований восприятия и мышления детей дошкольного возраста Ж. Пиаже).

2. Выполните всю последовательность действий, необходимых для определения коэффициента ранговой корреляции между предельно обобщенными показателями успеваемости школьников («отличник», «хорошист» и т.д.) и характеристиками выполнения ими теста умственного развития (см. раздел III). Сделайте интерпретацию обобщенных показателей.

3. С помощью коэффициента линейной корреляции рассчитайте показатели ретестовой надежности имеющегося в вашем распоряжении теста интеллекта. Выполните исследование в студенческой группе с интервалом времени между тестированиями в 7-10 дней. Сформулируйте выводы.

 

Литература:

1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.

2. Гусев А.Н. и др. Общий психологический практикум. - М., 1997.

3. Корнилова Т В. Введение в психологический эксперимент. - М, 1997

4. Корнилова Т.В Психологический эксперимент в системе исследователь­ских методов в высшей школе. М., 1993.

5. Кравцов Б. Г. Формирующий эксперимент // Психология обучения и воспитания. Вып.5.М ., 1978.

6. Кэмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и при­кладных исследованиях. - М., 1980.

7. Постовалова В. И. Гипотеза как форма научного знания // Гипотеза и современной лингвистике. М., 1982. С. 14—76.

8. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2000.

9. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии - СПб., 2000.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...