Многофакторного исследования
ЛИЧНОСТИ Р. КЕТТЕЛЛА (№ 105) (16РF -- опросник) В настоящее время различные формы 16РF опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагносцирует черты личности, которые Р. Б. Кеттелл называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов -мотивов, потребностей, интересов, ценностей - требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, так как реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуации. В настоящем пособии предлагается вариант опросника С — сокращенный вариант, который следует использовать в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов. Время обследования колеблется от 20 до 50 мин. Способ работы с вопросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального «ключа». Совпадение ответов «а» и «с» оценивается двумя баллами, совпадение ответа «в» - одним баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор В — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору — 12 баллов, по фактору В – 8баллов; минимальная — 0 баллов. ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ Инструкция. Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или « ошибочных ». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно.
Напишите свою фамилию, и прочие данные о себе в верхней части листка для ответов. Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых Вам ответов — тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соответствующей клеточке на бланке для ответов поставьте отчетливый крестик (левая клеточка соответствует ответу «а», средняя — ответу «в», а клеточка справа — ответу «с»). В САМОМ ВОПРОСНИКЕ НИЧЕГО НЕ ПИШИТЕ И НЕ ПОДЧЕРКИВАЙТЕ! Если Вам что-нибудь неясно, спросите экспериментатора. Когда будете отвечать на вопросы, все время помните четыре следующих правила: 1. НЕ НУЖНО МНОГО ВРЕМЕНИ ТРАТИТЬ НА ОБДУМЫВАНИЕ ОТВЕТОВ. ДАВАЙТЕ ТОТ ОТВЕТ, КОТОРЫЙ ПЕРВЫМ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ. Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае, отвечая, стирайтесь представить «среднюю», наиболее типичную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Вы должны затратить на все ответы не более 30 мин. 2.СТАРАЙТЕСЬ НЕ ПРИБЕГАТЬ СЛИШКОМ ЧАСТО К ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ ОТВЕТАМ, ТИПА «НЕ ЗНАЮ», «НЕЧТО СРЕДНЕЕ» И Т. П. 3. ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТВЕЧАЙТЕ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ПОДРЯД, НИЧЕГО НЕ ПРОПУСКАЯ. Возможно, некоторые вопросы окажутся для Вас не очень, подходящими, но и в этом случае постарайтесь найти наилучший ответ, наиболее точный. Некоторые вопросы могут показаться личными, но Вы можете быть уверены, что Ваши ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального «ключа», который находится у экспериментатора. Причем, ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут просматриваться: нас интересуют только обобщенные показатели.
4. ОТВЕЧАЙТЕ ЧЕСТНО И ИСКРЕННЕ. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае: —Вы сможете лучше узнать себя; —очень поможете нам в нашей работе — заранее благо ПРОСИМ: не переворачивайте страницу, пока не получите разрешения. 1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше. а) да в) трудно сказать с) нет 2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей. а) да в) иногда с) нет 3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что а) бандитом в) святым с) тучей 4. Когда я ложусь спать, я: а) засыпаю быстро в) нечто среднее с) засыпаю с трудом 5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы: а) пропустить вперед большинство машин в) не знаю с) обогнать все идущие впереди машины 6. В компании я предоставляю другим шутить и рас- а) да в) иногда с) нет 7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не а) верно в) трудно сказать с) неверно 8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть. а) да в) иногда с) нет 9. Я бы скорее занимался: а) фехтованием и танцами в) затрудняюсь сказать с) борьбой и баскетболом 10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не а) да в) иногда с) нет 11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь а) всегда в) иногда с) редко 12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно а) верно в) не знаю с) неверно 13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро за а) верно в) не знаю с) неверно 14. Мне больше нравится придумывать новые способы испытанных приемов. а) верно в) не знаю с) неверно 15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи. а) верно в) иногда с) нет 16. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей. а) верно в) затрудняюсь ответить с) неверно 17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
а) верно в) не знаю с) неверно КОНЕЦ ПЕРВОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ
18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало а) да в) не знаю с) нет 19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли: а) моим хорошим друзьям в) не знаю с) в своем дневнике 20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу а) небрежный в) тщательный с) приблизительный 21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо. а) да в) трудно сказать с) нет 22. Меня больше раздражают люди, которые: а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску в) затрудняюсь ответить с) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу 23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их, а) верно в) не знаю с) неверно 24. Я думаю, что: а) не все надо делать одинаково тщательно в) затрудняюсь ответить с) любую работу следует выполнять тщательно если Вы за нее взялись 25. Мне всегда приходится преодолевать смущение. а) да в) возможно с) нет 26. Мои друзья чаще: а) советуются со мной в) делают то и другое поровну с) дают мне советы 27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я а) да в) иногда с) нет 28. Мне нравится друг: а) интересы которого имеют деловой и практический характер в) не знаю с) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь 29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди а) верно в) затрудняюсь ответить с) неверно 30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки. а) да в) не знаю с) нет 31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то а) играть в шахматы в) трудно сказать с) играть в городки 32. Мне нравятся общительные, компанейские люди. а) да в) не знаю с) нет 33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной
а) да в) трудно сказать с) нет 34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо. а) да в) иногда с) нет
КОНЕЦ ВТОРОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ
35. Мне бывает трудно признать, что я неправ. а) да в) иногда с) нет 36. На предприятии мне было бы интереснее: а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве в) трудно сказать с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой 37. Какое слово не связано с двумя другими? а) кошка в) близко с) солнце 38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание: а) раздражает меня в) нечто среднее с) не беспокоит меня совершенно 39. Если бы у меня было много денег, то я: а) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти в) не знаю с) жил бы, не стесняя себя ни в чем 40. Худшее наказание для меня: а) тяжелая работа в) не знаю с) быть запертым в одиночестве 41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, а) да в) иногда с) нет 42. Мне говорили, что ребенком я был: а) спокойным и любил оставаться один в) не знаю с) живым и подвижным 43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами. а) да в) не знаю с) нет 44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них. а) да в) трудно сказать с) нет 45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, а) верно в) затрудняюсь ответить с) неверно 46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, а) верно в) не знаю с) неверно 47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, а) верно в) не знаю с) неверно 48. В музыке я наслаждаюсь: а) маршами в исполнении военных оркестров в) не знаю с) скрипичными соло 49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца: а) в деревне с одним или двумя друзьями в) затрудняюсь сказать с) возглавляя группу в туристском лагере 50. Усилия, затраченные на составление планов: а) никогда не лишние в) трудно сказать с) не стоят этого 51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня. а) верно в) не знаю с) неверно КОНЕЦ ТРЕТЬЕГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ 52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими. а) всегда в) иногда с) редко 53. Я предпочел бы скорее работать: а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них в) затрудняюсь ответить с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект 54. Дом так относится к комнате, как дерево: а) к лесу в) к растению с) к листу
55. То, что я делаю, у меня не получается: а) редко в) иногда с) часто 56. В большинстве дел я: а) предпочитаю рискнуть в) не знаю с) предпочитаю действовать наверняка 57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком а) скорее это так в) не знаю с) думаю, что нет 58. Мне больше нравится человек: а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен в) трудно сказать с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам 59. Я принимаю решения: а) быстрее, чем многие люди в) не знаю с) медленнее, чем большинство людей 60. На меня большее впечатление производят: а) мастерство и изящество в) трудно сказать с) сила и мощь 61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству. а) да в) нечто среднее с) нет 62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными. а) да в) не знаю с) нет 63. Я предпочитаю: а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам в) затрудняюсь ответить с) советоваться с моими друзьями 64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как а) верно в) не знаю с) неверно 65. В школьные годы я больше всего получил знаний а) на уроках в) трудно сказать с) читая книги 66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим а) верно в) иногда с) неверно 67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден, а) заняться другим вопросом в) затрудняюсь ответить с) еще раз попытаться решить этот вопрос 68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, а) да в) иногда с) нет
КОНЕЦ ЧЕТВЕРТОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно. а) верно в) не знаю с) неверно 70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для а) да в) иногда с) нет 71. Я думаю, что правильное число, которое должно а) 10 в) 5 с) 7 72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины. а) да в) не знаю с) нет 73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, а) да в) иногда с) нет 74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем а) верно в) трудно сказать с) неверно 75. На вечеринке мне нравится: а) принимать участие в интересной беседе в) затрудняюсь ответить с) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому 76. Я высказываю свое мнение независимо от того, а) да в) иногда с) нет 77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с: а) Колумбом в) не знаю с) Пушкиным 78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела. а) да в) иногда с) нет 79. Работая в магазине, я предпочел бы: а) оформлять витрины в) не знаю с) быть кассиром 80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь пере а) да в) трудно сказать с) нет 81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной а) сразу же думаю: «У него плохое настроение» в) не знаю с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил 82. Все несчастья происходят из-за людей: а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов в) не знаю с) которые отвергают новые, многообещающий предложения 83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости. а) да в) иногда с) нет 84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются а) верно в) иногда с) неверно 85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем а) верно в) не знаю с) неверно КОНЕЦ ПЯТОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТСЛ 86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной. а) верно в) иногда с) неверно 87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать. а) часто в) иногда с) никогда 88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отверенных по точным часам, то эти часы: а) отстают в) идут правильно с) спешат 89. Мне бывает скучно: а) часто в) иногда с) редко 90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим а) верно в) иногда с) неверно 91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, а) да в) иногда с) нет 92. Дома, в свободное время, я: а) болтаю и отдыхаю в) затрудняюсь ответить с) занимаюсь интересующими меня делами 93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми. а) да в) иногда с) нет 94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также точно выразить прозой. а) да в) иногда с) нет 95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной. а) да, в большинстве случаев в) иногда с) нет, редко 96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких следов, 97. Я думаю, что было бы интереснее быть: а) натуралистом и работать с растениями в) не знаю с) страховым агентом 98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению а) да в) иногда с) нет 99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы а) да в) трудно сказать с) нет 100. Я предпочитаю игры: а) где надо играть в команде или иметь партнера в) не знаю с) где каждый играет сам за себя 101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны. а) да в) иногда с) нет 102.Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх,
а) да в) иногда с) нет КОНЕЦ ШЕСТОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ 103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей а) да в) иногда с) нет 104. Какое слово не относится к двум другим? а) думать в) видеть с) слышать 105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к а) двоюродным братом в) племянником с) дядей
Интерпретация факторов Фактор А — «замкнутость — общительность». При низких оценках человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей. Онскептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным. При высоких оценках человек открыт и добросердечен, В целом фактор ориентирован на измерение общительности человека в малых группах. Фактор B— «интеллект». При низких оценках человеку свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления. При высоких оценках наблюдается абстрактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией. Фактор С— «эмоциональная неустойчивость» — эмоциональная устойчивость» При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия. При высоких оценках человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он лучше способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов. У него отсутствует нервное утомление. В крайних случаях может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность. По некоторым работам, фактор связан с силой нервной системы, лабильностью и преобладанием процесса торможения. Фактор Е— «подчиненность —доминантность» При низких оценках человек застенчив, склонен уступить дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность до полной пассивности. При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный. Фактор F — «сдержанность - экспрессивность» При низких оценках человек характеризуется благоразумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливостью. Ему свойственны склонность все усложнять, некоторая озабоченность, пессимистичность в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным. При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энергичен, социальные контакты для него эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людьми. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом грум повой деятельности, верит в удачу. В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональную окрашенность и динамичность общения. Фактор G — «подверженность чувствам — высокая нормативность поведения» При низких оценках человек склонен к непостоянству, подвержен влиянию случая и обстоятельств. Не делает усилий по выполнению групповых требований и норм, характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам. Свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению. При высоких оценках наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность. В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека. Фактор Н— «робость — смелость» При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает одного - двух людей, друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе. При высоких оценках человеку свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, держится свободно, расторможено. В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальные ситуациях и определяет степень активности в социальных контактах. Фактор I— «жесткость — чувствительность» При низких оценках человеку свойственны мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим. При высоких оценках наблюдается мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей. Фактор L — «доверчивость — подозрительность» При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе. При высоких оценках человек ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью, ему свойственно большое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен. В целом фактор говорит об эмоциональном отношении к людям. Фактор М— «практичность — развитое воображение» При низких оценках человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам. При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентировании на свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человека.
Фактор N— «прямолинейность — дипломатичность» При низких оценках человеку свойственна прямолинейность, наивность, естественность, непосредственность поведения. При высоких оценках человек характеризуется расчетливостью, проницательностью, разумным и сентиментальным подходом к событиям и окружающим людям. Фактор О— «уверенность в себе — тревожность» При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе. При высоких оценках человеку свойственны тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность. Фактор Q1 — «консерватизм — радикализм» При низких оценках человек характеризуется консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям, он знает, во что должен верить, и, несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями. При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо информированным. Более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает. Фактор Q 2— «конформизм — нонконформизм» При низких оценках человек зависим от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение. При этом у него зачастую отсутствует инициатива принятия решений. При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и сам действует, однако он не всегда доминантен, т. е. имея собственное мнение, он не стремится навязать его окружающим. Нельзя сказать, что он не любит людей, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке. Фактор Q 3 — «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль» При низких оценках наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, человек не обеспокоен выполнением социальных требований. При высоких оценках — развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует иной эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственна целенаправленность и интегрированность личности. В отличие от социальной нормативности поведения (фактор G)этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения. ФакторQ4 — «расслабленность — напряженность» При низких оценках человеку свойственны расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость. Высокая оценка свидетельствует о напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояние фрустрации, в которой человек находится, представляет собой результат повышенной мотивации. Ему свойственно активное неудовлетворение стремлений. Фактор МD — «адекватность самооценки» Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя. На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей могут быть выделены следующие блоки факторов: 1. Интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q1. 2. Эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, 3. Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, Н, F, Е, Q2, N,L, Данная методика может применяться как в группе, так и индивидуально, как в блоке с другими методиками, так и изолированно. Для качественной и прогностичной интерпретации экспериментатору требуется некоторый опыт работы с методикой.
Протокол на методику. 1. Ф.И.О. испытуемого. 2. Пол. 3. Возраст. 4. Дата обследования. 5. Время обследования. 6. Название методики. 7. Цель. 8. Результаты обследования и их интерпретация. 9. Выводы и рекомендации испытуемому.
К теме №8.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|