А) отражение форм в материи
{Каждая мысль, каждое слово или поступок любого создания в проявленной Вселенной запечатлевается фохатической [553] энергией в великом океане эфирной субстанции, которая в каком-то смысле может быть уподоблена фотоплёнке, запечатлевающей изображение благодаря своей способности улавливать и сохранять световое воздействие. Изучая геометрию, вы узнаете, что три великие силы – позитивная, негативная и нейтральная – проявляются во всём сущем. Позитивно-негативная – Отец, или великая созидательная сила Вселенной, даёт силу мысли (принцип Манаса); негативно-позитивный полюс (Мать) проявляет мысль, облекая её в форму, или действие. Нейтральная, или центральная, точка «линии жизни» привлекает к себе обе силы – проецирующую и принимающую – и фиксирует образ мысли, слова или дела на этой эфирной субстанции, иллюстрируемой в Геометрии Квадратом, а в Арифметике – цифрой четыре. Здесь этот отпечаток сохраняется на протяжении всего цикла манифестации. Это и есть Божественная «Книга Жизни», и посредством описанного процесса все наши ошибки, прегрешения и добродетели заносятся в неё и могут предстать перед нами, когда мы получим доступ к Астральному Свету, или Эфиру. Много путаницы относительно высшего плана сознания возникает из-за необдуманного и неосмотрительного употребления термина «Астральный Свет» теми, кто берётся разъяснять его законы и проявления. Астральный Свет имеет два аспекта, или плана, сознания. Его высший аспект несёт созидательную и предохранительную функции, и от него отражаются, или проецируются, все запечатлённые в нём принципы совершенных форм или видов; а обратно к нему возвращаются те же самые принципы плюс всё то, что каждая душа приобрела в течение планетарной жизни. Это план проявления души.
Низший аспект Астрального Света есть план хаоса и разложения формы. Именно отсюда к нам приходят призраки ужасных или причудливых форм, а обратно в этот хаос отражается всё то, что известно нам как зло, – все отбросы природы. Этот план является первой остановкой души при её возвращении в Дева-чан, или Небеса. Это также место очищения, где оседают последние остатки того, что мы знали как физическую материю. Без понимания этих двух аспектов Астрального Света невозможно его правильное постижение. С первой манифестацией принципа формы появился и грех (то есть оковы, или ограничение), а вместе с ним импульс освободиться от этих ограничений, ибо дух, заключённый в оковы материи, есть дух, обречённый на страдания. Несмотря на то что сама борьба воплощённого духа за своё освобождение лишь способствует увеличению силы и укреплению субстанции этих уз, тем не менее свойственная ему природа принуждает его бороться и тем самым ещё сильнее проявляет его изначальную сущность. <...> В умах некоторых экзотерических учёных появляются смутные догадки о том, что существует среда, в которую и через которую они проходят лично, подобно тому как капля масла просачивается сквозь прожилки или молекулы камня, – среда настолько более плотная и твёрдая, чем та материя, о которой они сегодня осведомлены, что между ними не может быть никакого сравнения. Однако эфирная среда, которая проникает или, точнее, пронизывает каждый атом материи, и есть именно такая среда. Она не может быть видима, осязаема или слышима физическими чувствами, однако душа начинает очень хорошо осознавать её существование после смерти, когда она переходит в другую фазу бытия – в низший астрал – и обретает способность беспрепятственно передвигаться по путям, пересекающим этот эфир и аналогичным прожилкам или расщелинам вышеупомянутого камня, и там она уже ощущает и вес, и тяжесть, и плотность, которые были ей недоступны в то время, когда она была заключена в [земном физическом] проводнике, допускавшем лишь одну форму передвижения.
Птица может летать не потому, что она легче эфирной основы воздуха, а благодаря большей своей упругости и малым размерам. Если бы не сила притяжения, которая удерживает на земной поверхности все неэластичные, неупругие формы материи при движении Земли вокруг своей оси и по орбите, человек также мог бы с такой же лёгкостью летать по воздуху, используя воздушные течения, которые соответствуют эфирным путям. Будучи уже не в такой степени подверженным воздействию того же полюса силы тяготения, что притягивает и удерживает на поверхности земли другие формы физической жизни, просвещённый ученик тайноведения может обратить действие этого полюса гравитации в своём собственном астральном теле и передвигаться в астрале, или в эфирной среде, по своей воле. И в этом никакого секрета нет, но человек со средним сознанием не поверит даже в одну такую возможность. Он настолько стал рабом веками господствующей в человеческой расе мысли о невозможности оторваться от земли, что просто не может заставить своё астральное тело сознательно покинуть тело физическое. Подобно тому как эфир является основным принципом воздуха и всех более грубых форм материи, так и Акаша [в свою очередь] есть основной принцип эфира. Но ни то, ни другое не доступно тому, кто ещё не обрёл знания о том, что стоит за тайнами отражения или отбрасывания тени. Однако сила воображения позволяет пролить немного света на природу каждого из этих принципов. Если бы воплощённое в физическом теле эго могло бы наделить жизнью, разумом, бытием каждый атом отражения, отбрасываемого в зеркале его физическим телом, и если бы свет, пребывающий в нём самом (посредством которого это отражение было отброшено), также просочился сквозь щели и сделался видимым между атомами этого физического тела, вызвав тем самым давление, которое связало бы вместе атомы отражённого образа, то произведённый таким образом феномен служил бы примером взаимоотношения Акаши и Эфира. Последний как раз и является той основой, на которую или, точнее, в которую Акаша – духовная Воля – отбрасывает свои отражения посредством присущего ей света, и эти отражения становятся в конце концов различными формами жизни на видимых планах Вселенной}[554].
Б) ВНУТРЕННИЕ ЦАРСТВА
{<...>Если вы вбиваете гвоздь в дерево или вырезаете кусок из какого-либо твёрдого тела, то используемые вами инструменты вонзаются уже в новое царство, – в то, которое наука называет межмолекулярным (астральный план оккультизма). Если же при помощи силы воли, используя воображаемый гвоздь, вы смогли бы заставить его проникнуть в самую сердцевину этого царства, он вошёл бы в ещё более тонкое царство субстанции – межатомное. Межмолекулярное царство науки фактически есть низшее астральное царство оккультизма. Межатомное, или эфирное, царство – это царство высшего астрала. Вам редко приходит в голову, что вы постоянно проходите через эти царства, задерживаясь в них и возвращаясь обратно равно как во сне, так и в часы бодрствования, но это действительно так. И такие же волнообразные движения, как и те, что переносят ваши вести по [известному вам] беспроволочному телеграфу в этом царстве плотной материи, могут перенести и ваше сознание из одного царства в другое. <...> ...Плотная материя, в которую вы погружены (живёте в мире из этой материи, имеете физическое тело из этой материи), [с точки зрения последовательности развития и иерархии миров] представляет собой лишь сброшенную оболочку межатомной и межмолекулярной субстанции, в которую [воплощающаяся] душа облекается для приобретения опыта, когда нисходит из царства духа, высшего полюса жизни, в материю – низший полюс. Во время сна, транса и духовного откровения вы освобождаетесь от уз молекул и действуете в тех высших межатомных царствах субстанции. И поскольку в это время вы обнаруживаете себя вне границ времени и пространства, в вашем [земном] понимании, и подчиняетесь уже иным законам, то обычно считаете, что именно эти царства иллюзорны, а то, которое вы оставили, есть единственная реальность.
<...> [Для проникновения в эти миры] научитесь растворяться в той вещи, человеке или состоянии, на которых вы концентрируетесь, и делайте это с конкретной [осознаваемой] целью, которая и будет, так сказать, руководящей силой [данного проникновения]. Человек обладает более проникающим лучом, нежели любые недавно открытые элементы, а также более существенным средством для определения строения материи, нежели спектроскоп. Но недостаток терпения в исследованиях, постоянная подверженность иллюзиям чувств, а также нежелание или неспособность претерпеть вызванные своими действиями следствия, когда они оборачиваются низвергающейся ратью элементалов, охраняющих врата каждого внутреннего плана, – и есть препятствия для возвращения человеку той силы, которой он некогда обладал. Как раз на грани таких открытий ученики один за другим теряют свои возможности по причине временного затемнения их внутреннего видения в результате совершения какого-либо деяния, к которому побудили их охраняющие врата элементалы. Порою эти возможности теряются из-за отказа исполнить некую обязанность, назначенную им как испытание их силы или интуиции, и тогда трудный подъём начинается снова. Истинно сказано: «Кого Бог хочет наказать, того Он лишает ума»} [555].
Е.П.Блаватская о внутреннем царстве: «<...>Пураны говорят нам, что «Земля и Махат (физический план и Буддхи-Манас) суть внешние и внутренние пределы Вселенной» или, на нашем языке, отрицательный и положительный полюсы дуалистической Природы (абстрактной и конкретной) <...>» [556].
ИЗ АГНИ ЙОГИ
«Стихия есть пространственное вещество, невесомое и несоизмеримое, полуаморфные кристаллы в виде так называемых стихийных проявлений (в виде элементалов). Субстанция непроявленного духа напитывает вещество пространства. Про человека говорят – рождается и умирает. Про стихийного духа можно сказать – вспыхнет и угаснет. Как стрела вонзается сознание проявленного духа в вещество стихий и как магнит собирает расплавленную субстанцию. Рождение стихийного духа обусловлено касанием проявленного сознания. Поистине необозрима кооперация! И качество, и внешность, и динамичность духа зависят от духа создателя. Потому зломыслие осуждается как прародитель безобразия. И сила сознания производит соответственный рефлекс в веществе пространства. И вспыхнувшие фокусы пространства остаются близкими создавшему. Ничтожное сознание породит гаснущие искры, но сознание потенциально растущее может производить гигантов. Фабрика добра и зла, почему так ценно качество мысли. Так вырубили мы картину эволюции жизни пространства и можем просить человечество – будьте лучше и не грязните волны прекрасного света. Сферы стихий ослепляюще прекрасны, и загрязнить их подобно уничтожению прекрасного цветка» [557].
«Каждая мысль, отвечающая действительности, образует жилище элементалу. Всё достойное, строгое, жизненное собирается к мыслям творческим и будет благотворно поддерживать своего создателя. Но измышления клеветы призовут к себе блуждающих элементалов и, не найдя жизненного основания, обрушатся на клеветника. Потому, когда предупреждаю людей не поддаваться мерзости клеветы, опять-таки не даю совет морали, но указываю на очень болезненные последствия. Неприятно очутиться в Тонком Мире среди буйных элементалов. Ужасен такой водоворот, наполненный обрывками своих злобных мыслей! Все эти твари цепляются, висят, приобретая чисто физическую тягость. Мысли, как капли энергии, притягивают к себе малых элементалов. Качества этих зародышей духа очень различны; следуя за сущностью мысли, могут от зародыша, почти неощутимого, достигать под питанием мыслью разных уявлений. Они могут составить основу минералов и даже растений, но особенно ясно можно себе представить, как эти, лишённые жизненного основания, мысли могут засорять низшие слои земли. Пыль метеорная недоступна глазу, но даёт очень существенные осадки. Можно представить, как велика пыль мыслей и, будучи следствием энергии, как существенна. Следствия этих отбросов мысли производят заболевание планеты. Сеятели зла и клеветы, можете ли понять, какую душную темницу готовите себе?! Мысли зла найдут своего хозяина. Такому тёмному хозяину не укрыться от своих порождений. Кто-то всё-таки подумает о пугале придуманном, ибо он не допускает, что мысль есть вечная энергия…
Есть ли разница между зерном духа и элементалом? Зерно духа почти есть элементал. Говорю, почти, ибо и зерно различно, но, выражаясь грубо, можно сказать, зерно духа есть элементал. Неужели элементал может исполнять разумно сложные поручения? До известной степени они могут оживляться мыслью. Но элемент, сильно насыщенный мыслью, может значительно развиться. Если бы люди поняли значение мысли, они приблизили бы себя к лучшей эпохе» [558].
«Монада (зерно духа) есть одушевлённый Атом. Лейбниц учил, что “мир состоит из бестелесных, непротяжённых, простых, представляющих и обнаруживающих стремление Монад. Монады вечны, они не могут прекратить существования, ибо просты. Они неспособны к изменению и взаимодействию. Им свойственно лишь чисто внутреннее развитие. Различие Монад состоит из различной степени представления. Все Монады между собою различны, и они представляют возрастающую градацию от низшей до высшей, что есть Бог. Монада духа господствует над монадой тела”. Платон Монады называл Идеями» [559].
А.В.: Более крупные элементалы, или, точнее, элементалы нижестоящего уровня образуются элементалами вышестоящего уровня. Физические тела должны из чего-то состоять, и первокирпичиками, или квантами физического плана (минерального царства) выступают межмолекулярные элементалы. Тела низшего астрального плана (так называемого эфирно-пранического плана), сами межмолекулярные элементалы строятся межатомными элементалами – мир одухотворённых элементарных частиц квантовой физики. Высший астральный план, высшие чувства, а также переходный ментальный план явлены элементалами межэфирного (межакашного) плана. Именно они лежат в корне встречающихся у людей отложений кристаллов высшей психической энергии (оджас, рингсэ). Ещё выше, на уровне материи шестого и седьмого уровня – внепространственного огня и энергии самозачинающей, – имеются свои аналоги элементального царства, свои агенты бытия. Говорится, что монада, человеческий дух – с телесной точки зрения, то есть в смысле отделённости от прочих монад, есть зерно духа, и грубо, это есть элементал. Само зерно духа имеет ядро (атма-план), являет в действии две духовные половины, и на этой абсолютной стадии элементальная дифференциация выходит за рамки человеческого понимания.
ИЗ «ТАЙНОЙ ДОКТРИНЫ»
«...Может быть, неправильно с точки зрения метафизики называть Атма-Буддхи Монадою (Единичностью), раз с материальной точки Атма-Буддхи является двойственною и, следовательно, сложною. Но так как Материя есть Дух и vice versa (наоборот); и раз Вселенная и Божество, одухотворяющее её, немыслимы отдельно одно от другого, то и в случае Атма-Буддхи происходит то же самое. Буддхи является проводником Атмы, Буддхи находится в том же соотношении с Атмою, как <...> Мулапракрити с Парабраманом.<...> ...Эти “Монады”... из которых каждая есть живое зеркало Вселенной, ибо каждая Монада отражает каждую другую. Можно сравнить этот взгляд [Лейбница] и определение с некоторыми санскритскими стихами, переведёнными сэром Уильямом Джонсоном, в которых сказано, что творческий источник Божественного Разума,
“Сокрытый покровом плотной тьмы, создал зеркала атомов мира и отбросил отображение своего собственного лика в каждом атоме”.
<...> Монады Лейбница (зёрна духа) отличаются от атомов [материалистической философии] следующими особенностями, которые очень важно для нас запомнить, иначе мы не будем в состоянии усмотреть разницу между Элементалами и простой материей [материалистов]. Атомы [материалистической философии] неразличимы один от другого, они качественно одинаковы, но каждая монада отличается от другой качественно; и каждая из них является своим особым миром. Не так обстоит дело с [абстрактными] атомами [материалистической философии]: они абсолютно одинаковы количественно и качественно и не обладают никакой личной индивидуальностью. Кроме того, атомы (вернее, молекулы) материалистической философии могут быть рассматриваемы как имеющие протяжённость и делимые, тогда как монады являются просто «метафизическими точками» и неделимы. Наконец, и это является пунктом, где эти монады Лейбница близко походят на Элементалы мистической философии, эти монады являются прообразами существ. Каждая монада отражает другую. Каждая монада есть живое зеркало Вселенной в пределах своей собственной сферы (плана). И заметьте это, ибо от этого зависит мощь, обладаемая этими монадами, так же как и та работа, которую они могут совершить для нас. Отражая мир, монады не просто пассивные отображающие посредники, но они произвольно самодеятельны: они производят образы произвольно, как душа сны. Потому в каждой монаде Адепт может прочесть всё, даже будущее [560].
“Каждая монада – или Элементал – является зеркалом, могущим говорить”.
<...> Адепт может прочесть будущее в Элементальной Монаде, но он должен для этой цели привлечь большое количество их, ибо каждая Монада представляет лишь часть царства, к которому она принадлежит. <...> И как поясняет Лейбниц:
“Все части Вселенной чётко представлены в монадах, но одни отображены в одной монаде, другие в другой”.
Известное число Монад могло бы явить одновременно мысли двух миллионов обитателей Парижа. Но что говорят на это Оккультные Науки и что добавляют они? Они говорят, что то, что Лейбниц называет коллективно Монадами – беря обще и выключая на это время каждое подразделение из обсуждения, – может быть разделено на три определённых Воинства [561], которые, считая от самых высоких планов, суть прежде всего “Боги” или сознательные духовные Ego; разумные Зодчие, вырабатывающие план Божественного Разума. Затем идут Элементалы или “Монады”, составляющие коллективно и бессознательно великие Мировые Зеркала всего связанного с их соответствующими царствами. Наконец, “Атомы” или материальные молекулы, в свою очередь, одушевлённые своими “познающими” Монадами, так же как и каждая клеточка в человеческом теле. Существуют массы таких одушевлённых атомов, которые, в свою очередь, одушевляют молекулы; и бесчисленность Монад или, так сказать, Элементалов, и бесчисленность духовных Сил – не имеющих [проявленных] Монад, ибо они являются совершенными бестелесностями (непроявленного, так называемого «субъективного» плана), исключая те случаи, когда, в силу известных законов, они принимают форму, которая не является неизбежно человеческой. Откуда субстанция, облекающая их, – тот видимый организм, который они развивают вокруг своих центров? Лишённые Формы (Арупа) Излучения, существуя в гармонии Вселенской Воли и составляя то, что мы называем коллективностью или агрегатом Космической Воли на плане субъективной Вселенной, объединяют бесконечность Монад – каждая, будучи зеркалом своей собственной Вселенной – и, таким образом, индивидуализируют на время независимый Разум, всеведующий и вездесущий. И тем же самым процессом магнетической агрегации они создают себе объективные, видимые тела из междупланетных Атомов (элементалов). Ибо [элементальные] Атомы и Монады, соединённые или разъединённые, простые или сложные, с момента первой дифференциации являются лишь телесными, психическими и духовными «принципами» Богов, которые сами являются Излучениями Первозданной Природы. Таким образом, для взора Ясновидца высшие Планетные Силы являются под двумя аспектами: субъективным – как воздействия и объективным – как мистические формы, которые в силу Кармического Закона становятся Присутствием, Дух и Материя, будучи Едины, как уже неоднократно утверждалось. Материя есть Дух на седьмом плане; Дух есть Материя на низшей точке своей деятельности» [562].
СОКРОВЕННОЕ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|