Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Безличный и личный Бог (Е. И. Рерих)




 

В сборник «Чаша Востока» (Письма Махатм) было включено «Письмо о Боге» (№ 57), вызвавшее в своё время сильный резонанс среди теософов, а после выхода «Чаши Востока» – и среди рериховских кругов, что потребовало от Е.И.Рерих дополнительных разъяснений.

 

Письмо Е.И.Рерих от 01.02.35.

Вы пишете, что в «Чаше Востока» Вы нашли полное отрицание Бога не только личного, но и безличного. Это утверждение не совсем справедливо. Ибо нигде, ни в Учении [506], ни в Письмах Великих Учителей, вы не найдёте отрицания безличного Бога. Возможно, что это недоразумение возникло просто из-за неправильного наименования. Ибо, что есть этот безличный Бог? Не является ли Он тем божественным, неизменным и беспредельным Принципом или Непознаваемой Причиной всего Сущего, который словами апостолов Иоанна и Павла и в трудах первых великих отцов христианства определён, как «Бог Невидимый и Непознаваемый». Не читаем ли мы в Евангелии от Иоанна (гл. 1, ст. 18): «Бога не видел никто, никогда» <...>. Много указано в Библии на «Бога Невидимого» и на огненную природу этого Бога. Так, во Второзаконии (гл. 4, ст. 24) Моисей говорит: «Бог есть Огонь Поядающий».

Очень советую вам прочесть труды великого Оригена, этого Светоча истинного Учения Христа. <...> Так, Ориген в своём труде «О началах» утверждает: «Итак, Бога нельзя считать каким-то телом, пребывающим в теле, но Он есть простая Духовная природа, недопускающая в себе никакой сложности. Он есть Ум и в то же время Источник, от которого получает начало всякая разумная природа и ум. Бога, который служит началом всего, не должно считать сложным, иначе окажется, что элементы, из которых слагается всё то, что называется сложным, существовали раньше самого Начала». Разве возможно яснее утвердить понятие Бога как чистейшего однородного Принципа или Начала всего, нежели это выражено в словах великого греческого философа и отца христианской церкви?

Также разве не сказано, что Бог вездесущ, всеведущ и всемогущ и что «всё в Нём движется и дышит и имеет Бытие»? Всё это имеется в Библии. Потому, если мы отбросим мёртвую букву писаний, часто искажённых неверным переводом, и предвзятость суждений, сложенную рабством мысли, на протяжении веков находящейся в тисках христианских догм, то мы увидим насколько все религии, все учения древности, полагали в основу мироздания величественную, вечно-непознаваемую Причину всего сущего и поклонялись этому Единому Божественному Началу под разными наименованиями, соответствующими каждому народу, каждой стране.

Христианский мир для высшего понятия избрал слово Бог, потому, зачем искать новое определительное для этого Величественного Понятия? Ведь с этим словом христианский мир веками связывал всё самое Высокое, всё самое Прекрасное, доступное его сознанию, потому в книгах Учения этот непознаваемый и Беспредельный Принцип или Начало часто обозначается словом Бог. Ведь сказано: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе». Ещё сказано: «Отец Мой и Отец Ваш». Именно, это Божественное Начало, Непостижимое и Незримое, духовно пребывает в нас и вокруг нас. Потому и Бог Махатм есть Бог Космический, вернее, сам космос во всей его Видимости и Невидимости. Именно, «всё в Нём движется и дышит и имеет Бытие».

Также в Агни Йоге сказано: «Люди не понимают, что означает Бог и Бодхисатва». Истинно, они не понимают, и мы можем сказать словами великого Оригена: «Наш ум своими силами не может постичь Бога, но познаёт Отца всех тварей из красот дел и великолепия Вселенной». Лучше сказать нельзя. Да, величественно было представление великих умов древности об этом Непостижимом Начале всех вещей, в этом Вселенском Законе, истинно справедливом начале, дающем каждой искре, исшедшей от Него, все свойства Свои, предоставляя ей следовать свободному выбору в применении их на строительство или разрушение.

Не забудем также, что все древние религии без исключения делились на эзотерическую для избранных и экзотерическую для народа. Именно, много осложнилось в нашей христианской религии из-за того, что священнослужители утратили, вернее, отвергнули ключ к пониманию Учения Христа, полного эзотеризма, о чём в Евангелии имеются неоднократные подтверждения в словах самого Христа.

Возвращаясь к термину «безличный Бог», должна добавить, что, вкладывая в понятие Бога то понимание, которое связано с представлением этого понятия в умах масс, определение такого Бога как безличного будет попросту говоря, чудовищной нелепостью, полною непродуманностью. Потому, лишь принимая Бога за Непостижимое Начало, за Единый Закон всякого существования, мы можем говорить о Его безличии. Также если сказано, что Бог Беспределен, то возможно ли, чтобы нечто беспредельное имело форму или облик? Как Бог, будучи беспредельным, может стать предельным и конечным? Потому лишь представление Бога как Божественного, Неизменного, Непреложного, Вездесущего и Беспредельного и Непознаваемого Принципа может, действительно, ответить всем запросам и пояснить многие недоразумения.

Задумайтесь, насколько понятие Бога разнится в представлении сознаний, стоящих на разных ступенях человеческой эволюции. Оно растёт и ширится по мере роста сознания, но люди обычно упускают из виду эволюцию этого Понятия. Ибо косное большинство всегда плетётся в хвосте и следует раз установленным догмам. Как прекрасно изречение в Бхагават Гите: «Я та нить, на которую нанизаны все эти идеи, из которых каждая подобна жемчужине». Истинно, можно сказать, сколько сознаний, столько и представлений о Боге.

Ведь если допустить существование Всемогущего, Вездесущего, Вселюбящего, Всемилосердного и Всеведущего Бога в Облике Существа, то мы должны запросить Его – почему Всемогущий и Вселюбящий правитель всей Вселенной допускает столько вопиющей жестокости и несправедливости? Почему вся Природа существует пожиранием друг друга? Ведь никто не станет отрицать, что мир, как он сейчас, отвратителен, именно есть самый настоящий Ад! Не будем скрывать от себя, что если несчастен человек, довольствующийся лишь материальными благами, то ещё несчастнее судьба человека, осмеливающегося выступать и требовать справедливости и чего-то высшего, нежели животные, материальные наслаждения.

Разве не видит Всевидящий Бог, как погибают миллиарды его созданий в образе людей и прочих тварей? Можем ли мы вздохнуть или сделать шаг, чтобы не уничтожить тысячи малейших жизней. Каждый момент нашей жизни, каждое дыхание наше несёт смерть миллионам. Почему должны они умирать? Почему нужна их смерть? Несомненно, найдутся люди, которые станут уверять, что всё это создано Богом для нашего испытания и что зло ведёт к добру. Но подобные детские уверения, конечно, не могут удовлетворить ни одного мыслящего человека, ибо мы видим, как зло заразительно, и, если бы не отдельные высшие сознания, то давно волна зла затопила бы мир. Неужели ради этих нескольких сознаний, оказавшихся победителями в этой жестокой и непрекращающейся борьбе, Бог захотел видеть неисчислимые страдания биллионов людей на протяжении нескончаемых веков?

Почему такая несправедливость в условиях рождения, налагающих свою печать на всю последующую жизнь нашу? Где Всемилосердие, Всеведение и Всемогущество? Разве не мог Бог в силу этих своих свойств создать более высокую и совершенную Природу? Зачем понадобилось Ему созерцание этого неустанного самоистребления и выживания наиболее приспособленного и сильного? Нет, невозможно примирить существующее положение вещей с Провидением Всемилосердного, Всеведущего и Всемогущего Бога, преподанного нам церковью. Потому нужно очень просмотреть все понятия о Боге. Потому пора обратиться к Учениям Востока и Умам, их давшим, и признать в них наших Учителей. Именно Восток от

«Монотеистического Бога, Правителя всей Вселенной, пришёл к высшим идеям о Божестве, и в Непостигаемом Абсолюте найдено было объединение всей Вселенной». Ибо Абсолют этот вмещает в себе всё конечное и бесконечное, всё проявленное и непроявленное, и дальше этого всеобъединяющего Понятия ум человеческий подняться не может.

Потому все величайшие Учителя человечества никогда не поощряли прений о Непознаваемой Причине. Она принималась как Величайшая Тайна, навсегда непостижимая. Ибо, если мы начнём ограничивать Абсолют нашими представлениями, Он перестанет быть Абсолютом и станет ограниченным. Потому Абсолют непостижим. Ведь Абсолют вмещает и понятие Беспредельности. Но кто задумывается над этим грандиозным и страшным понятием Беспредельности? Потому мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Абсолюта. Но так как все мы частицы этого Абсолюта, и каждая частица Единого Целого заключает в себе потенциал всех свойств этого Целого, то мы можем постепенно раскрывать в себе этот потенциал на протяжении бесчисленных воплощений и тысячелетий, уходящих в Беспредельность.

Веды говорят: «Он – Сущность твоей Души. Он – Истина; Он – Я; Ты – Тот». Просмотрев все понятия о Боге, не скажем ли мы, что Проявленным Богом может быть лишь само человечество. Но в своей настоящей стадии оно ближе к тени Бога, к облику Сатаны. Так же вы, вероятно, укажете мне, что Махатмы в «Чаше Востока» утверждают, что Они верят лишь в Материю. Но во всех древних эзотерических учениях Востока Материя и Дух – едины, ибо одно не может существовать без другого. Поэтому и все экзотерические Боги их имеют своих супруг, олицетворяющих Материю и Мощь их. Так, Парабраман (Дух) непостижим и не имеет проявления без наброшенного на него тончайшего покрова Мулапракрити или Материи. Но, конечно, Материя эта настолько сублимирована, что она недоступна нашим грубым чувствам. Существует, как вы знаете, определение, что Материя есть кристаллизованный Дух. Ведь Дух есть ЭНЕРГИЯ, но мы знаем, что никакая энергия не может проявиться вне Материи. Сам видимый нами Свет есть вид тончайшей Материи в движении. На всех планах, во всех действиях и мышлении мы отделиться не можем от Материи. Мы обращаемся к высшим или грубейшим видам той же Материи.

В «Агни-Пуране» говорится «о Субъективном Элементе (Боге), находящемся в потенциальном состоянии в недрах Космической природы, так же, как огонь, сокрытый в куске сухого дерева, и так же, как масло потенциально существует в сердце Кунжутного дерева. Этот субъективный элемент лежит сокрытый в Природе, как психический свидетель или духовное начало, совершенно нейтральное и лишённое каких-либо действий. Это сочетание субъективного Элемента и Космической Природы объединяется силою, которая известна как энергия (Фохат или Космическое Электричество), содержащая в себе все эмбрионы, и [на этом] основаны свойства всех веществ и Материи, которые должны последовательно развиться из этого сочетания Космической Природы и её супруга Пумана (Духа, Субъективного Элемента, Бога)».

Современная наука быстрыми шагами идёт навстречу всем великим Истинам, изложенным в восточной философии и религиях, и скоро, очень скоро они встретятся и протянут друг другу руку. Будем надеяться, что и наша церковь просияет новым сознанием и не останется заштатным зрителем этого нового союза. Так, наука уже поняла, что Материи нет, но есть лишь энергия, и обратно. Таким образом, она подошла к одухотворению Единого Начала. Также передовые умы начинают отдавать должное силе мысли и даже запечатлевать и измерять её физически, так духовное сливается с Материальным. И как может быть иначе, когда Материя есть лишь качество Духа!

Далее Вы пишете о Космическом Разуме. Именно весь «Суммум Бонум» разума, находящегося в свёрнутом или инволюированном состоянии в Непроявленной Вселенной, мы можем назвать Богом. Но нужно делать различие между Космической Основой или Потенциалом Разума, беспредельного в своём Абсолютизме, и Космическим, Проявленным Разумом. Так Высший Разум и Великое Сердце, о которых говорится в «Чаше Востока» и в книгах Учения, есть именно Коллективный Разум и Сердце Великой Иерархии Сил Света. Именно Разум и Сердце этих высочайших Духов, завершивших свою человеческую эволюцию на эту Манвантару, здесь или на иных мирах или системах руководят силами низшими, им подчинёнными, и судьбами разных человечеств в разных мирах. Не вмешиваясь насильственно в карму человечества, Они всё же дают ему основу сознания и эволюционное направление, ибо без этого водительства человеческая эволюция не только задержалась бы на миллионы миллионов лет, но явила бы не раз полное крушение.

Мне приходилось уже писать моим корреспондентам, так же как и Вы, возмущавшимся утверждениями в книге «Чаша Востока», потому приведу Вам отрывки из одного моего письма, заключающего и страницы ещё не изданного Учения.

«Будем помнить, что сознание масс всегда требует Личности для почитания и творит Образ Высший по подобию своему, тогда как высшие сознания стремятся во всех проявлениях к Принципу». Так привожу Вам параграфы из третьей части «Мира Огненного» [507]:

«Человечество придаёт значение лишь тем понятиям, которые укладываются в сознание посредственности, ибо оно облекает в своём сознании каждую форму соответственно. Почему же не привились высшие Понятия? Почему же столько искажений? Почему же так много умаления? Ибо, истинно, дух человеческих исканий и устремлений обращён вниз. Но задача Нового Мира пробудить сознание и вернуть миру предназначенный облик красоты. Творчество духа должно напрячься именно к восхождению, именно, не низводить высшее, но подымать. Потому первым условием будет – творить Образ Божий по Божественному. Когда человеческое сознание перестанет изображать Божественность по-человечески, тогда достижения духа будут огненными».

Ещё: «Именно, самое высокое стремится к Огненному Принципу, тогда как сознание низшее творит Образ Высший по подобию своему. Вместимость малого сознания будет соответствовать созданному Облику, потому и столько явленных извращений! Как можно малое сознание наполнить Всеобъемлющим Понятием, когда Всеобъемлемость приводит дух в исступление! Скажу – тяжко человеческое мышление! Пространственный горизонт доступен лишь тому, кто знает Всеобъемлемость Принципа, ибо царственный дух может слиться с Высшим Принципом точно так же, как Макрокосм слит с микрокосмом. Потому дух малый не может слиться с Огненным Принципом. Мощь Огненная открывает всё Горнило, явленное тому, кто ощущает пульс Мира Огненного. Это животворящее Начало строит жизнь на Фохате. Так запомним, что лишь малое сознание отрицает, но дух огненный всеобъемлет. На пути к Миру Огненному запомним о Великом Принципе».

Так люди служат Богу своего отображения и почитают его своими пороками. Но Махатмы служат Божественному Неизречённому Началу и почитают Его чистотою своей жизни и самоотверженными подвигами во благо всего мира. Потому в ведении нашем не будем обвинять в атеизме Тех, кто духовно так неизмеримо высок, чья Сущность, сублимированная чистым огнём, есть, истинно, Божественное проявление.

Все великие умы всегда придерживались высокой безличной идеи, но нет особого вреда, если степень восходящего сознания нуждается в представлении Бога как Личного Существа. Лишь бы Существо это не явилось отображением его самого, но было бы истинным Подобием Иерарха на Лестнице Света. И Вы будете оправданы, признавая Высшего Иерарха на Лестнице Иакова своим Богом. Истинно, Стоящий во главе Цепи Иерархии нашего мира в Мощи своей не только может быть, но и есть проявленный для нас Бог.

Вспомним и прекрасные строки из бессмертной Бхагават Гиты:

«Человечество приходит ко Мне разными путями, но каким бы путём человек не приближался ко Мне, на этом пути Я приветствую его». – Так опять видим, что форма не имеет значения, но существенна лишь сама Идея высшего устремления. Многие твердят формулу, ставшую Аксиомой – Макрокосм и микрокосм тождественны, но как ничтожно число понимающих всё глубокое значение её!

Итак, слова Учения, приводимые Вами, – «Без Бога нет пути», вполне точны. Ибо Бог есть первопричина, духовная основа всей жизни, и, отрицая эту высшую Мощь в нас, мы, истинно, произносим хулу на Духа Святого; утрачивая путь и связь с Высшим, ведущим Началом, ввергаемся в бездну хаоса, служа отбросом для переработки.

_

 

<...> Возвращаясь к Вашим вопросам, должна сказать, что ошибки в переводе [в «Чаше Востока»] нет, но есть просто неполное изложение. Во-первых, потому, что письма эти предназначались разным людям на разных ступенях сознания, во-вторых, в большинстве случаев, они являются ответами на вопросы, но не исчерпывающими трактатами.

Также, конечно, упомянутая Вами книга никакого особого испытания не имела в виду. Но можно утверждать, что любая книга может быть испытанием уровня сознания читателя. Потому так полезно, по прошествии трёх и более лет, перечесть уже прочитанные книги и убедиться, насколько изменилось с тех пор наше сознание и наше понимание их.

Принятая Вами аналогия для разрешения вопроса о Боге не плоха. Но я добавила бы: именно комплекс, руководящий всем организмом, будет являть Иерархию Сил Проявленных, но неизречённым Началом в нём будет тот высший огненный Принцип, который даёт жизнь и основу всем проявлениям и объединяет весь комплекс со всем зримым и незримым Космосом.

Итак, не горюйте об утрате Антропоморфического Бога. Вместо Одного, Недосягаемого Образа, ибо «Бога никто никогда не видел», перед Вами встаёт грандиозная Цепь Иерархии Сил Света, непосредственно заботящаяся и направляющая ко благу человечество... И ещё хочу напомнить Вам, что даже наша церковь, сделав из Иисуса Бога, признала величайшим после этого Бога Архистратига Михаила, Водителя всеми Небесными Воинствами. Более того, в древнейших еврейских Писаниях Архистратиг Михаил назван Богоподобным, Отражением Бога и даже Богом, а Сатана противником Его, Тенью Его. Отсюда и изображение Михаила Архистратига, поражающего Дракона. Почему же мы, принявшие свою религию от евреев, принявшие Библию, Пророков и Заповеди Моисея, забыли о многих замечательных местах и подробностях в древнейших Писаниях? Сам Христос говорил: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков, не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо, истинно, говорю Вам, пока не прейдёт небо и земля, ни одна йота или черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё». Христос говорил как истинно Посвящённый, знающий об едином законе, данном на Заре нашего земного физического человечества величайшими Духами, пришедшими из других Высших Миров. Итак, изберите себе Светлого Иерарха, который ближе всего Вам по духу, и отдайте себя Его Водительству, ибо, истинно, каждый Великий Иерарх Света есть Отображение Бога на Земле. В радости служения великому благу и эволюции человечества отдадим все наши помыслы и устремления сердца избранному нами Иерарху.

В утешение скажу, что тот же Восток утверждает – что «не поклоняются Богу как человеку два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобождённая душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за тесные пределы своей природы. Только она может поклоняться Богу, как Он есть». Как всегда, крайности встречаются. Отсюда и то великое почитание индусами духовного Гуру. Они видят в нём проявление Высшего Начала, именно в этом венце творения, в человеке, достигшем высшего совершенства через раскрытие заложенного в нём Божественного Потенциала Познания. Уподобимся же им в этом благородном качестве почитания и преданности и, найдя своего Гуру, принесём Ему своё пылающее благоговение и преданность сердца.

Закончу словами Учения: «Величие Космоса так мало осознано! В лучшем случае люди говорят о теплоте Солнца, но ведь солнечная система в Космосе, как атом в Солнце!»

Когда наука с каждым днём открывает биллионы миров и целых систем, превосходящих размерами нашу Солнечную систему и уже за пределами Млечного Пути, то можно ли вместить это Необъятное Величие в какие-либо пределы? Задумайтесь над принципом Беспредельности и Необъятности...

Вы правы, что тонкость восточного метафизического представления трудно усваивается западными умами.

Итак, Восток знает или верит в Божественный Принцип, Неизречённый и Вечнопостигаемый (что равносильно Непостижимому), в Единый Элемент, вечнораскрывающийся в видимую и невидимую проявленную вселенную. Элемент этот именуется также Абсолютом, как содержащий в себе ВСЁ. В проявленном виде он есть ДУХО-МАТЕРИЯ, ибо МАТЕРИЯ, в действительности, есть лишь его дифференциация или КАЧЕСТВО. Чистый Дух может проявиться или постигаться лишь через покров Материи, потому и говорится, что вне МАТЕРИИ чистый Дух – НИЧТО.

Тайна дифференциации и слияния воедино есть величайшая МИСТЕРИЯ и КРАСОТА БЫТИЯ.

 

Письмо Е.И.Рерих от 31.08.36

<...>

Читая «Письма Махатм», нужно иметь в виду, что объяснения в них давались лицам с определённым образом мышления и с этим приходилось считаться, чтобы быть ими понятыми. Также следует тщательно сопоставлять ответы с вопросами. Но Вы правильно задаёте вопрос, как понять слова – «или быть уничтоженным как индивидуальность». Конечно, высшая индивидуальность не может быть уничтожена при законченной земной эволюции. Ведь такая индивидуальность должна была ассимилировать вечную жизненную мощь седьмого принципа и слить 4-й, 5-й и 7-й принципы в шестом. Между прочим, на примере Люцифера достаточно показано, что индивидуальность не уничтожается. В приводимых Вами строках из «Писем Махатм» подчёркнуто то вечное и неуклонное движение вперёд, которое заставляет всё живущее следовать этому же основному импульсу, и потому каждая остановка неминуемо отбрасывает назад. Так, если даже очень эволюционировавший человек остановится в своём продвижении и вовремя не спохватится, он может в своём нисходящем беге дойти до такого низкого состояния, что все высшие центры его замолкнут; его высшая индивидуальность утратит связь с необходимыми для её питания проводниками и теми элементами, которые входят в вихрь её аурического окружения, и, наконец, отделится от своих низших принципов. Низшие принципы такого бездушного существа, лишённые скрепляющей их мощи, разлагаются и вступают в переработку, как космический отброс. Сама же отделившаяся высшая индивидуальность после долгих циклов времени, может быть, на другой планете, получит новую возможность для воплощения, но она должна будет построить свои проводники или оболочки для воплощения, начиная с самых низших царств природы, пока, наконец, не будет построена человеческая форма, в которой она сможет снова проявиться.

Не забудем также, что в первые дни Теософского Учения приходилось вырабатывать определительные для понятий совершенно новых западному уму, отсюда и некоторые неясности. Так, в ту эпоху не делалось различия между личностью, обнимающей одно земное воплощение, и индивидуальностью, вечным свидетелем и собирателем достижений множества таких воплощений. В сознании подавляющего большинства личность и индивидуальность и до сих пор являются одним понятием. Высшая Индивидуальность не может быть уничтожена, но отдельные проявления её в виде личностей – могут. Так, при завершении одной Манвантары, при просмотре книги жизней каждой индивидуальности, в некоторых таких книгах не будет доставать страниц (земных воплощений), страниц, в которых индивидуальность не могла через свою личность собрать жатву высших энергий, питающих её.

Теперь в том же письме в параграфе 7 в ответе, где говорится, что при земной жизни вся индивидуальность сосредоточена в трёх средних принципах (3-й, 4-й и 5-й), обратите внимание на последующие строки: «Г-н Хьюм отлично определил различие между личностью и индивидуальностью. Первая (личность или 3-й, 4-й и 5-й принципы) – едва переживает, последняя (индивидуальность, воплощающееся Ego), чтобы успешно пробежать... скажем проще, в дальнейшем восхождении... должна ассимилировать... седьмой принцип и затем слить три принципа 4-й, 5-й и 7-й в одном шестом...» Так, если бессмертие или, точнее говоря, непрерывающееся сознание на всех планах бытия достигается длительным процессом напитывания своего зерна духа [508] высшими энергиями, то становится понятным, что если питание этого зерна прекратится, то и нить сознания будет прервана, и можно будет говорить об уничтожении личности и относительном уничтожении индивидуальности. Кроме того, не забудем, что в людском понимании при каждом превращении кажется, что нечто уничтожается.

Седьмой и шестой принцип без пятого не имеют сознания на плане проявленного Космоса. Но мы знаем, что в Космосе всё стремится к сознательной жизни, потому мысль (Манас), одухотворённая всеначальной энергией, даёт Венец Космоса, который с завершением каждого нового цикла, или круга, или Манвантары, становится всё прекраснее и прекраснее, и так в Беспредельность.

Всеначальная энергия или энергия психическая даёт бессмертие.

<...>

 


 

ПРИЛОЖЕНИЯ К КНИГЕ II

 

 

1. ТЕЛА, ПРИНЦИПЫ, ОБОЛОЧКИ [509]

 

При описании природы человека широко используются термины «принципы», «тело», «оболочки». Кроме того, говорится о «планах», «подпланах», «мирах».

 

Тело – это отдельный объект реальности. На тело можно показать рукой. Если говорится, что у человека есть астральное тело, то речь идёт о неком субстрате в человеке, подобном соли в воде, которая может выделиться. Астральный субстрат может выделиться и стать самостоятельным отдельным телом. Тонкие тела – астральное и прочие, в отличие от физического тела, характеризуются не столько пространственной геометрией (например, у стихиалий формы нет), а функциональной устойчивостью их состава, непоглощаемостью окружающей средой. Это как если бы молоко нырнуло в чашу с водой, на время смешалось, а затем вынырнуло и направилось дальше.

 

Принципом называется характерное свойство, закономерность, суть того или иного тела. Так есть соль, а есть солёность. Соль как объект, как тело, кроме доминирующего качества солёности, характеризуется ещё массой прочих признаков, например горькостью, жгучестью, твёрдостью. Солёность же как принцип вкуса – ничего более не обозначает. Аналогичным образом принцип ума есть мыслительный принцип, отличный от мозга. Правда, из-за недостаточности терминов умом одновременно называют и ментальное тело, и мыслительный механизм. В любом случае ум – это не мозг, как солёность – не соль. Если человек, будучи в земном теле или будучи в астральном теле, или в иных телах, – способен мыслить, значит, этим телам кроме других принципов присущ и ментальный принцип, ум.

В любом существе есть весь набор коренных принципов данного плана, но претворены они могут быть по-разному, в разных сочетаниях и степени. Так, множество воспринимаемых на физическом плане цветов базируются всего на трёх зрительных цветах. Чем выше план, тем число принципов становится меньше, как бы поглощаясь коренными принципами. Если три базовых цвета расположить вверху иерархии, то получающиеся от их сочетания сначала семь, а затем от дальнейших сочетаний – сорок девять цветов и так далее расположатся на нижних ступенях. При поднятии по ступеням вверх нижние цвета будут поглощаться родительскими верхними цветами.

Наибольшая дифференциация принципов реализована на физическом плане. Принцип – не феномен и не часть реальности. Принципы как фотография. Человека фотографируют, поочерёдно отображая вид спереди, в профиль и так далее. Принцип выступает срезом действительности, отображаемым на плоскости сознания, и зависит от типа «фотоаппарата». Человек не может сразу вместить всю окружающую реальность, поэтому воспринимает её по частям, в тех смысловых опорных единицах, которыми руководствуется окружающий социум. Это и есть – принципы. Когда принципы выражают не просто удобное представление человека, подобное «звёзды прибиты к небу», а приближаются к реальному положению вещей, тогда они начинают отображать законы.

Оперирование законами-принципами соответствует мышлению пятого уровня, мышлению в пятимерном пространстве – плане Акаши. К такому мышлению тяготеет, например, буддизм. Образец такого мышления продемонстрировал Платон, введя понятия ноумен, треугольники и иные смысловые «фигуры», из которых впоследствии строится Космос. Геометрические фигуры, Платоновы тела и прочее, выражают целокупные закономерности, генеральные принципы, составленные из меньших. Рёбра многогранников означают соответствующие принципы, законы. Углы между рёбрами, между плоскостями несут своё смысловое значение. Так, «ненависть» и «любовь», изображённые в составе многогранника как силовые линии, имели бы по отношению к центру смысловой угол в 180 градусов.

Бога, или Абсолют, называют Законом, подразумевая, что ни одного закона, ни одного принципа не может существовать вне Абсолюта и что ничего в мире не может произойти просто так, вне какой-либо закономерности. С другой стороны, говорится, что Всеобщий Закон – прост. Это – неизбежное противоречие человеческого ума, различие между множественностью и единством. Если колесо очень быстро раскрутить, то оно будет казаться неподвижным. Другими словами, принцип – прост только для воспринимающего сознания. Из принципа, как из древа, произрастает громадное число следствий, то есть коренной принцип как причина потенциально содержит в себе все вырастающие следствия. При изменении сознания будут изменяться и принципы, являющиеся опорой сознания. Принципы: атма, буддхи, манас, кама, эфирный, пранический и физический, в конкретном их приложении, – подвижны, подлежат утончению или огрублению, имеют разную насыщенность претворения в разных мирах.

Тело земного человека, которое можно назвать физическим телом, выступает ваханой (ездовым животным) по отношению к воплощающемуся в это тело человеку. Нечто подобное говорится и о принципах: принцип манаса является упадхи, то есть носителем, или претворителем на ментальном плане принципа атма-буддхи. В свою очередь, буддхи является упадхи для атма. Слово upadhi образовано от upa – префикс со значением «близость», «примыкание» – и dhi – «иметь», «владеть». Иными словами, упадхи – это основа, примыкающая к тому, что на неё опирается. Так, математическая или иная смысловая модель опирается на какие-то аксиомы, на базовые положения. В Тарака Раджа-йоге термин упадхи применяется к телам, а не к принципам, но нужно помнить, что в этой системе все тела являются феноменом сознания и дух и материя объединены единым понятием духоматерия [510].

Если бы понадобилось математически отобразить связь между упадхи, между принципами, то они бы относились как производная к основанию, или интеграл к производной, как переход из одной мерности смыслового пространства к другой мерности. Понимать принципы как взаимовложенные матрёшки так же бессмысленно, как складывать скорость и ускорение или считать, что в яблоко «вложены» красный цвет, округлость и зрелость.

 

Из-за неразработанности терминологии часто одним словом вынуждены называть и тело, и принцип. Подобным образом «квадратом» можно назвать и геометрическую фигуру, то есть принцип, и земельный участок, то есть тело. Кроме того, знание духа отличается от вторичных знаний, отражённых рассудком, подвижностью и бесконечностью граней. Не хватит слов всё назвать. Здесь, как при перепрыгивании с льдины на льдину, – важно не заведомое знание опор – ситуация меняется, а важен сам навык уверенного движения, умение среди изменяющихся условий быстро находить опору в главном.

 

Человек обладает четырьмя телами, вернее, способен выделить и пребывать в четырёх независимых друг от друга телах. В каждом из них активизировано от трёх до семи принципов. Например, принцип манаса, то есть ума, в любом теле, по сути, один и тот же, как одна и та же суть солёности у разных блюд. Однако подобно тому, как солёность блюда может быть достигнута разными способами, не только поваренной солью, так и мыслительная способность физического, астрального и ментального тела реализуется в этих разных телах разными материальными носителями.

Встречаемое в санскритских текстах понятие кама-рупа буквально означает «форма», «тело желаний» и обозначает обычно астральное тело, которое, как и физическое тело, характеризуется не только базовым принципом (здесь – астральным), но и другими принципами. Сугубо астральный принцип называют просто кама или кама-манас. Физическое тело называется стхула-шарира от стхула – «грубый, толстый, материальный, тупой, ленивый, неуклюжий» и шарира – «тело». Сукшма-шарира означает «тонкое тело», и этим названием обозначают как астральное тело, так и ментальное.

 

Оболочкой называется нечто внешнее по отношению к внутренности. Например, зерно. Зерно – это тело. В нём выделяют оболочки и выделяют ядро. В нашем случае речь идёт о других оболочках, ибо каждую из них можно увидеть только в соответствующем плане, на котором не воспринимаются другие оболочки. Здесь оболочка является основанием и проводником, в свою очередь, более тонкого состава. Когда говорят о физической оболочке человека, то имеют в виду плоть, то есть всё, что изучает анатомия и физиология и что человек воспринимает, находясь на физическом плане. Кроме этого, в земном человеке одновременно присутствуют и такие вполне материальные проводники, где бушуют страсти, где парят лучшие мечты, где роятся бесчисленные мысли. Если эти проводники рассматривать условно как отдельные, то можно грубо сказать, что это – оболочки и что человек состоит из нескольких оболочек. Однако оболочки, пока они не выделились в отдельное тело, взаимопроникают друг в друга, как разные ручьи смешиваются в одном озере. Так, каждая молекула представлена рядом оболочек. В свою очередь, молекулы объединены в клетки и органы, которые, таким образом, также оказываются составлены из оболочек. В конечном итоге органы и ткани составляют тело, и это тело является совокупностью оболочек. Таким образом, фрагмент оболочки одновременно принадлежит и молекуле, и клетке, и органу, и телу в целом. В результате получается, что оболочки тела взаимопроникают друг в друга. Чтобы из такого взаимопроникновения выделилось, например, самостоятельное астральное тело, необходимо создать новое притяжение, нарушающее прежние связи и формирующее новый конгломерат.

Часто термин «оболочка» используется как синоним «тела».

В Веданте оболочка называется «коша». Оболочку сравнивают с ножнами, в которых находится меч. Так, из физической оболочки можно изъять, т.е. выделить астральное тело. После смерти из астральной оболочки со временем выделяется ментальное тело (или высшее астральное тело). Наконец, в самом высшем состоянии, соответствующем высшим уровням нирваны, из ментальной оболочки выделяется огненное тело.

В отличие от оболочек, тела на санскрите называются «шарира». Каждое из тел представляет собой совокупность нескольких оболочек. Так, тело линга-шарира включает три основные коши (оболочки): пранамайя-коша (эфирно-праническая), маномайя-коша (кама-манасическая), виджнянамайя-коша (буддхи-манасическая).

 

Разделяют четыре основных плана – физический, астральный, ментальный (промежуточный к огненному) и огненный, на которых можно находиться в соответствующем одноименном теле. Деление условное, и всегда можно найти случаи, когда понадобится вводить дополнительные планы, промежуточные планы и подпланы. Сама делимость планов основана на сознании человека, на способности человека переноситься в эти четыре плана и воспринимать их как отдельные. При иной способности восприятия, в ином миру, были бы и другие планы. У муравья они явно отличаются от человеческого. Тем более они могут быть другими на другой планете.

После смерти человека его физическое тело претерпевает изменение, и человек выходит из этого тела в другом теле – астральном. Про астральное тело говорится, что оно пребывает в астральном плане. Астральное тело в выделенном состоянии будет обладать всеми прочими принципами, кроме физическо-эфирного.

Планы не являются слоями

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...