Экономических комплексов республики татарстан 2 глава
- Экономический глобальный рост будет достигнут главным образом за счет развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, на долю которых за период 2013 - 2030 годов будет приходиться более 40 процентов всего мирового роста. Суммарно экономики этих двух стран в 2010 году обеспечили 20 процентов мирового выпуска, в 2020 году их размер будет более 25 процентов от мирового ВВП, а к 2030 году - превысит 30 процентов. - Несмотря на замедление роста в развивающихся экономиках, разрыв в уровне доходов между ними и развитыми странами будет сокращаться. Если в Китае и Индии в 2013 году ВВП по паритету покупательной способности на душу населения составил соответственно 22 процента и 10 процентов от уровня США, то в 2020 году этот показатель увеличится соответственно до 30 процентов и 12 процентов. К 2030 году в Китае и Индии ВВП на душу населения от уровня США составит 40 процентов и 18 процентов.
Таблица 1.1. Темпы прироста мировой экономики (по информации Министерства экономического развития Российской Федерации), в процентах
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года предусматривает базовую траекторию экономического роста в 2014 - 2030 годов на уровне 2,1 процента <1> (табл. 1.2).
-------------------------------- <1> По информации Министерства экономического развития Российской Федерации.
Таблица 1.2. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 - 2030 годы (среднегодовые темпы прироста, в процентах)
В 2014 году сложилось следующее видение <2> "новой нормальности" российской экономики в долгосрочной перспективе: рост на уровне 3 процентов (от 2,5 процентов до 3,5 процентов). Для достижения более значительных темпов роста необходимо принципиальное изменение экономической модели, структуры экономики и институтов. Ключевая роль в развитии экономики отводится частным инвестициям. Задача государства - помочь частному инвестору сделать выбор в пользу инвестиций, создав такой продукт, который обеспечил бы заемщика финансированием (в частности, речь идет об использовании инструмента рефинансирования под инвестиционные проекты). В качестве инструментов активизации экономического роста рассматривается также выведение малого бизнеса из сферы антимонопольного регулирования и финансирование приоритетных инвестиционных проектов из Фонда национального благосостояния России. -------------------------------- <2> Алексей Улюкаев, министр экономического развития Российской Федерации. - Ведомости. 2014. 25 июня.
Существует высокая вероятность ухудшения среднесрочных прогнозов, обусловленная снижением мировых цен на нефть, ослаблением рубля и ростом инфляции на фоне углубления геополитического кризиса, вызванного событиями на Украине, и усложнения экономической ситуации в российской экономике.
1.2. Конкурентные позиции Республики Татарстан
1.2.1. Оценка глобальной конкурентоспособности Республики Татарстан Ключевая задача для Республики Татарстан к 2030 году - обеспечение глобальной конкурентоспособности региональной экономики в постоянно изменяющемся мире. Одним из индикаторов конкурентоспособности является ВРП на душу населения по паритету покупательной способности (ВРП на душу населения по ППС). Республика Татарстан еще в 2008 году превзошла уровень ВРП на душу населения по ППС Малайзии (рис. 1.1) и сохраняет разрыв, что говорит о высоком потенциале глобальной конкурентоспособности республики, поскольку Малайзия имеет один из самых высоких темпов экономического роста среди быстрорастущих экономик Азии.
Рис. 1.1. Динамика ВРП Республики Татарстан в сравнении с некоторыми странами - полюсами роста
Тем не менее, сравниваясь с региональными экономиками стран-лидеров - "мировыми полюсами роста", республика должна ставить более амбициозные задачи. Глобальное позиционирование формируется путем сравнения ВРП на душу по ППС Татарстана и "мировых полюсов роста". В результате определен коридор "Мировые полюса роста" - от 25 до 45 тыс. долларов США в ценах 2013 года. Ключевым целевым ориентиром достижения Республикой Татарстан глобальной конкурентоспособности является вхождение в коридор "Мировые полюса роста" во всех сценариях развития, а также достижение его верхней границы в оптимистическом сценарии (рис. 1.2). Конкурентные позиции Республики Татарстан в России определены на основании методики AV Regions Competition Index (RCI) <1>. По этой методике рассчитан рейтинг конкуренции регионов России, в котором Татарстан занимает третье место, входя в число полюсов роста, формирующих наиболее значительный вклад в социально-экономическое развитие России: г. Москва, Московская область, Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский и Красноярский края (рис. 1.3). -------------------------------- <1> Приводятся данные рейтинга AV Regions Competition Index, рассчитанные по 130 открытым статистическим показателям и рейтинговым оценкам, используемым для анализа межрегиональной конкурентоспособности за 2012 год (последние опубликованные статистические показатели по всем российским регионам). Методика и подробные результаты расчетов изложены на сайте "Татарстан-2030" http://tatarstan2030.ru/content1
Рис. 1.2. Сравнение Республики Татарстан с мировыми полюсами роста по ВРП и ВРП на душу населения по ППС (позиция 1 - факт, 2013 год, позиция 2 - целевые показатели оптимистического сценария на 2030 год в ценах 2013 года)
Рис. 1.3. Регионы - полюса роста российской экономики
1.2.2. Оценка межрегиональной конкурентоспособности Республики Татарстан Группировка регионов по рейтингу конкуренции с учетом положения на карте позволяет обозначить так называемые коридоры развития и полюса роста. Татарстан является лидером российского полюса роста "Волга-Кама", имеющего перспективы глобальной конкурентоспособности. К полюсу роста "Волга-Кама", помимо Татарстана, относятся приграничные с ним регионы: Республика Башкортостан, Оренбургская область, Самарская область, Ульяновская область, Чувашская Республика, Республика Марий Эл, Кировская область, Удмуртская Республика. В будущем для Татарстана целесообразно усиливать интеграцию в более широких границах, прежде всего с регионами в рамках Волжского бассейна. Высокая позиция Татарстана в RCI обусловлена относительно высокими позициями по всем семи оцениваемым факторам конкурентоспособности, ни по одному из которых республика не опускается ниже десятого места. Татарстан последние годы стабильно занимает высокие места в большинстве авторитетных межрегиональных рейтингов (табл. 1.3).
Таблица 1.3. Позиции Республики Татарстан в рейтингах
Базовые индикаторы развития Республики Татарстан показывали стабильный рост, что и обеспечило достаточно высокие позиции республики в межрегиональном сравнении в 2014 году: - 7 место в России по объему ВРП; - 3 место в России по объему продукции сельского хозяйства; - 5 место в России по объему промышленного производства; - 5 место в России по объему инвестиций в основной капитал; - 6 место в России по объему строительных работ; - 8 место в России по объему ввода жилья; - 8 место в России по объему розничного товарооборота.
1.3. Оценка достигнутых целей и анализ потенциала развития
1.3.1. Оценка достигнутых целей развития Республики Татарстан Долгосрочные цели и целевые параметры были определены Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 22 апреля 2011 года N 13-ЗРТ. Оценка достижения целевых параметров дана в таблице 1.4. Необходимо отметить, что Республика Татарстан была одним из первых субъектов Российской Федерации, применивших программный подход в стратегическом планировании. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы - это уже пятая пятилетняя программа развития, в которой заложены системные меры по решению комплексных проблем развития республики. В Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы был применен принципиально новый институциональный подход, позволяющий комплексно учитывать угрозы и риски, носящие системный межотраслевой характер. Стратегия предусматривает дальнейшее развитие институциональных основ, заложенных при реализации Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы.
Таблица 1.4. Оценка достижения целей развития Республики Татарстан
Примечание: <*> - оценка.
-------------------------------- <1> В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2012 года N 2291-р. <2> В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан "Об утверждении Государственного задания на управление республиканским органам исполнительной власти по индикаторам оценки качества жизни населения и эффективности их деятельности на 2015 - 2017 годы".
1.3.2. Конкурентные преимущества Республики Татарстан Республика Татарстан - 2015 - передовой российский регион, для которого характерны: амбиции, опыт и активная экономическая политика, доступность рынков и инфраструктуры, сбалансированная социально-экономическая система. - Амбиции, опыт и активная экономическая политика - репутация передового региона: развитый уровень предпринимательства; высокая доля городского населения, формирующего средний класс; конкурентная институциональная среда; хорошая квалификация государственных служащих; высокий уровень управляемости региона; готовность управлять имеющимся реальным сектором и строить "новую экономику"; опыт реализации масштабных международных и региональных проектов; успешный опыт сотрудничества с федеральным центром; активная политика стимулирования развития агросектора и обрабатывающих отраслей промышленности, имеющих конкурентные преимущества, масштабные инвестиции бюджета и региональных компаний, привлечение глобальных инвесторов в отдельные отрасли; "национальный стержень" - высокий уровень амбиций и доверия внутри разных групп власти и бизнеса; идентичность мирового татарского сообщества; связи с мусульманским миром, опыт работы с исламскими финансами. - Доступность рынков и инфраструктуры: Республика Татарстан расположена в центре европейской части Российской Федерации на пересечении трех транспортных коридоров - в центре Волжско-Камского бассейна; в регионах России, расположенных в радиусе 1 500 км, проживает не менее 70 процентов населения России, что обеспечивает возможность организации удобных и быстрых транспортных связей этих регионов с Республикой Татарстан; пересечение финансово-торгово-транспортно-логистических потоков, корнями уходящих еще во времена "шелкового пути"; полицентричность территориального развития, усиленная стимулированием ведущих агломераций; активная политика инфраструктурного развития; наличие обширных природных ресурсов и пространств для развития. - Сбалансированная социально-экономическая система, обладающая высокой степенью экономической независимости: экономическая независимость и органичность связей Республики Татарстан: ключевые предприятия находятся в региональной собственности; ключевые экономические комплексы имеют согласованную экономическую политику; энергетическая независимость; развитый нефтегазохимический комплекс (разведанные запасы углеводородов, выстроенная цепочка создания стоимости и локация нефтегазохимического бизнеса в республике); развитый машиностроительный комплекс; рост уровня "высокого передела"; сбалансированный агропромышленный комплекс; относительно благоприятные природные условия для сельского хозяйства; высокий потенциал социальной сферы как системы развития человеческого капитала; предпосылки создания инновационной "умной экономики"; развитая информационная система; проекты поддержки высокотехнологичных рыночных продуктов и услуг (ИТ-Парк, Иннополис, СМАРТ Сити Казань). При этом исключительными конкурентными преимуществами Республики Татарстан являются: - разведанные запасы углеводородов, выстроенная цепочка создания стоимости и локация нефтегазохимического бизнеса в республике; - центральное евразийское положение, обеспечивающее доступность рынков при высоком качестве инфраструктуры; - репутация передового региона, имеющего высокую экономическую независимость, национальный стержень и высокий уровень управляемости.
1.3.3. Ключевые проблемы В Республике Татарстан присутствует ряд системных проблем, большинство которых характерны в целом для Российской Федерации. - Предпосылки "голландской болезни": пониженные стимулы к инновациям и росту эффективности вследствие наличия высокоприбыльного углеводородного сектора; высокая зависимость от федеральных решений и финансирования. - Среднее качество и нехватка человеческого капитала: относительно низкая производительность труда; высокая дифференциация доходов; дефицит квалифицированных кадров, в том числе рабочих и инженерных специальностей; значителен риск дефицита квалифицированных трудовых ресурсов для инновационной экономики; затрудненная вертикальная карьерная мобильность по меритократическим критериям (компетентности, квалификации, деловым качествам), что приводит к утечке талантов и дефициту профессиональных кадров; риски монопрофильности промышленных центров; недостаточный уровень менеджмента, несоответствие квалификации работников осуществляемой профессиональной деятельности. - Системные проблемы конкурентоспособности: недостаточная глобальная конкурентоспособность обрабатывающей промышленности; недостаток сырья для нефтегазохимии; экологические проблемы; низкое качество инвестиционного портфеля; низкая эффективность инвестиций; недостаточное качество финансовой инфраструктуры; развитие региона в прошлом строилось на принципах закрытой системы при отсутствии эффективной политики экономической экспансии на новые рынки и ограничении каналов входа в регион для внешних инвесторов; слабое взаимодействие с регионами-соседями и недостаточно активное продвижение продукции и услуг, а также внутриматериковое положение при недостаточно развитой инфраструктуре затрудняет расширение рынков сбыта; недоиспользование потенциальных агломерационных преимуществ, раскрываемых в случае развития современной инфраструктуры и городской среды Казанской, Камской и Альметьевской агломераций.
2. Приоритеты и цели долгосрочного развития Республики Татарстан
2.1. Ценности и приоритеты Стратегия развития республики опирается на ценности и принципы, зафиксированные в Конституции Республики Татарстан, выражающей волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа. Соответственно Стратегия обеспечивает приоритет прав и свобод человека и гражданина, исходит из принципов равноправия народов, способствует сохранению и развитию исторических, национальных и духовных традиций, культур, языков, обеспечению гражданского мира и межнационального согласия, направлена на укрепление демократии и ускорение социально-экономического развития Республики Татарстан. Главной ценностью для Стратегии является Человек - неповторимая и свободная личность, осознающая ответственность за распоряжение своей свободной волей не только перед собой и окружающими, но и будущими поколениями. Человек - самоценность; создание благоприятных условий для его развития и совершенствования - высшая цель Стратегии. При этом человеческий капитал - основа современной экономики, ключ к успеху в глобальной конкуренции. Мерой успешности развития региона является качество жизни его населения, количество и качество накопленного и успешно функционирующего человеческого капитала. Этим обусловлена концентрация содержания Стратегии вокруг трех взаимосвязанных стратегических приоритетов: 1) формирование и накопление человеческого капитала; 2) создание комфортного пространства для развития человеческого капитала; 3) создание экономических отношений и общественных институтов, при которых человеческий капитал востребован экономикой и может успешно функционировать. В современном глобализированном мире успеха добиваются те регионы, которые находят верный баланс между глобальностью и самобытностью, умело вписываются в мировую экономику, не теряя своих уникальных качеств, а опираясь на них в межрегиональной конкуренции. Обобщение мирового опыта успешных регионов позволяет зафиксировать набор характеристик, наличие которых способствует успеху: - образованное, предприимчивое, активное, талантливое, креативное население; - система образования мирового уровня; - система управления миграционными потоками, привлечение и удержание талантов; - низкие барьеры для карьерного роста, предпринимательства, инвестиций; - диверсификация экономики (высокая доля малого бизнеса, наличие отраслей - драйверов роста); - комфортные условия для жизни, здоровая окружающая среда, безопасность; - разнообразная среда (различные типы поселений, общественные пространства в городах); - высокая связность регионального пространства; - открытость (активные международные и межрегиональные связи); - доступность мировых центров (международный аэропорт); - известная столица с богатой культурной жизнью; - идентичность, узнаваемость, известность; - баланс интересов региональных элит, толерантность; - эффективная система управления будущим. Для того чтобы укреплять свои позиции в глобальной межрегиональной конкуренции, Татарстану стратегически важно совершенствоваться в следующих направлениях: 1) в части накопления человеческого капитала и общественных институтов - управляемая модернизация, постепенный сдвиг от патриархальных отношений; - массовое качественное образование, включая иностранные языки; - управление талантами; - поддержка вертикальной и горизонтальной мобильности по способностям и компетентности; - просвещение элит; - рост уровня доверия в обществе; - ценности здорового образа жизни и эффективное здравоохранение; - поликультурность; - равенство конфессий; 2) в части пространства - устойчивое природосообразное развитие; - резервирование ресурсов для будущего; - полицентричное развитие, учитывающее центральное евразийское положение региона, при акценте на зоны роста - формирование трехъядерного Волго-Камского метрополиса за счет развития скоростных и высокоскоростных видов транспорта; - транспортная доступность всех типов поселений внутри республики и надежные связи с соседними регионами; - удобная безопасная городская среда с общественными пространствами, способствующими коммуникации и доверию; - сохранение сельской местности за счет несельскохозяйственных видов деятельности; - создание вариантов политики в отношении населенных пунктов, теряющих экономическую базу; 3) в части экономических отношений и управления - рост уровня доверия как фактор экономического развития: развитие кластерных отношений, коллективного управления, обучение сотруенции (сотрудничеству конкурентов); - открытая экономика, глобализация как стимул конкурентоспособности; - расширение и выравнивание доступа к ресурсам; - полноценная экосистема инноваций; - взаимовыгодное сотрудничество с федеральным центром; - эффективное участие государства в инфраструктурных проектах; - системное решение вопросов, связанных с коррупцией, значительное сокращение теневой экономики; - снижение централизации государственного управления, делегирование полномочий в интересах повышения скорости принятия решений при внедрении принципов проектного управления, управления "на результат" и государственно-частного партнерства.
Согласование с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации
Приоритеты и цели развития Республики Татарстан согласованы с приоритетами и целями развития Российской Федерации, сформулированными в таких документах, как послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также в других долгосрочных отраслевых стратегиях, концепциях и доктринах, принятых и утвержденных на федеральном уровне. Стратегические приоритеты России можно сгруппировать в нескольких блоках, которые находят отражение в трех приоритетных темах Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан (табл. 2.1). Наиболее значимый вклад в реализацию федеральных приоритетов Республика Татарстан будет делать по таким направлениям, как: - инновационная экономика; - продовольственная безопасность; - транспортно-транзитная система, международные транспортные коридоры; - обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, социального благополучия и согласия.
Таблица 2.1. Отражение стратегических приоритетов России в Стратегии Республики Татарстан
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|