Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономических комплексов республики татарстан 7 глава




- развитие сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих социальное обслуживание населения;

- укрепление материальной базы учреждений системы социального обслуживания населения; повышение средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Республике Татарстан; развитие конкуренции в сфере социального обслуживания населения.

 

Проект "Пособия для детей из малообеспеченных семей"

Проект может быть реализован в рамках Подпрограммы "Социальные выплаты" Государственной программы "Социальная поддержка граждан Республики Татарстан" на 2014 - 2020 годы" и предусматривает модернизацию ежемесячного пособия на ребенка, являющегося одной из гарантированных государством мер социальной поддержки семей, имеющих детей, которая заключается в существенном повышении размера данного пособия при его предоставлении на условиях социального контракта. Предметом социального контракта является неработающий или низкооплачиваемый трудоспособный получатель ежемесячного пособия на ребенка. Результатом социального контракта является повышение экономической активности неработающих или низкооплачиваемых трудоспособных граждан из малообеспеченных семей, имеющих детей.

Несмотря на то, что среди детей риск бедности в 1,4 раза выше, чем в среднем по населению, бедные семьи с детьми не являются приоритетной группой получателей социальной помощи. Основными причинами бедности среди семей с детьми являются:

1) отсутствие работы или доходов у одного из родителей (или отсутствие родителя);

2) низкая заработная плата;

3) слабый уровень социальной поддержки семей с детьми. При этом именно у семей с детьми высокий уровень концентрации неформальных доходов, что осложняет процесс приоритетной поддержки реально бедных семей.

Для преодоления иждивенческих настроений и повышения уровня социальной защищенности нуждающихся семей с детьми предлагается перейти на их социальную поддержку на основе социального контракта. Участниками проекта могут быть семьи с детьми, получающие пособие для детей из бедных семей и имеющие нереализованный трудовой потенциал (отсутствие работы и приработков или неполная занятость при заработной плате не выше 150 процентов от размера прожиточного минимума). По оценкам, такие семьи составляют 30 процентов от всех получателей данного пособия.

Ожидаемые результаты: сокращение бедности среди семей с детьми, повышение их доходов и экономической активности.

Флагманские проекты:

1) "Социальная поддержка инноваторов" (см. 3.1.6.5);

2) "Активное долголетие" (см. 3.1.6.6).

 

3.1.6. Флагманские проекты в сфере накопления человеческого капитала

 

3.1.6.1. "Татарстан - центр притяжения населения в Приволжье"

Проект направлен на:

- повышение миграционного прироста населения Республики Татарстан, прежде всего за счет мигрантов из других регионов России;

- увеличение в потоке мигрантов квалифицированных и высококвалифицированных специалистов, востребованных на региональном рынке труда.

Проект включает:

- внедрение механизмов отбора в рамках заключения соглашений между Российской Федерацией и государствами СНГ об организованном наборе иностранных работников с расширением домиграционной профессиональной подготовки с участием российских преподавателей;

- увеличение притока иностранных студентов и их последующее трудоустройство и закрепление в Республике Татарстан;

- содействие в иммиграции и натурализации мигрантов, обладающих высоким потенциалом интеграции.

Результатом проекта может стать увеличение годового миграционного прироста населения Республики Татарстан к 2020 году до 10 - 15 тысяч человек, к 2025 году - до 20 - 25 тысяч человек. Увеличение численности иностранных студентов, обучающихся в вузах Республики Татарстан, до 10 - 15 тысяч человек к 2025 году, из которых 50 процентов должны иметь возможность по окончании вуза остаться в республике и трудоустроиться по специальности.

 

3.1.6.2. "Обучающийся регион: новой экономике - новые профессии и навыки"

Цель проекта - развитие системы непрерывного образования взрослых как главного фактора, обеспечивающего прирост кадрового потенциала Республики Татарстан.

Проект включает:

- развитие инфраструктуры непрерывного образования для работников высокотехнологичных отраслей республики (нефтехимия, авиа-, автомобилестроение);

- обеспечение доступа к различным формам формального и неформального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- запуск массовых образовательных и обучающих программ для лиц предпенсионного и пенсионного возраста ("Серебряный университет Татарстана");

- включение города Казани в Международную ассоциацию Learning Cities, участие в международных рейтингах обучающихся городов, проводимых под эгидой ЮНЕСКО.

Ожидаемый результат:

- повышение инвестиционной привлекательности региона, опережающее развитие человеческого капитала для инновационной региональной экономики;

- повышение функциональной грамотности взрослого населения республики (информационной, технологической, языковой, финансовой, медиа и других видов);

- повышение социальной ответственности населения республики и социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц предпенсионного и пенсионного возраста через образование и подготовку.

 

3.1.6.3. "Партнерство для повышения конкурентоспособности высшей школы"

Цель проекта - развитие кооперации вузов Татарстана для усиления их привлекательности на федеральном и международном рынках высшего образования.

Для повышения эффективности политики поддержки предлагается следующее сегментирование сектора высшего образования:

- глобально-федеральные вузы, способные конкурировать на федеральном и международном рынках высшего образования (преимущественно по естественно-научным и техническим направлениям);

- вузы с сильным бакалавриатом (в том числе прикладным) - "инфраструктурные" вузы, работающие на обеспечение экономических запросов региона и макрорегиона (в том числе в партнерстве с СПО);

- вузы доступного высшего образования, обеспечивающие спрос населения на социально-экономические и гуманитарные специальности; определенная часть таких вузов должна располагаться вне столицы региона.

Проект предполагает развитие кооперации университетов в рамках выделенных сегментов:

1) Создание консорциума глобальных вузов (или иной сетевой модели кооперации) для взаимовыгодного сотрудничества в области образования и исследований на федеральном и глобальном уровнях.

Инструменты реализации, действия:

- субсидирование разработки и распространения совместных передовых образовательных программ и методик;

- субсидирование межуниверситетских исследований;

- субсидирование форм обмена преподавателями;

- информационное сопровождение деятельности консорциума;

- стимулирование (правовое, финансовое, информационное) развития деятельности фондов целевого капитала указанных вузов для повышения финансовой результативности.

Реализация подобных проектов в других регионах (создание консорциума томских университетов, ассоциации образовательных организаций высшего образования "Глобальные университеты", ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента и пр.) показала их эффективность.

2) Развитие сетевых форм взаимодействия "инфраструктурных" вузов.

Сотрудничество вузов "инфраструктурного" типа направлено на создание эффективной системы подготовки кадров соответствующих компетенций для запросов региональной экономики. Взаимодействие вузов позволит повысить эффективность образовательных программ за счет распространения лучших практик. Совместное использование инфраструктуры (например, специальные лаборатории, станки, оборудование) позволит снизить финансовые издержки.

Инструменты реализации, действия:

- субсидирование разработки и распространения совместных передовых образовательных программ и методик;

- субсидирование программ обмена преподавателями;

- инфраструктурная и административная поддержка создания единого ресурсного центра для подготовки кадров технических специальностей;

- развитие программ широкого профиля (по социально-экономическим и гуманитарным специальностям) в районах с низким охватом высшим образованием;

- присоединение некоторых профессиональных образовательных организаций к профильным и территориально близким университетам с переводом своих программ в форму прикладного бакалавриата.

Для реализации проекта необходима разработка соответствующего нормативного документа на уровне региона, утверждающего программу развития высшего образования и объемы ее финансирования из средств республиканского бюджета.

 

3.1.6.4. "Креативные индустрии Татарстана"

Роль культуры при переходе от сырьевой к инновационной экономике резко возрастает вследствие повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития. В то же время сами творческие индустрии становятся неотъемлемым элементом инновационной экономики. Устойчивое развитие творческих индустрий способствует увеличению инвестиционной привлекательности Татарстана, росту притока квалифицированных специалистов, мотивации инноваций и творчества, повышению конкурентоспособности.

Проект направлен на создание условий для интенсивного развития творческих индустрий Республики Татарстан, повышение их конкурентоспособности за счет расширения внутреннего рынка и возможностей для экспорта.

Направления действий:

- формирование сети бизнес-инкубаторов для творческих индустрий, в том числе при университетах;

- создание венчурного фонда и агентства творческих индустрий для их консультационной и грантовой поддержки на условиях встречного финансирования;

- расширение сотрудничества с российскими и зарубежными партнерами для продвижения на мировые рынки и увеличения экспорта продукции творческих индустрий;

- расширение программ бизнес-образования в секторе креативной экономики;

- мониторинг и информационно-аналитическое сопровождение участников кластера;

- поддержка государственно-частного партнерства, стимулирование меценатства;

- пакет мер, включая налоговые льготы и иные преференции, для творческих индустрий.

Реализация проекта позволит Татарстану занять к 2025 году лидирующие позиции и стать конкурентоспособным центром развития творческих индустрий международного уровня. По индексу инновационных городов (, где оцениваются создаваемый городами потенциал и условия для развития инновационной экономики) Казань сможет войти в категорию Hub (Международный центр). Сейчас Казань занимает 222-е место в категории 3 Nod (Источник влияния), в 2014 году из российских городов Казань опережали три города: Москва занимает 63-е место с категорией 2Hub, Санкт-Петербург - 81-е место с категорией 3Hub, Екатеринбург - 213-е место с категорией 3Nod.

Реализация проекта позволит остановить отток творческой молодежи из Республики Татарстан, привлечь дополнительно не менее 25 тысяч квалифицированных творческих специалистов для креативного сектора экономики республики, обеспечить не менее чем на 15 процентов рост доли занятых в сфере культуры в общей занятости населения и доли жителей, участвующих в культурной деятельности, до 60 процентов.

 

3.1.6.5. "Социальная поддержка инноваторов"

Направления действий:

1) создание системы стимулирования самореализации специалистов:

- организация/софинансирование курсов повышения квалификации;

- софинансирование курсов обучения иностранным языкам;

- организация республиканских конкурсов специалистов в различных областях, премирование лауреатов.

2) социализация и укоренение специалистов на территории Татарстана:

- организация/софинансирование обучения русскому, татарскому языкам;

- субсидирование аренды жилья для нуждающихся привлеченных специалистов;

- софинансирование расходов на дополнительное медицинское страхование;

- содействие устройству и содержанию детей в дошкольных образовательных организациях;

- организация/софинансирование специализированных туристических программ, направленных на знакомство с Республикой Татарстан;

- организация/софинансирование летних школ для талантливой молодежи.

Реализация проекта позволит Республике Татарстан выйти из институциональной ловушки средней премии за высшее образование, будет способствовать сохранению в Татарстане высококвалифицированных специалистов и привлечению молодых специалистов из других регионов.

 

3.1.6.6. "Активное долголетие"

Проект нацелен на повышение качества и доступности социального обслуживания для пожилых людей с целью содействия активному долголетию. Он также позволит высвободить для профессиональной деятельности родственников, занятых уходом за пожилыми членами семьи. В настоящее время социальное обслуживание представлено преимущественно государственным сектором. Предпосылки для развития негосударственного сектора создал Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", предлагающий механизм компенсации поставщикам социальных услуг затрат на социальное обслуживание.

Проект предполагает:

- развитие сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих социальное обслуживание населения;

- повышение качества социальных услуг за счет развития всех форм предоставления социальных услуг (полустационарной, стационарной и срочной) на основе контроля и оценки качества работы организаций социального обслуживания;

- укрепление материальной базы учреждений системы социального обслуживания населения;

- повышение средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Республике Татарстан;

- развитие конкуренции в сфере социального обслуживания населения.

Драйвер роста - малый и средний бизнес, у которого в силу более прочных семейных связей в Татарстане высокие шансы для развития. Данный сегмент экономики широко использует гибкие формы занятости, способен дать позитивный эффект с точки зрения снижения неформальной занятости, подтолкнет развитие социальных секторов, будет способствовать развитию инновационных инициатив в сфере социального обслуживания. Дополнительные ресурсы потребуются для грантовой поддержки негосударственных учреждений, повышения качества услуг за счет внедрения технологий сопровождения и создания инфраструктуры реабилитации.

Приоритетные группы участников: лица старших возрастных групп; государственные учреждения, оказывающие услуги в сфере социального обслуживания; негосударственные учреждения, оказывающие услуги в сфере социального обслуживания.

 

3.2. Концепция пространственного развития:

 

Волго-Камский метрополис

 

3.2.1. Современное состояние и тенденции пространственного развития

 

Методический подход

Исходя из принятого в Стратегии постулата о приоритетности человеческого капитала пространство республики рассматривается в первую очередь как пространство жизнедеятельности человека. Территория и коммуникационная система являются в таком подходе обеспечивающими жизнедеятельность человека.

Выделено четыре важнейших составляющих пространства жизнедеятельности человека:

- пространство ресурсного обеспечения жизнедеятельности человека - это пространство воды, воздуха, полезных ископаемых, лесных и сельскохозяйственных угодий;

- пространство частной жизни - индивидуальное пространство дома, жилой ячейки, тесно связанное с жизнью каждого конкретного человека;

- транспортно-коммуникационное пространство, которое обеспечивает взаимодействие людей, обмен информацией и физическими продуктами, создание и поддержку социальных ячеек, общностей на всех уровнях: от семейного до глобального;

- пространство коллективной деятельности - пространство, где ведется семейная, воспитательная и образовательная, производственная, досуговая деятельность; ячейки пространства коллективной деятельности тесно связаны с транспортно-коммуникационным пространством, в котором также ведется коллективная деятельность, но сетевого характера.

Для описания происходящих процессов используется представление о смене технологических укладов: в настоящее время ведущим является четвертый технологический уклад, основанный на информационных технологиях, в ближайший период (до 2030 года) ведущим станет шестой уклад, связанный с применением нано- и клеточных технологий.

 

Территория

Территория Республики Татарстан - 67,85 тыс. кв. км; население на начало 2014 года - 3 млн 838 тыс. человек; число населенных пунктов - 3 118.

Муниципально-территориальное устройство: 43 муниципальных района; 2 городских округа (г. Казань и г. Набережные Челны); 39 городских поселений; 872 сельских поселения (рис. 3.3).

Плотность населения Республики Татарстан - 56,6 чел. на кв. км, плотность сельского населения - 13,6 чел. на кв. км. Доля городского населения - 76 процентов. Застроенные территории составляют 4,2 процента, водные поверхности - 5,7 процента, леса, включая заповедники, - 7,4 процента, прочие территории (открытых ландшафтов) - 82,6 процента.

 

 

Рис. 3.3. Территория, пространство, транспорт:

современное состояние

 

Транспортно-коммуникационный каркас

Автомобильные дороги - 14 494,93 км, в том числе федерального значения - 1 068,89 км, регионального значения - 13 425,9 км (из которых 86 процентов имеют усовершенствованное покрытие). Протяженность автомобильных дорог местного значения - 23 810,0 км, в том числе муниципальных районов - 3 612,6 км; протяженность улиц (города и поселки городского типа) - 20 053,9 км.

Железнодорожный транспорт в Республике Татарстан представлен Горьковской и Куйбышевской железными дорогами - филиалами ОАО "Российские железные дороги". Протяженность всех железнодорожных путей по территории Республики Татарстан, включая станционные, составляет 1 889 км, из них 379,7 км электрифицированных; протяженность магистральных линий - порядка 880 км, 30 процентов из них электрифицированные.

Авиационный транспорт - три аэропорта: Казань, Бегишево, Бугульма (два из них международные - Казань и Бегишево).

Общая протяженность основных внутренних судоходных путей Республики Татарстан по рекам Волга и Кама - 587 км.

Особенностью пространственной структуры Татарстана является мощный природный водный коридор - акватория рек Волги и Камы, разбивающий территорию региона на три части - правобережную и левобережную территории реки Камы, правобережную территорию реки Волги, которые сегодня связаны между собой тремя основными мостами:

- автодорожным мостом-дамбой через реку Волгу в западной части Казани (Займищенский мост);

- автодорожным мостом-дамбой через реку Каму в районе села Сорочьи Горы (Алексеевский мост);

- плотиной Нижнекамской ГЭС, используемой в качестве моста через реку Каму для автомобильных и железнодорожных связей (федеральная магистраль М7 "Волга").

Трубопроводная сеть для транспортировки нефти - 6,5 тыс. км. Трубопроводная сеть для транспортировки газа: протяженность магистральных газопроводов и газопроводов-отводов - 5,6 тыс. км, распределительных газопроводов - 39,8 тыс. км. Магистральные газопроводы: Уренгой - Помары - Ужгород, Уренгой - Центральная Россия; магистральные нефтепроводы: нефтепровод "Дружба" (Альметьевск - Самара - Брест), Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск; Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва, Пермь - Альметьевск, Альметьевск - Набережные Челны.

Системы городского общественного транспорта:

- метрополитен: г. Казань (одна линия, 10 станций, 15,8 км);

- трамвай: города Казань, Набережные Челны и Нижнекамск;

- троллейбус: города Казань и Альметьевск;

- автобусный транспорт: во всех крупных населенных пунктах, а также пригородный и междугородный.

 

Жилищное пространство

На конец 2013 года весь жилищный фонд Республики Татарстан составлял 92,8 млн кв. м, в том числе 67,5 млн кв. м - городской жилищный фонд и 25,3 млн кв. м - сельский жилищный фонд. Многоквартирные жилые дома составляли 63 процента, индивидуальные дома - 35,6 процента, специализированные - 1,4 процента. Средняя жилищная обеспеченность в 2014 году - 24,8 кв. м/чел.

 

Зоны технологических укладов

Зонирование территории Татарстана по ведущему технологическому укладу представлено на рис. 3.4. Значительная часть территории имеет в качестве ведущего еще третий технологический уклад, в основе которого находится доиндустриальное производство. На начальном этапе четвертого технологического уклада находятся зоны водохранилищ (как элементы крупномасштабных низкоплотных индустриальных зон), зоны добычи нефти и газа. Развитый четвертый уклад характерен для Камской агломерации. К переходным зонам, в которых четвертый технологический уклад постепенно заменяется на пятый, относятся площадки научно-производственных объединений в г. Казани и индустриальная зона ОЭЗ "Алабуга".

Зоны с современным пятым технологическим укладом, в основе которого находятся информационные технологии, - это центральные деловые районы городов Казань (включая зоны образовательных организаций), Набережные Челны, Альметьевск, проектируемые "Иннополис", "СМАРТ Сити". В качестве элементов зон пятого технологического уклада определены формирующиеся национальные парки, а также восстанавливаемые зоны исторической застройки городов.

 

 

Рис. 3.4. Зоны технологических укладов:

современное состояние

 

Крупномасштабные преобразования пространства Республики Татарстан

До середины XX века Татарстан представлял собой преимущественно зону сельскохозяйственного освоения с отдельными центрами развития торговли, индустрии и управления. Особую роль всегда играла Казань, являвшаяся также центром культуры и образования. Строительство большинства железных дорог происходило до 1950-х годов и не было ориентировано на появившиеся уже позже экономические центры. Основные железные дороги в широтном направлении строились для связи Центральной России с Уралом и Сибирью, затрагивали территорию Татарстана только по касательной.

Со второй половины 1940-х годов начались существенные преобразования пространства Республики Татарстан:

- вторая половина 1940-х годов и 1950-е годы - начало освоения крупнейшего нефтяного месторождения на юго-востоке региона, формирование на его основе нового центра развития - города Альметьевска; формирование Куйбышевского водохранилища, изменившего природные и антропогенные ландшафты в западной части Татарстана;

- 1960-е годы - начало формирования северо-восточного центра развития Республики Татарстан: строительство города Нижнекамска, начало строительства Нижнекамской ГЭС и Камского автомобильного завода, развитие города Набережные Челны;

- 1970 - 1980-е годы: активное развитие транспортной инфраструктуры - формирование современной автодорожной сети Татарстана, строительство железной дороги на востоке республики для обслуживания промышленных предприятий, появление здесь второго аэропорта, перенос аэропорта "Казань" из Казани на новую площадку, формирование Нижнекамского водохранилища;

- 1990-е годы - развитие экологических представлений: организация национального парка "Нижняя Кама", реконструкция центра города Казани;

- после 2000-го года - новый этап транспортного и экономического развития Республики Татарстан: реконструкция существующих и строительство некоторых новых автодорог, развитие Казани (метрополитен, автодорожное строительство, аэроэкспресс, северный ж/д вокзал), формирование особой экономической зоны "Алабуга" и новых индустриальных парков в восточной части региона, начало строительства новых спутников г. Казани - Иннополис и СМАРТ Сити Казань.

Фоном для этого этапа были такие общероссийские тенденции, как:

- дальнейшая разработка законодательной базы современной России - появление основных федеральных законов, определяющих развитие территорий и пространства: Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительный кодекс Российской Федерации;

- активное повсеместное развитие телекоммуникационного пространства: сотовая связь, высокоскоростной интернет, цифровое телевидение;

- стремительный рост автомобилизации, повышение подвижности населения;

- возвращение к массовой типовой застройке новых районов в городах.

 

Перспективы пространственного развития

На новом этапе развития общества при переходе к пятому технологическому укладу, основанному на информационных технологиях, пространство жизнедеятельности серьезно трансформируется: коммуникационные пространства стремительно расширяются за счет развития телекоммуникаций (рис. 3.5), однако потребность в личном общении людей не уменьшается.

 

 

Рис. 3.5. Телекоммуникационное пространство

Республики Татарстан

 

Пространство семьи усложняется, оно может быть разделено физически и располагаться в разных странах, но при этом сохранять все признаки семейных отношений благодаря информационному и энергетическому пространству. Пространства традиционных производств роботизируются, не требуя непосредственного участия человека. Пространство обучения использует виртуальное пространство, которое человек может изменять в интерактивном режиме, выбирая бесчисленные варианты желаемого будущего.

Возрастает значение "пространств смысла" - тех мест, которые обладают "духом места", воспитывают людей, соединяют их между собой, делают жизнь именно в этом месте осмысленной, способствуют сохранению глубинных корней цивилизации и дают пищу для дальнейшего развития.

Обостряются проблемы пространств, в которые направляются отходы жизнедеятельности.

Настоящая Стратегия предполагает перенаправление усилий общества на более полное использование ресурсов пространства жизнедеятельности на всех уровнях жизни, поиск баланса между физическими и телекоммуникационными пространствами, между глобальными и индивидуальными характеристиками пространства, между изменчивостью и постоянством. При этом необходимо учитывать глобальные тенденции преобразования пространства, связанные со сменой технологических укладов (рис. 3.6).

 

Сильные и слабые стороны пространства Республики Татарстан

В Татарстане имеется большой пространственный потенциал развития, сохранены экологически чистые зоны и коридоры, имеется развитая транспортная инфраструктура.

Наличие трех узлов развития региона, каждый из которых обладает своей спецификой, позволяет построить схему внутреннего и внешнего сотрудничества и здоровой конкуренции, привлекательную для инвестиций всех уровней.

Регион имеет хороший институциональный фундамент в виде отлаженной системы управления территориями. Однако необходимы существенное повышение квалификации кадров, обновление технологий управления, настройка на решение перспективных задач развития в опережающем режиме. Потеря системы пространственного планирования, произошедшая в постсоветский период, подмена ее территориальным планированием и землеустройством - один из серьезных недостатков управления, сдерживающий развитие всех систем жизнедеятельности.

Пространственная инфраструктура четвертого технологического уклада, созданная в предыдущие десятилетия, требует значительных затрат на преобразования для эффективной поддержки пятого технологического уклада. Новые технологии требуют "зеленых решений" и не могут размещаться на действующих экологически депрессивных площадках.

 

 

Рис. 3.6. Преобразования пространства при переходе к новым

технологическим укладам

 

Слабые стороны и проблемы:

- Ресурсное пространство:

повсеместная нехватка территорий для размещения новой жилой застройки; захват под новое строительство водоохранных и санитарно-защитных зон, сельскохозяйственных территорий; рост плотности застройки за счет снижения качества жилья, экономии на коллективных пространствах социальной инфраструктуры;

значительные пространства оказались в зонах распространения загрязнений предприятий нефтехимического комплекса;

часть территорий, на которых ведется добыча нефти и газа, насыщена буровыми скважинами и трубопроводами, которые будут препятствовать развитию этих территорий в будущем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...