Экономических комплексов республики татарстан 5 глава
Направления действий: 1) организация комплекса исследований в области дошкольного детства; 2) реализация централизованной программы развития инфраструктуры; 3) создание грантовых программ поддержки инноваций в сфере дошкольного образования; 4) стимулирование негосударственного сектора дошкольного образования, развитие государственно-частного и социального партнерства; 5) укрепление связи организаций дошкольного образования со школами, в том числе в форме комплексов: включение детских садов в состав комплексов со школами, создание инфраструктуры дошкольного образования многоцелевого назначения; 6) поддержка культуры двуязычия и поликультурного образования на дошкольной ступени: разработка образовательных программ, направленных на сохранение национальной культуры и подготовку детей к современному школьному образованию, подготовка и переподготовка педагогов; 7) координация "детских сервисов" в дошкольном образовании на уровне муниципалитетов: формирование механизмов координации социальных, культурных, медицинских и образовательных услуг в интересах детей на муниципальном уровне; отработка в нескольких "пилотных" муниципалитетах механизмов межведомственной кооперации и индивидуального сопровождения детей, учитывающего трудности и особенности их развития; анализ актуальной системы межведомственного взаимодействия, формирование нормативной правовой базы, регулирующей такое взаимодействие; 8) реализация проекта "Раннее развитие", который включает: - создание системы оценки индивидуального развития дошкольников; - создание клубов раннего развития на базе дошкольных организаций, гибкие формы поддержки семей и дошкольного образования, особая поддержка детей в трудной ситуации, включая детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание доступной системы сопровождения детей с трудностями в развитии.
3.1.2.2. Общее (школьное) образование
Текущая ситуация Система общего образования в Республике Татарстан по многим показателям превышает средние значения по Российской Федерации: - заработная плата учителей росла на протяжении 2012 - 2014 годов и стабильно превышает значение средней заработной платы по региону; - доля молодых учителей составляет 14 процентов, что выше среднероссийского уровня (13,2 процента); - сравнительно высокие результаты как по показателю среднего тестового балла ЕГЭ по обязательным дисциплинам, так и по доле "стобалльников". Вместе с тем, как и все регионы Российской Федерации, Татарстан не показывает высоких результатов при оценке "навыков XXI века", включая критическое мышление, способность применять академические знания, информационную грамотность; - Татарстан является одним из лидеров в России по уровню информатизации образовательного процесса и системы управления, однако уровень информатизации образования отстает от информатизации управления и современных возможностей. В 2013/2014 учебном году в Республике Татарстан в 1 498 общеобразовательных организациях обучалось 368 691 чел., из которых 31 484 чел. - во вторую смену. По численности детей, занимающихся во вторую смену, Татарстан находится на 17-м месте в России. С учетом запланированных мероприятий и демографического прогноза потребуется создание нескольких десятков тысяч новых мест в общеобразовательных организациях. Ключевые вызовы: - макроэкономическая нестабильность, риск секвестирования бюджета и сокращения расходов; - рост численности учащихся, требующий ввода новых мест и увеличения штата;
- отставание образовательных технологий и практик преподавания от потребностей и возможностей обучающихся; - необходимость введения новых федеральных государственных образовательных систем общего образования в условиях доминирования традиционных педагогических подходов; - риски усиления образовательного неравенства; - необходимость обеспечить инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья; - расширение возможностей дополнительного неформального образования, которое слабо используется школьной системой: интеграция дополнительного образования в учебный процесс. Целевое видение и задачи
Направления действий: 1) программа строительства и реконструкции новых школьных зданий; 2) грантовые программы поддержки инноваций; 3) республиканская программа развития системы оценки качества; 4) республиканская программа достижения лидерства в образовании в сфере математики и информационных технологий; 5) снятие нормативных барьеров в развитии негосударственного дополнительного образования детей; 6) нормативное стимулирование повышения самостоятельности образовательных организаций; 7) нормативное стимулирование расширения участия родителей в образовательном процессе и развитии образования; 8) поддержание эффективного контракта, в частности, обучение менеджмента образовательных организаций методикам управления на основе эффективного контракта, детализация критериев оценки эффективности в контракте, оптимизация нормативов оплаты труда по эффективному контракту; 9) программа выявления, развития и сопровождения талантливых детей и молодежи; 10) поддержка культуры двуязычия и поликультурного образования на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования. Список мер: 1) программа строительства и реконструкции школьных зданий реализуется в разном масштабе при разных ресурсных возможностях. Первая очередь - создание дополнительных мест для обучения в односменном режиме учащихся по программам начального общего образования (1 - 4 классы). Вторая очередь - создание дополнительных мест для обучения в односменном режиме учащихся по программам среднего общего образования (10 - 11 классы). Третья очередь - создание дополнительных мест для обучения в односменном режиме учащихся по программам основного общего образования (5 - 9 классы) и создание в образовательных организациях безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями развития;
2) проект "Республиканская система оценки качества общего образования" (меры по построению целостной и сбалансированной системы оценочных процедур); 3) разработка и внедрение комплекса мер по оптимизации системы педагогического образования на уровне колледжей, бакалавриата и магистратуры; 4) проект "Молодой учитель Татарстана". Введение двухлетней интернатуры для начинающих учителей, участие менторов в подготовке молодых учителей, оказание методической помощи, проведение летних и зимних школ. При наличии ресурсов дополнительно проведение конкурса среди лучших выпускников педагогических вузов с последующим повышением должности и доплатой или направлением в магистратуру; 5) разработка и внедрение уникальной образовательной программы для общего образования по технологии и информационным технологиям: внедрение новых ФГОС (с акцентом на математику и информатику), реализация сетевых проектов школ и дополнительного образования, грантовая поддержка массовых конкурсов, соревнований и олимпиад школьников; 6) создание системы конкурсов для общего образования, в которых каждый ребенок может проявить свои способности; 7) формирование кадрового резерва директорского корпуса и организация стажировок в лучших школах и вузах; 8) формирование разветвленной сети детско-юношеских организаций и движений; 9) разработка и реализация Концепции развития национального образования; 10) разработка и внедрение учебно-методических комплектов по татарскому языку и литературе; 11) создание системы конкурсов и олимпиад по национальному образованию; 12) содействие сохранению и развитию татарского языка и культуры в субъектах Российской Федерации с компактным проживанием татарского населения.
Проект "Информатизация 3.0" Проект включает поддержку инновационных программ развития школ, направленных на использование дистанционного образования и образовательных сервисов для учащихся. Предусмотрен ряд мер, способствующих внедрению современных технологий в процесс обучения: создание современных центров интересной науки и эксплораториумов, поддержка комплексных культурных, медийно-социальных проектов, поддержка проектов формирования новой технологичной среды: "цифровая школа", web 3.0, электронные гипертекстовые учебники, сервисы открытого образования в сети, классы робототехники. Кроме того, проект будет способствовать совершенствованию оценки образовательных результатов школьников благодаря внедрению мониторинга результатов обучения по математике, русскому, татарскому и английскому языкам, предметам естественно-научного цикла, информационной грамотности в соответствии с требованиями ФГОС в рамках республиканской системы оценки качества образования.
Проект "Траектория образовательных достижений" Проект "Траектория образовательных достижений" (единая электронная персонифицированная система учета результатов образовательных достижений учащихся) для системы общего и дошкольного образования предполагает создание единой системы мониторинга индивидуальных образовательных достижений (на основе электронного портфолио). Это позволит осуществлять исследования образовательных траекторий, учитывать слабо формализуемые достижения (включая участие в социально значимой деятельности), создавать информационную базу для выбора образовательных услуг обучающимися и их семьями. Информация о достижениях, собранная на индивидуальном уровне и аккумулированная на уровне региона, позволит осуществлять анализ качества образования применительно к различным возрастным, гендерным, социальным группам учащихся, что существенно расширяет возможности управления качеством образования. Возникает возможность мониторинга индивидуальных образовательных траекторий учащихся, что позволит выявлять наиболее одаренных и мотивированных школьников и оказывать им поддержку в реализации образовательного потенциала на разных этапах обучения. Подобная система может аккумулировать информацию собственно об учебных достижениях учащихся, например, данные различных диагностических мероприятий, результаты государственных экзаменов, а также данные о достижениях учащихся в системе дополнительного образования, сведения об участии в олимпиадах и конкурсах, спортивных достижениях.
Программа "Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан" Государственная программа "Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015 - 2020 годы" утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан. Цель Программы - обеспечение развертывания преемственной системы развития интеллектуально-творческого потенциала детей, молодежи и стратегическое управление талантами в интересах инновационного развития Республики Татарстан. Задачами Программы являются: 1) популяризация возможностей интеллектуально-творческого развития детей и молодежи в Республике Татарстан, выстраивание эффективных коммуникаций с молодежной и родительской аудиториями; 2) формирование объединенных ресурсных площадок и развитие межведомственного сотрудничества в управлении талантами; 3) развитие конкурентоспособного научно-внедренческого молодежного сообщества и сети проектно-изыскательских площадок; 4) внедрение лучших моделей развития прорывных компетенций для детей и молодежи, формирование ценностных ориентаций (неформальное дуальное/проектное/тренерское обучение, наставничество и др.); 5) внедрение инновационных механизмов кадрового менеджмента, продюсирования выпускников Программы. При этом образовательная платформа "Казанский открытый университет талантов 2.0", как якорный элемент данной программы, должна способствовать выявлению, развитию и закреплению талантливой молодежи в Республике Татарстан.
3.1.2.3. Среднее профессиональное образование
Текущая ситуация В Республике Татарстан функционируют 103 профессиональные образовательные организации, это одна из самых больших сетей в России. В 2014 - 2016 годах республиканской экономике потребуется 98,2 тыс. новых специалистов по 440 профессиям и специальностям. 35 процентов этой потребности составят рабочие специальности; 32,2 процента - специалисты со средним профессиональным образованием по 149 специальностям. Всевозрастающая часть этого спроса будет связана с высокоразвитыми компетенциями. Система профессионального образования Республики Татарстан является одной из наиболее развитых в России. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан утверждена Подпрограмма "Развитие профессионального и послевузовского образования и повышение квалификации работников данной сферы на 2014 - 2020 годы". Намечено, что к 2020 году будет создано до 25 хорошо оснащенных современных ресурсных центров подготовки рабочих кадров для ведущих отраслей экономики республики. На конец 2014 года уже действуют пять таких центров. Ключевые вызовы: - рост запроса на профессиональные технические компетенции высокого уровня в условиях низкой престижности среднего профессионального образования; - отсутствие инвестиционных ресурсов для модернизации системы СПО; - запрос на непрерывное профессиональное развитие в условиях преобладания традиционных "длинных" программ СПО. Целевое видение и задачи
Направления действий: Действия по развитию системы СПО нацелены на включение максимального числа экономически активного населения в программы переподготовки и повышения квалификации, а также развитие образовательной инфраструктуры: 1) создание ресурсных центров по профилям подготовки на базе реорганизованных профессиональных образовательных организаций; 2) реализация системы дуального обучения для предприятий высокотехнологичных секторов экономики; 3) оптимизация/сокращение сети профессиональных образовательных организаций; 4) создание системы региональных конкурсов WorldSkills Russia; 5) формирование нового имиджа СПО Республики Татарстан; 6) создание механизмов оценки качества (образования и компетенций); 7) совершенствование системы развития карьеры, создание базы индивидуальных образовательных траекторий выпускников организаций СПО; 8) формирование конкурентоспособного социального пакета для работников СПО; 9) реализация концепции "Цифровой колледж Республики Татарстан"; 10) формирование системы непрерывного образования в Республике Татарстан; 11) реализация программы подготовки (переподготовки) кадров для системы СПО. Флагманский проект "Обучающийся регион: новой экономике - новые профессии и навыки" (см. 3.1.6.2).
3.1.2.4. Высшее образование
Текущая ситуация Республика Татарстан является одним из лидеров среди регионов Российской Федерации по уровню развития системы высшего образования и охвату населения высшим образованием. В республике действует 71 вуз, в том числе 26 самостоятельных образовательных организаций высшего образования и 45 филиалов вузов. В целом по количеству образовательных организаций высшего образования Татарстан занимает седьмую позицию среди всех субъектов России. Кроме того, Республика Татарстан входит в тройку лидеров по объему средств, имеющихся в распоряжении вузов (22 млрд руб. в 2013 году). Общее количество студентов в 2014 году составляло 169 548 человек, при этом наблюдается тенденция к снижению их числа: если в 2008 году на 10 000 жителей республики приходилось 594 студента, то к 2014 году их количество снизилось до 441. Это соответствует общероссийскому тренду и связано с последствиями низкой рождаемости в 1990-х годах. Для сохранения лидирующего положения в качестве центра высшего образования Татарстану необходимо проводить активную политику и принимать меры по привлечению в вузы молодежи из других регионов и из-за рубежа. Мониторинг эффективности образовательных организаций в 2014 году показал, что в Татарстане помимо двух государственных вузов, филиалов трех государственных и девяти негосударственных вузов, находящихся в стадии реорганизации по результатам ранее проведенных мониторингов (2013 год), к группе организаций высшего образования, которые обладают значительными признаками неэффективности, относятся два государственных вуза, три негосударственных вуза, 20 филиалов государственных вузов, пять филиалов негосударственных вузов. В 40 процентах вузов средняя заработная плата меньше средней заработной платы по экономике региона. В Республике Татарстан прослеживается дисбаланс между структурой подготовки в системе высшего образования и экономическими потребностями региона. Преимущественно ведется подготовка специалистов по социально-экономическому направлению, наблюдается дефицит кадров с общеинженерной подготовкой. Подготовке работников, способных приспосабливаться к меняющейся конъюнктуре рынка, мешает жесткая структура государственных вузов и образовательных программ с дробными, узкоспециальными программами. Некоторые специалисты не представлены на рынке труда. Одновременно имеет место и низкое качество подавляющего большинства платных образовательных программ (особенно заочных), обусловленное ценовым демпингом при практическом отсутствии государственного контроля качества. Проблемы в образовании возникают не только из-за низкого качества предложения, но и из-за специфического восприятия образования. С одной стороны, высшее образование востребовано среди населения и субъективно воспринимается как важный элемент самореализации и личного развития. С другой стороны, нельзя утверждать, что высшее образование в полной мере востребовано на рынке труда, бизнес пока не вполне понимает важность инвестирования в образование и переподготовку сотрудников. Ключевые вызовы: - уменьшение охвата населения высшим образованием при необходимости поддерживать высокий уровень человеческого капитала; - наличие сегмента низкокачественного высшего образования; - дисбаланс в направлениях подготовки; - рост конкуренции между регионами и странами за лучших студентов и преподавателей, за гранты и контракты на исследования и разработки; - слабые связи стратегий развития вузов и республики; - несоответствие системы высшего образования целям построения инновационной экономики: инновационные компании испытывают проблемы с привлечением молодых специалистов, способных решать нетривиальные задачи в новых сферах. Целевое видение и задачи
Направления действий: 1) грантовые программы для вузовских инноваций; 2) привлечение инновационных компаний к обсуждению и совершенствованию учебных планов и программ; расширение практики стажировок студентов и выпускников в компаниях инновационного сектора; 3) реализация организациями высшего образования и инновационными компаниями совместных проектов НИР/НИОКР; 4) активизация международной образовательной и исследовательской кооперации; 5) соглашение республики и Министерства образования и науки Российской Федерации по координации развития системы высшего образования в Республике Татарстан; 6) республиканская программа продвижения имиджа Казани как вузовского центра; 7) совместные с федеральными структурами, в том числе с Министерством образования и науки Российской Федерации, мероприятия по развитию вузовской инфраструктуры. Флагманский проект "Партнерство для повышения конкурентоспособности высшей школы" (см. 3.1.6.3).
3.1.3. Сохранение здоровья и продление долголетия
Текущая ситуация В Республике Татарстан существует развитая сеть оказания медицинской помощи и высокий научно-образовательный потенциал здравоохранения. Ресурсное обеспечение Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи жителям республики несколько выше среднероссийских нормативов. Регион относится к числу лидеров по показателю естественного прироста населения в 2014 году (2,6 процента против 0,2 процента в Российской Федерации) и занимает 13-ю позицию по показателю ожидаемой продолжительности жизни, которая неуклонно растет на протяжении последних лет и достигла в 2013 году 72,12 года (в России - 70,77 года, в ПФО - 70,06 года). При этом в Татарстане меньше, чем в среднем по России, врачебного персонала и коечного фонда. Обеспеченность врачами на 10 000 человек населения в Республике Татарстан 30,9 и в Российской Федерации 44,7, количество коек на 10 000 населения в Республике Татарстан 61,2 и в Российской Федерации 81,5 (данные по Республике Татарстан - за 2014 год, по Российской Федерации - за 2013 год). Здравоохранение республики значительно укрепилось благодаря реализации в 2011 - 2012 годах Программы "Модернизация здравоохранения", направленной на снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и от внешних причин, которые являлись основными причинами смертности населения. Уровень младенческой смертности, по оперативным данным Татарстанстата по итогам 2014 года, достиг более низких значений (6,51 процента), чем в среднем в Российской Федерации (7,6 процента) и ПФО (7,5 процента). Благодаря многолетней целенаправленной деятельности Татарстан занимает лидирующие позиции в некоторых направлениях педиатрии и высокотехнологичной медицинской помощи. Татарстан является лидером в округе по доле учреждений субъектового подчинения, применяющих высокотехнологичные методы лечения. В республике накоплен уникальный опыт организации медицинской помощи при массовых спортивных мероприятиях международного уровня. Несмотря на многие лидерские достижения в системе российского здравоохранения, Татарстан демонстрирует более низкие, чем в странах со сравнимым экономическим потенциалом, интегральные показатели здравоохранения - ожидаемой продолжительности жизни, заболеваемости и смертности от управляемых причин. Ключевые вызовы: - рост продолжительности жизни населения и старение популяции, которые меняют требования к организации здравоохранения и требуют повышения ресурсного обеспечения социальных систем; - ускорение технологических изменений в мире и переход к качественному обновлению системы медицинского обеспечения на основе нанотехнологий, биотехнологий, информационных и коммуникационных технологий. Чтобы сохранить конкурентное преимущество, Татарстан должен быть в авангарде этих изменений и активно развивать ключевые технологические направления, определяющие облик здравоохранения будущего; - усиление глобальной конкурентной борьбы за привлечение в систему здравоохранения стратегических инвестиций и развитие медицинского туризма. Татарстан должен создать условия, в которых отрасль будет привлекательной как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов, а также для пациентов из Татарстана и других регионов и стран; - снижение предложения трудовых ресурсов и дефицит квалифицированных кадров в системе здравоохранения практически всех стран мира. Это обстоятельство диктует необходимость создания эффективной системы медицинского образования при одновременном повышении мотивации персонала к работе в регионе. Для решения стоящих перед республикой задач была разработана "Государственная программа развития здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года", которая отличается серьезным анализом зон неэффективности региональной системы здравоохранения и детальной проработкой целевых задач и мероприятий. Однако достижение установленных показателей при сохранении экстенсивного развития является затруднительным в связи с существенным дефицитом ресурсов. Основным сдерживающим фактором является нацеленность федеральной и региональной стратегий на наращивание объема основных средств при сохранении инфраструктуры и персонала на балансе государства. Это уменьшает возможности системы здравоохранения гибко реагировать на изменение конъюнктуры и быстро внедрять инновационные технологии. Последнее в свою очередь снижает конкурентоспособность республики в мировой системе оказания медицинской помощи и не позволяет в полной мере решить задачу повышения качества человеческого капитала. Целевое видение и задачи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|