Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономических комплексов республики татарстан 9 глава




- дополнение в государственную программу Республики Татарстан по развитию транспортной инфраструктуры "Развитие транспортной системы Казанской агломерации" - формирование устойчивого структурообразующего транспортного каркаса агломерации, включающего развитие скоростных связей, строительство нового автодорожного и грузового железнодорожного обходов города Казани, строительство стратегического моста через реку Волгу в районе деревни Гребени, всемерное продвижение общественного транспорта и соответствующей инфраструктуры с активным развитием метро и легкорельсового транспорта.

 

Пространственная модель Казанской агломерации

Лидирующая роль города Казани как научно-образовательного, инновационного и финансового центра закрепляется радиальными связями основных магистралей. Поселения-спутники, расположенные в поясе центрального ядра, формируют полифункциональную структуру агломерации: появляется единое функционально связанное пространство. Осуществление ряда функций (производство, развлечение, потребление) частично переносится из центра в поселения-спутники. Получают цивилизованное развитие пригороды, образуется единый рынок труда агломерации. Агломерация становится важным узлом в пространственной структуре региональной и глобальной экономики.

 

Камская агломерация

Камская агломерация - полицентрическая агломерация, формируемая четырьмя урбанизированными ядрами: городами Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга и Менделеевск (рис. 3.17). В агломерационные процессы вовлечены населенные пункты Елабужского, Менделеевского, Тукаевского, Нижнекамского муниципальных районов, находящиеся в пределах часовой транспортной доступности между собой. Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 944,3 тыс. человек. Плотность населения - 165 чел./га.

Основные проблемы агломерации:

- моноспециализация городов;

- неустойчивый транспортный каркас агломерации: слабая связность ядер, расположенных на правом и левом берегах реки Камы, отставание развития транспортной инфраструктуры от развития производств;

- неблагополучная экологическая обстановка в результате деятельности нефтеперерабатывающих и химических производств городов Нижнекамск и Менделеевск;

- нехватка свободных земельных ресурсов в границах городов-ядер агломерации, пространственная экспансия на земли сельскохозяйственного назначения;

- однообразие и рыхлость городской среды, деформированные городские пространства.

 

 

Рис. 3.17. Пространственное развитие Камской агломерации

 

Направления преобразований:

- трансформация и диверсификация специализации городов-ядер агломерации, развитие синергетического эффекта от сотрудничества;

- усиление идентичности городов-ядер агломерации;

- формирование устойчивого структурообразующего транспортного каркаса агломерации, включая развитие скоростных связей и строительство стратегических мостов в районе села Соколка и (в долгосрочной перспективе) города Елабуги;

- интенсивное развитие городов агломерации в границах существующих урбанизированных территорий, максимальная сохранность природных ландшафтов и земель сельскохозяйственного назначения;

- девелопмент (деятельность, связанная с развитием территории и подготовкой земель и объектов с целью их нового использования) территорий в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, нацеленный на формирование плотной и связной городской среды.

Планируемые к разработке и реализации программы и проекты:

- "Реновация/умная плотность". Запуск качественных преобразований прежде всего на территориях типовой микрорайонной жилой застройки 1970 - 1990-х годов, характерной для городов Набережные Челны и Нижнекамска, а также частично Елабуги, Менделеевска и поселка городского типа Камские Поляны, включающих уплотнение и диверсификацию событийных коммуникационных центров, районов массовой жилой застройки.

- "Город и ландшафты". Раскрытие городской среды городов-ядер агломерации к берегам реки Камы - главной ценности местных ландшафтов. Создание активного и доступного водного фронта города, который, с одной стороны, презентует идентичность города пассажирам проходящего по Каме речного транспорта, а с другой - получает отклик внутри городской среды, включаясь в сеть городских общественных пространств.

- "Город и промышленность":

новое использование высвобождающихся производственных площадей;

новое использование сокращаемых санитарно-защитных зон;

создание городских культурных площадок и программ, которые бы связывали жителей города и его крупнейшие предприятия (городские общественные пространства, культурные центры, включающие функцию дополнительного образования, экскурсии на заводы для туристов, молодежи и т.д.).

- "Город и наследие". Программа сохранения и капитализации объектов исторической застройки с использованием средового подхода. Применение механизма поддержки собственников земельных участков и домов, расположенных на территории исторического города, которые используют свой участок или дом для размещения обслуживающего и торгового бизнеса, при условии бережного отношения к имеющимся в собственности или аренде историческим зданиям. Мероприятия по повышению культуры работы управленцев, архитекторов и дизайнеров среды в историческом контексте.

- "АлаБег" <1>. Проект "АлаБег" - структурообразующий элемент скоростного транспортного каркаса Камской агломерации, позволяющий усилить связность городов, увеличить потоки трудовых, деловых и культурных корреспонденций, облегчить прямое взаимодействие городов агломерации, особой экономической зоны "Алабуга" и аэропорта "Бегишево" (рис. 3.18). Проект предполагает в перспективе строительство моста через реку Каму в районе городского ипподрома города Елабуги. "АлаБег" является не только транспортным проектом: на его базе могут быть созданы две новые планировочные оси развития агломерационного и отчасти регионального масштаба, в которых сосредоточится новая деловая активность. Вместе с мероприятиями по очистке вредных выбросов химических предприятий, предусмотренными в рамках программы "Волжско-Камский поток", "АлаБег" даст импульс развитию населенных пунктов и нового жилищного строительства между Нижнекамском и Набережными Челнами (села Прости и Бетьки). Также "АлаБег" способен активизировать жилые и промышленные районы на западе города Елабуги. В зоне размещения площадок нового девелопмента важно сохранить баланс природных и городских ландшафтов через создание зеленых коридоров между всеми ядрами развития проекта. С особым вниманием следует отнестись к сохранению пойменных ландшафтов в районе нового моста.

--------------------------------

<1> Реализация проекта "АлаБег" предполагается только при наличии технико-экономического обоснования и при условии невыполнения мероприятий по строительству мостового перехода через реку Каму у села Соколка.

 

 

Рис. 3.18. Селитебно-производственный экокоридор "АлаБег"

 

Пространственная модель Камской агломерации

Модель агломерации формируется относительно природной оси - реки Камы, являющейся основой пространственного каркаса. Устойчивость каркаса обеспечивают транспортные коридоры с мостовыми переходами через Каму. Интеграция транспортных систем, синергия городов-ядер, каждый из которых обладает собственным образом и хозяйственной спецификой, усиливают пространственные позиции агломерации. Взаимоотношения "город - вода" - основная составляющая привлекательности и связности пространства Камской агломерации.

 

Альметьевская агломерация

Альметьевская агломерация - полицентрическая агломерация, формируемая тремя ядрами - городами Альметьевском, Бугульмой, Лениногорском (рис. 3.19). В агломерационные процессы вовлечены населенные пункты одноименных муниципальных районов: Альметьевского, Бугульминского, Лениногорского, находящиеся в пределах часовой транспортной доступности между собой. Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 337 тыс. человек. Плотность населения - 71 чел./га.

Основные проблемы агломерации:

- ограниченные возможности расширения границ и дальнейшего развития городов-ядер агломерации;

- низкая пропускная способность существующей сети автодорог;

- недостаточность "событийных пространств" в агломерации;

- неравномерное распределение объектов досуга и культуры среди городов агломерации: сосредоточение основных объектов в Альметьевске;

- отсутствие механизма межмуниципальной кооперации для постановки задач, принятия программ и реализации комплексных инфраструктурных проектов.

Направления преобразований:

- развитие селитебной застройки в поселениях-спутниках городов Альметьевска, Бугульмы и Лениногорска, включающее редевелопмент территорий;

- создание единой транспортной системы Альметьевской агломерации на основе автобусного сообщения: интенсификация и централизация работы сети общественного транспорта, охватывающей города-ядра агломерации, поселения-спутники и сельские населенные пункты;

- формирование и развитие коммуникационных центров как в основных городах агломерации, так на межмуниципальных площадках;

- развитие комплексной инфраструктуры спорта и туризма.

 

 

Рис. 3.19. Пространственное развитие Альметьевской

агломерации

 

Планируемые к разработке и реализации программы:

- "Восточные ворота Татарстана". Въезд с востока в Республику Татарстан в будущем будет осуществляться по международной автодороге "Европа - Западный Китай", Альметьевская агломерация получит активное развитие в качестве транспортно-логистического узла международного уровня. Развитие данных функций будет способствовать организации новых инвестиционных площадок, рабочих мест, интенсификации международного сотрудничества и привлечению качественных трудовых ресурсов.

- "Восточный меридиан". Модернизация транспортной инфраструктуры по направлению Бугульма - Альметьевск - Набережные Челны с развитием прилегающих территорий, включающих населенные пункты вдоль магистралей, где должна развиваться транспортная, логистическая, досуговая и сервисная инфраструктуры. Увеличение зон влияния городов-ядер Камской и Альметьевской агломераций, таких как Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск и Бугульма, в более отдаленной перспективе приведет к формированию единого пояса расселения или конурбации. Основой организации подобного образования становится транспортно-коммуникационная связь между Альметьевском и Набережными Челнами, а также взаимосвязанные технологические процессы на базе энергопроизводственного цикла и социокультурные коммуникации.

- "Реновация расселения". Развитие селитебной застройки в поселениях-спутниках городов Альметьевска, Бугульмы и Лениногорска, включающее редевелопмент территорий с последующим возрождением убывающих малых городов и сельских поселений.

- "Общественные пространства Альметьевской агломерации". Равномерное распределение объектов досуга и культуры среди городов агломерации, формирование и развитие коммуникационных центров как в основных городах агломерации, так и на межмуниципальных площадках. Территориальная диверсификация досуговых и коммуникационных пространств будет способствовать повышению разнообразия и качества среды обитания, что позволит постепенно выравнять уровень жизни населения данных территорий, повысит его активность и возможности для самореализации, будет препятствовать оттоку молодежи в города с более привлекательной инфраструктурой.

- "Туристическая инфраструктура Юго-восточной зоны Республики Татарстан". Развитие туристического комплекса регионального значения на базе имеющихся ресурсов, рассматриваемого как часть единой туристско-рекреационной системы Республики Татарстан и как одно из перспективных направлений экономики Альметьевской экономической зоны и агломерации. Перспективные виды туризма - рекреационно-оздоровительный, спортивный, историко-краеведческий, этнографический, экологический, промышленный и агротуризм - сформируют спрос на соответствующую инфраструктуру. Программа позволит инициировать новые виды деятельности для населения в сфере услуг в туристской индустрии, развивать малое предпринимательство на базе традиционных (национальных) ремесел и промыслов.

- дополнения в Государственную программу Республики Татарстан по развитию транспортной системы "Создание единой транспортной системы Альметьевской агломерации на основе автобусного сообщения".

 

Пространственная модель Альметьевской агломерации

Структура агломерации имеет линейно-узловой характер. Пространственный каркас формирующейся Альметьевской агломерации составляет международный транспортный коридор "Европа - Западный Китай" и межрегиональный транспортный коридор по направлению Пермь - Ижевск - Набережные Челны - Альметьевск - Западный Казахстан.

Общность отраслевой специализации городов и их многокомпонентность определяют функциональную равновесность и взаимодополняемость ядер.

 

3.2.3.3. Развитие сельских территорий

В целях настоящей Стратегии под сельскими территориями понимаются территории за границами городов, включающие земли сельских населенных пунктов и окружающие их территории. Оптимизация системы расселения Республики Татарстан предполагает сохранение сельских территорий и улучшение качества жизни сельского населения.

Проблемы:

- отсутствие механизмов государственного регулирования процессов урбанизации;

- некомплексная реализация проектов по индустриализации сельского хозяйства;

- отсутствие координации и стыковки схем территориального планирования между муниципальными районами;

- не всегда рациональное муниципально-территориальное деление: сельские населенные пункты, расположенные в пригородах Казани, в Камской и Альметьевской агломерациях, функционально часто играют роль удаленных районов городов; их экономика более чем на 90 процентов ассимилирована с экономикой крупных городов;

- значительная асимметрия в обеспечении социально-культурными и досуговыми услугами сельской молодежи (прежде всего, по причине отсутствия подобных услуг);

- недостаток рабочих мест и низкая транспортная мобильность;

- инертность жилищного строительства, не позволяющая должным образом решать социально-экономические проблемы сельской местности.

Тенденции и вызовы:

- оптимизация системы расселения Республики Татарстан с двуединой задачей: сохранение сельских территорий и улучшение жизни населения;

- возможность самореализации сельских сообществ, использование специфики полиэтничности Татарстана, сохранившихся резервов села;

- возможности разных вариантов малого бизнеса на селе, в том числе производства экологически чистой продукции;

- поиск оптимальной для условий республики многоукладности в разных районах, сочетание крупных, средних и малых предприятий;

- возможности выхода на рынки соседних регионов и пути привлечения инвесторов;

- возможности диверсификации экономики сельской местности и развития в ней несельскохозяйственных видов деятельности;

- процессы сезонной и постоянной субурбанизации в пригородных зонах крупных городов.

Концепция развития сельских территорий

Основные неурбанизированные территории относятся к поясам формирующего влияния трех агломераций: Казанской, Камской и Альметьевской. Часть сельских территорий входит в пояса трех агломераций и постепенно вовлекается в агломерационные процессы.

Пространственное развитие малых городов и сельских территорий рассматривается как "регенерация", что предполагает комплекс мероприятий, направленных на борьбу с экономическим, социальным и физическим упадком территорий. Местные сообщества инициируются к созданию программ по повышению качества пространства жизнедеятельности в целях сохранения и преумножения человеческого капитала, по формированию бренда отдельно взятой территории и укреплению конкурентоспособности своего района и региона в целом.

Качественное пространственное планирование сельских территорий призвано создать базу для реализации семи направлений преобразования территорий.

1. Индустриализация АПК и размещение муниципальных индустриальных парков включает:

- модернизацию технологий производства, обработки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, современную систему управления сельскохозяйственными предприятиями, совершенствование производственно-хозяйственного комплекса предприятий, замену ручного труда механизированным, автоматизацию и роботизацию технологических процессов;

- размещение площадок в рамках Концепции размещения индустриальных парков в Республике Татарстан с учетом политики межмуниципальной кооперации и интеграции, предполагающей комплексное развитие инженерной и транспортной инфраструктуры и привлечение резидентов. Муниципальные индустриальные парки, быстро возникающие в Республике Татарстан, призваны создать якорные площадки для малого и среднего бизнеса, а также места приложения труда населения.

2. Новая концепция использования земель - экологически сбалансированная система земледелия - включает:

- интенсификацию использования существующих земель сельскохозяйственного назначения, в том числе частных сельхозугодий;

- рациональное размещение промышленных и инфраструктурных объектов на землях сельского хозяйства: строительство линейных объектов дорожного хозяйства, энергоснабжения, нефтедобычи;

- внедрение инновационных технологий;

- сохранение ценных ландшафтов;

- обеспечение государственного контроля и сопровождение хозяйственной деятельности на частных сельскохозяйственных землях, стимулирование и поддержку сбыта продукции, выкуп неиспользуемых земель для региональных нужд.

3. Межмуниципальная кооперация и трансграничное сотрудничество. Политика в отношении территорий активного развития малых городов и сельских поселений предусматривает создание условий для беспрепятственной реализации межмуниципальных проектов путем кооперирования и создания институциональной платформы. Основная цель политики трансграничного сотрудничества - закрепление экономической самостоятельности и полномочий муниципалитетов, отдаленных от основных центров развития региона, для возможности кооперирования с близлежащими муниципалитетами сопредельных субъектов в целях плодотворного и взаимовыгодного социально-экономического сотрудничества, пополнения бюджетообразующей базы.

4. Сохранение и усиление идентичности. Идентичность территории определяется историей и традициями, культурным наследием и спецификой хозяйственной деятельности. Чем бережнее охраняются и активнее поддерживаются эти факторы, тем сильнее оказывается роль территории в опорном пространственном каркасе региона. Этническое разнообразие Республики Татарстан отражается на идентичности территорий и населенных пунктов с преобладанием населения той или иной национальности. Основные направления сохранения идентичности - культура, туризм, городская среда.

5. Разумное укрупнение. В Татарстане, как и в целом в стране, наблюдается проблема расходов на содержание экономически несостоятельных населенных пунктов. Тщательно продуманное упразднение отдельных сельских поселений в качестве единиц муниципально-территориального деления с вхождением их территорий со всеми ресурсами в границы других, более сильных, муниципальных образований укрепит связь между финансовой самодостаточностью муниципального образования, его собственными ресурсами и качеством управления.

6. Развитие поселений-спутников. Два фактора - ограниченные территориальные ресурсы основных городов (Казани, Набережных Челнов и Альметьевска) и наличие широкого инфраструктурного ресурса в ближних и срединных пригородах, представленных малыми городами и сельскими населенными пунктами, - формируют политику реорганизации сельских населенных пунктов вблизи крупных городов в поселения-спутники посредством коренной модернизации их инфраструктуры. Размещение в таких населенных пунктах производств, услуг, развитие жилищного строительства позволяет более полно реализовать потенциал центров, решая их социально-экономические и градостроительные проблемы, давая импульс развитию спутников.

7. Второе жилье для горожан. Нарастание процессов урбанизации в окрестностях городов-ядер агломерации отчетливо проявляется в процессах стихийной сезонной и постоянной субурбанизации. Регулирование данного процесса предполагает:

- учет тенденций освоения пригородных территорий в основных положениях схем территориального планирования муниципальных районов, примыкающих к городу-ядру;

- проработку каркаса существующих пригородных территорий в агломерационных инфраструктурных схемах;

- разработку механизма перевода земель из категории ДНП в категорию ИЖС на территориях постоянного проживания граждан на основании мониторинга фактического использования земельных участков и расположенных на них капитальных объектов;

- планирование и регулирование хозяйственной деятельности на пригородной территории городов-ядер на межмуниципальном (агломерационном) уровне на основании соглашений.

В планировании развития малых городов и сел важно соблюдение следующих принципов:

- новая идеология обновления сельских территорий;

- кооперация муниципальных и республиканских планирующих структур для определения целей муниципальной пространственной политики, подготовка квалифицированных кадров и составление комплексных программ сохранения и развития поселений;

- создание институциональной платформы для межмуниципальной кооперации и совместных действий в сфере реализации инфраструктурных и отраслевых проектов, использования земель, обеспечения природоохранных мероприятий.

Местные власти должны становиться полноправными партнерами региональных властей, а для эффективного преодоления кризисных явлений финансовая база муниципальных образований и их финансовая автономия должны укрепляться.

Для сельских поселений и малых городов, входящих в территории активного развития (рис. 3.20 и 3.21), предлагаются специализированные программы и проекты. Программа развития прибрежных территорий предусматривает создание и развитие зоны с особыми экологическими и пространственными регламентами на прибрежных территориях крупнейших рек Татарстана: экозоны "Волжско-Камский поток" (см. 3.2.4.1). Программа развития зон трансграничного сотрудничества затрагивает шесть зон на границах с Республикой Башкортостан, Удмуртской Республикой, Республикой Марий Эл, Самарской, Кировской и Ульяновской областями. В программе выделяется несколько направлений: укрепление трансграничных агломерационных связей; улучшение условий и создание площадок для бизнеса; популяризация местной идентичности.

 

 

Рис. 3.20. Зоны активного развития и зоны трансграничного

сотрудничества

 

 

Рис. 3.21. Муниципальные образования, участвующие в

комплексных программах пространственного развития

 

3.2.3.4. Концепция формирования Волго-Камского метрополиса

В Республике Татарстан выделяются три центра расселения: Казань, Набережные Челны и Альметьевск, формирующие вокруг себя целостные агломерационные системы. Между этими системами располагаются менее развитые и населенные районы, что объясняется в том числе их худшей транспортной доступностью. Каждый из вышеназванных центров обладает своей специализацией, набором экономических связей и наличием прямой транспортной связи с Москвой (аэропорт).

Развитие пространства Республики Татарстан в виде трех отдельных агломерационных систем необходимо дополнить тесным взаимодействием и кооперацией между ними, что приведет к формированию единого Волго-Камского метрополиса. Одновременное и скоординированное использование потенциалов трех агломераций приведет к качественному скачку развития Татарстана на основе синергетического эффекта, повышению его конкурентоспособности, увеличит агломерационные эффекты. Развитие Волго-Камского метрополиса позволит более активно развиваться муниципальным районам центральной части Республики Татарстан.

Формирование Волго-Камского метрополиса является важной, если не решающей, предпосылкой достижения Республикой Татарстан успеха в глобальной конкуренции и маркетинге. Единый метрополис окажется на третьем месте по численности населения среди агломераций Российской Федерации и будет заметен в глобальном масштабе (рис. 3.22).

Формирование Волго-Камского метрополиса возможно при условии повышения связности пространства Республики Татарстан, в особенности при уменьшении экономического расстояния между Казанью, Набережными Челнами и Альметьевском. Учитывая имеющиеся расстояния, разделяющие данные города, решать эту задачу рационально путем строительства скоростных транспортных коммуникаций между ними (см. 3.2.3.5). Предложенный вариант строительства высокоскоростной железной дороги Москва - Казань - Екатеринбург органично вписывается в эту концепцию.

 

 

Рис. 3.22. Волго-Камский метрополис

 

В более отдаленной перспективе необходимы меры для дальнейшего расширения влияния Волго-Камского метрополиса путем строительства скоростных транспортных связей агломераций Татарстана с окружающими крупными центрами развития, транспортное сообщение с которыми сегодня недостаточно развито.

Для Татарстана как глобально конкурентоспособного региона необходим устойчивый каркас, включающий скоростные связи и достаточное количество мостовых переходов. Наличие всего трех мостов через крупнейшие реки России в регионе недостаточно для пространственной устойчивости территории.

Активные преобразования в связности территории Татарстана предполагают проектирование и строительство еще четырех стратегических мостов.

1. Строительство моста в районе деревни Гребени (Южный Казанский мост), являющегося частью Южного транспортного обхода Казани. Необходимость данного моста обусловлена активными агломерационными процессами, происходящими в городе Казани и прилегающих муниципальных районах. Появление городов-спутников Иннополиса на правом берегу реки Волги и СМАРТ Сити вблизи аэропорта города Казани, усиление роли международного аэропорта города Казани с перспективой перерастания его в хаб определяют первоочередные мероприятия по строительству второго моста через Волгу на территории Казанской агломерации. Реализация данного проекта позволит более активно развиваться Верхнеуслонскому и Лаишевскому районам, обеспечит приток инвестиций на правый берег, значительно снимет транзитную нагрузку через центр Казани.

2. Строительство моста в районе села Соколка (Соколкинский мост) - плановый проект Республики Татарстан. Появление этого моста снимет нагрузку транзитного автотранспорта с плотины Нижнекамской ГЭС.

3. Мост в районе города Елабуги (мост "АлаБег") - часть структурообразующего элемента скоростного транспортного каркаса Камской агломерации. Данный мост необходим для трудовых корреспонденций и грузоперевозок Камской агломерации, в первую очередь для городов Нижнекамска и Елабуги. Новые мосты в Камской агломерации станут мощными стимулами для развития экономики, активизации мобильности населения, трудовых и нетрудовых миграций; разгрузят плотину Нижнекамской ГЭС, являющуюся стратегическим объектом республики и находящуюся сегодня в неудовлетворительном состоянии.

4. Мост через реку Волгу в районе города Тетюши (Болгарский мост) - не первоочередное, но необходимое мероприятие для южной части Татарстана. В настоящее время Закамье - самый слабый элемент пространственной структуры с точки зрения мобильности и транспортной доступности до региональных центров. Строительство моста необходимо также с учетом активного развития туристической отрасли, в частности на Закамской и Предволжской территориях. Включение города Болгара в федеральные программы по развитию туризма создает предпосылки для содействия и расширения диапазона возможных маршрутов. Подключение к туристическому историко-культурному маршруту в Болгар и Билярск ("Серебряная подкова") уникальных рекреаций и исторических мест правого берега Волги обогатит данное направление и значительно увеличит поток туристов. Успешность данного направления будет зависеть от качества инфраструктуры и возможности беспрепятственно путешествовать по знаковым местам данной местности.

 

3.2.3.5. Концепция создания скоростных видов транспорта

Концепция создания скоростных видов транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (далее в этом параграфе - Концепция) нацелена на решение трех основных блоков задач:

1) развитие межагломерационных транспортных связей трех агломераций Республики Татарстан, формирующих "устойчивый треугольник" внутреннего транспортного каркаса Республики Татарстан;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...