Стратегия определена на 15 лет (2016 - 2030 годы) и предполагает четыре этапа (три трехлетних и один шестилетний). При этом при необходимости раз в три года будет проходить корректировка, а раз в шесть лет - обновление Стратегии.
Этапы реализации различаются по условиям, факторам, рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики республики.
Первый этап (2016 - 2018 годы) базируется на реализации и расширении тех конкурентных преимуществ, которыми обладает экономика республики с целью повышения эффективности и управляемости экономики, роста качества человеческого капитала и формирования предпосылок значительного роста конкурентоспособности. На данном этапе необходимо будет структурировать систему государственных программ с формированием программы развития ключевых экономических направлений, проработать набор приоритетных проектов развития, структурированных в рамках портфеля региональных кластеров (запускается и дает первые результаты модель кластерной активации). Темпы роста будут низкими в силу ряда глобальных и российских факторов. Будут реализованы проекты импортозамещения.
Реализация первого этапа Стратегии в условиях продолжающегося геополитического кризиса, сохранения международных санкций в отношении ряда российских граждан, компаний и банков, усиления ограничений на международных рынках капитала в совокупности с низкой ценой на нефть, а также вызванного указанными факторами ухудшения экономической ситуации и возможного продолжения спада российской экономики сопряжена с существенными рисками недостижения целевых значений показателей реализации Стратегии на данном этапе и обуславливает вероятность существенных корректировок системы стратегических документов Республики Татарстан.
Второй этап (2019 - 2021 годы) базируется на модели роста конкурентоспособности. Будут создаваться институциональные условия и технологические заделы развития. В рамках кластерной активации ускорится модернизация "современной экономики" и начнется создание заделов "умной экономики", стартуют проекты межрегиональной и международной интеграции. Внешняя конъюнктура улучшится, темпы роста повысятся.
Третий этап (2022 - 2024 годы) - кластерная активация обеспечит заметный рост конкурентоспособности экономики и социальной сферы Республики Татарстан на основе перехода республики на новую сбалансированную модель развития, значительного улучшения качества человеческого потенциала и социального пространства, углубления структурной модернизации "современной экономики", значительного развития новой "умной экономики", превращения инноваций в ведущий фактор экономического роста.
Четвертый этап (2025 - 2030 годы и далее) - произойдет рывок в повышении конкурентоспособности экономики, будут созданы условия для достижения глобальной конкурентоспособности Республики Татарстан в рамках ряда ключевых направлений. Республика Татарстан сможет занять позицию глобального субъекта - лидера полюса роста "Волга - Кама", обеспечивающего развитие субъектов-партнеров и Российской Федерации в целом.
Неопределенность прогноза внешних условий обуславливает необходимость использования сценарных вариантов реализации Стратегии. Предложено три сценария:
Инерционный сценарий. Данный сценарий не предполагает ускорения темпов экономического роста (возможно временное ухудшение положения в зависимости от влияния внешних факторов, для этих условий будет рассматриваться инерционный пессимистический сценарий), развитие идет по "стандартным" инерционным трендам, ресурсные ограничения не преодолеваются. С учетом ресурсных ограничений реализуются только наиболее приоритетные и наименее ресурсоемкие проекты (возможно смещение сроков реализации проектов на более поздний срок).
Основные параметры сценария:
- закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах с целью формирования устойчивой модели развития, позволяющей обеспечить незначительное сокращение разрыва в конкурентоспособности большинства отраслей экономики республики от уровня лучших иностранных производителей, что приведет к незначительной модернизации экономической структуры республики;
- небольшой рост человеческого капитала;
- реализация ограниченного количества долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики и социальной сферы;
- небольшой рост инвестиционной привлекательности;
- формирование условий пространственного развития;
- расширение интеграционных процессов в межрегиональное и международное социально-экономическое пространство;
- развитие институциональной среды, способствующей сбалансированному устойчивому развитию;
- стабильный уровень безопасности.
Инерционному сценарию соответствуют минимальные значения индикаторов в таблице 2.2.
Базовый сценарий. Данный сценарий предполагает, что будут проведены необходимые меры, направленные на преодоление ресурсных ограничений. Преимущественно реализуются проекты с низким риском реализации в прогнозируемые сроки и ряд ключевых крупных проектов, сопряженных с повышенными рисками.
Основные параметры сценария:
- высокая степень реализации потенциала развития республики;
- закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах (в том числе на базе повышения технологического уровня и роста производительности труда во всех отраслях экономики и социальной сферы), стимулирование роста конкурентоспособности в новых отраслях с целью формирования устойчивой сбалансированной модели развития на основе кластерной активации, соблюдающей баланс индустриальных и постиндустриальных факторов развития;
- развитие человеческого потенциала на базе высокого благосостояния, социального благополучия, согласия и безопасности через глубокую модернизацию социальной сферы;
- осуществление большинства долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики;
- существенное улучшение инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов;
- сбалансированное пространственное развитие (создание новых центров экономического развития, рост качества пространства) и значительная интеграция в межрегиональное и международное социально-экономическое пространство;
- создание институциональной среды, способствующей устойчивому развитию.
Базовому сценарию соответствуют целевые значения индикаторов в таблице 2.2.
Оптимистический сценарий. Предполагает полное раскрытие потенциала развития, достижение глобальной конкурентоспособности. Успешно реализуется кластерная активация: полностью модернизируется "современная экономика" (преимущественно четвертого с элементами пятого технологического уклада), создается сектор "умной экономики" (пятого - шестого технологических укладов, с возможностью появления седьмого технологического уклада). Большинство намеченных проектов реализуется в плановые сроки.
Оптимистическому сценарию соответствуют максимальные значения индикаторов в таблице 2.2.
2.3. Целевое видение, показатели достижения целей, ожидаемые результаты реализации
Стратегия ориентирована на достижение целевого видения "Татарстан - 2030", включающего следующие характеристики.
Главная стратегическая цель (ГСЦ) (рис. 2.1)
ГСЦ
Татарстан-2030 - глобальный конкурентоспособный устойчивый регион, драйвер полюса роста "Волга-Кама". Татарстан - лидер по качеству взаимоувязанного развития человеческого капитала, институтов, инфраструктуры, экономики, внешней интеграции (осевой евразийский регион России) и внутреннего пространства; регион с опережающими темпами развития, высокой включенностью в международное разделение труда
Главная стратегическая цель развернута в семь стратегических целей в проекции семи направлений межрегиональной конкуренции, учитывающей и три стратегических приоритета (человеческий капитал, пространство, экономика и управление): пять направлений конкуренции (с третьего по седьмое) агрегируются в стратегический приоритет "экономика и управление".
Стратегические цели (СЦ)
СЦ-1
Человеческий капитал: накопленный человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность Республики Татарстан. Республика лидирует в накоплении человеческого капитала как ключевого актива через создание условий достижения высокого качества жизни
СЦ-2
Пространство, реальный капитал: сбалансированное территориально-пространственное развитие обеспечивает высокую конкурентоспособность среды; инфраструктура глобально конкурентоспособна. Производственные фонды эффективно используются
СЦ-3
Рынки: отрасли специализации Республики Татарстан конкурентоспособны на межрегиональных и глобальных рынках
СЦ-4
Институты: сбалансированная система государственных, частных и государственно-частных институтов обеспечивает устойчивое развитие конкурентоспособных кластеров, предпринимательства (малого и среднего бизнеса), внутреннего территориального развития и внешней интеграции
СЦ-5
Инновации и информация: республика лидирует в развитии "умной экономики", создании и коммерциализации новых материалов, продуктов и технологий
СЦ-6
Природные ресурсы: природные ресурсы эффективно используются на базе принципов устойчивого развития
СЦ-7
Финансовый капитал: республика инвестиционно привлекательна на мировом уровне. Финансовая система высокоэффективна
Примечание. ГСЦ - главная стратегическая цель, СЦ - стратегическая цель, Ц - цель, З - задача.
Рис. 2.1. Декомпозиция главной стратегической цели
в системе целей
Целевое состояние по семи направлениям характеризуется набором индикаторов (показателей достижения целей), для которых определены целевые диапазоны значений на контрольные даты планового периода, соответствующие трем сценариям (табл. 2.2, рис. 2.2 - 2.3). Целевым является базовый сценарий.
Таблица 2.2. Значения индикаторов целевого состояния Республики Татарстан
Индикатор
ГСЦ: Главная цель
ВРП на душу населения по ППС, тыс. долл. США, в ценах 2013 года
По инерционному сценарию
20,9
По базовому сценарию
20,9
По оптимистическому сценарию
20,9
Накопленный темп роста ВРП (в сопоставимых ценах к 2015 году), %
По инерционному сценарию
По базовому сценарию
По оптимистическому сценарию
СЦ-1: Человеческий капитал
Производительность труда, млн руб./чел.
По инерционному сценарию
0,85
1,12
1,33
1,53
1,98
По базовому сценарию
0,85
1,17
1,43
1,76
2,58
По оптимистическому сценарию
0,85
1,23
1,59
2,00
3,20
Среднегодовая численность населения, тыс. чел.
По инерционному сценарию
3 830
3 879
3 897
3 916
3 958
По базовому сценарию
3 830
3 897
3 956
4 069
4 182
По оптимистическому сценарию
3 830
3 923
4 018
4 186
4 385
Ожидаемая продолжительность жизни, лет
По инерционному сценарию
72,12
72,3
72,4
72,4
72,5
По базовому сценарию
72,12
73,4
74,2
74,6
75,3
По оптимистическому сценарию
72,12
74,4
75,9
76,8
78,0
Уровень безработицы (по методологии МОТ), %
По инерционному сценарию
4,0
3,9
3,9
3,8
3,8
По базовому сценарию
4,0
3,9
3,9
3,8
3,7
По оптимистическому сценарию
4,0
3,9
3,8
3,7
3,5
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.
По инерционному сценарию
1 817,7
1 818
1 818
1 817
1 819
По базовому сценарию
1 817,7
1 827
1 883
1 963
1 986
По оптимистическому сценарию
1 817,7
1 871
1 945
2 070
2 144
Обеспеченность общей площадью жилья в расчете на одного жителя, кв. м
По инерционному сценарию
24,2
26,1
26,9
27,2
28,5
По базовому сценарию
24,2
26,5
27,6
28,1
30,0
По оптимистическому сценарию
24,2
27,3
29,1
30,9
34,3
Доля выпускников вузов, трудоустроившихся в первый год после окончания обучения
По инерционному сценарию
54,8
55,7
57,7
58,7
60,0
По базовому сценарию
54,8
56,7
59,7
61,7
65,0
По оптимистическому сценарию
54,8
70,0
73,5
76,0
80,0
Доля выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся в первый год после окончания обучения
По инерционному сценарию
44,1
55,6
64,0
67,5
70,0
По базовому сценарию
44,1
67,5
78,0
82,0
85,0
По оптимистическому сценарию
44,1
75,5
87,0
92,0
95,0
Доля иностранных студентов в образовательных организациях высшего образования в Республике Татарстан в общей численности студентов, %
По инерционному сценарию
2,6
5,0
5,3
5,5
6,0
По базовому сценарию
2,6
5,4
5,7
6,0
6,6
По оптимистическому сценарию
2,6
5,6
6,0
6,5
7,0
Доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, %
По инерционному сценарию
31,0
35,0
37,0
39,0
43,0
По базовому сценарию
31,0
38,0
41,0
45,0
50,0
По оптимистическому сценарию
31,0
40,0
44,0
48,0
56,0
Доля получателей мер государственной социальной помощи на основе социального контракта, %
По инерционному сценарию
2,3
4,7
6,2
7,7
10,7
По базовому сценарию
2,3
8,8
11,6
14,4
20,0
По оптимистическому сценарию
2,3
13,2
17,4
21,6
30,0
Объем туристского потока, тыс. чел.
По инерционному сценарию
1 662
2 030
2 214
2 304
2 387
По базовому сценарию
1 662
2 004
2 454
2 965
3 617
По оптимистическому сценарию
1 662
2 435
3 153
4 095
5 534
СЦ-2: Пространство, реальный капитал
Протяженность магистральной скоростной автодорожной сети (автодороги I и II тех. категории), км
По инерционному сценарию
1 270
По базовому сценарию
612,4
793,6
1 200
1 700
По оптимистическому сценарию
1 100
1 650
2 500
Протяженность скоростных и высокоскоростных железнодорожных линий, км
По инерционному сценарию
По базовому сценарию
По оптимистическому сценарию
1 031
Пассажирооборот аэропортов, млн чел. в год
По инерционному сценарию
2,25
2,4
2,6
2,8
3,0
По базовому сценарию
2,25
3,7
4,3
5,5
7,3
По оптимистическому сценарию
2,25
4,5
5,4
7,3
10,0
СЦ-3: Рынки
Доля экспорта Республики Татарстан в общем объеме экспорта Российской Федерации, %
По инерционному сценарию
4,2
2,4
2,7
2,4
2,3
По базовому сценарию
4,2
3,0
4,0
4,2
5,0
По оптимистическому сценарию
4,2
3,6
5,4
6,9
6,6
Доля экспорта несырьевой продукции в общем объеме экспорта, %
По инерционному сценарию
54,2
По базовому сценарию
54,2
По оптимистическому сценарию
54,2
СЦ-4: Институты
Доля малого и среднего бизнеса в добавленной стоимости, %
По инерционному сценарию
25,6
26,9
27,4
28,0
29,0
По базовому сценарию
25,6
27,9
29,2
30,5
33,0
По оптимистическому сценарию
25,6
28,4
30,1
31,7
35,0
Доля населения, занятого в секторе МСП, %
По инерционному сценарию
26,4
27,0
28,0
29,0
30,0
По базовому сценарию
26,4
28,0
30,0
31,0
32,0
По оптимистическому сценарию
26,4
28,5
31,0
32,0
34,0
Накопленный темп роста оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в т.ч. микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, в сопоставимых ценах к 2015 году, %
По инерционному сценарию
По базовому сценарию
По оптимистическому сценарию
СЦ-5: Инновации и информация
Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства, %
По инерционному сценарию
22,0
21,8
22,2
22,7
23,5
По базовому сценарию
22,0
25,2
27,6
30,1
35,0
По оптимистическому сценарию
22,0
27,5
31,4
35,3
43,0
Доля затрат на НИОКР в ВРП, %
По инерционному сценарию
0,9
1,1
1,2
1,3
1,5
По базовому сценарию
0,9
1,5
1,9
2,3
3,0
По оптимистическому сценарию
0,9
2,1
2,8
3,6
5,0
СЦ-6: Природные ресурсы
Степень озеленения поселений (отношение площади, занятой под зеленые насаждения, к общей площади поселения), %
По инерционному сценарию
25,0
27,0
30,0
32,0
35,0
По базовому сценарию
25,0
28,0
32,0
35,0
40,0
По оптимистическому сценарию
25,0
30,0
35,0
40,0
45,0
Доля рекультивированных земель в общей площади загрязненных земель, %
По инерционному сценарию
37,0
40,0
41,0
42,0
44,0
По базовому сценарию
37,0
41,0
42,5
45,0
50,0
По оптимистическому сценарию
37,0
50,0
60,0
70,0
80,0
СЦ-7: Финансовый капитал
Доля Республики Татарстан в суммарных российских инвестициях в основной капитал, %
По инерционному сценарию
3,8
3,7
3,7
3,7
3,8
По базовому сценарию
3,8
4,1
4,5
5,1
6,4
По оптимистическому сценарию
3,8
4,6
5,3
6,4
7,6
Прямые иностранные инвестиции накопленным итогом, млн долл. США
По инерционному сценарию
2 423
4 947
7 877
15 441
По базовому сценарию
3 428
8 640
16 449
44 107
По оптимистическому сценарию
4 616
13 438
30 430
94 022
Важной характеристикой целевого состояния экономики являются структурные сдвиги в разрезе экономических комплексов (табл. 2.3). Оптимистический сценарий предполагает возрастание значения нефтегазохимического и машиностроительного комплексов.
Рис. 2.2. Целевой сценарный прогноз ВРП
Республики Татарстан
Рис. 2.3. Целевой сценарный прогноз динамики ВРП
на душу населения по ППС
Таблица 2.3. Изменение структуры экономики Республики Татарстан в разрезе экономических комплексов (базовый сценарий)
Отрасль
Добавленная стоимость, млрд руб.
Инвестиции, млрд руб.
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел.
Сумма
2013 год
%
Сумма
2030 год
%
Сумма
2013 год
%
Сумма
2030 год
%
Сумма
2013 год
%
Сумма
2030 год
%
Республика Татарстан
1 547
100,0
5 132
100,0
100,0
1 657
100,0
1 818
100,0
1 986
100,0
Нефтегазохимический комплекс
29,3
1 595
31,1
34,5
38,5
6,5
6,4
Энергетический комплекс
2,5
1,7
5,0
2,2
1,7
1,9
Комплекс машиностроения и другой обрабатывающей промышленности
7,3
9,5
7,3
13,0
10,2
10,6
Машиностроение
6,3
7,6
6,6
11,4
9,1
9,5
Легкая, деревообрабатывающая промышленности и другие обрабатывающие производства