Экономических комплексов республики татарстан 8 глава
- Индивидуальное и коллективное жилое пространство: нехватка качественного жилья по доступным ценам, отсталые стандарты строительства жилья, не соответствующие требованиям населения, работающего в пятом технологическом укладе; коммунальная инфраструктура малоэффективна и инертна; потеря идентичности массовой застройки; практически нет идей развития поселений, соответствующих стандартам шестого технологического уклада. - Коллективное пространство торговой и социальной сферы: недостаток объектов образования, культуры, досуга, большое количество ранее построенных объектов, требующих реконструкции. - Производственное пространство: избыток пространств, созданных под предприятия четвертого технологического уклада (пример - цеха заводов ОАО "КАМАЗ"); нехватка пространств для малого и среднего бизнеса; нехватка экологически чистых пространств. - Транспортно-коммуникационное пространство: потеря управления качеством пространства, деградация благоустройства, потеря пешеходных путей сообщения, перегрузка индивидуальным автомобильным пространством; недостаток "якорных пространств", обеспечивающих идентичность мест коммуникаций; недостаточная скорость сообщения как на внутренних, так и на внешних связях; ослабление роли общественного транспорта.
3.2.2. Цели и задачи пространственного развития Цели и задачи в сфере пространственного развития определены исходя из таких ценностей, как свобода личности, семья, культура, доверие, устойчивое развитие, что означает приоритет тех пространств, которые напрямую влияют на семейные отношения и поддержку общения между разными социальными группами. Связность между такими "местами взаимоотношений" обеспечивает транспортно-коммуникационное пространство. Важное место в выстраивании отношений между людьми в пространстве занимает культура. Как локальная, так и общемировая, она помогает незнакомым друг с другом людям ориентироваться в пространстве, определять ментальные и физические границы частного и общественного, создавать совместное бытие родителям и детям, супругам и соседям.
Целевое видение пространственного развития Татарстана в 2030 году
-------------------------------- <1> Согласно базовому (целевому) сценарию Стратегии.
Рис. 3.7. Необходимые зональные переходы к новым технологическим укладам к 2030 году
Пространственное развитие должно быть устойчивым. Признание ценностей устойчивого (сбалансированного, природосообразного) развития предполагает: - обеспечение сохранности природных ресурсов; - баланс текущего использования и будущего использования; - структурно-пространственный баланс (вода, леса, поля, застроенные территории, общественные условия) при сохранении пространства региона в существующих границах; - поддержку инициатив населения, поселений, сообществ при условии сохранения балансов;
- обеспечение территориального согласия посредством сбалансированного социального и экономического развития районов и повышения их конкурентоспособности; - создание устойчивой структуры расселения и обеспечение социальной гармонии; - создание сбалансированных условий транспортной доступности; - развитие доступа к новым средствам информации; - обеспечение внутренней гармонии посредством программ безопасности, образования и культуры; - продвижение культуры, создание условий для исследования культурного наследия и международного культурного развития; - развитие безопасной добычи энергоресурсов; - поощрение устойчивого внутреннего туризма; - ограничение последствий природных катастроф. Стратегическая цель, цели и задачи в сфере устойчивости развития и природных ресурсов формулируются следующим образом.
Направления действий: 1) концентрация ресурсов и усилий в зонах городских агломераций, зонах активного развития малых городов и сельских территорий, зонах трансграничного сотрудничества. Разработка и реализация программ в зонах активности; 2) развитие транспортно-коммуникационной системы Республики Татарстан: - разработка документации и строительство скоростных автодорог I и II технических категорий (количество полос для движения автотранспорта не менее двух в каждую сторону) или реконструкция существующих автодорог до аналогичных технических категорий, обеспечивающих скорость движения автотранспорта не менее 100 км/час; - разработка документации и строительство крупных стратегических мостовых переходов в составе скоростных автодорог; - разработка документации и строительство скоростных и высокоскоростных железных дорог, реконструкция существующих железных дорог с целью введения ускоренного пассажирского сообщения, организация транспортно-пересадочных узлов; - реконструкция аэропортов, нацеленная на увеличение их пропускной способности; - интенсивное развитие наземного общественного транспорта (городского, пригородного и междугороднего); - соединение всех сельских населенных пунктов автомобильными дорогами с круглогодичным сообщением; - развитие альтернативных видов транспорта; 3) развитие логистической инфраструктуры Республики Татарстан; 4) создание системы обращения с отходами; 5) реализация институциональных мер в сфере пространственного развития (проектирование, управление, образовательная и научно-исследовательская деятельность).
Возможные сценарии В инерционном сценарии в меньшей степени применяются дополнительные меры экономического стимулирования малых городов и сельских населенных пунктов. Данный сценарий допускает регресс в системе расселения - продолжающуюся депопуляцию сельской местности, стихийное разрастание крупных городов. Процессы агломерирования продолжатся, но перекосы в размещении производств и других функций сохранятся по причине отсутствия регулирования и управления. На динамику показателей качества среды ресурсные ограничения могут повлиять по средством снижения качества услуг, качества среды проживания за счет снижения финансирования и стимулирования развития общественных зон, благоустройства и озеленения населенных пунктов.
В базовом сценарии становится возможным удержание существующего состояния территории республики при продолжающихся процессах "стягивания" пространства в ядра развития, в первую очередь в агломерации. Политика муниципальных образований строится на сохранении и поддержании в удовлетворительном состоянии жизненно важных инфраструктур. Действующие программы, позволяющие выравнять уровень жизни определенных слоев населения, продолжают работать. Оптимистический сценарий допускает интенсификацию развития, выделение зон активного развития с концентрацией в них усилий и ресурсов, стимулирование инициатив, политику межмуниципальной кооперации и трансграничного сотрудничества с соседними субъектами. Качественные скоростные связи между населенными пунктами и агломерациями позволяют минимизировать временные затраты на трудовые и прочие миграции как в пределах региона, так и на межрегиональном уровне. Благодаря активным преобразованиям в связности территории, городской среде, созданию и реализации концепций новых территорий развития, увеличению и редевелопменту (реконструкции, перепланированию объектов недвижимости и территорий с целью более эффективного их использования) общественных коммуникационных пространств республика становится одним из крупнейших центров притяжения населения в России. Сценарные варианты улучшения транспортных связей Республики Татарстан: - Инерционный сценарий: в период до 2030 года могут быть реализованы только мероприятия, определенные в качестве первоочередных; - Базовый сценарий: реализуются мероприятия Плана минимум; - Оптимистический сценарий: реализуются или начинают реализовываться мероприятия Плана максимум. Целевые диапазоны индикаторов пространственного развития приведены в таблице 2.2.
3.2.3. Меры пространственного развития
3.2.3.1. Стратегии экономических зон Дифференциация стратегий развития произведена по трем экономическим зонам - Казанской, Камской и Альметьевской, которые были выделены на основе специализированных критериев (рис. 3.8). Экономическая зона Республики Татарстан - это часть территории республики, сформированная в естественных природных и административных границах, обладающая социально-экономической и пространственной спецификой, относительно обособленная от других зон. Границы зон совпадают с границами муниципальных образований. В состав каждой экономической зоны входят городские агломерации (соответственно Казанская, Камская и формирующаяся Альметьевская), состоящие из центральных муниципальных образований, пояса агломерации и пояса формирующего влияния городских агломераций (пояса экономической зоны).
Рис. 3.8. Экономические зоны Республики Татарстан
По экономическому значению зоны существенно различаются (рис. 3.9).
Рис. 3.9. Показатели развития Республики Татарстан в разрезе экономических зон
Казанская экономическая зона В пространственной структуре Казанской экономической зоны (КазЭЗ) выделяются Казанская агломерация и пояс формирующего влияния Казанской агломерации, состоящий из трех подзон - Предкамской, Закамской и Предволжской. В Казанской экономической зоне выявлены действующие и потенциальные территории активного развития: 1) зона активного развития Казанской агломерации, включающая городской округ Казань и пять муниципальных районов - Зеленодольский, Высокогорский, Пестречинский, Лаишевский и Верхнеуслонский; 2) зоны активного развития малых городов и сельских территорий: - Предкамская подзона, включающая территорию, расположенную между районными центрами - ядрами развития третьего порядка: Арском, Балтасями, Кукмором, Богатыми Сабами и Тюлячами; - Предволжская подзона, включающая территорию, расположенную между районными центрами - ядрами развития третьего порядка: Буинском, Апастово, Камским Устьем и Тетюшами; 3) зона активного развития прибрежных территорий в рамках экозоны "Волжско-Камский поток", которая включает в себя территории Казанской агломерации, расположенные вдоль реки Волги, а также Спасский, Алексеевский, Чистопольский, Тетюшский, Камско-Устьинский, Лаишевский и Рыбно-Слободский муниципальные районы; 4) территории трансграничного сотрудничества Казанской экономической зоны: - Западная: городской округ Казань и Зеленодольский район, взаимодействующие с городом Волжском, расположенным в Республике Марий Эл. - Северная: Кукморский и Балтасинский муниципальные районы, взаимодействующие с городами Вятские Поляны и Малмыж (Кировская область). - Юго-западная: Буинский район, активно взаимодействующий с населенными пунктами Чувашской Республики и Ульяновской области. Отраслевая структура Казанской экономической зоны определяется такими отраслями, как химическая промышленность (химия и нефтехимия), электроэнергетика, машиностроение (авиастроение, судостроение, производство электрооборудования), легкая промышленность, АПК, новое строительство и производство строительных материалов. Особая роль принадлежит городу Казани и агломерации, где сосредоточены высшее образование и комплекс услуг. Перспективное видение Казанской экономической зоны - пространство интеграции территорий инновационного развития городской агломерации и сельских территорий пояса формирующего влияния, нацеленных на индустриализацию хозяйственной деятельности (рис. 3.10). Казанская экономическая зона - территория развития "умной" экономики. Пространственное развитие ориентировано на поддержку перехода к пятому и в перспективе к шестому технологическому укладу.
Рис. 3.10. Пространственное развитие Казанской экономической зоны
Перспективные функции города Казани и его новых спутников Иннополиса и СМАРТ Сити Казань: - передовой университетский центр и научно-исследовательский центр мирового уровня; - глобальный конкурентоспособный информационно-технологический полюс; - финансовый центр полюса роста "Волга - Кама"; - транспортно-логистический хаб. Перспективы динамики отраслевой структуры в разрезе районов Казанской экономической зоны показаны на рисунке 3.11.
Рис. 3.11. Отраслевые приоритеты развития Казанской экономической зоны
Камская экономическая зона Пространственная структура Камской экономической зоны (КамЭЗ) состоит из Камской агломерации и пояса формирующего влияния Камской агломерации. На территории Камской экономической зоны выделяются три зоны активного развития: - Зона активного развития Камской агломерации, включающая Елабужский, Менделеевский, Тукаевский, Нижнекамский районы и городской округ "Набережные Челны". В перспективе участниками агломерационных процессов станут города Мензелинск, Мамадыш и Заинский муниципальный район. - Зона активного развития прибрежных территорий в рамках экозоны "Волжско-Камский поток" охватывает территории Актанышского, Мензелинского, Агрызского, Елабужского, Менделеевского, Тукаевского и Нижнекамского районов и городского округа "Набережные Челны". - К территориям трансграничного сотрудничества отнесен Агрызский муниципальный район, активно взаимодействующий с соседними районами Удмуртской Республики. Отраслевая специализация Камской экономической зоны: нефтехимическая и химическая промышленность, автомобилестроение, электротехническая промышленность, агропромышленный комплекс. Перспективное видение Камской экономической зоны - лидер промышленно-технологического развития полюса роста "Волга - Кама", территория "новой индустриализации" и развития высоких технологий (рис. 3.12).
Рис. 3.12. Пространственное развитие Камской экономической зоны
На базе развивающихся в рамках Камского инновационного территориально-производственного кластера машиностроения и нефтехимической промышленности будут созданы новые индустриальные проекты. Пространственное развитие Камской экономической зоны ориентировано на переход к пятому технологическому укладу с повышением плотности многоэтажной застройки, коренным улучшением экологических характеристик среды жизнедеятельности без расширения застроенных территорий за счет земель сельскохозяйственного назначения. Перспективы динамики отраслевой структуры в разрезе районов Камской экономической зоны показаны на рисунке 3.13.
Рис. 3.13. Отраслевые приоритеты развития Камской экономической зоны
Альметьевская экономическая зона Пространственная структура Альметьевской экономической зоны (АльмЭЗ) состоит из Альметьевской агломерации и пояса формирующего влияния Альметьевской агломерации. В процессах формирования Альметьевской агломерации на сегодня участвуют три граничащих между собой муниципальных района: Альметьевский, Лениногорский и Бугульминский, а также отчасти Азнакаевский район. Черемшанский, Нурлатский, Аксубаевский, Новошешминский муниципальные районы и значительная часть Сармановского муниципального района являются преимущественно территориями развития аграрной индустрии. Среди них выявлена потенциальная территория активного развития ("Закамская зона активного развития малых городов и сельских территорий"), включающая город Нурлат и поселок городского типа Аксубаево, которые обладают давними экономическими связями между собой. Пограничные муниципальные районы, Ютазинский и Бавлинский, благодаря проходящим по их территории федеральным транспортным путям (железной дороге Ульяновск - Уфа и автодорогам федерального значения М-5 и Р-239) являются зоной активного взаимодействия между Республикой Татарстан и соседними регионами: Республикой Башкортостан и Оренбургской областью. Такое пространственное положение создает преимущества для указанных районов в области социально-экономического, трансграничного сотрудничества. Именно Бавлинский и Ютазинский муниципальные районы, учитывая планы по строительству новой международной автомагистрали по направлению Санкт-Петербург - Татарстан - Казахстан - Западный Китай, являются потенциальными претендентами на размещение здесь крупных транспортно-логистических комплексов международного уровня и стратегических площадок для инвестиций и развития бизнеса. Аналогичную задачу на границе с Самарской областью выполняет город Нурлат, который, являясь важным транспортным узлом на стыке трех регионов, и в перспективе будет выступать активным агентом в трансграничном сотрудничестве между Республикой Татарстан, Самарской и Ульяновской областями. Отраслевая специализация Альметьевской экономической зоны: нефтедобыча и добыча попутного газа, производство нефтяного и прочего оборудования, АПК, производство строительных материалов. Перспективное видение Альметьевской экономической зоны - территория диверсификации экономики, модернизации нефтегазового комплекса на основе развития высоких технологий в области нефтедобычи и перехода к ее глубокой переработке, индустриализации сельскохозяйственных видов деятельности (рис. 3.14).
Рис. 3.14. Пространственное развитие Альметьевской экономической зоны
Пространственное развитие Альметьевской экономической зоны ориентировано на многоукладную диверсифицированную экономику, обеспечивающую работу данной территории в качестве "восточных ворот" Татарстана при акценте на развитие Альметьевской агломерации и зон трансграничного сотрудничества, повышение статуса и привлекательности малых городов и сельских населенных пунктов за счет улучшения качества среды и активизации потенциала саморазвития. Перспективы динамики отраслевой структуры в разрезе районов Альметьевской экономической зоны показаны на рисунке 3.15.
Рис. 3.15. Отраслевые приоритеты развития Альметьевской экономической зоны
3.2.3.2. Стратегии агломераций
Казанская агломерация Казанская агломерация - моноцентрическая постиндустриальная агломерация, включающая города Казань и Зеленодольск. В агломерационные процессы вовлечены населенные пункты Зеленодольского, Высокогорского, Пестречинского, Лаишевского, Верхнеуслонского муниципальных районов, а также город Волжск (Республика Марий Эл), находящиеся в пределах часовой транспортной доступности от центрального коммуникационного ядра Казани (рис. 3.16). Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 1 478 тыс. человек. Плотность населения - 177 чел./га. Основные проблемы агломерации связаны с диспропорцией в пространственном развитии и взаиморасположении центрального коммуникационного ядра, пригородных территорий и периферийных районов: - пропускная способность транспортной инфраструктуры, обеспечивающая связи Казани с пригородными территориями и районами - участниками агломерационных процессов, не соответствует растущим транспортным нагрузкам; - слабая связность левого и правого берегов агломерации; наличие только одного автодорожного моста через реку Волгу; - изношенность и предельные нагрузки существующих объектов инженерной инфраструктуры; - стихийное разрастание пригородных территорий Казани, недостаток хозяйственной деятельности.
Рис. 3.16. Пространственное развитие Казанской агломерации
Направления преобразований: - формирование устойчивого структурообразующего транспортного каркаса агломерации, включающего развитие скоростных связей, строительство нового автодорожного и железнодорожного обходов города Казани, а также строительство стратегического моста через реку Волгу в районе деревни Гребени (строительство моста через реку Волгу южнее города Казани будет способствовать развитию Лаишевского района; Верхнеуслонский муниципальный район, расположенный на правом берегу Волги, активно включится в агломерационные процессы; важным условием освоения этой территории является сохранение ее экосистемы - применение "зеленых" технологий, использование мало- и среднеэтажной жилой застройки, развитие рекреационных и досуговых функций); - развитие и модернизация инженерной инфраструктуры; - упорядочение хозяйственной деятельности в пригородных зонах; - редевелопмент промышленных зон; - сохранение и обустройство приречных территорий Волги и малых рек, формирование рекреационных зон; - редевелопмент территорий поселений-спутников города Казани, развитие селитебной застройки.
Планируемые к разработке и реализации программы - "Реновация расселения": развитие жилищного строительства в поселениях-спутниках города Казани на базе существующих населенных пунктов с модернизацией и развитием всех видов инфраструктур; консервация границ города Казани; реновация неиспользуемых промышленных и коммунальных территорий под новые типы жилья (промышленные площадки Приволжского района города Казани, район бывшего аэропорта, районы Республиканской клинической больницы, береговой зоны Среднего Кабана); комплексный анализ зон потенциального уплотнения застроенных территорий; уплотнение "рыхлой" жилой застройки (районы "Большая Крыловка", Калуга - Аметьево, Аметьево и т.д.); освоение территорий вдоль реки Волги от центра города Казани до поселка Юдино - территории Порохового завода, Адмиралтейской слободы; проектирование районов массовой застройки экономкласса из расчета жилищной обеспеченности на уровне 25 кв. м на человека. - "Развитие и модернизация инженерной инфраструктуры Казанской агломерации". Реконструкция существующих объектов инженерной инфраструктуры с высокой степенью износа, модернизация существующих, а также выбор места и строительство новых коммунальных сооружений с учетом прогнозной расчетной численности населения. Повышение эффективности инженерных систем: уровень потребления энергии и водных ресурсов к 2030 году должен оставаться тем же, несмотря на увеличение количества потребителей. - "Пригородная зона Казани". Развитие транспортной сети пригородных территорий с учетом дальнейшего уплотнения сети расселения в южном и восточном направлении от города Казани вдоль акватории Куйбышевского водохранилища. Наделение определенным статусом рекреационных поселков в целях полноценного мониторинга их развития и более качественного регулирования процессов капитализации территорий. - "Редевелопмент промышленных зон". Изменение использования производственных зон на городских территориях с высокой степенью градостроительной ценности. Инвентаризация таких площадок, политика взаимодействия с собственниками, переоценка градостроительных активов, конкурсные разработки концепций развития этих площадок в контексте сложившейся городской среды. - "Казанские набережные". Сохранение и обустройство прибрежных территорий реки Волги и малых рек, формирование рекреационных зон с обеспечением максимальной доступности для жителей. Создание непрерывного водно-зеленого каркаса активного ядра агломерации позволит повысить качество среды, привлекательность городских территорий для постоянного населения и увеличивающегося потока приезжих. "Зеленые артерии" создают "якорный" эффект для крупного города и позволяют сбалансировать растущую экологическую нагрузку на урбанизированных территориях. Активное включение приречных ландшафтов в систему городских пространств создает новые возможности для коммуникаций, отдыха и реабилитации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|