Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономических комплексов республики татарстан 8 глава




- Индивидуальное и коллективное жилое пространство: нехватка качественного жилья по доступным ценам, отсталые стандарты строительства жилья, не соответствующие требованиям населения, работающего в пятом технологическом укладе; коммунальная инфраструктура малоэффективна и инертна; потеря идентичности массовой застройки; практически нет идей развития поселений, соответствующих стандартам шестого технологического уклада.

- Коллективное пространство торговой и социальной сферы: недостаток объектов образования, культуры, досуга, большое количество ранее построенных объектов, требующих реконструкции.

- Производственное пространство: избыток пространств, созданных под предприятия четвертого технологического уклада (пример - цеха заводов ОАО "КАМАЗ"); нехватка пространств для малого и среднего бизнеса; нехватка экологически чистых пространств.

- Транспортно-коммуникационное пространство:

потеря управления качеством пространства, деградация благоустройства, потеря пешеходных путей сообщения, перегрузка индивидуальным автомобильным пространством;

недостаток "якорных пространств", обеспечивающих идентичность мест коммуникаций; недостаточная скорость сообщения как на внутренних, так и на внешних связях;

ослабление роли общественного транспорта.

 

3.2.2. Цели и задачи пространственного развития

Цели и задачи в сфере пространственного развития определены исходя из таких ценностей, как свобода личности, семья, культура, доверие, устойчивое развитие, что означает приоритет тех пространств, которые напрямую влияют на семейные отношения и поддержку общения между разными социальными группами. Связность между такими "местами взаимоотношений" обеспечивает транспортно-коммуникационное пространство. Важное место в выстраивании отношений между людьми в пространстве занимает культура. Как локальная, так и общемировая, она помогает незнакомым друг с другом людям ориентироваться в пространстве, определять ментальные и физические границы частного и общественного, создавать совместное бытие родителям и детям, супругам и соседям.

Целевое видение пространственного развития Татарстана в 2030 году


 

СЦ-2 Сбалансированное территориально-пространственное развитие обеспечивает высокую конкурентоспособность среды; инфраструктура глобально конкурентоспособна. Производственные фонды эффективно используются
Ц-2.1 Пространство предоставляет условия для сохранения и привлечения человеческих ресурсов для полноценного развития личности на разных возрастных этапах и в контексте разных жизненных укладов
Ц-2.2 Пространственное развитие ориентировано на социально-экономические факторы и географическое положение Республики Татарстан - расположение в центре Евразии
Ц-2.3 Пространственные решения содействуют повышению статуса Республики Татарстан в мировом сообществе, фиксации уникального места в мировой системе разделения труда и технологий
Ц-2.4 Пространство соответствует передовым стандартам и способствует продвижению новых технологических укладов (рис. 3.7)
Ц-2.5 На территории республики сохранено единое социокультурное пространство
Ц-2.6 Сформирован трехъядерный Волго-Камский метрополис сетевого типа, объединяющий три агломерации: Казанскую, Камскую и Альметьевскую, развивающиеся на основе интеллектуальных и экологически чистых технологий и решений
Ц-2.7 Достигнуты высокие показатели качества транспортно-коммуникационной системы, которые обеспечивают требуемую доступность для пассажирских передвижений
Ц-2.8 В Республике Татарстан высокая синергия всех внутренних, межагломерационных, межрегиональных транспортных направлений, а также международных транспортных коридоров: сформирован устойчивый скоростной транспортный каркас полюса роста "Волга - Кама"
З-2.0.0.1 Обеспечить население республики прогнозируемой численностью 4 182 тыс. человек <1> (прирост в 350 тыс. человек по сравнению с 2013 годом) качественным пространством жизнедеятельности и занятостью в сферах деятельности, связанных с использованием имеющихся ресурсов четвертого технологического уклада и активным переходом к деятельности в пятом укладе к 2020 году с перспективой включения в шестой технологический уклад до 2030 года
З-2.0.0.2 Повысить показатели качества транспортно-коммуникационной системы. Транспортно-коммуникационная система должна обеспечить доступность для пассажирских передвижений: в пределах 30 минут - внутри жилых и деловых районов; в пределах 0,5 - 1 часа - внутри центральных деловых районов (ядер) агломераций; в пределах 1,5 - 2 часов между центральными деловыми районами (ядрами) агломераций; в пределах 3 - 4 часов - с центрами агломераций соседних регионов; в пределах 4 - 8 часов - с Москвой и Санкт-Петербургом на различных видах транспорта
З-2.0.0.3 Перейти на новый уровень управления пространством с использованием перспективных информационных технологий. В новой системе управления должны быть представлены все структурные элементы пространства и все заинтересованные стороны, должны быть внедрены методы коллективного управления

 

--------------------------------

<1> Согласно базовому (целевому) сценарию Стратегии.

 

 

Рис. 3.7. Необходимые зональные переходы к новым

технологическим укладам к 2030 году

 

Пространственное развитие должно быть устойчивым. Признание ценностей устойчивого (сбалансированного, природосообразного) развития предполагает:

- обеспечение сохранности природных ресурсов;

- баланс текущего использования и будущего использования;

- структурно-пространственный баланс (вода, леса, поля, застроенные территории, общественные условия) при сохранении пространства региона в существующих границах;

- поддержку инициатив населения, поселений, сообществ при условии сохранения балансов;

- обеспечение территориального согласия посредством сбалансированного социального и экономического развития районов и повышения их конкурентоспособности;

- создание устойчивой структуры расселения и обеспечение социальной гармонии;

- создание сбалансированных условий транспортной доступности;

- развитие доступа к новым средствам информации;

- обеспечение внутренней гармонии посредством программ безопасности, образования и культуры;

- продвижение культуры, создание условий для исследования культурного наследия и международного культурного развития;

- развитие безопасной добычи энергоресурсов;

- поощрение устойчивого внутреннего туризма;

- ограничение последствий природных катастроф.

Стратегическая цель, цели и задачи в сфере устойчивости развития и природных ресурсов формулируются следующим образом.

 

СЦ-6. Природные ресурсы эффективно используются на базе принципов устойчивого развития
Ц-6.1. Высокая эффективность использования природных ресурсов
Ц-6.2. Высокая устойчивость развития (соблюдение сбалансированного потребления природных ресурсов исходя из объективных потребностей будущих поколений и сохранение природы в целом)
Ц-6.3. Высокая эффективность использования земельных ресурсов
З-6.0.0.1 Обеспечить системный и рациональный подход к использованию природных ресурсов в Республике Татарстан: определить набор имеющихся природных ресурсов и актуализировать реестр; определить потребность в ресурсах со стороны предприятий и проектов; сформировать прогнозный баланс ресурсов, необходимый для реализации проектов; производить ежеквартальный мониторинг рациональности использования ресурсной базы
З-6.0.0.2 Обеспечить формирование и развитие системы устойчивого развития
З-6.0.0.3 Обеспечить снижение экологической нагрузки на окружающую среду: совершенствовать систему контроля в сфере обращения с природными ресурсами; повысить эффективность экологических требований к производственным технологиям и ответственность за их нарушение; осуществлять государственную поддержку эколого-ориентированных проектов
З-6.0.0.4 Обеспечить высокую эффективность использования земель
З-6.0.0.5 Разработать и обеспечить реализацию комплексной программы обращения с отходами (организовать максимально эффективный сбор и глубокую переработку отходов)

 

Направления действий:

1) концентрация ресурсов и усилий в зонах городских агломераций, зонах активного развития малых городов и сельских территорий, зонах трансграничного сотрудничества. Разработка и реализация программ в зонах активности;

2) развитие транспортно-коммуникационной системы Республики Татарстан:

- разработка документации и строительство скоростных автодорог I и II технических категорий (количество полос для движения автотранспорта не менее двух в каждую сторону) или реконструкция существующих автодорог до аналогичных технических категорий, обеспечивающих скорость движения автотранспорта не менее 100 км/час;

- разработка документации и строительство крупных стратегических мостовых переходов в составе скоростных автодорог;

- разработка документации и строительство скоростных и высокоскоростных железных дорог, реконструкция существующих железных дорог с целью введения ускоренного пассажирского сообщения, организация транспортно-пересадочных узлов;

- реконструкция аэропортов, нацеленная на увеличение их пропускной способности;

- интенсивное развитие наземного общественного транспорта (городского, пригородного и междугороднего);

- соединение всех сельских населенных пунктов автомобильными дорогами с круглогодичным сообщением;

- развитие альтернативных видов транспорта;

3) развитие логистической инфраструктуры Республики Татарстан;

4) создание системы обращения с отходами;

5) реализация институциональных мер в сфере пространственного развития (проектирование, управление, образовательная и научно-исследовательская деятельность).

 

Возможные сценарии

В инерционном сценарии в меньшей степени применяются дополнительные меры экономического стимулирования малых городов и сельских населенных пунктов. Данный сценарий допускает регресс в системе расселения - продолжающуюся депопуляцию сельской местности, стихийное разрастание крупных городов. Процессы агломерирования продолжатся, но перекосы в размещении производств и других функций сохранятся по причине отсутствия регулирования и управления. На динамику показателей качества среды ресурсные ограничения могут повлиять по средством снижения качества услуг, качества среды проживания за счет снижения финансирования и стимулирования развития общественных зон, благоустройства и озеленения населенных пунктов.

В базовом сценарии становится возможным удержание существующего состояния территории республики при продолжающихся процессах "стягивания" пространства в ядра развития, в первую очередь в агломерации. Политика муниципальных образований строится на сохранении и поддержании в удовлетворительном состоянии жизненно важных инфраструктур. Действующие программы, позволяющие выравнять уровень жизни определенных слоев населения, продолжают работать.

Оптимистический сценарий допускает интенсификацию развития, выделение зон активного развития с концентрацией в них усилий и ресурсов, стимулирование инициатив, политику межмуниципальной кооперации и трансграничного сотрудничества с соседними субъектами. Качественные скоростные связи между населенными пунктами и агломерациями позволяют минимизировать временные затраты на трудовые и прочие миграции как в пределах региона, так и на межрегиональном уровне. Благодаря активным преобразованиям в связности территории, городской среде, созданию и реализации концепций новых территорий развития, увеличению и редевелопменту (реконструкции, перепланированию объектов недвижимости и территорий с целью более эффективного их использования) общественных коммуникационных пространств республика становится одним из крупнейших центров притяжения населения в России.

Сценарные варианты улучшения транспортных связей Республики Татарстан:

- Инерционный сценарий: в период до 2030 года могут быть реализованы только мероприятия, определенные в качестве первоочередных;

- Базовый сценарий: реализуются мероприятия Плана минимум;

- Оптимистический сценарий: реализуются или начинают реализовываться мероприятия Плана максимум.

Целевые диапазоны индикаторов пространственного развития приведены в таблице 2.2.

 

3.2.3. Меры пространственного развития

 

3.2.3.1. Стратегии экономических зон

Дифференциация стратегий развития произведена по трем экономическим зонам - Казанской, Камской и Альметьевской, которые были выделены на основе специализированных критериев (рис. 3.8). Экономическая зона Республики Татарстан - это часть территории республики, сформированная в естественных природных и административных границах, обладающая социально-экономической и пространственной спецификой, относительно обособленная от других зон. Границы зон совпадают с границами муниципальных образований. В состав каждой экономической зоны входят городские агломерации (соответственно Казанская, Камская и формирующаяся Альметьевская), состоящие из центральных муниципальных образований, пояса агломерации и пояса формирующего влияния городских агломераций (пояса экономической зоны).

 

 

Рис. 3.8. Экономические зоны Республики Татарстан

 

По экономическому значению зоны существенно различаются (рис. 3.9).

 

 

Рис. 3.9. Показатели развития Республики Татарстан

в разрезе экономических зон

 

Казанская экономическая зона

В пространственной структуре Казанской экономической зоны (КазЭЗ) выделяются Казанская агломерация и пояс формирующего влияния Казанской агломерации, состоящий из трех подзон - Предкамской, Закамской и Предволжской.

В Казанской экономической зоне выявлены действующие и потенциальные территории активного развития:

1) зона активного развития Казанской агломерации, включающая городской округ Казань и пять муниципальных районов - Зеленодольский, Высокогорский, Пестречинский, Лаишевский и Верхнеуслонский;

2) зоны активного развития малых городов и сельских территорий:

- Предкамская подзона, включающая территорию, расположенную между районными центрами - ядрами развития третьего порядка: Арском, Балтасями, Кукмором, Богатыми Сабами и Тюлячами;

- Предволжская подзона, включающая территорию, расположенную между районными центрами - ядрами развития третьего порядка: Буинском, Апастово, Камским Устьем и Тетюшами;

3) зона активного развития прибрежных территорий в рамках экозоны "Волжско-Камский поток", которая включает в себя территории Казанской агломерации, расположенные вдоль реки Волги, а также Спасский, Алексеевский, Чистопольский, Тетюшский, Камско-Устьинский, Лаишевский и Рыбно-Слободский муниципальные районы;

4) территории трансграничного сотрудничества Казанской экономической зоны:

- Западная: городской округ Казань и Зеленодольский район, взаимодействующие с городом Волжском, расположенным в Республике Марий Эл.

- Северная: Кукморский и Балтасинский муниципальные районы, взаимодействующие с городами Вятские Поляны и Малмыж (Кировская область).

- Юго-западная: Буинский район, активно взаимодействующий с населенными пунктами Чувашской Республики и Ульяновской области.

Отраслевая структура Казанской экономической зоны определяется такими отраслями, как химическая промышленность (химия и нефтехимия), электроэнергетика, машиностроение (авиастроение, судостроение, производство электрооборудования), легкая промышленность, АПК, новое строительство и производство строительных материалов. Особая роль принадлежит городу Казани и агломерации, где сосредоточены высшее образование и комплекс услуг.

Перспективное видение Казанской экономической зоны - пространство интеграции территорий инновационного развития городской агломерации и сельских территорий пояса формирующего влияния, нацеленных на индустриализацию хозяйственной деятельности (рис. 3.10). Казанская экономическая зона - территория развития "умной" экономики. Пространственное развитие ориентировано на поддержку перехода к пятому и в перспективе к шестому технологическому укладу.

 

 

Рис. 3.10. Пространственное развитие

Казанской экономической зоны

 

Перспективные функции города Казани и его новых спутников Иннополиса и СМАРТ Сити Казань:

- передовой университетский центр и научно-исследовательский центр мирового уровня;

- глобальный конкурентоспособный информационно-технологический полюс;

- финансовый центр полюса роста "Волга - Кама";

- транспортно-логистический хаб.

Перспективы динамики отраслевой структуры в разрезе районов Казанской экономической зоны показаны на рисунке 3.11.

 

 

Рис. 3.11. Отраслевые приоритеты развития

Казанской экономической зоны

 

Камская экономическая зона

Пространственная структура Камской экономической зоны (КамЭЗ) состоит из Камской агломерации и пояса формирующего влияния Камской агломерации.

На территории Камской экономической зоны выделяются три зоны активного развития:

- Зона активного развития Камской агломерации, включающая Елабужский, Менделеевский, Тукаевский, Нижнекамский районы и городской округ "Набережные Челны". В перспективе участниками агломерационных процессов станут города Мензелинск, Мамадыш и Заинский муниципальный район.

- Зона активного развития прибрежных территорий в рамках экозоны "Волжско-Камский поток" охватывает территории Актанышского, Мензелинского, Агрызского, Елабужского, Менделеевского, Тукаевского и Нижнекамского районов и городского округа "Набережные Челны".

- К территориям трансграничного сотрудничества отнесен Агрызский муниципальный район, активно взаимодействующий с соседними районами Удмуртской Республики.

Отраслевая специализация Камской экономической зоны: нефтехимическая и химическая промышленность, автомобилестроение, электротехническая промышленность, агропромышленный комплекс.

Перспективное видение Камской экономической зоны - лидер промышленно-технологического развития полюса роста "Волга - Кама", территория "новой индустриализации" и развития высоких технологий (рис. 3.12).

 

 

Рис. 3.12. Пространственное развитие

Камской экономической зоны

 

На базе развивающихся в рамках Камского инновационного территориально-производственного кластера машиностроения и нефтехимической промышленности будут созданы новые индустриальные проекты. Пространственное развитие Камской экономической зоны ориентировано на переход к пятому технологическому укладу с повышением плотности многоэтажной застройки, коренным улучшением экологических характеристик среды жизнедеятельности без расширения застроенных территорий за счет земель сельскохозяйственного назначения.

Перспективы динамики отраслевой структуры в разрезе районов Камской экономической зоны показаны на рисунке 3.13.

 

 

Рис. 3.13. Отраслевые приоритеты развития Камской

экономической зоны

 

Альметьевская экономическая зона

Пространственная структура Альметьевской экономической зоны (АльмЭЗ) состоит из Альметьевской агломерации и пояса формирующего влияния Альметьевской агломерации. В процессах формирования Альметьевской агломерации на сегодня участвуют три граничащих между собой муниципальных района: Альметьевский, Лениногорский и Бугульминский, а также отчасти Азнакаевский район.

Черемшанский, Нурлатский, Аксубаевский, Новошешминский муниципальные районы и значительная часть Сармановского муниципального района являются преимущественно территориями развития аграрной индустрии. Среди них выявлена потенциальная территория активного развития ("Закамская зона активного развития малых городов и сельских территорий"), включающая город Нурлат и поселок городского типа Аксубаево, которые обладают давними экономическими связями между собой.

Пограничные муниципальные районы, Ютазинский и Бавлинский, благодаря проходящим по их территории федеральным транспортным путям (железной дороге Ульяновск - Уфа и автодорогам федерального значения М-5 и Р-239) являются зоной активного взаимодействия между Республикой Татарстан и соседними регионами: Республикой Башкортостан и Оренбургской областью. Такое пространственное положение создает преимущества для указанных районов в области социально-экономического, трансграничного сотрудничества. Именно Бавлинский и Ютазинский муниципальные районы, учитывая планы по строительству новой международной автомагистрали по направлению Санкт-Петербург - Татарстан - Казахстан - Западный Китай, являются потенциальными претендентами на размещение здесь крупных транспортно-логистических комплексов международного уровня и стратегических площадок для инвестиций и развития бизнеса.

Аналогичную задачу на границе с Самарской областью выполняет город Нурлат, который, являясь важным транспортным узлом на стыке трех регионов, и в перспективе будет выступать активным агентом в трансграничном сотрудничестве между Республикой Татарстан, Самарской и Ульяновской областями.

Отраслевая специализация Альметьевской экономической зоны: нефтедобыча и добыча попутного газа, производство нефтяного и прочего оборудования, АПК, производство строительных материалов.

Перспективное видение Альметьевской экономической зоны - территория диверсификации экономики, модернизации нефтегазового комплекса на основе развития высоких технологий в области нефтедобычи и перехода к ее глубокой переработке, индустриализации сельскохозяйственных видов деятельности (рис. 3.14).

 

 

Рис. 3.14. Пространственное развитие

Альметьевской экономической зоны

 

Пространственное развитие Альметьевской экономической зоны ориентировано на многоукладную диверсифицированную экономику, обеспечивающую работу данной территории в качестве "восточных ворот" Татарстана при акценте на развитие Альметьевской агломерации и зон трансграничного сотрудничества, повышение статуса и привлекательности малых городов и сельских населенных пунктов за счет улучшения качества среды и активизации потенциала саморазвития.

Перспективы динамики отраслевой структуры в разрезе районов Альметьевской экономической зоны показаны на рисунке 3.15.

 

 

Рис. 3.15. Отраслевые приоритеты развития Альметьевской

экономической зоны

 

3.2.3.2. Стратегии агломераций

 

Казанская агломерация

Казанская агломерация - моноцентрическая постиндустриальная агломерация, включающая города Казань и Зеленодольск. В агломерационные процессы вовлечены населенные пункты Зеленодольского, Высокогорского, Пестречинского, Лаишевского, Верхнеуслонского муниципальных районов, а также город Волжск (Республика Марий Эл), находящиеся в пределах часовой транспортной доступности от центрального коммуникационного ядра Казани (рис. 3.16). Общая численность населения на 1 января 2014 года составляет 1 478 тыс. человек. Плотность населения - 177 чел./га.

Основные проблемы агломерации связаны с диспропорцией в пространственном развитии и взаиморасположении центрального коммуникационного ядра, пригородных территорий и периферийных районов:

- пропускная способность транспортной инфраструктуры, обеспечивающая связи Казани с пригородными территориями и районами - участниками агломерационных процессов, не соответствует растущим транспортным нагрузкам;

- слабая связность левого и правого берегов агломерации; наличие только одного автодорожного моста через реку Волгу;

- изношенность и предельные нагрузки существующих объектов инженерной инфраструктуры;

- стихийное разрастание пригородных территорий Казани, недостаток хозяйственной деятельности.

 

 

Рис. 3.16. Пространственное развитие Казанской агломерации

 

Направления преобразований:

- формирование устойчивого структурообразующего транспортного каркаса агломерации, включающего развитие скоростных связей, строительство нового автодорожного и железнодорожного обходов города Казани, а также строительство стратегического моста через реку Волгу в районе деревни Гребени (строительство моста через реку Волгу южнее города Казани будет способствовать развитию Лаишевского района; Верхнеуслонский муниципальный район, расположенный на правом берегу Волги, активно включится в агломерационные процессы; важным условием освоения этой территории является сохранение ее экосистемы - применение "зеленых" технологий, использование мало- и среднеэтажной жилой застройки, развитие рекреационных и досуговых функций);

- развитие и модернизация инженерной инфраструктуры;

- упорядочение хозяйственной деятельности в пригородных зонах;

- редевелопмент промышленных зон;

- сохранение и обустройство приречных территорий Волги и малых рек, формирование рекреационных зон;

- редевелопмент территорий поселений-спутников города Казани, развитие селитебной застройки.

 

Планируемые к разработке и реализации программы

- "Реновация расселения":

развитие жилищного строительства в поселениях-спутниках города Казани на базе существующих населенных пунктов с модернизацией и развитием всех видов инфраструктур; консервация границ города Казани;

реновация неиспользуемых промышленных и коммунальных территорий под новые типы жилья (промышленные площадки Приволжского района города Казани, район бывшего аэропорта, районы Республиканской клинической больницы, береговой зоны Среднего Кабана);

комплексный анализ зон потенциального уплотнения застроенных территорий; уплотнение "рыхлой" жилой застройки (районы "Большая Крыловка", Калуга - Аметьево, Аметьево и т.д.);

освоение территорий вдоль реки Волги от центра города Казани до поселка Юдино - территории Порохового завода, Адмиралтейской слободы;

проектирование районов массовой застройки экономкласса из расчета жилищной обеспеченности на уровне 25 кв. м на человека.

- "Развитие и модернизация инженерной инфраструктуры Казанской агломерации". Реконструкция существующих объектов инженерной инфраструктуры с высокой степенью износа, модернизация существующих, а также выбор места и строительство новых коммунальных сооружений с учетом прогнозной расчетной численности населения. Повышение эффективности инженерных систем: уровень потребления энергии и водных ресурсов к 2030 году должен оставаться тем же, несмотря на увеличение количества потребителей.

- "Пригородная зона Казани". Развитие транспортной сети пригородных территорий с учетом дальнейшего уплотнения сети расселения в южном и восточном направлении от города Казани вдоль акватории Куйбышевского водохранилища. Наделение определенным статусом рекреационных поселков в целях полноценного мониторинга их развития и более качественного регулирования процессов капитализации территорий.

- "Редевелопмент промышленных зон". Изменение использования производственных зон на городских территориях с высокой степенью градостроительной ценности. Инвентаризация таких площадок, политика взаимодействия с собственниками, переоценка градостроительных активов, конкурсные разработки концепций развития этих площадок в контексте сложившейся городской среды.

- "Казанские набережные". Сохранение и обустройство прибрежных территорий реки Волги и малых рек, формирование рекреационных зон с обеспечением максимальной доступности для жителей. Создание непрерывного водно-зеленого каркаса активного ядра агломерации позволит повысить качество среды, привлекательность городских территорий для постоянного населения и увеличивающегося потока приезжих. "Зеленые артерии" создают "якорный" эффект для крупного города и позволяют сбалансировать растущую экологическую нагрузку на урбанизированных территориях. Активное включение приречных ландшафтов в систему городских пространств создает новые возможности для коммуникаций, отдыха и реабилитации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...