Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономических комплексов республики татарстан 12 глава




В настоящее время в Российской Федерации идет процесс активного внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее - Стандарт). В Республике Татарстан в рамках исполнения Стандарта утверждена Инвестиционная стратегия (на основе Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы), в рамках которой проработаны все утвержденные Стандартом нормы.

Успешным примером развития инновационно-инвестиционной инфраструктуры является создание в 2004 году Камского индустриального парка "Мастер" (ОАО "КИП "Мастер") для размещения малых и средних предприятий-производителей. В настоящее время общее количество компаний-резидентов КИП "Мастер" составляет 244 единицы, которые обеспечивают 4 989 рабочих мест.

В Республике Татарстан также функционирует первый технопарк в сфере высоких технологий - ИТ-парк, с площадками в г. Казани и г. Набережные Челны. По итогам 2014 года резидентами ИТ-парка являются 157 предприятий, на которых работают 3860 человек. Успешно функционирует ОЭЗ ППТ "Алабуга", которая ориентирована на привлечение в первую очередь крупных инвесторов и одновременно предоставляет хорошие возможности для развития кооперации крупного и малого бизнеса. По состоянию на 2014 год на территории ОЭЗ ППТ "Алабуга" зарегистрировано 42 компании-резидента.

На территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан образована особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Иннополис" с целью создания ИТ-столицы России - нового города на карте мира, где разрабатываются и коммерциализируются лучшие инновационные решения. В рамках проекта "Иннополис" реализуются обособленные инвестиционные проекты по созданию университета "Иннополис", развитию жилищной и коммерческой инфраструктуры.

Формирование инновационной экономики во многом будет зависеть от развития инжиниринговых центров в рамках инновационных кластеров "умной" экономики. Так, уже создан ряд передовых региональных центров инжиниринга (центр "КАИ-ЛАЗЕР", центр медицинской науки "Эйдос" и др.).

В целом созданные в республике объекты инновационно-инвестиционной инфраструктуры показали свою эффективность. Сегодня стоит задача развития промышленных площадок в муниципальных образованиях. В настоящее время действует порядка 40 площадок. Необходима активизация работы по привлечению резидентов и обеспечению полной загрузки площадок.

Ключевые вызовы:

- недостаточная сфокусированность органов государственной власти на вопросах привлечения и эффективности инвестиций. Специализированный орган в сфере инвестиций не реализует в полной мере имеющиеся полномочия по работе с приоритетными инвестиционными проектами в режиме "одного окна" и на принципах государственно-частного партнерства;

- несбалансированность инвестиционного портфеля;

- отсутствие единой региональной базы данных инвестиционных проектов;

- отсутствие должной координации деятельности финансовых институтов и профессиональных инвесторов, работающих в Республике Татарстан;

- отсутствие сформулированной инвестиционной политики в сфере модернизации современной экономики, ее диверсификации и создания "умной" экономики, модернизации социальной системы и инфраструктуры;

- недостаточный уровень финансовой грамотности населения.

Целевое видение и задачи


 

СЦ-7 Республика Татарстан инвестиционно привлекательна на мировом уровне. Финансовая система высокоэффективна
Ц-7.1 Высокая доступность финансовых ресурсов (высокая инвестиционная привлекательность и эффективность инвестиций)
Ц-7.2 Высокая эффективность финансовой системы
З-7.0.0.1 Обеспечить привлечение лучших кадров для финансовой системы; повысить финансовую грамотность бизнеса и населения
З-7.0.0.2 Повысить качество и доступность инвестиционной инфраструктуры и фондов
З-7.0.0.3 Стимулировать развитие инвестиционного рынка и повышение доступности инвестиционных ресурсов
З-7.0.0.4 Обеспечить качественное сопровождение инвестиционного развития со стороны органов государственной и муниципальной власти
З-7.0.0.5 Обеспечить лидерство в применении инновационных методов и инструментов инвестиционного развития
З-7.0.0.6 Обеспечить равный доступ к природным ресурсам в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов
З-7.0.0.7 Совершенствовать финансовые механизмы инвестиционной системы; обеспечить стимулирование участников инвестиционного процесса, реализующих приоритетные инвестиционные проекты; расширить перечень инструментов государственной поддержки

 

Направления действий:

1) по направлению "Человеческий капитал":

- привлечение качественных специалистов в инвестиционную систему (включая мировых звезд);

- повышение инвестиционной грамотности населения Республики Татарстан;

2) по направлению "Пространство, реальный капитал":

- развитие инфраструктуры оказания финансовых, инвестиционных и профессиональных услуг;

- развитие и обеспечение эффективного управления объектами инновационно-инвестиционной инфраструктуры;

- стимулирование развития бизнеса в рамках объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры;

3) по направлению "Рынки":

- формализация системы определения и прогнозирования глобальной инвестиционной привлекательности Республики Татарстан;

- определение уровня эффективности финансовой системы Республики Татарстан; утверждение системы мониторинга эффективности финансовой системы;

- проведение диагностики инвестиционного развития Республики Татарстан (с формированием ежеквартального публичного отчета);

- формирование и ежеквартальная актуализация инвестиционного меморандума Республики Татарстан;

- сопровождение инвестиционного продвижения республики в целом и портфеля приоритетных проектов; сопровождение привлечения инвестиций;

- устранение административных барьеров в инвестиционной сфере;

4) по направлению "Институты":

- обеспечение эффективного функционирования и взаимодействия органов исполнительной власти Республики Татарстан и иных субъектов инвестиционной деятельности в ходе инвестиционного процесса;

- обеспечение качественного сопровождения инвестиционных проектов в режиме "одного окна" и на принципах государственно-частного партнерства;

- привлечение финансовых средств и эффективное использование Инвестиционного фонда Республики Татарстан;

- создание Гарантийного фонда экспорта для нужд резидентов объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры;

- стимулирование инвестиционной предпринимательской инициативы;

- стимулирование развития инвестиционных механизмов государственно-частного партнерства;

5) по направлению "Инновации":

- стимулирование внедрения современных инвестиционных механизмов и инструментов;

- поддержка привлечения инвестиций в инновационные проекты;

- развитие информационной среды стимулирования привлечения инвестиций;

6) по направлению "Природные ресурсы":

- обеспечение стабильности и прозрачности правил обращения с природными ресурсами в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов;

7) по направлению "Финансовый капитал":

- предоставление государственной поддержки предприятиям (организациям), реализующим приоритетные инвестиционные проекты, находящимся в высокой степени прединвестиционной готовности; расширение перечня инструментов государственной поддержки;

- проработка мер сопровождения привлечения инвестиций в рамках государственных программ развития базовых экономических комплексов.

Специализированный орган в сфере инвестиций должен в полной мере стать "единым окном" сопровождения инвестиционных проектов, в рамках которого оказываются содействие в получении доступа к инструментам поддержки на всех стадиях развития бизнеса, включая участие в региональных, федеральных и международных программах развития предпринимательства, содействие в привлечении средств инвестиционных и венчурных фондов, "бизнес-ангелов", институтов развития, частных инвесторов, кредитно-финансовых организаций, сопровождение объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры.

В рамках специализированного органа в сфере инвестиций может быть выстроена работа по формированию базы инвестиционных проектов Республики Татарстан.

Ключевые шаги:

- мониторинг информации об инвестиционных проектах, предполагаемых к реализации на территории республики, изучение проекта на уровне бизнес-идеи, первичный контакт с инициатором проекта, предварительная оценка проекта на соответствие его приоритетным направлениям инвестирования, определенным в республике;

- отбор проектов, имеющих глубокий уровень проработки, - проектов, по которым имеются бизнес-планы и финансовые модели, разработанные в соответствии с международными стандартами бизнес-планирования и с учетом требований крупнейших российских и международных инвесторов, а также подтверждающая документация (проектно-сметная документация, договоры и т.д.);

- получение подробной информации об инвестиционном проекте (в формате бизнес-плана, финансовой модели, инвестиционного меморандума);

- проведение краткой экспертизы проекта, формирование заключения;

- выбор оптимальных инструментов поддержки инвестиционного проекта.

Ведение инвестиционных проектов будет осуществляться в единой информационной системе, предусматривающей наличие общей базы данных проектов, возможность проведения анализа финансовых показателей, результаты взаимодействия субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности с государственными органами.

Работа с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, осуществляющими значительные инвестиции в Республику Татарстан, должна строиться по индивидуальным схемам.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов важную роль приобретают механизмы государственно-частного партнерства, которые пока не нашли широкого применения в республике. Расширение практики государственно-частного партнерства особенно актуально в связи с реализацией в Татарстане крупномасштабных инвестиционных проектов по созданию "СМАРТ Сити Казань", международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай" и Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра. Стратегически важным является проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва - Казань".

 

Развитие инновационно-инвестиционной инфраструктуры

Стимулирование привлечения инвестиций в экономику Татарстана целесообразно вести на основе сложившейся в республике успешной практики формирования и управления специализированными объектами инновационно-инвестиционной инфраструктуры. Важно закрепить определения объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры и структурировать действующие и планируемые объекты, понимая их специфику и различая основные формы: особая экономическая зона, индустриальный парк ("гринфилд" - индустриальный (промышленный) парк, создаваемый на вновь отведенном незастроенном земельном участке, как правило, изначально не обеспеченном инфраструктурой, и "браунфилд" - индустриальный (промышленный) парк, создаваемый на основе ранее существующих производственных площадок, как правило, обеспеченных строениями, сооружениями и инфраструктурой, в отношении которых проводится реконструкция и (или) капитальный ремонт в соответствии со специализацией индустриального (промышленного) парка и потребностями его резидентов), технопарк, технопарк в сфере высоких технологий, бизнес-инкубатор, инжиниринговый центр (обычно включающий центр коммерциализации технологий, центр испытаний и сертификации продукции, опытно-конструкторский полигон).

Стратегическая линия заключается в более акцентированном стимулировании управляющих компаний (зачастую являющихся частными), занимающихся управлением и развитием объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры и оказанием услуг резидентам. Конкурентоспособность управляющей компании повышается при наличии у нее права распоряжаться имуществом объекта инновационно-инвестиционной инфраструктуры. Это позволяет предоставлять не только базовую инфраструктуру, но и полноценный портфель оказываемых услуг (лучшие мировые образцы оказывают более 100 видов услуг: консалтинговые услуги, предоставление и обслуживание НИОКР инфраструктуры, бытовые сервисы, хранение, транспортировку и утилизацию промышленных отходов, обслуживание инфраструктуры, транспортные и логистические услуги и др.). Важным элементом является качественная стратегия развития объекта инновационно-инвестиционной инфраструктуры (включающая бизнес-план, план маркетинга, план инвестиций и привлечения резидентов, план управления объектом и т.д.).

 

Инвестиционный портфель

Состав инвестиционного портфеля Республики Татарстан определяется перечнем приоритетных проектов, отобранных для включения в Инвестиционный меморандум Республики Татарстан на 2015 год, а также перечнем проектов, заявленных предприятиями в ходе проведенного при разработке Стратегии исследования крупнейших компаний Татарстана. Структура инвестиционного портфеля представлена на рисунке 3.29.

Более 44 процентов (по объему планируемых финансовых вложений) в структуре инвестиционного портфеля занимают проекты инфраструктурного комплекса, в первую очередь проекты, направленные на строительство жилой инфраструктуры на территории Иннополиса, а также на создание объектов транспортной и инвестиционной инфраструктуры Республики Татарстан.

Второе место по объему инвестиций занимает нефтегазохимический комплекс (ОАО "ТАНЕКО", ПАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Аммоний" и пр.).

Третье место по объему инвестиций занимает машиностроительный комплекс, в основном за счет проектов развития автомобилестроения (ОАО "КАМАЗ", ООО "Форд Соллерс Холдинг", ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток" и пр.).

Агропромышленный комплекс занимает четвертое место в структуре инвестиционного портфеля.

 

 

Рис. 3.29. Портфель приоритетных инвестиционных проектов

Республики Татарстан

 

Пятое место по объему инвестиций занимает энергетический комплекс (ОАО "Генерирующая компания", ОАО "Сетевая компания", ОАО "ТГК-16", ООО "Нижнекамская ТЭЦ").

Проекты в отраслях комплекса услуг в составе инвестиционного портфеля практически не представлены.

 

3.3.4. Экосистема инноваций

Разработка и реализация инновационной политики опираются на унифицированный подход, основанный на понятии "экосистема инноваций" (рис. 3.30).

 

 

Рис. 3.30. Схематичное описание экосистемы инноваций

 

Текущее положение

Основные проблемы, препятствующие развитию полноценной инновационной системы в Республике Татарстан, имеют общий характер для всей российской экономики и заключаются в следующем.

Спрос:

- слабая мотивация крупного бизнеса на разработку, покупку и внедрение инноваций;

- отсутствие наработанного опыта и системы продажи товаров/услуг/технологий на внешние рынки с более высокими требованиями;

- ограниченный объем государственного заказа на инновационные решения и сложность работы с государственным заказом.

Администрирование:

- отсутствие координации в реализации отдельных инновационных механизмов и программ между различными объектами, агентствами, министерствами и ведомствами;

- отсутствие разумного перечня показателей инновационного развития и программы мониторинга этих показателей;

- слабая работа институтов, отвечающих за поддержку и популяризацию правовых основ взаимодействия участников инновационного процесса.

Кадры:

- дефицит предпринимателей и внутренних предпринимателей в бизнес-структурах;

- дефицит научно-технических кадров, способных генерировать новые идеи;

- дефицит кадров в области поддержки инновационного процесса (от подготовленных для работы на высокотехнологичном оборудовании рабочих до специалистов по интеллектуальной собственности).

Инфраструктура:

- недостаточный уровень развития базовой инфраструктуры (дорог, электрических сетей, ЖКХ), что затрудняет внедрение инновационных решений;

- недостаточное количество и охват объектов инновационной инфраструктуры;

- недостаточно эффективные программное наполнение и организация деятельности объектов инновационной инфраструктуры, которые не всегда позволяют использовать созданные объекты в полной мере.

Финансирование:

- недостаточное финансирование на ранних стадиях и на протяжении всей инновационной цепочки;

- недостаточное финансирование крупным бизнесом внутренних инноваций и прикладных научных исследований;

- неразвитые институты, ограничивающие возможности инвесторов по выходу из проектов.

Ключевые вызовы:

- низкий спрос на инновации;

- снижение стимулов для создания и внедрения инноваций в связи с монополизацией и огосударствлением экономики;

- ослабление стимулов для внедрения новых технологий в городском хозяйстве, в сферах транспорта, здравоохранения, образования из-за слабого общественного контроля за общественным сектором;

- слабое включение многих инновационных компаний в международный обмен и кооперацию;

- разрыв между желаемым состоянием культуры инноваций и текущей ситуацией (таблица 3.5).

 

Таблица 3.5. Характеристики высокого уровня культуры инноваций и текущая ситуация


 

Характеристики высокого уровня культуры инноваций Текущая ситуация в Республике Татарстан
Инновация воспринимается как компетенция. Распространено понимание, что можно научить инновационному поведению в качестве базового навыка. Инновация воспринимается как оружие конкурентной борьбы и используется для дифференциации от конкурентов Отсутствие единого понятийного аппарата для работы с инновациями. Недостаток информации о реальных возможностях и выгодах инновационного развития для всех участников. Низкий уровень толерантности к предпринимательским и технологическим рискам, неизбежно сопровождающим инновации. Низкий уровень доверия к другим участникам, особенно на этапе научных открытий и изобретений
Инновация воспринимается как процесс, при этом неудачи - обязательная часть этого процесса. Инновация воспринимается как понятие систематическое, основанное на эксперименте и совместной (коллективной) работе Низкий уровень сетевого взаимодействия между участниками, в том числе слабые связи между научно-исследовательскими организациями и промышленностью, плохо налаженные обратные связи и отсутствующие механизмы реакции на обратную связь. Краткосрочный горизонт планирования, ориентированность на результат здесь и сейчас

 

Целевое видение и задачи

 

СЦ-5 В Республике Татарстан сформирована полноценная экосистема инноваций, способствующая лидерству Республики Татарстан в развитии "умной" экономики, создании и коммерциализации новых материалов, продуктов и технологий и глобальной конкурентоспособности республики
Ц-5.1 Высокий уровень инновационности экономики и социальной сферы
Ц-5.2 Высокий уровень развития и доступности технологий
Ц-5.3 Высокое качество информационно-коммуникационной системы
З-5.0.0.1 Обеспечить привлечение, подготовку, совершенствование и удержание кадровых ресурсов для инновационной системы
З-5.0.0.2 Обеспечить развитие инновационно-инвестиционной инфраструктуры
З-5.0.0.3 Стимулировать формирование спроса на инновации через открытость инновационной экосистемы
З-5.0.0.4 Развивать инновационную саморегулируемую и саморазвивающуюся систему через стимулирование развития формальных и неформальных внутренних институтов и создание Института инновационного развития Республики Татарстан
З-5.0.0.5 Стимулировать систему финансирования инноваций. Развитие рынка венчурных инвестиций

 

Направления действий:

1) по направлению "Человеческий капитал":

- привлечение, подготовка, совершенствование и удержание кадров для инновационной системы: в вузах - ученых/исследователей, предпринимателей, специалистов в областях поддержки инноваций, в системе профессионального образования - кадров технических специальностей для нужд МСП и крупного бизнеса;

2) по направлению "Пространство, реальный капитал":

- дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры (технопарков, технополисов) в целях предоставления инновационным фирмам комфортных условий для ведения бизнеса и стимулирования их межфирменного взаимодействия и сотрудничества;

- создание и поддержание комплексной инфраструктуры, обеспечивающей высокое качество жизни для работающих в регионе специалистов, а также условий для ускоренного создания и внедрения инноваций;

3) по направлению "Рынки":

- обеспечение активного взаимодействия с внешними рынками товаров, услуг, технологий, капитала и кадров;

- информационная и консультационная поддержка выхода инновационных компаний на международный рынок высокотехнологичной продукции;

- государственное содействие в поддержке экспорта инновационных компаний и развитии международных межфирменных контактов;

- экономическое стимулирование инноваций;

- обеспечение конкурентоспособности и востребованности производимых инноваций на внутренних и внешних рынках (продукты, услуги, технологии) по приоритетным отраслям/кластерам;

4) по направлению "Институты":

- стимулирование развития формальных и неформальных внутренних институтов, обеспечивающих устойчивость к внешним вызовам без необходимости директивных вмешательств государства;

- популяризация логики инновационного развития с описанием конкретных выгод с точки зрения каждого жителя Республики Татарстан;

- стимулирование повышения уровня доверия и сетевого взаимодействия в обществе;

- формирование и обеспечение соблюдения прозрачных правил игры, известных и понятных всем участниками инновационного процесса;

- обеспечение возможности открытого взаимодействия и обратной связи для всех участников экосистемы;

- стимулирование регулярного и прозрачного мониторинга работы экосистемы;

- формирование Института инновационного развития Республики Татарстан (на втором этапе реализации Стратегии);

- повышение уровня толерантности к риску и неудачам - ключевым факторам устойчивого инновационного развития;

5) по направлению "Финансовый капитал":

- формирование системы финансирования на всех стадиях инновационного процесса с преобладанием частных вложений, с особой концентрацией на привлечении "умных" денег;

- содействие в развитии частных венчурных фондов и "бизнес-ангелов";

- стимулирование сокращения доли государственных вложений, за исключением социально значимых или иных специальных проектов.

 

Институт инновационного развития Республики Татарстан

Создание инновационной экосистемы - длительный и сложный процесс, охватывающий практически все отрасли и уровни экономики республики. Для того, чтобы ресурсы, предоставляемые республикой на решение поставленных задач, тратились наиболее эффективно, нужен единый орган, который будет координировать процесс инновационного развития и осуществлять централизованный мониторинг результатов. За последнее десятилетие в рамках различных федеральных и региональных инициатив было создано значительное количество объектов инновационной инфраструктуры. Необходимо объединить эти ресурсы и сформировать для них скоординированную программу действий.

За решение этой задачи на первом этапе реализации Стратегии будет отвечать подразделение БАРС Республики Татарстан (см. 4.1); впоследствии предлагается выделить самостоятельный Институт инновационного развития Республики Татарстан, ключевые функции которого описаны в таблице 3.6, а структура представлена на рисунке 3.31.

 

Таблица 3.6. Ключевые функции Института инновационного развития Республики Татарстан


 

Функция Влияние на экосистему инноваций
Создание методологической базы Позволяет членам экосистемы инноваций (государству, бизнесу, науке и образованию) говорить об инновациях на одном языке, используя общепринятые и общедоступные определения, опираясь на общепринятую и общедоступную методологию оценки результатов
Информационный интерфейс Позволяет членам экосистемы инноваций быстро и удобно получать необходимую для принятия решений информацию или доступ к тем, кто обладает такой информацией. Также позволяет осуществить быструю и удобную обратную связь по принятым другими членами решениям
Единая точка приложения усилий государства Позволяет государству эффективно координировать работу всех государственных инициатив, направленных на развитие инноваций, - либо через механизмы прямого управления, либо через профильные агентства и ведомства
Внутренний и внешний популяризатор Повышает уровень понимания необходимости и выгод инноваций среди широких слоев населения. Привлекает людей, организации, институты к участию в инновационной экосистеме Татарстана
Генератор идей по повышению эффективности Собирает и формирует инициативы по инновационной повестке для всех уровней государственной власти, бизнеса, науки и образования. Обосновывает целесообразность принятия предложений, способствует их внедрению, осуществляет мониторинг результатов

 

 

Рис. 3.31. Организационная схема Института инновационного

развития Республики Татарстан

 

Поскольку экосистема инноваций охватывает практически все сферы экономики, Институт инновационного развития Республики Татарстан призван координировать работу профильных центров, нацеленных на решение отдельных задач построения инновационной экосистемы, а также взаимодействовать с профильными министерствами и ведомствами по вопросам реализации программ инновационного развития. Отдельные подразделения и центры фокусируются на устранении разрывов в ключевых элементах инновационной системы, обеспечивая коммуникацию различных участников инновационного процесса. С целью снижения затрат и более эффективного использования ресурсов создание подразделений и центров рекомендуется осуществлять преимущественно на базе существующих структур с корректировкой их обязанностей, полномочий и подчинения.

 

3.3.5. Кластерная активация

Целевое видение и задачи

Кластерная активация будет осуществляться в три этапа, для каждого из которых определено целевое видение (рис. 3.32).

 

 

Рис. 3.32. Кластеры Республики Татарстан

(второй и третий этапы)

 

Ц-4.2 В Республике Татарстан сформирован портфель конкурентоспособных кластеров современной экономики и "умной" экономики.

 

Ключевыми кластерами являются кластеры нефтегазохимического и энергетического комплексов, машиностроительный кластер, кластер "Наука и образование" и 10 инновационных кластеров (в рамках флагманского проекта "Татарстанская технологическая инициатива"), имеющие наивысший приоритет в силу их определяющего влияния на успешное развитие экономики Республики Татарстан и достижение ею глобальной конкурентоспособности.

Промежуточные цели:

2016 год - зонная кластерная активация. В Республике Татарстан активно развивается Камский кластер, осуществляются выявление и реализация кластерных инициатив на уровне трех экономических зон. Выявлены региональные кластеры, обладающие высоким потенциалом, способные стать конкурентоспособными на межрегиональном и/или глобальном уровне.

2017 - 2021 годы - выстраивание кластерной системы. В Республике Татарстан осуществляется формирование базовых кластеров современной экономики, а также в связке с ними инновационных кластеров "умной" экономики, способных быть катализаторами изменений, а в будущем - полноценными лидерами развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...