Вопрос 3. Вклад в развитие семиотики Ф. де Соссюра, Ч.С.Пирса, Ч.Морриса. Две традиции в развитии семиотики
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Вопрос 1. Предмет и задачи семиотики. Место семиотики в кругу гуманитарных наук. Семиотика как методология и мировоззрение Семиотика - наука о знаках, знаковых системах и знаковой деятельности (А.Соломоник) Cоссюр: «Можно вообразить науку, изучающую функционирование знаков вобщественной жизни ... назовем ее семиологией. Наука,кот могла бы рассказать нам, что такое знаки и какие законы ими управляют.... Лингвистика есть только часть общей науки семиологии… законы открытые семиологией, будут приложимы к лингвистике, и таким образом лингвистика обретет свое вполне определенное место в ряду человеческих деяний». «Знак является чем-то, что обозначает что-либо для кого-нибудь в определенном отношении или объеме. Знаки – универсальный медиум между человеческим мышлением и миром. (Пирс) Умберто Эко: Отношение между семиотикой и лингвистикой Предмет семиотики Знаковая ситуация – ситуация, когда нечто кем-то воспринимается как знак (Ю.Шрейдер)
А. Соломоник - два вида реальности - онтологической и семиотической. Он. р. существует изначально и объективно. С. р. создается в процессе познания онт р. Содержанием семиотической реальности являются знаки и знаковые системы. Задачи семиотики (по А.Соломонику): обобщение полученных другими науками знаковых результатов, их анализ собственными средствами и представление полученных выводов для использования в любой области знания. Основатели: - Ф. Де Соссюр - Чарльз Сандерс Пирс -Ролан Барт – последователь Соссюра, Барт говорил, что семиотика – часть лингвистики. книга о семиотике моды - Лотман и др. - Умберто Эко – ит семиотик, один из самых авторитетных семиотиков. Уделяет много внимания кодам. (это не обязат) - Роман Якобсон, основатель формального литературоведения. Лит. произведение как система. Под влиянием русской школы литературоведения возникла школафранцузского литературоведения. - Виктор Шкловский - структуралист, структурализм и семиотика очень близка. Структуралисты рассматривали язык как систему, поэтому выявляли глубинные стр-ры выраженные на поверхности. - Леви стросс - Жак Лакан – бессознательное как сем. система. - Мишель фуко Вопрос 2. Направления семиотики. Общая и частные семиотики Направления семиотики · Био с · Зоо · Этно · Лингво · Сем культуры и искусства · Абстрактная с БС – теория семиозиса в живых органихмах. Все жив организмы – семиотические системы. Представители: якобсон, Дентон, Седов. Генетический код – тот или иной способ кодирования наследственной информации в ген программе ДНК. Наследственная информция ДНК определяет видоспецифические признаки орг. Текст – последовательность знаков построенная по правилам опр языка. Молекулярные биологи предпочитают называть свои материалы текстами. Теория пангенома.
Зоосемиотика – семиотика коммуникаций животных, или изучение коммуникативного поведения животных, не имеющих языка. Представители: якобс фон икскюль, хоккетт. Изучает: · Связь организма с внешней средой · Поведение животных, · Язык животных (еще этология) Этносемиотика: Направления: n 1. Изучение преимущественно примитивных обществ (Э.Холл, К.Леви-Стросс) n 2. Изучение высокоразвитых обществ (Ж.Маторе, А.Чапанис) n 3. История философии и литературы (Р.Барт, М.Фуко) Анализ К.Леви-Строссом бессознательного механизма, лежащего в основе запрета инцеста. Это – переход от Природы к Культуре, установление, которое соединяет универсальный характер инстинктивной жизни с ограничительным характером социальных норм, как единственное культурное правило, которое является всеобщим. Другой стороной запрета инцеста выступает обмен как основа функционирования социального организма и прежде всего обмен женщинами (экзогамия) и информацией (язык). История философии и культуры – Р.Барт, М.Фуко Р.Барт «Нулевая степень письма» «Письмо» - промежуточная ступень между национальным языком и индивидуальным стилем писателя, общность индивидуальных стилей нескольких писателей. М.Фуко «История психозов», «Слова и вещи», Эпистема – «письмо» науки, промежуточный уровень между индивидуальным научным творчеством и общественно признанной научной теорией, типичная повседневная практика научной работы. Семиотическая революция: 1. переход от эпохи Возрождения к XVII веку (аналогия) 2. переход от конца XVIII к началу XIX века (сходства и различия). Абстрактная семиотика(алгебра) Ее предмет – общие языковые отношения затем – правила эквивалентности знаков, правила построения сложных знаков ельмслев разделял взгляды соссюра -план вырожения и план содержания -форма и субстанция -способ систематизации и упорядочивания -чтобы определить что явл значимым нужно соотнести планы - прцесс коммутации. если различию в форме не соответствует различие в содержаниии- оно не исущественно и относится к инвариантам.
тр зависимо ти мд объектами -интердепенденция -детерминация есть а => есть б но не обязательно -констеляция - свободная зависимость 2ая - важнейшая фигуры -мельчайшие единицы, из небольшого количества фигур Общая и частная сем. Общая сем сравнивается с системой менделеева. Тк она считается сеиотической и такие системы могут быть выработаны в различных областях. Общая объединяет достижения сециальных семиотик. Лотман Юрий Михайлович Семиосфера – семиотическое абстрактное пространство- совокупность самых разных знаковых систем и сов-ть текстов. Понятие семиотической границы. Сем наравномерность и динамизм Вопрос 3. Вклад в развитие семиотики Ф. де Соссюра, Ч.С.Пирса, Ч.Морриса. Две традиции в развитии семиотики Современная семиотика переживает процесс пересмотра некоторых основных понятий. Общеизвестно, что у истоков семиотики лежат две научные традиции. Одна из них восходит Пирсу — Моррису -знак - первоэлемент всякой семиотической системы. Вторая основывается на тезисах Соссюра и Пражской школы и Кладет в основу антиномию языка и речи (текста). При всем отличии этих подходов в них есть одна существенная общность: за основу берется простейший, атомарный элемент, и все последующее рассматривается с точки зрения сходства с ним. 1-в основе - изолированный знак, а все последующие семиотические феномены рассматриваются как последовательности знаков. 2- выражается в стремлении рассматривать отдельный коммуникативный акт — обмен сообщением между адресантом и адресатом — как первоэлемент и модель всякого семиотического акта. В результате индивидуальный акт знакового обмена стал рассматриваться как модель естественного языка, а модели естественных языков — как универсальные семиотические модели, семиотику стремились истолковать как распространение лингвистических методов на объекты не включающиеся в традиционную лингвистику. Такой подход отвечал известному правилу научного мышления: восходить от простого к сложному — и на первом этапе безусловно себя оправдал. Однако в нем таится и опасность: эвристическая целесообразность (удобство анализа) начинает восприниматься как онтологическое свойство объекта, которому приписывается структура, восходящая от простых и четко очерченных атомарных элементов к постепенному их усложнению. Сложный объект сводится к сумме простых.
Чарлз Сандерс Пирс был логиком; его работы по семиотике стали известны уже в 1930-е годы. Пирсу принадлежит разделение семиотических знаков на индексы (знаки непосредственно указывающие на объект), иконы, или иконические знаки (знаки с планом выражения, сходным с феноменом изображаемой действительности) и символы (знаки с планом выражения, не соотносящимся с обозначаемым объектом). Пирс различал экстенсионал, т.е. широту охвата понятия (множества объектов, к которым применимо данное понятие), и интенсионал, т.е. глубину содержания понятия. Фердинанда де Соссюра. Одно из основных положений семиотической теории Соссюра – трактовка знака как двусторонней психической сущности: понятие + акустический образ. Знак становится таковым, когда он приобретает значимость в системе – т.е. когда он занимает определенное место в системе противопоставлений. Второе важное положение в этой теории – идея произвольности, или немотивированности, языкового знака (имеется в виду, что между понятием и акустическим обликом обозначающего его слова нет никакой естественной связи, что доказывается самим фактом существования различных языков, по-разному называющих одни и те же вещи). Соссюр ввел в семиотику (которую он называл «семиологией») различение синхронии и диахронии, различение langue (языка как системы) и parole (речевой деятельности). Существенным и «лозунговым» на многие поколения явился тезис де Соссюра об автономном существовании языка: «единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя». Чарльз Уильям Моррис (1901–1978). характерной чертой человеческого интеллекта является порождение знаков - Моррис говорит о том, что семиотика призвана решить задачу унификации наук. Он различает семиотику как совокупность знаков (и науку о них) и процесс, в котором нечто функционирует как знак, – процесс семиозиса. Моррис вводит понятие метазнаков, т.е. знаков, сообщающих о знаках, и разъясняет тот факт, что знаки, указывающие на один и тот же объект, не обязательно имеют те же десигнаты (понятийные совокупности). Не все десигнаты связаны с реальными объектами (денотатами). Моррису принадлежит общепринятое теперь подразделение измерений семиозиса на отношение знаков к их объектам (семантика), на отношение знаков к их пользователям, или интерпретаторам (прагматика) и на отношение знаков друг к другу (синтаксис).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|