Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория умвельта Я.Икскюля.




Икскюль изучал сенсорные способности животных и их поведение во взаимодействии со средой. Он показал - живой организм отвечает на небольшую часть из всего спектра окружающих его явлений - органы чувств животного выступают как бы в роли фильтров, отбирая лишь некоторые из внешних воздействий. То, что эти фильтры пропускают, обретает для животного определенный смысл. Это довольно просто себе представить - скажем, если у собак нет цветового зрения, то предстающий перед ним мир выглядит черно-белым. А если, предположим, у животного вовсе нет никакого зрения, то его мир никак зрительно не выглядит.

Вычленяемые органами чувств фрагменты действительности в совокупности представляют собой перцептуальный мир животного (все, что животное воспринимает и что имеет для него смысл), а все, на что животное может воздействовать своим организмом, составляет в совокупности его операциональный мир. Эти две сферы замкнуты одна на другую, они образуют цепи обратной связи, которые определяют интерпретацию знаков.

Перцептуальный мир и операциональный мир, - образуют как бы субъективный мир животного, то, что Икскюль называет "умвельт". Умвельт состоит из знаков, которые животное получает через органы чувств и интерпретирует.

Каждый знак, в строгом смысле слова, приватен, индивидуален для данного конкретного пользователя. Отсюда: всякий раз, когда мы воспринимаем что-то, мы одновременно и неизбежно воспринимаем самих себя.

Умвельт строит в каком-то смысле аналогично языку - имеет разные уровни структуры. Есть элементарный уровень знаков, производимых органами чувств. Знаки элементарного уровня комбинируются в комплексные знаки (яблоко я воспринимаю зрительно, обонятельно, тактильно, на вкус, определяю его местоположение, температуру и т.п. - все это в совокупности дает комплексный знак яблока).

На элементарном уровне имеются два вида знаков - "организующие знаки" и " содержательные знаки".

Организующие знаки образуются индивидуальными реакциями тактильных рецепторов кожи или зрительных рецепторов глаза.

Знаки содержания (цвета, звука, запаха) - другой вид знаков - образуются из индивидуальных реакции специализированных клеток (рецепторов цвета, вкуса и запаха).

Функциональный круг - это проявление дополнительности. Как уже говорилось, у животного перцептивный и операционный органы работают вместе, всякое восприятие и всякое действие требуют кооперации рецепторов и эффекторов. Функциональный круг - это схема, которая описывает такую кооперацию.

Выводы: связь между организмом и средой, основана на соответствии строения организма и его субъективного внешнего мира. Эта связь семиотична, она представляет собой значение в органическом мире. Типы семиотических взаимодействий, являющиеся предметом биосемиотики – в простом случае - это свойство раздражимости живых организмов. Есть биологически значимые стимулы, которые изменяют состояние организма - освещение солнечным светом вызывает в растении определенные химические реакции.

Более сложный случай - когда внешний стимул не просто порождает изменение внутреннего состояния, но и некоторое ответное действие со стороны организма. Например, подсолнух поворачивается вслед за солнцем

Вопрос 8. Этносемиотика. Исследования К.Леви-Стросса, Р.Барта и М.Фуко. Понятие семиотической революции.
Этносемиотика: Направления:

n 1. Изучение преимущественно примитивных обществ (Э.Холл, К.Леви-Стросс)

n 2. Изучение высокоразвитых обществ (Ж.Маторе, А.Чапанис)

n 3. История философии и литературы (Р.Барт, М.Фуко)

Анализ К.Леви-Строссом бессознательного механизма, лежащего в основе запрета инцеста. Это – переход от Природы к Культуре, установление, которое соединяет универсальный характер инстинктивной жизни с ограничительным характером социальных норм, как единственное культурное правило, которое является всеобщим. Другой стороной запрета инцеста выступает обмен как основа функционирования социального организма и прежде всего обмен женщинами (экзогамия) и информацией (язык).

История философии и культуры – Р.Барт, М.Фуко Р.Барт «Нулевая степень письма»

«Письмо» - промежуточная ступень между национальным языком и индивидуальным стилем писателя, общность индивидуальных стилей нескольких писателей.
Новая форма «письма» - писателя без литературы, стремящегося освободить «письмо» от всяких наследственных и литературных связей - «нулевая степень письма» (Камю).

М.Фуко «История психозов», «Слова и вещи»,

Эпистема – «письмо» науки, промежуточный уровень между индивидуальным научным творчеством и общественно признанной научной теорией, типичная повседневная практика научной работы.

Семиотическая революция:

1. переход от эпохи Возрождения к XVII веку (аналогия)

2. переход от конца XVIII к началу XIX века (сходства и различия).

  1. Семиотическое определение знака. Структура знака. Семиотический треугольник.

Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет, выступающий в качестве представителя (заместителя) другого предмета, свойства или отношения и используемый для получения, хранения и передачи информации.

Ситуация, в которой один предмет функционирует в качестве знака другого предмета, называется знаковой ситуацией.

Естественные (натуральные) знаки - предметы реального мира, выполняющие знаковую функцию.
Знаки-функции (Р.Барт) сочетают знаковые и незнаковые (утилитарные) функции.

Знаковая система есть материальный посредник между двумя другими материальными системами.

Знак

Предмет, вещь Понятие

(денотат) (десигнат)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...