Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семиотика истории в работах Б.Успенского.




В семиотической перспективе исторический процесс - процесс коммуникации, при котором постоянно поступающая новая информация обусловливает ту или иную ответную реакцию со стороны общественного адресата (социума). В качестве кода выступает при этом некоторый «язык», определяющий восприятие тех или иных фактов, как реальных, так и потенциально возможных, в соответствующем историко-культурном контексте. Таким образом, событиям приписывается значение: текст событий читается социумом. Исторический процесс - процесс порождения новых фраз на некотором «языке» и прочтения их общественным адресатом (социумом).

Соответствующий «язык», с одной стороны, объединяет данный социум – для коммуникации между его представителями, одинаковой реакции на происходящие события. С другой - он организует самое информацию, обусловливая отбор значимых фактов и установление определенной связи между ними: то, что не описывается на этом языке, как бы вообще не воспринимается общественным адресатом, просто выпадая из его поля зрения.

Одни и те же объективные факты, составляющие реальный событийный текст, могут по-разному интерпретироваться на разных языках — на языке соответствующего социума и на каком-либо другом языке, относящемся к иному пространству или времени (мб обусл различием в установлении причинно-следственных отношений между соответствующими сегментами). Для описания языка некоторого историко-культурного ареала особенно показательны конфликтные ситуации, обусловленные столкновением разных языков по отношению к одной и той же действительности – неадекв воспр одного и того же - сит, когда отправитель и получатель сообщения по существу пользуются различными языками при одних и тех же внешних средствах выражения. Богатый материал для описания системы ассоциативных связей - петровская эпоха

1 - брак Петра с Екатериной вызвал резко отрицательную реакцию

2-при выходах Петра из Спасского монастыря его встречали пением «то есть обращались к нему как к Богу

Поведение Петра - антитексты, минус-поведение, находящееся в пределах той же культуры. Его поведение -не выходило за рамки традиционных представлений и норм: оно вполне укладывалось в эти рамки — но только с отрицательным знаком.

Но ведь Петр, безусловно, знал этот «язык» и мог, следовательно, предугадать эффект своих поступков. Объяснение - он сознательно игнорировал свой родной «язык» как неправильный, признавая единственно правильным импортируемый «язык» западноевропейских культурных представлений. В самом отношении к «языку» Петр остается при этом верным сыном своей культуры: принятие «правильного» языка и отказ от «неправильного» оказывается субъективно более важным фактором, чем возможные последствия соответствующих поступков. Из этого объяснения следует, что Петр сознательно творил тексты на ином языке, нежели тот, на котором они читались (социумом).

41. Исследование семиотики поведения в работах Ю.М.Лотмана и Т.Б.Щепанской.

1. ЗНАКИ НЕПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Образы одиночества. В качестве символов Системы отбирается то, что говорит о непринадлежности человека к господствующей культуре или к обществу. непринадлежность — невписанность в общество, отверженность, одиночество — становится символом «своего», а любые свидетельства укорененности и привязанности (к своей работе, семье) — знаками' чужого.

2. МАРКИРОВАННАЯ КАПСУЛА

Вторая функция символа в сообществе — отделять «свою» информацию от чужой, внешней. Тем самым внутренняя среда отделяется от внешней и обеспечивается сгущение контактов (след сообщество - выделенная из среды коммуникативная сеть).

-Капсула информации. Общение во многом строится как процесс передачи и интерпретации символов. В особенности это относится к таким ситуациям, как знакомство. Мы интерпретируем символ, вкладывая в предложенную нам капсулу определенную информацию. Общение строится как обмен символами, а затем их наполнение. Информация передается в символической упаковке.

Вне процесса интерпретации символы существуют как пустые капсулы, свободные от значения. Они сохраняют только одно постоянное значение — принадлежности к «своему» сообществу.

2.2. Маркёры «своего». Для обеспечения эффективного общения и взаимодействия внутри сообщества оно должно маркировать свою информацию, отделяя ее от чужой. Только

2.3. Незанятые каналы коммуникации. использование для ее передачи иных, нежели в господствующей культуре, каналов - речь, сложные формы искусств, всё, что связано с профессионализмом.

2.4. Символика рока. Символический мир Системы неразрывно связан с феноменом рок-культуры.

2.5. Маркировка вербальной информации. Одна из разновидностей символики, маркирующей свою информацию, — сленг. Сленг — это не язык в полном смысле слова, поскольку на нем невозможно целиком построить полноценное высказывание. Он охватывает не все темы, а только ряд вполне определенных.

Отбор символов зависит от местоположения сообщества среди прочих сетей коммуникаций, или, проще говоря, локализации его в социуме. В нашем случае сообщество лежит вообще вне основной системы коммуникаций. Эта основная система делает общество как единое целое, определяя принцип упорядочения (например, государственного устройства), и потому включает в себя большинство локальных маленьких сетей-сообществ. Наша же Система лежит вне ее. Этим и определяется специфический отбор символики: она по условию задачи будет неприемлемой и вызывать осуждение с позиций общепринятого, — потому что только такая годится для того, чтобы отделять свою информацию от гораздо более плотных и сильных сигналов основной системы. А именно в этом состоит основная функция символа как маркированного вместилища информации.

В нашем случае специфика символического набора связана с неопределенностью социального статуса тех, кого объединяет Система.

СИМВОЛ В СООБЩЕСТВЕ

3.1. Ключ к социальной структуре. Сообщество поминутно разворачивается из своей символики. Идет процесс считывания культурных кодов и воплощения их в действия, отношения — функционирование сообщества можно представить как процесс считывания символики.

Прочтение символики не ограничивается ее интерпретацией. Мы прослеживаем результат интерпретации символа — реакцию; затем сложение множества реакций (действий) в систему межличностных связей — то, что и есть сообщество.

С каждым из звеньев связаны определенные исследовательские процедуры. Остановимся на них. Обсудим эти процедуры или, точнее, покажем их на конкретном примере: возьмем фрагмент из жизни Системы, эпизод, связанный с использованием символов.

Ю. М. Лотман

ДЕКАБРИСТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Если мы изучаем историю с точки зрения деятельности людей, нам невозможно обойтись без изучения психологических предпосылок их поведения. На основе этого общепсихологического пласта, и под воздействием исключительно сложных социально-исторических процессов складываются специфические формы исторического и социального поведения, представления о правильных и неправильных, ценных и не имеющих ценности поступках. Возникают такие регуляторы поведения, как стыд, страх, честь. К сознанию человека подключаются сложные этические, религиозные, эстетические, бытовые и другие семиотические нормы, на фоне которых складывается психология группового поведения.

Многочисленные документы отражают различные стороны бытового поведения дворянского революционера и позволяют говорить о декабристе пе только как о носителе той или иной политической программы, но и как об определенном культурно-историческом и психологическом типе.

Мы постараемся указать лишь на ту специфику, которую наложил декабризм на жизненное поведение тех, кого мы называем дворянскими революционерами.

Значение декабристов в истории русской общественной жизни не исчерпывается теми сторонами их деятельности, которые до сих пор в наибольшей мере привлекали внимание исследователей: выработкой общественно-политических программ и концепций, размышлениями в области тактики революционной борьбы, участием в литературной борьбе, художественным и критическим творчеством.

Иерархия значимых элементов поведения складывается из последовательности: жест поступок поведенческий текст.

Декабристы внесли в поведение человека единство, но не путем реабилитации жизненной прозы, а тем, что, пропуская жизнь через фильтры героических текстов, просто отменили то, что не подлежало занесению на скрижали истории. Прозаическая ответственность перед начальниками заменялась ответственностью перед историей, а страх смерти - поэзией чести и свободы. "Мы дышим свободою", - произнес Рылеев 14 декабря на площади. Перенесение свободы из области идей и теорий в "дыхание" - в жизнь. В этом суть и значение бытового поведения декабриста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...