Вопрос 31. Семиотика изобразительного ис-ва.
Изобр ис-ва в мире животных отсутствует. Явл-я ИЗО возникают позже танца и пения. Бытие искусства заключается не только в создании ИЗО памятников, но и в опред типе общ восприятия этих форм как эстетических ценностей. Худ произведение невозможно без худ рефлексии, т.е. без метасемиотического сознания. Изображение делается искусством не в силу своей искусности, а в силу того, что люди видят в нем эстетический смысл. Первобытное ис-во связано с магией и обрядами, + тренировка накануне охоты + познавательная деятельность. Семиотич своеобразие произведений изо искусства.
Оппозиция иконичности (изобразительности) и конвенциональности (условности) пронизывает всю историю пространственных искусств. Эта оппозиция определяет разделение искусств на изобр(живопись, скульптура, графика) возникшие в рез-те подражания миру и его удвоения в скульптуре и на полотне, и неизобр (ДПИ, архит,), чье отношение к миру не явл-ся ни подражанием, ни удвоением. В ИЗО искусствах иконичность была исходным свойством их знаков (знаков-изображений). Вопрос 32. Семиотика кино. Кино –искусство, искусство имеет свою систему художественных средств – или свой язык. Кинематограф, как вид искусства, является одним из диалоговых пространств культуры, вследствие чего кино - это текст, чреватый смыслами, интерпретациями и создаваемый только ради них. Говоря о кино, как о любом тексте, мы имеем в виду не только его автора (авторов), но и зрителя-интерпретатора этого фильма. Диалог между ними предопределен самой природой кино - особой семиотической системой, имеющей не только участников, но и выстраивающей семиотические барьеры. Любой элемент языка кино - семиотический барьер, требующим интерпретации. Интерпретация - единственная форма подтверждения состоявшегося диалога. Элементы языка кино - это инструменты диалога- они обновляются и спектр их становится все больше и разнообразнее. Кино по самой сути – синтез двух повествовательных тенденций – изобразительной («движущая живопись») и словесной.
Первые фильмы длились полторы-две минуты. Как и большинство искусств, кинематограф начинался не как искусство: ни операторы, ни зрители не видели в нем род художественно-образного освоения мира. Натуралистическая сила ранних фильмов состояла в том, что в них с фотографической точностью было запечатлено движение— не кульминация события и не его ключевой эпизод, а все события. Благодаря движению кинематограф сразу же превзошел изобразительную (иконическую) т о ч н о с т ь фотографии. Кино стало искусством, когда Дейвид Гриффит изобрел монтаж. Это особый способ показа события: монтаж предполагает: 1) выделение в событии наиболее важных моментов; 2) съемку не всего события, а именно этих моментов - съемку в таких ракурсах, которые позволяют лучше всего увидеть художественную суть разных моментов; 3) монтаж режиссером отдельно снятых кадров в наиболее выигрышном порядке. Синтаксис (репертуар монтажных приемов) современного киноязыка необыкновенно богат. Он не вполне сопоставим со способами переключения и соединения повествовательных планов в художественной литературе, однако чисто терминологически предстает более сложным и разнообразным.
Культура как знаковая система. Механизмы культуры. Различные типы культуры. Культура – исторически сложившийся пучок семиотических систем (языков), который может складываться в единую иерархию (сверхязык), но может представляет собой и симбиоз самостоятельных систем. Но культура включает в себя также всю совокупность исторически имевших место сообщений на этих языках (текстов). Текст культуры представляет собой наиболее абстрактную модель действительности с позиций данной культуры. Поэтому его можно определить как картину мира данной культуры. Культура, по Ю.М.Лотману, - ненаследственная память коллектива, выражающаяся в системе запретов и предписаний. Связь культуры с прошлым историческим опытом определяется долгосрочностью текстов коллективной памяти и долгосрочностью кода коллективной памяти. Механизм культуры: недостаточность информации, находящейся в распоряжении мыслящей индивидуальности, делает необходимым для нее обращение к другой такой же единице. Недостаток информации компенсируется ее стереоскопичностью (иной проекцией той же реальности). Это достигается несовпадением кодов, образующих сознание коммуникантов. Метаязык культуры - это идеология и совокупность ценностей, которые сообщают культуре устойчивость. Существенным элементом пространственного метаязыка описания культуры является ее граница. Полиглотизм культуры обусловлен фактором «размножения» кодов и требует существования не менее двух параллельных языков. Диалогическая модель культуры основывается на смене периодов относительной стабильности и бурного развития. Типология культуры l Семантический (символич) тип кода культуры l Синтаксический тип кода культуры l Асемантический и асинтаксический тип кода культуры l Семантико-синтаксический тип кода культуры l Культура замкнутого / незамкнутого типа l Экспансионистский / традициональный тип культуры Семиотика и мифология. Понятия семантемы, мифемы и мифологемы. Миф как архетипическая основа народного сознания. Современная мифология. Миф – исторически сложившаяся первая форма общественного сознания, представляющая собой особую словесную символически-образную форму, регулирующую ритуально-практическую жизнь архаического общества.
Мифы l Хтонические мифы – о связи человека с землей l Этиологические – о возникновении мира и людского рода l Эсхатологические – о конце мира Понятие семантемы, мифемы, мифологемы и мифа l Семантема - элементарная смысловая единица мифа, входящая в состав оппозиций. l Мифема – пучок семантем, выражающийся в некотором общем представлении действительности. l Мифологема – вербализованная мифема, понятие-образ, идейный комплекс, имеющий магическое влияние на действительность. l Миф – персонифицированная, антропоморфная мифологема (миф о Дионисе, Эдипе). Современная- выборы – типа мифы о политиках и тд
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|