Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 31. Семиотика изобразительного ис-ва.




Изобр ис-ва в мире животных отсутствует. Явл-я ИЗО возникают позже танца и пения.

Бытие искусства заключается не только в создании ИЗО памятников, но и в опред типе общ восприятия этих форм как эстетических ценностей. Худ произведение невозможно без худ рефлексии, т.е. без метасемиотического сознания. Изображение делается искусством не в силу своей искусности, а в силу того, что люди видят в нем эстетический смысл. Первобытное ис-во связано с магией и обрядами, + тренировка накануне охоты + познавательная деятельность. Семиотич своеобразие произведений изо искусства.

  1. Основной единицей явл-ся законченное изображение, т.е. основная единица языка ИЗО искусства и его отдельное произведение совпадают по синтаксической иерархии.
  2. В ИЗО искусстве преобладает прямая и сильная иконичность.
  3. Произведения ИЗО не развертываются во времени: их восприятия происходит одномоментно.
  4. Отображают прежде всего статику мира.
  5. Произведения Изо искусств (живопись, графика, скульптура) и неизобр (архитектура, декорат ис-во)

Оппозиция иконичности (изобразительности) и конвенциональности (условности) пронизывает всю историю пространственных искусств. Эта оппозиция определяет разделение искусств на изобр(живопись, скульптура, графика) возникшие в рез-те подражания миру и его удвоения в скульптуре и на полотне, и неизобр (ДПИ, архит,), чье отношение к миру не явл-ся ни подражанием, ни удвоением.

В ИЗО искусствах иконичность была исходным свойством их знаков (знаков-изображений).

Вопрос 32. Семиотика кино.

Кино –искусство, искусство имеет свою систему художественных средств – или свой язык. Кинематограф, как вид искусства, является одним из диалоговых пространств культуры, вследствие чего кино - это текст, чреватый смыслами, интерпретациями и создаваемый только ради них. Говоря о кино, как о любом тексте, мы имеем в виду не только его автора (авторов), но и зрителя-интерпретатора этого фильма. Диалог между ними предопределен самой природой кино - особой семиотической системой, имеющей не только участников, но и выстраивающей семиотические барьеры. Любой элемент языка кино - семиотический барьер, требующим интерпретации. Интерпретация - единственная форма подтверждения состоявшегося диалога. Элементы языка кино - это инструменты диалога- они обновляются и спектр их становится все больше и разнообразнее. Кино по самой сути – синтез двух повествовательных тенденций – изобразительной («движущая живопись») и словесной.

Первые фильмы длились полторы-две минуты. Как и большинство искусств, кинематограф начинался не как искусство: ни операторы, ни зрители не видели в нем род художественно-образного освоения мира.

Натуралистическая сила ранних фильмов состояла в том, что в них с фотографической точностью было запечатлено движение— не кульминация события и не его ключевой эпизод, а все события. Благодаря движению кинематограф сразу же превзошел изобразительную (иконическую) т о ч н о с т ь фотографии.

Кино стало искусством, когда Дейвид Гриффит изобрел монтаж. Это особый способ показа события: монтаж предполагает:

1) выделение в событии наиболее важных моментов;

2) съемку не всего события, а именно этих моментов - съемку в таких ракурсах, которые позволяют лучше всего увидеть художественную суть разных моментов;

3) монтаж режиссером отдельно снятых кадров в наиболее выигрышном порядке.

Синтаксис (репертуар монтажных приемов) современного киноязыка необыкновенно богат. Он не вполне сопоставим со способами переключения и соединения повествовательных планов в художественной литературе, однако чисто терминологически предстает более сложным и разнообразным.

Культура как знаковая система. Механизмы культуры. Различные типы культуры.

Культура – исторически сложившийся пучок семиотических систем (языков), который может складываться в единую иерархию (сверхязык), но может представляет собой и симбиоз самостоятельных систем.

Но культура включает в себя также всю совокупность исторически имевших место сообщений на этих языках (текстов).

Текст культуры представляет собой наиболее абстрактную модель действительности с позиций данной культуры. Поэтому его можно определить как картину мира данной культуры.

Культура, по Ю.М.Лотману, - ненаследственная память коллектива, выражающаяся в системе запретов и предписаний. Связь культуры с прошлым историческим опытом определяется долгосрочностью текстов коллективной памяти и долгосрочностью кода коллективной памяти.

Механизм культуры: недостаточность информации, находящейся в распоряжении мыслящей индивидуальности, делает необходимым для нее обращение к другой такой же единице. Недостаток информации компенсируется ее стереоскопичностью (иной проекцией той же реальности). Это достигается несовпадением кодов, образующих сознание коммуникантов.

Метаязык культуры - это идеология и совокупность ценностей, которые сообщают культуре устойчивость. Существенным элементом пространственного метаязыка описания культуры является ее граница.

Полиглотизм культуры обусловлен фактором «размножения» кодов и требует существования не менее двух параллельных языков.

Диалогическая модель культуры основывается на смене периодов относительной стабильности и бурного развития.

Типология культуры

l Семантический (символич) тип кода культуры

l Синтаксический тип кода культуры

l Асемантический и асинтаксический тип кода культуры

l Семантико-синтаксический тип кода культуры

l Культура замкнутого / незамкнутого типа

l Экспансионистский / традициональный тип культуры

Семиотика и мифология. Понятия семантемы, мифемы и мифологемы. Миф как архетипическая основа народного сознания. Современная мифология.

Миф – исторически сложившаяся первая форма общественного сознания, представляющая собой особую словесную символически-образную форму, регулирующую ритуально-практическую жизнь архаического общества.

Мифы

l Хтонические мифы – о связи человека с землей

l Этиологические – о возникновении мира и людского рода

l Эсхатологические – о конце мира

Понятие семантемы, мифемы, мифологемы и мифа

l Семантема - элементарная смысловая единица мифа, входящая в состав оппозиций.

l Мифема – пучок семантем, выражающийся в некотором общем представлении действительности.

l Мифологема – вербализованная мифема, понятие-образ, идейный комплекс, имеющий магическое влияние на действительность.

l Миф – персонифицированная, антропоморфная мифологема (миф о Дионисе, Эдипе).

Современная- выборы – типа мифы о политиках и тд

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...