Признание приоритетности образования.
Стр 1 из 58Следующая ⇒ Провозглашение приоритетности образования непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ) <3>. -------------------------------- <3> РГ. 25.12.1993. N 237.
Государство заинтересовано в неуклонном развитии образования, так как с этим напрямую связаны: - вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина; - успешное развитие российской экономики и социальное благополучие нации; - состояние национальной безопасности. Сфера образования представляет собой объект правового регулирования не только в связи с реализацией конституционного права на образование и иных основных прав и свобод человека и гражданина, но и как отрасль экономики, от состояния которой во многом зависит будущее государства, одна из важнейших составляющих социально-культурной жизни общества, а также как фактор национальной безопасности. Закрепление приоритетного характера развития образования нацелено на создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития Российского государства, обеспечение высокого качества жизни в России и упрочения национальной безопасности. Не случаен тот факт, что первый нормативный правовой акт новой российской государственной власти был посвящен именно образованию. В преамбуле Указа Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. N 1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР" <4> говорится о приоритетности сферы образования, исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России.
-------------------------------- <4> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 31. Ст. 1025.
Курс на приоритетность сферы образования государство реализует посредством: - создания развитой нормативно-правовой базы, формирования самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования (нормативная составляющая государственной политики в сфере образования); - финансирования системы образования и создания благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования (финансово-экономическая составляющая государственной политики в сфере образования); - формирования оптимальной структуры организации и управления образованием (организационно-управленческая составляющая государственной политики в сфере образования); - подготовки научно-педагогических кадров для сферы образования (кадровая составляющая государственной политики в сфере образования); - укрепления связи образования и науки (академическая составляющая государственной политики в сфере образования); - развития международных контактов и академической мобильности (международная составляющая государственной политики в сфере образования). Исходя из принципа приоритетности образования правительство определяет основные цели и задачи образования, устанавливает, что система образования призвана обеспечить: - историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; - воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений; - разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; - формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений; - формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; - организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; - непрерывность образования в течение всей жизни человека; - многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание; - преемственность уровней и ступеней образования; - создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования; - академическую мобильность обучающихся; - развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности; - подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; - воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта; - противодействие негативным социальным процессам; - экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе <5>. -------------------------------- <5> Приведенные цели и задачи образования были сформулированы в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ в 2000 г. (данный правовой акт был отменен Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Приоритетность образования закрепляется также на международном уровне. ЮНЕСКО в своих докладах и иных документах связывает приоритетность образования с его особым значением для развития личности и общества <6>. Деятельность ЮНЕСКО нацеливает международное сообщество на предоставление образования всем, на всех уровнях и на протяжении всей жизни, потому что образование играет главную роль в становлении и развитии личности человека, экономическом росте и укреплении социальных связей <7>. В документах ЮНЕСКО образование определяется как важный инструмент борьбы с бедностью и одна из основ устойчивого развития. -------------------------------- <6> См., например: Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века "Образование: сокрытое сокровище" // http://www.ifap.ru/library/book201.pdf и др. <7> См.: http://www.unesco.org/new/ru/education/.
Несколько стратегических задач, связанных с образованием, были включены в список "Целей развития ООН на рубеже тысячелетия": - бесплатное и обязательное начальное образование и равенство полов в начальной и средней школе; - содействие образованию в качестве одного из основных прав человека; - повышение качества образования путем диверсификации его содержания и методов; - содействие экспериментам, новаторству, публикациям и обмену данными и передовым опытом, а также развитию диалога по вопросам политики в области образования <8>. -------------------------------- <8> Там же.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|