Светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Данный принцип вытекает из положений ст. 14 Конституции РФ: "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". В ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" <19> закрепляется, что в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. -------------------------------- <19> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
При этом каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими (ст. 5 того же Закона). Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. В последнее время принцип, утверждающий светский характер образования, все чаще используется в правоприменительной практике в связи со спорами по поводу так называемой религиозной компоненты общего образования <20>, неправомерного осуществления образовательной деятельности религиозными организациями (Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. N 78-АПГ14-2 <21>), правил ношения школьной формы (Определение Верховного Суда РФ от 11 февраля 2015 г. N 15-АПГ14-11 <22>) и т.д.
-------------------------------- <20> См. подробнее: Сабаева С.В. Проблемы правового регулирования и гарантирования реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение религиозного образования (религиозного компонента общего образования) // Конституционное и муниципальное право. 2014. N 9. <21> СПС "КонсультантПлюс". <22> СПС "КонсультантПлюс".
Свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания. Свобода образования в пределах, предусмотренных законодательством, - один из важнейших принципов современного образовательного права. Этот принцип производен от базовых положений Конституции Российской Федерации и в первую очередь от конституционных норм, закрепляющих, что: - человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2); - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Свободное развитие человека, предусмотренное Конституцией РФ, в современном мире невозможно без гарантированных свобод в сфере образования.
Следуя упомянутым конституционным принципам, законодательство об образовании исходит из того, что процесс образования должен быть организован с созданием условий для полного и свободного развития способностей каждого человека, его самореализации с учетом имеющихся у него склонностей и потребностей. Свобода выбора получения образования предполагает, что каждый вправе осуществлять выбор: - форм получения образования - в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования; - организации, осуществляющей образовательную деятельность; - направленности (профиля) <23> образования в пределах, предоставленных системой образования; -------------------------------- <23> Под направленностью (профилем) образования понимается ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, а также преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ст. 2 комментируемого Федерального закона об образовании).
- формы обучения - очной, очно-заочной или заочной, в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимся и с учетом потребностей и возможностей обучающегося. Современное понимание права на образование, соответствующее стандартам международного права в области прав человека, не сводит его исключительно к праву каждого на получение образования, к возможности получения образования всеми желающими, оно дополняется правом на получение различных уровней образования и на получение образования в различных формах, правом на свободный выбор языка обучения, а также свободой получения образования в соответствии с убеждениями, то есть возможностью для каждого получить образование в соответствии с его религиозными или идеологическими взглядами на мир. Особого упоминания заслуживают особенности реализации комментируемого принципа в отношении несовершеннолетних обучающихся. К числу юридических гарантий комментируемого принципа относятся законодательные нормы (например, ст. 44 Федерального закона об образовании), которыми устанавливается правовой статус родителей обучающихся, одним из элементов которого является право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования форму получения образования и форму обучения, организацию, осуществляющую образовательную деятельность, язык (языки) образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность и т.д. Данное право родители реализуют с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, при наличии таких комиссий. Кроме того, в той же статье Закона об образовании закреплено право родителей дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.
Наконец, свобода образования предполагает обязательное наличие педагогических и академических свобод, которые подразумевают свободу выбора педагогических методов обучения, источников информации, свободу постановки вопросов, проведения исследований и дискуссий и т.д. Соответствующая законодательная норма-принцип производна от конституционной нормы, в соответствии с которой "каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания" (ст. 44 Конституции РФ). Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. Концепция "образование в течение жизни" (Lifelong Learning - LLL) сформировалась на фоне перехода развитых стран к формированию экономики, основанной на знаниях, и стала одним из признаков современного постиндустриального общества. Быстроменяющаяся среда, стремительно развивающиеся наука и техника, обновляющиеся технологии оставляют в прошлом прежнюю образовательную стратегию "образование на всю жизнь", которая исходила из возможности в самом начале жизни "набраться образования" на всю оставшуюся жизнь.
Непрерывное образование ("образование в течение жизни") стало ответом на новые социально-экономические реалии и вызовы современности - стремительно развивающийся научно-технический прогресс, ускоренная глобализация, существенные изменения, происходящие на рынке труда, миграционные потоки и т.д. Наряду с экономическими причинами, переходу к модели непрерывного образования ("образование в течение жизни") содействовала также нацеленность образования на максимальное удовлетворение культурных, духовных, познавательных и иных запросов человека. Политико-правовые основы концепции "образование в течение жизни" были заложены в актах ЮНЕСКО и Совета Европы. Концепция получила свое развитие в документах, принятых в рамках Болонского процесса. Так, в заключительном Коммюнике Пражской конференции министров образования европейских государств (май 2001 г.) подчеркнута важность "образования в течение жизни" как существенного элемента Европейского пространства высшего образования. В Глоссарии к документам по Болонскому процессу читаем: "Обучение в течение жизни" включает все периоды обучения, от дошкольного до послепенсионного, и охватывает целый спектр формального, неформального и самостоятельного обучения. Выполнение этой идеи будет реализовано посредством достижения взаимодействия формального образования и профессиональной подготовки при формировании политики, охватывающей такие важные аспекты жизнедеятельности, как образование, молодежная политика, научные исследования и занятость. Пожизненная структура обучения должна развиваться для предоставления каждому индивидууму возможности выбора среди широкого круга образовательных услуг, видов занятости, регионов и стран, для того чтобы повышать его знания, квалификацию и компетентность при их оптимальном использовании" <24>. -------------------------------- <24> Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях / Под ред. Г.А. Лукичева. М., 2004. С. 225, 226.
Задачи "обучения в течение жизни" формулируются следующим образом: "Двумя стратегическими задачами обучения в течение жизни, равными по важности, являются развитие идей активной гражданской позиции и развитие профессиональных навыков, необходимых для адаптации к требованиям нового общества, построенного на знаниях, и позволяющих в полной мере участвовать в социальной и экономической жизни. Обучение в течение жизни необходимо для того, чтобы жители Европы получили инструменты для саморазвития и для активного участия в жизни современного общества, включая навыки, необходимые в области новых технологий" (Меморандум Комиссии Европейского Совета "Об обучении в течение жизни", 30 октября 2000 г.) <25>.
-------------------------------- <25> Там же. С. 337.
Важным элементом в концепции "образование в течение жизни" является логично выстроенная система кредитов, позволяющая осуществить оценку и признание дипломов и сертификатов, полученных в школе, университете, в процессе обучения на производстве. С ее помощью обеспечивается трансфер квалификаций между школами, университетами и сферой производства <26>. -------------------------------- <26> Там же. С. 226.
Современный вектор образовательной политики направлен на формирование обучающегося общества (learning society), то есть такого общества, в котором всем категориям граждан предоставляются условия для обучения, отвечающего их запросам и интересам. В обществе, основанном на знаниях, образование и профессиональные умения становятся одними из важнейших факторов достижения экономического успеха и социального согласия, а ответственность за обучение распределена между государством, работодателями, работниками и гражданами. При этом важно отметить, что "образование в течение жизни" - понятие более широкое и емкое, чем понятие "непрерывное профессиональное образование". Базой непрерывного образования является начальное и среднее общее образование, в процессе которого у обучающегося формируется мотивация к обучению и накапливаются навыки, составляющие понятие "умение учиться". Однако его целью становится не только получение новых профессиональных навыков, но и всестороннее развитие человека в соответствии с его культурными и религиозными потребностями и запросами. "Образование в течение жизни" означает сочетание формального обучения в образовательных организациях, заканчивающееся получением определенного документа об образовании, с неформальным образованием, позволяющим организовать обучение с учетом индивидуальных потребностей обучающихся, предлагающим гибкие программы и расписание и предполагающим наличие тесных связей обучения с практикой (неформальное образование в общественных университетах, муниципальных учебных центрах, заочное образование для жителей труднодоступных районов, обучение новым трудовым навыкам непосредственно на рабочем месте и т.д.), а также с информальным образованием, представляющим собой индивидуальную познавательную деятельность, которая сопровождает повседневную жизнь человека, так называемое спонтанное образование - результат активности индивида в окружающей его культурно-образовательной среде (интеллектуальное общение, чтение, досуговая активность, посещение музеев, театров, выставок, путешествия и т.д.), позволяющий ему трансформировать образовательный потенциал общества в факторы своего личного развития. Обеспечение права на образование в течение жизни предполагает создание на рабочих местах качественных систем обучения и формирование у обучающихся умений, необходимых для самообразования. Концепция "образование в течение жизни" исходит из необходимости постоянного и последовательного обучения, в ходе которого обучающийся овладевает компетенциями, которые ему нужны для жизни, а также для того, чтобы найти свое место в обществе, экономика которого основывается на знаниях. Комментируемый принцип нацеливает государственную политику и законодательство в сфере образования на обеспечение права на непрерывное образование в течение всей жизни. Для того чтобы наполнить это право реальными гарантиями, система образования должна отвечать следующим требованиям: - предоставлять качественное "стартовое образование" (общеобразовательное и профессиональное); - быть многоуровневой; - дополнять базовое образование последипломным образованием; - обеспечивать маневренность образовательных программ (возможность изменения впоследствии образовательной траектории, обучения одновременно на двух и более программах в разных областях); - гарантировать преемственность образовательных программ (окончание одной образовательной программы должно "стыковаться" с поступлением на другую программу); - добиваться интеграции образовательных структур, превращения их в многопрофильные, многоуровневые образовательные центры. Комментируемый принцип законодатель дополнил также требованием адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. Адаптивной называют образовательную систему, способную помочь каждому обучающемуся достичь оптимального уровня интеллектуального развития и (или) профессиональной подготовки в соответствии с его способностями и интересами. Адаптивная система образования выстраивается таким образом, чтобы развивать у каждого обучаемого механизмы природной и социальной адаптации. Для этого в интересах максимального развития возможностей каждого обучаемого вносятся изменения во все основные компоненты образовательного процесса: его структуру, содержание, формы и методы, критерии оценки результатов обучения и т.д. <27>. -------------------------------- <27> Подробнее см.: Минко Н.Т., Рулиене Л.Н. Реализация принципа адаптивности в образовании // Среднее профессиональное образование. 2009. N 1. С. 3 - 12: http://ruliene.bsu.ru/wp-content/uploads/minko_ruliene_spo.pdf.
Принцип адаптивности системы образования получил свое развитие в ряде статей главы 11 комментируемого Федерального закона ("Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся"). Так, статья 77 посвящена организации получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности: "В Российской Федерации осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования". В статье 79 закреплены особенности организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: "Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида". Вопросы организации предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, составляют предмет статьи 80: "Для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы" и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|