Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные образовательные программы 2 глава




- никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ст. 21);

- каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

- каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23);

- каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29);

- никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ст. 29);

- каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29) и др.

Кроме того, принцип, согласно которому при реализации образовательной программы не может быть нанесен вред физическому или психическому здоровью обучающихся, соответствует закрепленному в ст. 3 комментируемого Закона одному из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - гуманистическому характеру образования, закреплению в качестве приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности и воспитания взаимоуважения.

Еще один принцип реализации образовательной программы закреплен в ч. 10 комментируемой статьи. Этим принципом установлен запрет, обращенный к органам публичной власти, осуществляющим управление в сфере образования, на вмешательство в организацию образовательного процесса путем внесения изменений в учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Данный принцип согласуется с принципом автономии образовательных организаций, установленным в ч. 1 п. 9 ст. 3 комментируемого Закона.

В соответствии с ч. 11 комментируемой статьи Министерство образования и науки РФ наделяется нормотворческими полномочиями по установлению порядка организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования:

- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" <220>;

--------------------------------

<220> Российская газета. 16.10.2013. N 232.

 

- Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения" <221>;

--------------------------------

<221> Российская газета. 24.05.2013. N 110.

 

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" <222>;

--------------------------------

<222> Российская газета. 12.03.2014. N 56.

 

- Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" <223>;

--------------------------------

<223> Российская газета. 07.08.2013. N 172.

 

- Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. N 1258 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры" <224>;

--------------------------------

<224> Российская газета. 12.02.2014. N 31.

 

- Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. N 1259 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)" <225>;

--------------------------------

<225> Российская газета. 12.02.2014. N 31.

 

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" <226>;

--------------------------------

<226> Российская газета. N 190. 28.08.2013.

 

- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" <227>;

--------------------------------

<227> Российская газета. 23.10.2013. N 238.

 

- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" <228>.

--------------------------------

<228> Российская газета. 11.12.2013. N 279.

 

В этих нормативных правовых актах урегулированы вопросы организации разработки и реализации образовательных программ, организации образовательного процесса по соответствующим образовательным программам, а также особенности организации образовательного процесса по данным образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Статья 14. Язык образования

 

Комментарий к статье 14

 

Базовые подходы к регулированию вопросов, связанных с языком (языками) обучения, закреплены в Конституции РФ.

В ст. 26 Конституции РФ закреплено право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность, а также право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В ст. 68 Конституции РФ установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Конституционные нормы, определяющие языковую политику в России, нашли свое развитие в Законе РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" <229>. В нем закреплено правовое положение языков в Российской Федерации:

--------------------------------

<229> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1740.

 

- государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык;

- республики вправе устанавливать в соответствии с Конституцией РФ свои государственные языки;

- субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;

- в местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности;

- государство признает равные права всех языков народов Российской Федерации на их сохранение и развитие; все языки народов Российской Федерации пользуются поддержкой государства;

- в Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы; иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами.

В Законе РФ "О языках народов Российской Федерации" закрепляется право на выбор языка воспитания и обучения (ст. 9) и устанавливаются правовые основы изучения и преподавания языков народов Российской Федерации (ст. 10).

Еще одним законодательным актом, который должен быть упомянут в связи с рассмотрением основ законодательного регулирования вопросов языка образования, является Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" <230>. В нем (ст. 1) воспроизводится норма Конституции РФ о том, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, а также закрепляется положение о том, что обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации.

--------------------------------

<230> СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2199.

 

Нетрудно заметить, что в ч. 1 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" воспроизведены основные положения конституционных норм о языке, а также упомянутых норм Закона "О языках народов Российской Федерации" и Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации".

Норма, содержащаяся в ч. 1 комментируемой статьи, уточняет содержание субъективного права каждого на образование в плане языка образования. Она, во-первых, гарантирует получение образования в Российской Федерации на государственном языке Российской Федерации, а во-вторых, выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

В ч. 2 комментируемой статьи закреплено, что в образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное.

Случаи, когда образовательная деятельность в Российской Федерации осуществляется на языке, не являющемся государственным языком Российской Федерации, перечислены законодателем в комментируемой статье.

Они связаны, во-первых, с правом граждан Российской Федерации на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования (ч. 4 комментируемой статьи), а во-вторых, с правом на получение образования в Российской Федерации на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Так, место русского языка в образовательной программе и результаты его изучения определены в ФГОС начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" <231>), ФГОС основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" <232>), ФГОС среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" <233>), ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" <234>), ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" <235>).

--------------------------------

<231> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 22.03.2010. N 12.

<232> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.02.2011. N 9.

<233> Российская газета. 21.06.2012. N 139.

<234> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 05.02.2015

<235> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2015.

 

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. При этом законодатель устанавливает существенное условие реализации такой возможности - преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик. Законы, принимаемые субъектами Российской Федерации по вопросам изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации, не должны противоречить федеральному законодательству.

По данному вопросу формируется судебная практика. В этой связи следует обратиться к Постановлению Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2004 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", пункта 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" и пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина С.И. Хапугина и запросами Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного суда Республики Татарстан" <236>.

--------------------------------

<236> Российская газета. 23.11.2004.

 

Значение данного решения Конституционного Суда РФ для дальнейшего развития регионального законодательства об образовании и о государственных языках республик в составе Российской Федерации трудно переоценить. Воспроизведем основные положения этого правового акта <237>.

--------------------------------

<237> Обращаем внимание на то, что ряд законодательных актов Российской Федерации и Республики Татарстан, которые анализируются в Постановлении Конституционного Суда РФ от 2004 г., на данный момент утратили силу. Однако нас интересует в первую очередь логика Конституционного Суда РФ, приведшая его к заключению по вопросу о конституционности норм регионального законодательства по вопросу о преподавании языка субъекта Российской Федерации.

 

Пунктом 2 ст. 10 Закона Республики Татарстан от 8 июля 1992 г. "О языках народов Республики Татарстан" предусматривалось, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан изучаются в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних и средних специальных учебных заведениях в равных объемах. С 28 июля 2004 г. в Республике Татарстан действует Закон Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", в части второй ст. 9 которого также устанавливается, что татарский и русский языки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах.

Аналогичное положение было закреплено в п. 2 ст. 6 Закона Республики Татарстан от 19 октября 1993 г. "Об образовании". На основании п. 2 ст. 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" и п. 2 ст. 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" Ново-Савиновский районный суд города Казани отказал в удовлетворении жалобы гражданина С.И. Хапугина, поданной им в интересах несовершеннолетнего сына, о признании неправомерными действий начальника районного отдела образования Ново-Савиновского района города Казани, чьим приказом установлена обязательность изучения татарского языка в равном объеме с русским языком, а Вахитовский районный суд города Казани - в удовлетворении искового заявления о признании недействительным в той же части базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, утвержденного Министерством образования Республики Татарстан.

По мнению гражданина С.И. Хапугина, поскольку примененные в его деле законоположения и соответствующее положение части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" обязывают учащихся общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения изучать татарский язык в большом объеме, для них - при соблюдении установленных максимальной учебной нагрузки и обязательного минимума содержания основных образовательных программ - ограничивается возможность углубленного изучения иных предметов учебного плана, а также освоения дисциплин по выбору (факультативно). Тем самым, утверждает заявитель, граждане Российской Федерации, проживающие в Республике Татарстан, ставятся в неравное положение в реализации права на образование по сравнению с проживающими в других субъектах Российской Федерации, чем нарушаются гарантии данного права, закрепленные в ст. 43 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. ст. 6 (ч. 2), 17 (ч. 3), 19 (ч. 2) и 55 (ч. 2 и ч. 3).

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении отметил, что Конституция РФ, исходя из исторически сложившегося государственного единства и в целях решения общегосударственных задач в Российской Федерации как многонациональной стране, определяет, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ч. 1 ст. 68). Русский язык традиционно употребляется народами России в качестве основного средства межнационального общения.

Одновременно Конституция РФ - с учетом обусловленных факторами исторического и национального характера особенностей конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации - признает за ними право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 68) и гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68), что, в свою очередь, служит интересам сохранения и развития в Российской Федерации двуязычия (многоязычия).

Положения ст. 68 связаны с другими положениями Конституции РФ, закрепляющими основы федеративного устройства Российской Федерации как суверенного государства (ч. 1 ст. 4; ч. 3 ст. 5), статус республик в составе Российской Федерации (ч. 1 ст. 66), а также регламентирующими статус личности - об обладании каждым гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами и несении равных обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ (ч. 2 ст. 6), о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе национальности, языка и места жительства (ч. 2 ст. 19), о гарантиях прав каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26), о запрещении пропаганды языкового превосходства (ч. 2 ст. 29).

Следовательно, вопросы, касающиеся правового статуса государственных языков республик, затрагивают конституционные права как граждан - носителей соответствующего государственного языка республики, в том числе проживающих в Российской Федерации за пределами данной республики, так и граждан, проживающих в ней и не владеющих этим языком, включая права в области общения, воспитания, обучения, творчества, изучения и развития родных языков (ч. 2 ст. 26; ч. 3 ст. 68 Конституции РФ), а также в сфере культуры, включая право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ).

Определяя предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, за пределами которого субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, Конституция РФ относит регулирование прав и свобод человека и гражданина, а значит, прав в языковой сфере и установление основ федеральной политики в области культурного и национального развития Российской Федерации, составной частью которой является государственная языковая политика, к ведению Российской Федерации (ст. 71 п. "в", п. "е"), а защиту прав и свобод человека и гражданина и общие вопросы образования, культуры и языка как их компонента - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 п. "б", п. "е" части 1).

Таким образом, по смыслу указанных положений Конституции РФ федеральный законодатель вправе устанавливать основы правового регулирования языков народов Российской Федерации, включая общие вопросы языковой политики, в том числе относящиеся к статусу государственных языков республик в его соотношении со статусом государственного языка Российской Федерации. Статус государственных языков республик в составе Российской Федерации, как затрагивающий статус государственного языка Российской Федерации, права и свободы ее граждан в сфере образования и культуры, не может быть предметом исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

Конкретизируя положения ст. 68 Конституции РФ, Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" определяет, что Российская Федерация в лице высших органов государственной власти осуществляет установление общих принципов законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации, обеспечение функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации, содействие развитию государственных языков республик, создание условий для сохранения и развития языков малочисленных народов и этнических групп, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований или проживающих за их пределами (ст. 6).

В целях обеспечения функционирования русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации, употребления его в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях на всей ее территории, Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" предусматривает его изучение в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, которое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных образовательных учреждений, регулируется государственными образовательными стандартами (п. 2 ст. 10); при этом преподавание государственных и иных языков в республиках осуществляется в соответствии с их законодательством (п. 3 ст. 10). Согласно названному Закону право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 9); язык (языки), на котором ведутся воспитание и обучение в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 9).

Аналогичные положения содержались в действовавшем на тот момент (на момент принятия Постановления Конституционного Суда РФ в 2004 г.) Законе Российской Федерации "Об образовании", который, кроме того, закреплял, что субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией вправе принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования (п. 3 ст. 3). Это означает, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права граждан в области образования, закрепленные Конституцией РФ и федеральным законодательством, в том числе права, связанные с изучением и преподаванием русского языка как общефедерального государственного языка на всей территории Российской Федерации и на основе установленных федеральных государственных образовательных стандартов.

Согласно Закону Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" государство гарантирует гражданам в Республике Татарстан осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от знания ими какого-либо языка (ст. 2); государственные языки Республики Татарстан пользуются защитой государства, а органы государственной власти Республики Татарстан гарантируют и обеспечивают социальную, экономическую и правовую защиту языков независимо от их статуса (ст. 4); граждане в Республике Татарстан имеют право свободного выбора языка воспитания и обучения, право на получение основного общего образования на родном языке; право выбора воспитательно-образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим в соответствии с законодательством; язык обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних, средних специальных и высших учебных заведениях определяется законодательством (ст. 8).

В качестве государственных языков Республики Татарстан Конституция Республики Татарстан (ст. 8) и Закон Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" устанавливают татарский и русский языки, которые на равных основаниях употребляются в деятельности органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций, что предполагает их знание государственными и муниципальными служащими, работниками государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

В целях обеспечения на территории Республики Татарстан использования татарского языка во всех сферах официальных отношений законодатель Республики Татарстан вправе - по смыслу ст. 68 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 43 и в соответствии с федеральным законодательством - предусмотреть его изучение как государственного языка Республики Татарстан при получении основного общего образования.

Следовательно, введение законами Республики Татарстан изучения татарского языка как государственного в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан само по себе не нарушает закрепленные Конституцией РФ право каждого на свободный выбор языка воспитания и обучения (ч. 2 ст. 26) и право на образование (ст. 43), а также вытекающие из нее право родителей или лиц, их заменяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации, на выбор образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей (п. 3 ст. 9 Закона РФ "О языках народов Российской Федерации"), право на получение основного общего образования на родном языке (п. 2 ст. 6 Закона РФ "Об образовании"), согласуется с таким принципом государственной политики в области образования, как защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, и отвечает предъявляемому к содержанию образования требованию - содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, этнической принадлежности (п. 2 ст. 2, п. 4 ст. 14 Закона РФ "Об образовании").

Тем самым проживающим в Республике Татарстан лицам, которые не владеют татарским языком, предоставляется возможность изучать его.

Однако регулирование статуса татарского языка как государственного языка Республики Татарстан, его защита и развитие, изучение (преподавание) в рамках основного общего образования как обязательной учебной дисциплины должны осуществляться без ущерба для функционирования и изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации в соответствии с общефедеральными государственными стандартами с учетом того, что в отличие от русского языка татарский язык не является официальным языком на территориях других субъектов Российской Федерации. В противном случае создавалась бы возможность нарушения гарантированных Конституцией РФ принципов равенства прав и свобод человека и гражданина и несения гражданами Российской Федерации равных обязанностей на всей ее территории, в том числе применительно к реализации права на образование и языковых прав и свобод (ч. 2 ст. 6; ч. 2 ст. 19; ст. 43 и ст. 68).

Рассматриваемое положение п. 2 ст. 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", части второй ст. 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" и п. 2 ст. 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" об изучении русского и татарского языков в равных объемах распространяется на всех лиц, получающих основное общее образование в Республике Татарстан, в том числе в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения, имеющих государственную аккредитацию: на тех, для кого татарский язык является родным, и на тех, для кого он родным языком не является; на тех, кто изучает татарский язык с начального уровня образования, и на тех, кто начинал обучение в образовательных учреждениях Российской Федерации, где татарский язык не преподавался.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...