Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные образовательные программы 3 глава




Между тем данному требованию нельзя придавать абсолютный характер. Изучение в Республике Татарстан русского и татарского языков в равных объемах может иметь место при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе относящихся к обязательному изучению русского языка как государственного языка Российской Федерации, и при наличии соответствующих условий, в полной мере гарантирующих право на образование, не допускающих умаление других конституционных прав и свобод. Поэтому к реализации законоположений об изучении татарского языка в образовательных учреждениях Республики Татарстан в рамках программы общего образования необходим дифференцированный подход.

Изучение татарского языка как государственного языка Республики Татарстан не может осуществляться в ущерб федеральному компоненту федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и препятствовать реализации права учащихся на углубленное изучение иных предметов учебного плана, включая русский язык, дисциплин по выбору и т.п. При этом учебные планы и программы должны быть составлены с учетом разнообразных жизненных ситуаций, с тем чтобы для тех учащихся, для которых татарский язык не является родным и которые не имели возможности изучать его как учебную дисциплину в необходимом объеме, не создавались препятствия к прохождению итоговой аттестации и выдаче документа о получении основного общего образования, а также к реализации права на получение образования более высокого уровня.

В противном случае - имея в виду неравные требования, предъявляемые в различных республиках к изучению государственных языков, - не исключаются не только негативные последствия для преемственности обучения в едином федеральном образовательном пространстве, но и нарушения принципа равенства в осуществлении конституционного права на образование, а также права на получение основного общего образования на родном языке, гарантий общедоступности основного общего образования и равного объема обязанностей, выполнение которых необходимо для его получения, и, кроме того, ограничение закрепленного ч. 1 ст. 27 Конституции РФ права на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства.

Таким образом, содержащееся в п. 2 ст. 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" (в редакции части второй ст. 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан") и п. 2 ст. 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" нормативное положение, устанавливающее, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах, не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в действующей системе нормативного регулирования предполагает, что изучение татарского языка должно осуществляться в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации федеральными государственными образовательными стандартами и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, выдаче документа о получении основного общего образования и получению образования более высокого уровня.

Исходя из проведенного анализа действующего федерального законодательства и законодательства Республики Татарстан, Конституционный Суд РФ постановил признать содержащееся в п. 2 ст. 10 Закона Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан" (в редакции части второй ст. 9 Закона Республики Татарстан "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан") и п. 2 ст. 6 Закона Республики Татарстан "Об образовании" нормативное положение, устанавливающее, что татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах, не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в действующей системе нормативного регулирования оно предполагает, что изучение татарского языка должно осуществляться в соответствии с определенными законодательством Российской Федерации федеральными государственными образовательными стандартами и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, выдаче документа о получении основного общего образования и получению образования более высокого уровня.

В ч. 4 комментируемой статьи закрепляется право граждан Российской Федерации на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации имеют право:

а) на получение основного общего образования на родном языке, т.е. на языке национальности, к которой принадлежит человек, или языке, на котором человек воспитывается (право выбора из двух указанных вариантов принадлежит только самому человеку);

б) на выбор языка обучения в образовательном учреждении в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Организационной гарантией права граждан на получение образования на родном языке является создание необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования.

Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

Выбор образовательной организации с тем или иным языком обучения детей принадлежит родителям и лицам, их заменяющим.

Если в районе проживания ребенка нет образовательной организации, обучающей на его родном языке, орган управления образованием выясняет, где такие образовательные организации имеются. Если таких образовательных организаций нет, то государство по заявлению родителей обязано создать такую образовательную организацию при условии, что таких заявлений достаточно для ее открытия.

Реализация этого права во многом зависит, как уже отмечалось, и от возможностей самой системы образования - наличия педагогов, которые смогут вести обучение на языке, учебной литературы на языке, мест в классах и т.д.

Комментируемая норма тесным образом связана с Федеральным законом от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" <238>. В ст. 10 этого Закона закреплено право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения: "Граждане Российской Федерации, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации".

--------------------------------

<238> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2965.

 

В целях обеспечения права на выбор языка воспитания и обучения и на получение основного общего образования на национальном (родном) языке национально-культурные автономии могут:

- создавать частные дошкольные образовательные организации или группы в таких организациях, обучение и воспитание в которых осуществляются на национальном (родном) языке;

- создавать частные общеобразовательные организации, частные профессиональные образовательные организации и частные образовательные организации высшего образования, обучение в которых осуществляется на национальном (родном) языке;

- учреждать иные частные образовательные организации, обучение в которых осуществляется на национальном (родном) языке;

- участвовать в разработке образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, созданными национально-культурными автономиями, издавать учебники, учебные пособия и другую учебную литературу, необходимые для обеспечения права на получение образования на национальном (родном) языке;

- вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, органы местного самоуправления городских округов о создании классов, учебных групп в государственных и муниципальных образовательных организациях, обучение в которых осуществляется на национальном (родном) языке, а также государственных и муниципальных образовательных организациях, в которых осуществляются обучение на государственном языке Российской Федерации и углубленное изучение национального (родного) языка, национальной истории и культуры;

- участвовать в соответствии с законодательством об образовании в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, а также примерных основных образовательных программ, реализуемых на национальном (родном) языке и иных языках;

- организовывать подготовку и дополнительное профессиональное образование педагогических и иных работников для частных образовательных организаций;

- заключать договоры с неправительственными организациями за пределами Российской Федерации о создании условий для реализации права на получение образования на национальном (родном) языке, в частности договоры о подготовке педагогических работников, об обеспечении учебно-методическими материалами, учебниками и учебными пособиями, художественной литературой и аудиовизуальными средствами обучения на национальном (родном) языке.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи образование в Российской Федерации может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Положения части 5 комментируемой статьи создают благоприятные условия для развития академической мобильности, содействуют развитию потенциала для экспорта образовательных услуг и в целом отвечают тенденциям развития образовательной политики Российской Федерации после вхождения в Болонский процесс.

Интеграционные процессы в образовании и формирование единого европейского образовательного пространства побуждают к созданию большего числа образовательных программ, прежде всего на английском языке, а также к включению в учебные планы отдельных курсов, читаемых на английском и других иностранных языках.

Данная тенденция наиболее отчетливо проступает в магистратуре.

В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи язык или языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам. Так, например, в Уставе Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (п. 102) предусмотрено, что обучение в университете ведется на русском и (или) английском языках. По решению ученого совета университета и (или) факультета допускается обучение на других языках <239>.

--------------------------------

<239> http://www.hse.ru/docs/26598076.html

 

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

 

Комментарий к статье 15

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <240> (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Такой форме реализации образовательных программ посвящена статья 15 комментируемого Федерального закона, в которой содержатся базовые принципы организации сетевой формы реализации образовательных программ. Комментируемая статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ.

--------------------------------

<240> СПС "КонсультантПлюс".

 

В соответствии с частью 1 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" законодателем выделено два типа организации сетевой формы реализации образовательных программ (далее - сетевая форма):

1) реализация программы только одной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с использованием ресурсов других организаций, в том числе иностранных. В соответствии с подпунктами 18 - 20 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относят образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (см. подробнее комментарий к статье 31 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Таким образом, первый тип сетевой формы может быть реализован организациями, осуществляющими образовательную деятельность и имеющими лицензию на осуществление такой деятельности. Именно такая организация и ведет образовательную деятельность в рамках сетевой формы. В рассматриваемой ситуации образовательная программа разрабатывается и утверждается непосредственно организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая реализует свою образовательную программу с использованием ресурсов других организаций. Иные же организации могут не иметь лицензии на осуществление образовательной деятельности, поскольку используются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, предоставляют некоторые необходимые для организации такой образовательной деятельности ресурсы и непосредственно образовательной деятельностью не занимаются. К таким организациям могут быть отнесены научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. В этом случае необходимо отметить несовершенство юридической техники Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", которая не позволяет в некоторых случаях отграничить договор сетевой формы реализации образовательных программ от обычного гражданско-правового договора. На практике, например, это приводит к резонному вопросу: если организация только предоставляет помещение или оборудование для проведения занятий, то является ли это сетевой формой реализации образовательных программ? С точки зрения изложенного выше это договор сетевой формы с привлечением ресурсов сторонней организации, так как такая организация непосредственно образовательной деятельностью не занимается. С другой стороны, с точки зрения гражданского законодательства это арендные или подобные им отношения, а значит, нормы комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не применимы. Еще больше усиливает коллизионность в рассматриваемом ракурсе норма пункта 6 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <241>: заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Представляется необходимым внести в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" изменения, которые позволили четко разграничить договор сетевой формы реализации образовательных программ от обычного гражданско-правового договора;

--------------------------------

<241> СПС "КонсультантПлюс".

 

2) реализация образовательной программы совместно несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В такой ситуации образовательная программа разрабатывается и утверждается названными организациями совместно. При этом каждая из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, самостоятельно реализует определенную договором о сетевой форме часть образовательной программы. В этом случае требование о наличии лицензии на ведение образовательной деятельности предъявляется к любой организации, на которую возложена даже частичная реализация образовательной программы.

Комментируемая статья также предусматривает реализацию с использованием сетевой формы дополнительных профессиональных программ. Согласно письму Минобрнауки России от 21 апреля 2015 года N ВК-1013/06 <242> "О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ" сетевая форма реализации дополнительных профессиональных программ - это организационное решение, обеспечивающее использование ресурсов одновременно нескольких образовательных и иных организаций в реализации процесса дополнительного профессионального образования в целях профессионального развития и личностного совершенствования педагогических и руководящих работников системы образования. В письме Минобрнауки также подчеркивается, что при реализации дополнительных профессиональных программ в сетевой форме могут быть использованы ресурсы зарубежных организаций, при условии заключения соответствующего договора между зарубежной организацией и российской организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".

--------------------------------

<242> Администратор образования. 2015. N 12.

 

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи использование сетевой формы осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи. Договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций составляет правовую основу сетевой формы реализации образовательных программ. Предметом такого договора является сотрудничество сторон в процессе реализации образовательных программ.

Обращаясь к теории гражданского права, отметим, что договор о сетевой форме относится к непоименованным договорам. В поддержку своей позиции приводим пункт 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ), согласно которому стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса РФ) к отдельным отношениям сторон по договору.

Экономическое содержание сетевого взаимодействия организаций, участвующих в процессе реализации образовательных программ, составляет оказание услуг (предоставление ресурсов) организациями, располагающими необходимыми для реализации образовательной деятельности, организации-исполнителю, заключившей договор об образовании с заказчиком. Договоры, на основании которых осуществляется взаимодействие между организациями, совместно реализующими образовательные программы в сетевой форме при оказании платных образовательных услуг, в практике хозяйственной деятельности представляют собой договоры возмездного оказания услуг.

Как уже отмечалось, организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие образовательные программы совместно посредством сетевой формы, также совместно разрабатывают и утверждают такие образовательные программы.

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи договор о сетевой форме реализации образовательных программ должен содержать указание на:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы. При этом согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" уровень образования - это завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. В соответствии с пунктом 25 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" направленность (профиль) образования - это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

2) статус обучающихся (см. подробнее комментарий к главе 4 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации") в организациях, указанных в части 1 комментируемой статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы. Локальным нормативным актам, содержащим нормы, регулирующие образовательные отношения, посвящена статья 30 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы. Одним из часто задаваемых вопросов в этой области является: если обучающиеся организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, обучаются за счет средств бюджета, то как в этом случае делится норматив финансирования между данными организациями? Представляется, что ответ на вопрос зависит от распределения обязанностей между организациями, указанными в части 1 комментируемой статьи, а также используемого объема ресурсов в соответствии с договором о сетевой форме. Таким образом, приведенный вопрос должен быть урегулирован договором о сетевом взаимодействии, согласно которому часть норматива одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, перечисляется другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в качестве оплаты по договору;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы. Документам об образовании и (или) о квалификации, а также документам об обучении посвящена статья 60 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также:

- письмо Минобрнауки России от 2 сентября 2013 года N АК-1879/06 "О документах о квалификации" <243>;

--------------------------------

<243> Официальные документы в образовании. 2013. N 33.

 

- письмо Минобрнауки России от 21 февраля 2014 года N АК-316/06 "О направлении рекомендаций" <244> вместе с "Методическими рекомендациями по разработке, заполнению, учету и хранению бланков документов о квалификации";

--------------------------------

<244> СПС "КонсультантПлюс".

 

- письмо Минобрнауки России от 12 марта 2015 года N АК-610/06 "О направлении методических рекомендаций" <245> вместе с "Методическими рекомендациями по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования";

--------------------------------

<245> СПС "КонсультантПлюс".

 

- письмо Минобрнауки России от 4 июня 2015 года N 05-2038 "О документах, подтверждающих наличие образования" <246>;

--------------------------------

<246> Вестник образования. 2015. N 12.

 

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

 

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

 

Комментарий к статье 16

 

Развитие образовательных технологий, а также образовательная политика, нацеленная на обеспечение максимальной доступности образования, развитие инклюзивного образования, подключение к образовательному процессу лучших образовательных практик, задействование в нем современных достижений науки и техники приводят ко все более активному использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В этом же направлении работает и тенденция интегрирования российского образования в единое пространство европейского высшего образования, предполагающая создание совместных образовательных программ, развитие внешней и внутренней академической мобильности, более активное использование онлайн образования.

Наконец, рост числа образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий соответствует образовательной политике ЮНЕСКО, провозгласившей в качестве одного из своих приоритетов "образование для всех". ЮНЕСКО уделяет особое внимание информационно-коммуникационным технологиям - дистанционному обучению, электронным образовательным ресурсам, тестированию, электронным библиотекам и т.д.

Очевидно, что столь значимый и динамично развивающийся сегмент современного российского образования не мог остаться без адекватного правового регулирования.

Во-первых, законодатель включил в текст Закона об образовании определения ключевых понятий для данной проблематики.

В части 1 комментируемой статьи под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии определены законодателем как технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Опосредованное взаимодействие обучающихся и педагогических работников означает прежде всего то, что они находятся на расстоянии друг от друга.

Во-вторых, законодатель определил, что электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ должны применяться в особом порядке, который устанавливает Министерство науки и образования РФ.

Минобрнауки России реализовало соответствующие нормотворческие полномочия, издав Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" <247>.

--------------------------------

<247> Российская газета. 16.04.2014. N 86.

 

В-третьих, определен перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. (Варианты частичного использования этих образовательных технологий под данный запрет не подпадают.)

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи Минобрнауки России издало Приказ Минобрнауки России от 20 января 2014 г. N 22 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий" <248>. В нем к числу таких профессий отнесены, например, профессии монтажника трубопроводов, мастера столярно-плотничных и паркетных работ, слесаря по строительно-монтажным работам, изготовителя железобетонных изделий. В перечень специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, включены, например, специальности программиста, техника-программиста, радиотехника, специалиста по радиоаппаратостроению, специалиста по телекоммуникациям, специалиста по электронным приборам и устройствам и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...