Дополнительные образовательные программы 1 глава
2.1. Дополнительные общеобразовательные программы: 2.1.1) дополнительные общеразвивающие программы; 2.1.2) дополнительные предпрофессиональные программы. 2.2. Дополнительные профессиональные программы: 2.2.1) программы повышения квалификации; 2.2.2) программы профессиональной переподготовки. По общему правилу организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи). Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОСами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 комментируемой статьи). Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов. Перечень образовательных организаций, наделенных таким правом, установлен ч. 10 ст. 11 комментируемого Закона. В него включены: - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;
- образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет"; - образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет"; - федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается Указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г. N 1332 "Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования"). Как уже отмечалось, образовательная организация формирует свою образовательную программу на базе ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Под примерной основной образовательной программой понимается учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. В состав такой учебно-методической документации входят: - примерный учебный план; - примерный календарный учебный график; - примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Примерные программы разрабатываются по: основным общеобразовательным программам: - образовательным программам дошкольного образования; - образовательным программам начального общего образования; - образовательным программам основного общего образования; - образовательным программам среднего общего образования;
основным профессиональным образовательным программам: - образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена); - образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки); - основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. N 594 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ") <203>. -------------------------------- <203> Российская газета. 19.08.2014. N 186.
Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России. Они направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО по общему образованию), создаваемое Минобрнауки России. В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.
Проекты примерных основных профессиональных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе профессионального образования. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т.д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" <204> к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ. -------------------------------- <204> Российская газета. 06.06.2014. N 127.
Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает Министерство культуры РФ, а обеспечение разработки примерных программ ординатуры возлагается на Министерство здравоохранения РФ. В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Содержащаяся в этом реестре информация является общедоступной. Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки РФ.
Ведение реестра осуществляется оператором путем: - внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение; - технического обеспечения функционирования реестра; - автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре; - предоставления доступа к примерным программам, содержащимся в реестре; - обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре; - обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре. Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки РФ или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования оператору, который и размещает программу в реестре. Комментируемым Законом предусмотрены случаи, когда уполномоченными федеральными государственными органами разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы. В соответствии с ч. 7 ст. 76 типовые дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" соответствующими полномочиями наделено Министерство транспорта РФ. В ч. 3 ст. 81 комментируемого Закона предусмотрено, что примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование (Минобороны России, ФСБ России, МВД России и т.д.) В ч. 3 ст. 82 закреплено, что примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются Министерством здравоохранения России. Реализуя данные полномочия, Минздрав России принимает соответствующие приказы. Например: Приказ Минздрава России от 22 января 2014 г. N 36н "Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности "Гериатрия" <205>, Приказ Минздрава России от 22 января 2014 г. N 35н "Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности "Психиатрия-наркология" <206> и т.д.
-------------------------------- <205> Российская газета. 11.08.2014. N 179/1. <206> Российская газета. 19.05.2014. N 110/1.
В ч. 3 ст. 85 предусмотрено, что типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой, утверждаются Министерством транспорта РФ (например, Приказ Минтранса России от 3 июня 2015 г. N 181 "Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации "Начальная подготовка рядового состава для работы на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах" <207>). -------------------------------- <207> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. 09.07.2015.
В соответствии с ч. 2 ст. 85.1 комментируемого Закона приказом Минтранса России утверждаются типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (Приказ Минтранса России от 8 сентября 2014 г. N 243 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности" <208>). -------------------------------- <208> Российская газета. 21.01.2015. N 9/1.
В ч. 15 комментируемой статьи содержится положение, в соответствии с которым уполномоченными федеральными государственными органами разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения. Так, в соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 85 комментируемого Закона Минтранс России утверждает типовые программы профессионального обучения (например, Приказ Минтранса России от 26 марта 2015 г. N 50 "Об утверждении типовой основной программы профессионального обучения профессии "Приемщик поездов" <209>, Приказ Минтранса России от 27 февраля 2014 г. N 55 "Об утверждении типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный матрос" <210>, Приказ Минтранса России от 17 июля 2014 г. N 188 "Об утверждении типовых основных программ профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями" <211> и т.д.). -------------------------------- <209> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. 24.04.2015. <210> Российская газета. 09.07.2014. N 151. <211> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 08.12.2014. N 49.
Федеральные государственные органы могут наделяться полномочиями по разработке и утверждению примерных программ профессионального обучения или типовых программ профессионального обучения не только в силу предписаний комментируемого Закона, но и в соответствии с нормами иных федеральных законов. Так, например, в силу Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <212> определено, что типовые программы профессионального обучения для работы в качестве частных детективов и частных охранников разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел (МВД России), по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России). -------------------------------- <212> Российская газета. 30.04.1992. N 100.
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
Комментарий к статье 13
В комментируемой статье объединен ряд новелл в организации образовательного процесса, которые характерны для современного российского образования. В ч. 1 ст. 13 закрепляется возможность реализации образовательной программы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации, которые обеспечивают возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут участвовать научные, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (подробнее см. комментарий к ст. 15). Часть 2 комментируемой статьи касается образовательных технологий. В документах ЮНЕСКО под образовательными технологиями, или технологиями обучения, понимается системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия <213>. Наряду с классическим лекционным (аудиторным) обучением, в современном образовательном процессе активно применяются обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, с применением учебной книги, компьютерное обучение, система "репетитор" - индивидуальное обучение, программное обучение (по заранее составленной программе) и т.д. -------------------------------- <213> Словарная статья "Образовательные технологии" в Википедии.
Особое значение для организации образовательного процесса имеют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, которым посвящена ст. 16 комментируемого Закона. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников (ч. 1 ст. 16). В той же ст. 16 дистанционные образовательные технологии определены как образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден Приказом Минобрнауки России (Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" <214>). -------------------------------- <214> Российская газета. 16.04.2014. N 86.
Применение электронного обучения и дистанционных технологий в образовании являются важной гарантией общедоступности образования, прежде всего для лиц, которые по медицинским показаниям не могут посещать занятия в образовательной организации, живут в отдаленных и труднодоступных районах и т. п. Предметом ч. 4 комментируемой статьи является образовательный модуль. Законодательство допускает применение формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов. Модуль в образовании представляет собой часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющую определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания. Модульное обучение представляет собой способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Его сущность состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки (модули), содержание и объем которых варьируются в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Сами модули формируются: - как структурная единица учебного плана по специальности; - как организационно-методическая междисциплинарная структура, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой; - как организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины <215>. -------------------------------- <215> Словарная статья "Модульное обучение" в Википедии.
Модули могут быть обязательными и элективными (по выбору). Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей. Две части - 4-я и 5-я - комментируемой статьи посвящены зачетным единицам и их применению для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения. Зачетная единица выступает в качестве меры трудоемкости образовательной программы. Законодатель определяет зачетную единицу как унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом, - аудиторную нагрузку, самостоятельную работу, практику. С помощью зачетных единиц осуществляется контроль за успешным освоением образовательных программ, формируется структура образовательного процесса (каждой учебной дисциплине, виду практики и т.д. присваивается определенное количество зачетных единиц). Зачетные единицы могут выражаться в академических часах или переводиться в них. Практика применения зачетных единиц при организации образовательного процесса была заимствована в результате присоединения России к Болонскому процессу. В глоссарии к документам по Болонскому процессу содержится отдельная статья, посвященная европейской системе переводных зачетных единиц (ECTS). Эта система была первоначально установлена в рамках программы ERASMUS (1989 - 1996 гг.). Она получила распространение на территории единого европейского пространства высшего образования в качестве действенного инструмента обеспечения прозрачности образовательных программ, содействия общеевропейской академической мобильности <216>. -------------------------------- <216> Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях / Под ред. Г.А. Лукичева. М., 2014. С. 222.
Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Так, например, в соответствии ФГОС высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 8 апреля 2015 г. N 376 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры)" <217>) объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению. -------------------------------- <217> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. 30.04.2015.
Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Части 6 - 8 комментируемой статьи посвящены практике обучающихся. В п. 24 ст. 2 комментируемого Закона практика определяется как вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Проведение практики обучающихся предусматривается основными профессиональными образовательными программами. Организация проведения практики осуществляется образовательной организацией, которая заключает в этих целях договоры с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (место прохождения практики). При этом законодательство допускает, что практика может быть проведена непосредственно в образовательной организации. Положения о практике обучающихся утверждаются Минобрнауки России: - Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 291 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования" <218>; -------------------------------- <218> Российская газета. 26.06.2013. N 136.
- Приказ Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. N 1154 "Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования" <219>. -------------------------------- <219> Российская газета. 05.06.2003. N 108.
Практика обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, нацелена на комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии). Видами такой практики являются учебная практика и производственная практика. Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. Производственная практика включает в себя два этапа: практику по профилю специальности и преддипломную практику. Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности. Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы. Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов ее прохождения, подтверждаемых документами соответствующих организаций. Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности. Практика студентов образовательных организаций высшего образования является составной частью основной образовательной программы высшего образования. Цели и объемы практики определяются соответствующими ФГОС (образовательными стандартами). Основными видами практики студентов, обучающихся по основным образовательным программам высшего образования, являются: - учебная практика; - производственная, включая преддипломную практику. Учебная практика может включать в себя несколько этапов: практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная практика и т.д. Производственная практика включает в себя, как правило: практику по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т.п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная практики. Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения. Требования к организации практики определяются ФГОС высшего образования. Организация учебной и производственной практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Для руководства практикой студентов назначаются руководители практики от образовательной организации и от предприятий (учреждений, организаций). В тех же случаях, когда учебная практика является продолжением (частью) изучения дисциплин, она проводится преподавателями соответствующих кафедр. Допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию. В ч. 9 комментируемой статьи закреплен один из основных принципов организации образовательного процесса: методы и средства обучения и воспитания, образовательные технологии, используемые при реализации образовательных программ, не могут наносить вред физическому или психическому здоровью обучающихся. Этот принцип соответствует конституционно-правовому статусу личности, положениям Конституции РФ о том, что: - человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2); - достоинство личности охраняется государством; ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21); - никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21);
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|