Дополнительные образовательные программы 6 глава
- новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях; - новых институтов общественного участия в управлении образованием; - новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций. Федеральные площадки могут осуществлять также иные виды инновационной деятельности в сфере образования, направленной на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. В целях управления деятельностью инновационных площадок Минобрнауки России создает координационный орган по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования. В него входят представители Минобрнауки России и заинтересованных федеральных органов государственной власти, а также, по согласованию, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и научных организаций, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования. Координационный орган готовит предложения по корректировке основных направлений деятельности инновационных площадок, а также по использованию результатов деятельности инновационных площадок в сфере образования, в том числе в массовой практике; информирует общественность о реализуемых инновационными площадками инновационных проектах и программах; представляет Минобрнауки России предложения по признанию организации федеральной инновационной площадкой и по утверждению перечня федеральных инновационных площадок; рассматривает ежегодный отчет о реализации проекта (программы) федеральными инновационными площадками и т.д.
Признание организации федеральной инновационной площадкой осуществляется Минобрнауки России на основе предложений координационного органа. В свою очередь, координационный орган формирует предложения по признанию организации федеральной инновационной площадкой на основании результатов экспертизы проектов или программ. Экспертиза осуществляется организацией, которую Минобрнауки России определяет на конкурсной основе. Порядок признания организаций, действующих в сфере образования, региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Например: - Приказ Департамента образования г. Москвы от 3 сентября 2012 г. N 601 "О формировании инновационной инфраструктуры в системе образования города Москвы" <284> (этим Приказом было утверждено Положение о городских инновационных площадках в системе образования города Москвы); -------------------------------- <284> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
- Постановление Правительства Ленинградской области от 12 сентября 2014 г. N 419 "Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования Ленинградской области организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками Ленинградской области" <285>; -------------------------------- <285> Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.09.2014.
- Приказ Минобрнауки Кабардино-Балкарской Республики от 27 января 2015 г. N 34 "Об утверждении нормативных документов, регламентирующих осуществление инновационной деятельности в системе образования Кабардино-Балкарской Республики" <286> (этим Приказом были утверждены: Порядок осуществления инновационной деятельности в системе образования Кабардино-Балкарской Республики, Положением о республиканской инновационной площадке, Порядок представления инновационного образовательного проекта (программы)) и т.д.
-------------------------------- <286> Официальная Кабардино-Балкария. 27.02.2015. N 7.
Глава 3. ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 21. Образовательная деятельность
Комментарий к статье 21
Статья 21 комментируемого Закона, как это следует из ее названия, посвящена одному из ключевых понятий законодательства об образовании - понятию "образовательная деятельность". Однако законодательно это понятие определено еще в ст. 2, в которой образовательная деятельность определяется как "деятельность по реализации образовательных программ" (п. 17 ст. 2), а под образовательной программой понимается "комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов" (п. 9 ст. 2). Опираясь на содержание комментируемой статьи, а также на название главы Федерального закона, в которой эта статья содержится, можно сделать вывод, что статья посвящена не образовательной деятельности, а лицам (субъектам), осуществляющим образовательную деятельность. Законодательство об образовании относит к лицам, осуществляющим образовательную деятельность: 1) образовательные организации - некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы (п. 18 ст. 2); 2) организации, осуществляющие обучение, - юридические лица, осуществляющие на основании лицензии, наряду с основной деятельностью, образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2);
3) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (ст. 32). Заметим, что образовательную организацию законодатель определяет исключительно как некоммерческую организацию. При определении же организации, осуществляющей обучение, и индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность, такого ограничения не установлено. Иными словами, они могут осуществлять коммерческую деятельность в качестве основной деятельности. Обратим также внимание на изменение в терминологии законодательства об образовании, касающееся субъектного состава образовательных правоотношений. В Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" субъект образовательных правоотношений, осуществляющий образовательную деятельность в качестве основной деятельности, назывался образовательным учреждением (ст. 12 Закона РФ 1992 г. "Об образовании"). В Федеральном законе 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" лицо, осуществляющее образовательную деятельность в качестве основной деятельности, называется образовательной организацией, так как "учреждение" не является единственной организационно-правовой формой для такого субъекта. В соответствии с ч. 1 ст. 22 комментируемого Закона такой субъект образовательных правоотношений может быть создан в любой форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, а не только в форме учреждений (см., например, письмо Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. N ДЛ-151/17 "О наименовании образовательных учреждений" <287>). -------------------------------- <287> Официальные документы в образовании. 2013. Июль. N 20.
Образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели в совокупности образуют понятие "организации, осуществляющие образовательную деятельность" (п. 20 ст. 2).
Организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели реализуют образовательную деятельность в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". В соответствии со ст. 31 комментируемого Закона, к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, загранучреждения Министерства иностранных дел РФ и иные юридические лица. Так, научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам. Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, могут осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения. Загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации (дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях) осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных ст. 88 ("Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации") комментируемого Закона. В соответствии со ст. 32 комментируемого Закона индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей распространяются права, обязанности и ответственность образовательных организаций. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации составляют предмет статьи 28 комментируемого Закона. Что касается обучающихся и педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, то на них распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность обучающихся и педагогических работников образовательных организаций.
Права, свободы, обязанности и ответственность педагогических работников закреплены в ст. ст. 46 - 48 комментируемого Закона. Права, социальные гарантии, обязанности и ответственность обучающихся установлены в ст. ст. 34 - 43 комментируемого Закона.
Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
Комментарий к статье 22
Давая определение образовательной организации в ст. 2 комментируемого Закона (п. 18), законодатель устанавливает, что она является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, может быть государственной, муниципальной или частной. Государственная образовательная организация - это образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием уровня муниципального района или городского округа. Частная образовательная организация создается в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями. Законодательство запрещает создание частных образовательных организаций иностранными религиозными организациями (ч. 7 комментируемой статьи). Образовательная организация, исходя из ее легальной дефиниции (п. 18 ст. 2 комментируемого Закона), должна быть создана в форме, установленной гражданским законодательством. Перечень организационно-правовых форм, в которых может быть создана некоммерческая организация, содержится в ст. 50 Гражданского кодекса РФ и главе II Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <288>. -------------------------------- <288> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: 1) потребительских кооперативов; 2) общественных организаций; 3) общественных движений; 4) ассоциаций (союзов); 5) товариществ собственников недвижимости; 6) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; 7) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации; 8) фондов (в том числе общественных и благотворительных фондов); 9) учреждений (государственных, муниципальных и частных); 10) автономных некоммерческих организаций; 11) религиозных организаций; 12) публично-правовых компаний. 13) адвокатских палат; 14) адвокатских образований. Перечни, содержащиеся в ГК РФ и Федеральном законе "О некоммерческих организациях", не являются исчерпывающими и дополняются путем принятия новых федеральных законов. Современное состояние системы образования в Российской Федерации дает основание заключить, что наиболее часто используемой на практике организационно-правовой формой для образовательной организации (наиболее востребованной, но не единственной) является учреждение. Основы законодательного регулирования данной организационно-правовой формы некоммерческой организации содержатся в статье 123.21 "Основные положения об учреждениях" Гражданского кодекса РФ. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (ст. 123.21 ГК РФ). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем. По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления ст. 9.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Законодательно установлены типы государственных и муниципальных учреждений - казенные, бюджетные и автономные (ст. 123.22 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом - Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <289>. -------------------------------- <289> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.
Казенное учреждение, как это определено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Под бюджетным учреждением, в соответствии со ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", понимается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Легальная дефиниция автономного учреждения содержится в ст. 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях"): автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" <290>. -------------------------------- <290> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.
В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принимаются региональные и муниципальные нормативные правовые акты, которыми утверждается порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных (региональных) и муниципальных образовательных учреждений. Например, Постановление Московской городской Думы от 9 декабря 2009 г. N 72 "О порядке согласования решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений на территории города Москвы" <291>, Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 октября 2008 г. N 359 "О Порядке создания, реорганизации, ликвидации и финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Дагестан" <292>, решение Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 29 декабря 2014 г. N 6/7 "Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных образовательных учреждений городского округа Котельники Московской области" <293> и т.д. -------------------------------- <291> Ведомости Московской городской Думы. 18.02.2010. N 12. Ст. 398. <292> Собрание законодательства Республики Дагестан. 31.10.2008. N 20. Ст. 879. <293> Котельники сегодня. 19.02.2015. N 8; 26.02.2015. N 9.
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 296). Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 123.23 ГК РФ и др.). Законодательство об образовании может устанавливать особый порядок создания образовательных организаций в зависимости от их профиля (от реализуемых ими образовательных программ). В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи устанавливается особый порядок создания духовных образовательных организаций. Гражданское законодательство, содержащее ряд статей, которыми установлен гражданско-правовой статус религиозной организации (ст. ст. 123.26, 123.27, 123.28 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона "О некоммерческих организациях"), выступает общим правом (lex generalis) при регулировании отношений по созданию духовных образовательных организаций. Специальным правом (lex specialis) в этом случае будет выступать законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, которое формируется на базе Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" <294>. -------------------------------- <294> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
Такое правовое положение согласуется с конституционными принципами светского характера Российского государства и отделения религиозных организаций от государства (ст. 14 Конституции РФ), свободой совести и свободой вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ), а также принципом государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, устанавливающим светский характер образования в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). В ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" закреплены право каждого на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими, а также норма, в соответствии с которой воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. В этой же статье закреплено право религиозных организаций на создание образовательных организаций в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации. Особенности организации и деятельности духовных образовательных организаций установлены в ст. 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях": - исключительное право создавать духовные образовательные организации предоставлено централизованным религиозным организациям <295>; -------------------------------- <295> Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (ст. 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").
- установлено требование обязательной регистрации духовных образовательных организаций в качестве религиозных организаций <296>; -------------------------------- <296> Религиозная организация - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").
- наделение духовных образовательных организаций правом на реализацию образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, а также образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Особенности получения религиозного образования установлены также в ст. 87 комментируемого Закона. Устанавливая особый порядок создания образовательных организаций, законодатель использует различные приемы. В случае с духовными образовательными организациями регулирование этих отношений исключается из предмета законодательства об образовании и в качестве применимого права определяется другая отрасль законодательства (Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Еще один прием создания особого порядка формирования образовательной организации состоит в ограничении круга лиц, которые могут создавать образовательные организации. В этих целях законодатель может использовать запретительные нормы. Так, уже упоминалось, что в соответствии с ч. 7 комментируемой статьи иностранным религиозным организациям запрещено создавать на территории Российской Федерации частные образовательные организации. Может устанавливаться исключительное право на создание образовательных организаций определенного профиля. Так, в соответствии с ч. 8 комментируемой статьи исключительным правом создания образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, наделяется Российская Федерация. Только Российская Федерация или субъекты Российской Федерации могут создавать специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа - образовательные организации для обучающихся с общественно опасным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (ч. 9 комментируемой статьи). Таким образом, по действующему законодательству об образовании в Российской Федерации не могут быть созданы, например, частные (региональные, муниципальные) военные образовательные организации, не могут быть созданы частные или муниципальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным поведением. В комментируемой статье установлены особенности процедуры создания образовательной организации, нацеленные на осуществление более эффективного контроля за соблюдением законодательства об образовании и всеобъемлющий учет вновь создаваемых образовательных организаций. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 22 на Федеральную налоговую службу (ФНС России) в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на ее территориальные органы, возложена обязанность уведомить о государственной регистрации образовательной организации Рособрнадзор - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности (региональные министерства образования, департаменты образования и т.д.). Порядок и сроки такого уведомления устанавливаются в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <297>. При этом факт установления в Законе об образовании особого порядка государственной регистрации образовательной организации согласуется с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в котором допускается установление особенностей в процедуре регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10). -------------------------------- <297> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431.
Предмет комментируемой статьи, помимо вопросов создания образовательной организации, составляют также отношения по реорганизации и ликвидации образовательных организаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|