Дополнительные образовательные программы 20 глава
Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. При принятии Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" законодателем достаточно жестко были регламентированы вопросы организации перевозки обучающихся, введено требование о необходимости организации перевозки обучающихся непосредственно учредителем образовательных организаций. Порядок организации транспортного обеспечения обучающихся определяется локальным нормативным актом учредителя образовательной организации. Так, например, в Ленинском муниципальном районе Липецкой области действует положение об организации перевозок учащихся в Ленинском районе Липецкой области, утвержденное Постановлением главы муниципального образования Ленинский муниципальный район Липецкой области от 25 октября 2011 г. N 1525 <481>, образовательные учреждения, осуществляющие подвоз учащихся к месту учебы и обратно, несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье учащихся, перевозимых специальным автобусом, а также за нарушение их прав и свобод. -------------------------------- <481> СПС "КонсультантПлюс".
В соответствии с указанным положением руководитель образовательного учреждения, осуществляющего школьные перевозки от закрепленного за ним населенного пункта, утверждает список перевозимых учащихся, с указанием их анкетных данных, местожительства и наименований автобусных остановок, на которых они садятся, выдает допуск преподавателю, который проходит специальный инструктаж. Школьный автобус, на котором перевозятся дети, находится на балансе конкретной школы.
Пункт 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Таким образом, из положения об организации перевозок учащихся в Ленинском муниципальном районе Липецкой области и Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует, что с момента посадки ученика в школьный автобус ответственность за его жизнь и здоровье возлагается на персонал той школы, за которой закреплены соответствующая территория и школьный автобус. Нередко между участниками образовательных отношений - учредителями образовательных организаций и родителями (законными представителями) обучающихся - возникают споры относительно реализации положения ст. 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Так, заявитель, дочь которой является ученицей 6 класса МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1", обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органов местного самоуправления. В мае 2014 г. на собрании родителей учеников школы, проживающих в деревне <...>, директор образовательной организации заявила, что им необходимо перевести детей в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2", а в противном случае доставку детей до школы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" родители будут осуществлять самостоятельно.
На свое обращение в адрес главы администрации Рыбновского муниципального района Рязанской области 7 июля 2014 года заявитель получила ответ о том, что с 1 сентября 2014 г. подвоз учащихся, проживающих в д. <...>, будет осуществляться к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2", поскольку Приказом от 8 мая 2014 г. территория д. <...> закреплена за этой школой. Заявитель просила суд признать действия администрации Рыбновского муниципального района Рязанской области по неорганизации бесплатной перевозки ее дочери от деревни <...> Рыбновского муниципального района до МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" и обратно незаконными и обязать администрацию организовать ее бесплатную перевозку по указанному маршруту в срок до 1 сентября 2014 г. Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано. В апелляционной жалобе заявитель просила решение отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия пришла к следующему. Как установлено судом, учредителем МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" и МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2" является администрация Рыбновского муниципального района Рязанской области. Постановлением главы Рыбновского муниципального района от 11 октября 2011 г. N 1406 органом администрации района, уполномоченным осуществлять функции и полномочия учредителя образовательных учреждений Рыбновского муниципального района, определено Управление образования и молодежной политики администрации Рыбновского муниципального района Рязанской области. Приказом Управления образования и молодежной политики администрации Рыбновского муниципального района от 8 мая 2014 г. внесены изменения в приказ от 27 апреля 2012 г. "О закреплении определенной территории за образовательным учреждением" перераспределены закрепленные территории за МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" и МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2" в соответствии с приложением к данному Приказу, из которого следует что деревня <...> закреплена за образовательным учреждением МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2". Перераспределение территорий было вызвано переполненностью "Средняя общеобразовательная школа N 1" учениками.
Из материалов дела следует, что администрация Рыбновского муниципального района Рязанской области выполняет возложенную на нее обязанность по организации бесплатной перевозки детей из деревни <...> до образовательного учреждения, закрепленного за данной территорией в пределах границ Рыбновского района, то есть до МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2". Данное обстоятельство апеллятором не оспаривалось. Отказывая в удовлетворении требований об обязании администрации Рыбновского муниципального района Рязанской области организовать бесплатную перевозку от деревни <...> до МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1", районный суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложении на орган местного самоуправления такой обязанности, поскольку, не оспаривая Приказ Управления образования и молодежной политики администрации Рыбновского муниципального района от 8 мая 2014 г. о внесении изменений в Приказ от 27 апреля 2012 года "О закреплении определенной территории за образовательным учреждением", заявитель не представил доказательства нарушения указанным органом прав ученика на общедоступное и бесплатное образование и действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения. Довод заявителя о том, что перевод ее дочери в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2" каким-либо образом ухудшит положение заявителя, не основан на доказательствах, поэтому подлежит отклонению <482>. -------------------------------- <482> См. подробнее: Апелляционное определение Рязанского областного суда от 26 ноября 2014 г. по делу N 33-2270 // СПС "КонсультантПлюс".
В недавнем прошлом в Российской Федерации действовали различные схемы организации перевозки, в том числе схемы организации ее с регионального уровня, а также выделения средств на такую организацию образовательным учреждениям. В настоящее время существовавшая в течение долгого времени неопределенность полномочий, приводившая к разнородной практике организации транспортного обеспечения в субъектах Российской Федерации, устранена, обязанность по организации транспортного обеспечения обучающихся возложена на учредителей образовательных организаций. Тем не менее данное положение не означает обязанности учредителя иметь в своем составе специальное подразделение, задачей которого была бы организация перевозки обучающихся. Безусловно, учредитель образовательной организации вправе иметь собственные транспортные средства в целях выполнения обязанности, возложенной ст. 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Вместе с тем данное полномочие может быть реализовано путем размещения государственного (муниципального) заказа в соответствии с процедурами, регламентируемыми законодательством о государственных (муниципальных) закупках. Наличие на балансе образовательной организации транспортных средств, в том числе автобусов законодательством Российской Федерации не запрещается.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
Комментарий к статье 41
Статьей 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" регламентируются вопросы организации охраны здоровья обучающихся. Понятие "охрана здоровья граждан" предусмотрено Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <483> и представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. -------------------------------- <483> Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя несколько видов мер, направленных в основном на профилактику возникновения заболеваний среди обучающихся. Профилактикой является комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (п. 6 ст. 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно данной статье охрана здоровья обучающихся включает в себя: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Согласно ч. 1 ст. 33 данного Федерального закона первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами). Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь. В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме; 2) организация питания обучающихся осуществляется в соответствии со ст. 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (см. подробнее комментарий ст. 37). В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 06-731 "О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников" <484> образовательные организации должны воспитывать в обучающихся культуру питания - важнейшую составную часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода. -------------------------------- <484> СПС "КонсультантПлюс".
Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в школе, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул. Данная мера обеспечивает возможность недопущения переутомления обучающихся как в течение дня, так и в течение учебного года. Для различных категорий обучающихся учебная нагрузка и режим определяются в соответствии с гигиеническими требованиями к режиму образовательного процесса. Данные требования установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 <485>. -------------------------------- <485> Российская газета. 16.03.2011. N 54.
Правилами предусмотрены: - требования к размещению общеобразовательных учреждений; - требования к территории общеобразовательных учреждений; - требования к зданию; - требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений; - требования к воздушно-тепловому режиму; - требования к естественному и искусственному освещению; - требования к водоснабжению и канализации; - требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях; - гигиенические требования к режиму образовательного процесса; - требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных учреждений; - требования к санитарному содержанию территории и помещений; - требования к соблюдению санитарных правил. Кроме этого, установлены рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся; рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ); рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз; рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в три смены в общеобразовательных учреждениях не допускается. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с гигиеническими требованиями к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, в частности, объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять: - для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры; - для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе; - для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков; - для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м уроках. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4-м уроках. Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) обучающихся учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте. Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек; 4 - 5) пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом. Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 <486>, предусмотрены следующие меры, направленные на формирование здорового образа жизни: -------------------------------- <486> СПС "КонсультантПлюс".
- привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью; - обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни; - внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций; - активизация деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек; - реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом. Санитарные правила устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 30 декабря 1976 г. N 1567-76 <487>. -------------------------------- <487> СПС "КонсультантПлюс".
Вместе с тем в настоящее время действует письмо Роспотребнадзора от 29 декабря 2012 г. N 01/15199-12-23 "Об использовании помещений для занятия спортом и физкультурой образовательных учреждений" <488>, в соответствии с которым разрешается использование помещений для занятия спортом и физкультурой (спортивный зал, спортивные площадки) образовательных учреждений для проведения различных форм спортивных занятий и оздоровительных мероприятий (секции, соревнования и другие) во время внеурочной деятельности для всех групп населения, в том числе и взрослых, при условии соблюдения режима уборки указанных помещений; -------------------------------- <488> СПС "КонсультантПлюс".
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации. Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего своевременного выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних. Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1346н <489>. -------------------------------- <489> Российская газета (специальный выпуск). 25.04.2013. N 90/1.
Периодические медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, своевременного выявления начальных форм заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных факторов учебного процесса на состояние их здоровья и выявления медицинских противопоказаний к продолжению учебы. Медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Профилактические осмотры проводятся в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним и имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по "медицинским осмотрам профилактическим", "педиатрии" или "общей врачебной практике (семейной медицине)", "неврологии", "офтальмологии", "травматологии и ортопедии", "детской хирургии", "психиатрии", "стоматологии детской" или "стоматологии", "детской урологии-андрологии" или "урологии", "детской эндокринологии" или "эндокринологии", "оториноларингологии" или "оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации)", "акушерству и гинекологии" или "акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", "лабораторной диагностике", "клинической лабораторной диагностике", "функциональной диагностике", "ультразвуковой диагностике" и "рентгенологии". Диспансеризация согласно Федеральному закону "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц. Диспансерное наблюдение осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1344н <490>. -------------------------------- <490> Российская газета (специальный выпуск). 25.04.2013. N 90/1.
Диспансерное наблюдение осуществляется в отношении граждан, страдающих отдельными видами хронических неинфекционных и инфекционных заболеваний или имеющих высокий риск их развития, а также в отношении граждан, находящихся в восстановительном периоде после перенесенных тяжелых острых заболеваний (состояний, в том числе травм и отравлений). Диспансеризация граждан, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, а также имеющих основные факторы риска развития таких заболеваний (повышенный уровень артериального давления, дислипидемия, повышенный уровень глюкозы в крови, курение табака, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела и ожирение), входит в часть комплекса мероприятий по проведению диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения; 7) профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ. Министерством образования и науки Российской Федерации были разработаны рекомендации по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми <491>. -------------------------------- <491> Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N ВК-843/07 "О направлении методических рекомендаций по организации обучения" (вместе с "Рекомендациями по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми", утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N ВК-53/07ВН) // Вестник образования. 2014. N 2.
Реализация указанной меры обеспечивается путем решения следующих задач: - внедрение современных образовательных технологий, форм и методов работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|