Дополнительные образовательные программы 23 глава
-------------------------------- <507> СПС "КонсультантПлюс". <508> СПС "КонсультантПлюс".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 6 Закона г. Москвы от 13 апреля 2005 года N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" <509> районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав обращается в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, направляет в суд материалы на родителей, законных представителей несовершеннолетних в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей по содержанию, воспитанию, образованию, защите прав и интересов несовершеннолетних. Согласно пункту 1 статьи 6 Закона г. Москвы от 13 апреля 2005 года N 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" районная комиссия образуется руководителем управы района города Москвы по согласованию с председателем Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Городская комиссия) на срок полномочий руководителя управы района. Порядок согласования состава районной комиссии определяется Городской комиссией. -------------------------------- <509> СПС "КонсультантПлюс".
2. Среди целей создания Комиссии в части 2 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" законодатель выделил урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам: 1) реализации права на образование (например, при возникновении конфликта интересов педагогического работника); 2) применения локальных нормативных актов; 3) обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.
3. Численному составу Комиссии посвящена часть 3 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Так, Комиссия создается в организации из равного числа представителей: 1) совершеннолетних обучающихся; 2) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 3) работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. 4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" решение Комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением. 5. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" решение Комиссии может быть обжаловано в прокуратуру и (или) суд. 6. Согласно части 6 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" порядок создания, организации работы, принятия решений Комиссии и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом должны быть учтены мнения: советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) обучающихся в ней (при их наличии). Одним из примеров упорядочения деятельности образовательных учреждений по разработке локальных нормативных актов в рассматриваемой области выступает распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 9 апреля 2014 года N 1474-р "Об утверждении Примерного положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений" <510>. В Примерном положении приводится рекомендация, согласно которой в решении Комиссии должны быть указаны: состав Комиссии; место принятия Комиссией решения; участники образовательных отношений, их пояснения; предмет обращения; доказательства, подтверждающие или опровергающие нарушения; выводы Комиссии; ссылки на нормы действующего законодательства, на основании которых Комиссия приняла решение; сроки исполнения решения Комиссии, а также срок и порядок обжалования решения Комиссии.
-------------------------------- <510> СПС "КонсультантПлюс".
Глава 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, РУКОВОДЯЩИЕ И ИНЫЕ РАБОТНИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
Комментарий к статье 46
1. Глава 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" посвящена правовому статусу педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Определение понятия "педагогический работник" содержится в пункте 21 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" правом на занятие педагогической деятельностью обладают лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках <511>, и (или) профессиональным стандартам <512>. -------------------------------- <511> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" // СПС "КонсультантПлюс"; Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" // СПС "КонсультантПлюс".
<512> См.: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" // СПС "КонсультантПлюс".
Согласно Приказу Минтруда России от 25 декабря 2014 года N 1115н "О внесении изменения в Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" <513> применение профессионального стандарта педагога перенесено на 1 января 2017 года. В письме Минобрнауки России от 3 марта 2015 года N 08-241 "О переносе срока применения профстандарта педагога" <514> разъяснено следующее: "Учитывая, что вступление в силу профстандарта педагога перенесено на 1 января 2017 г., не рекомендуется до указанного срока применять к педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, квалификационные требования, установленные профстандартом педагога (в том числе при определении необходимости профессиональной переподготовки и аттестации)". -------------------------------- <513> СПС "КонсультантПлюс". <514> СПС "КонсультантПлюс".
Согласно письму Минобрнауки России от 9 октября 2013 года N 06-735 "О дополнительном профессиональном образовании" <515> одним из часто задаваемых вопросов является следующий: можно ли привлекать к учебному процессу в организациях дополнительного профессионального образования лиц, не имеющих ученых степеней и званий? Согласно ответу на вопрос N 16 из названного письма в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах. Таким образом, лица, не имеющие ученых степеней и званий, могут участвовать в учебном процессе организаций дополнительного профессионального образования. Для должности "преподаватель" Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 года N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" установлены следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.
-------------------------------- <515> Администратор образования. 2013. N 23.
Представляется, что приведенные выше разъяснения Минобрнауки России могут быть распространены в отношении других уровней образования в РФ. 2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" <516>. -------------------------------- <516> Собрание законодательства РФ. 2013. N 33. Ст. 4381.
Сохранению педагогического стажа и соответствию должностей педагогических и научно-педагогических работников в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе посвящена ст. 7 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <517> и Приказ Минобрнауки России от 3 июня 2014 года N 620 "Об установлении соответствия должностей педагогических и научно-педагогических работников, установленных Кабинетом Министров Украины, номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной в Российской Федерации" <518>.
-------------------------------- <517> СПС "КонсультантПлюс". <518> Российская газета. 15.07.2014. N 156.
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
Комментарий к статье 47
1. В силу части 1 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В контексте комментируемой нормы особое значение имеет отнесение педагогического работника к должностным лицам, подлежащим привлечению к административной ответственности за нарушение прав граждан на образование. В соответствии с пунктами 30 - 31 статьи 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники - участники образовательных отношений, то есть отношений по реализации прав граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ. Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Понятие должностного лица раскрывается в примечании к названной статье, согласно которому под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Например, наделение педагогического работника функциями представителя власти можно увидеть в ситуации, когда он является членом государственной экзаменационной комиссии или ее уполномоченным представителем. Для общеобразовательных организаций в этой сфере действует Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Порядок), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 года N 1400 <519>. В соответствии с пунктом 7 Порядка государственная итоговая аттестация проводится: -------------------------------- <519> СПС "КонсультантПлюс".
1) в форме единого государственного экзамена; 2) в форме государственного выпускного экзамена; 3) в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Согласно абзацу 4 пункта 20 Порядка члены государственной экзаменационной комиссии в случае выявления нарушений установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации принимают решения об удалении с экзамена обучающихся, выпускников прошлых лет, а также иных лиц, находящихся в пунктах проведения экзаменов, по согласованию с председателем государственной экзаменационной комиссии принимают решение об остановке экзамена в пунктах проведения экзаменов или отдельных аудиториях пунктов проведения экзаменов. Таким образом, участники государственной итоговой аттестации в рассматриваемом примере не находятся в служебной зависимости от организаторов такой аттестации, так как между ними нет трудовых отношений. Однако последние уполномочены удалить лиц, нарушивших порядок проведения государственной итоговой аттестации, то есть осуществить функцию представителя власти. Действующий КоАП РФ не определяет такие понятия, как "организационно-распорядительная функция" и "административно-хозяйственная функция". Не сформирован единообразный подход к этому вопросу и в судебной практике. Как правило, при рассмотрении таких дел судьи применяют пункты 4 - 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" <520> (далее - Постановление). В пункте 4 Постановления под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии). Согласно пункту 5 Постановления как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). -------------------------------- <520> Российская газета. 2009. N 207.
Таким образом, если педагогический работник наделен указанными полномочиями и от реализации этих полномочий зависит правовое положение обучающихся (например, при приеме лиц на обучение, проведении промежуточной или итоговой аттестации обучающихся и др.), он будет считаться должностным лицом, ответственным за соблюдение прав и свобод граждан в области образования. Дополнительно отметим, что в соответствии с частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ предусматривается административная ответственность педагогического работника в качестве гражданина за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации. По этому составу к административной ответственности в качестве граждан могут быть привлечены как выпускники (достигшие шестнадцатилетнего возраста), так и учителя в случаях, когда они не подпадают под понятие должностные лица. В случае же, когда учитель являлся должностным лицом, он подлежит административной ответственности как должностное лицо. 2. Обилие норм-деклараций содержит в себе часть 2 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В статье отмечается особый статус педагогических работников в обществе, указывается на создание условий для осуществления ими профессиональной деятельности. Исходя из положений комментируемой части, можно предположить, что особенность статуса педагогических работников заключается в: - создании условий для обеспечения высокого профессионального уровня педагогов, эффективного выполнения ими профессиональных задач; - повышении социальной значимости, престижа педагогического труда. Однако приведенные законоположения не конкретизируются в других нормах Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", что свидетельствует об отсутствии реальных механизмов реализации декларируемых в комментируемой статье положений. 3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: 1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность. Стоит отметить, что названные свободы не являются абсолютными, а ограничиваются, например тематикой преподавания предмета (курса, дисциплины), образовательной программой, принятой в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, договором об образовании; 2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, посредством которых реализуются уже обозначенные выше правомочия. Реализуя названное полномочие, педагогический работник вправе использовать как готовые, разработанные иными лицами методики, формы, средства и методы обучения, так и самостоятельно разработанные (авторские) методы и средства обучения, в том числе путем творческой переработки ранее разработанных иных лицами педагогических технологий, безусловно, с соблюдением действующего законодательства об авторских и иных смежных правах; 3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Создание авторских учебных программ, методов обучения и воспитания является правом, а не обязанностью педагогического работника, а потому требование, зачастую предъявляемое в адрес педагогических работников со стороны государственных и муниципальных органов, осуществляющих функции по управлению и контролю в сфере образования, об обязательной разработке авторских программ и переработке имеющихся, равно как и запрет использовать готовые разработанные иными авторами учебные программы, не соответствует действующему законодательству об образовании; 4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - Федеральный перечень), утвержден Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года N 253 <521>. Согласно письму Минобрнауки России от 29 апреля 2014 года N 08-548 "О федеральном перечне учебников" <522> Федеральный перечень учебников состоит из 3 частей: -------------------------------- <521> СПС "КонсультантПлюс". <522> Вестник образования России. 2014. N 10.
1 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы; 2 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений; 3 часть - учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке. Вместе с тем в письме Минобрнауки России отмечается, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года N 253 учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1067 <523>. -------------------------------- <523> СПС "КонсультантПлюс".
Отмечаем, что сейчас на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится проект Федерального закона N 618244-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <524>, согласно которому Минобрнауки России должно утвердить федеральный перечень базовых учебников по учебным предметам "История", "Русский язык" и "Литература"; -------------------------------- <524> Проект Федерального закона N 618244-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ. Как и в случае с разработкой методик, форм, средств, методов обучения и воспитания, разработка образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ, является реализацией права педагогического работника на творческую инициативу; 6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций. Согласно части 1 статьи 72 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" целями интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании являются кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании приводятся в части 2 статьи 72 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". На подзаконном уровне реализации права педагогических работников на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций посвящены следующие нормативный правовые акты: - Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 года N 220 "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения, подведомственные Федеральному агентству научных организаций, и государственные научные центры Российской Федерации в рамках подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы" <525>; -------------------------------- <525> СПС "КонсультантПлюс".
- Приказ Минобрнауки России от 6 марта 2013 года N 159 "Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность" <526>; -------------------------------- <526> Российская газета. 2013. N 161.
- Приказ Минобрнауки России от 6 марта 2013 года N 160 "Об утверждении Порядка создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность" <527>; -------------------------------- <527> Российская газета. 2013. N 169.
6) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в своих локальных нормативных актах устанавливает порядок доступа к своим информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности. Само по себе отсутствие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, названных выше локальных нормативных актов, регулирующих порядок реализации прав, установленных комментируемым пунктом, не лишает педагогических работников права на бесплатность использования указанных в комментируемом пункте ресурсов; 8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами. Как и в случае, указанном в пункте 7 части 3 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", само по себе отсутствие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, названных выше локальных нормативных актов, регулирующих порядок реализации прав, установленных комментируемым пунктом, не лишает педагогических работников права на бесплатность пользования указанными в комментируемом пункте услугами;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|