Дополнительные образовательные программы 24 глава
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации. Управлению образовательной организации посвящена ст. 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В Апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 12 марта 2015 года по делу N 33-1051/2015 <528> указывается, что "привлечение работников к управлению непосредственно или через представительные органы считается одним из принципиальных моментов мотивации". Вместе с тем педагогический работник образовательного учреждения не обязан посещать педагогические советы, собрания, если эта обязанность прямо не закреплена в заключенном с ним трудовом договоре или должностной инструкции; -------------------------------- <528> СПС "КонсультантПлюс".
10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации; 11) право на объединение в общественные профессиональные организации в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" <529>; -------------------------------- <529> СПС "КонсультантПлюс".
12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее - комиссия). Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссии и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом должно быть учтено мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) обучающихся в ней (при их наличии). Важно подчеркнуть, что поскольку комиссия создается для урегулирования споров, возникающих при реализации прав на образование, то обжаловать в нее привлечение к дисциплинарной ответственности нельзя;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников. Названное право педагогических работников тесно связано с трудовыми правами, а потому не может быть признано исключительно академическим. Подтверждением этому может служить абзац 19 статьи 2 Трудового кодекса РФ, согласно которому исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. 4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" требуется при реализации академических прав и свобод соблюдать нормы профессиональной этики педагогических работников. Такие нормы закрепляются в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность. Как следует из приведенной нормы, реализация академических прав педагогических работников, закрепленных в части 3 комментируемой статьи, ограничена правами и свободами других участников образовательных отношений, закрепленными в локальных нормативных актах организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, законодателем установлен предел действия академических прав и свобод педагогических работников. Это означает, что педагогические работники не могут злоупотреблять своими академическими правами, обязаны учитывать права и свободы других участников образовательных отношений, а также их мнение при реализации академических прав.
Важно отметить, что нормы педагогической этики ни в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", ни на подзаконном уровне не установлены. Такой подход действующего законодательства об образовании позволяет организации, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно принимать локальные нормативные акты по обозначенному вопросу. Таким же образом может быть разрешен вопрос по регламентации норм педагогической этики. Дополнительно отметим, что существует письмо Минобрнауки России от 6 февраля 2014 года N 09-148 "О направлении материалов"; органам государственной власти субъектов Российской Федерации направлены рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом. Согласно Общим положениям Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Модельный кодекс), он представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности. Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Модельного кодекса в своей деятельности. Согласно пункту 4 Модельного кодекса его целями являются: - установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности; - содействие укреплению авторитета педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- обеспечение единых норм поведения педагогических работников. Модельный кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей. Модельный кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников. Модельный кодекс состоит из трех разделов: - общие положения; - этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими трудовых обязанностей; - ответственность за нарушение положений Модельного кодекса. 5. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии: 1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени в соответствии с главой 52 Трудового кодекса РФ <530> и Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" <531> (далее - Приказ Минобрнауки N 1601). -------------------------------- <530> СПС "КонсультантПлюс". <531> Российская газета. 11.03.2015. N 49.
Согласно письму Минкультуры России от 20 апреля 2015 года N 1516-06-04 "О Приказе Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601" данный Приказ Минобрнауки России установил единую норму часов для преподавателей детских школ искусств, чем значительно повысил статус данной категории педагогических работников, и вступил в силу 10 марта 2015 года. Рабочим временем согласно статье 91 Трудового кодекса РФ признается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.
Согласно статье 333 Трудового кодекса РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. Аналогичное положение содержит пункт 1 приложения 1 к Приказу Минобрнауки N 1601. Согласно пункту 2.1 приложения 1 к Приказу Минобрнауки N 1601 продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается: - педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу; - старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; - педагогам-психологам; - социальным педагогам; - педагогам-организаторам; - мастерам производственного обучения; - старшим вожатым; - инструкторам по труду; - педагогам-библиотекарям; - методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность; - тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования; - руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования; - преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности; - инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Согласно пункту 2.2 приложения 1 к Приказу Минобрнауки N 1601 продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2.1 приложения 1 к Приказу Минобрнауки N 1601). Согласно пункту 2.3 приложения 1 к Приказу Минобрнауки N 1601 норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается: - учителям-дефектологам; - учителям-логопедам. Согласно пункту 2.4 приложения 1 к Приказу Минобрнауки N 1601 норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается: - музыкальным руководителям; - концертмейстерам. Согласно пункту 2.5 приложения 1 к Приказу Минобрнауки N 1601 норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно пункту 2.6 приложения 1 к Приказу Минобрнауки N 1601 норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается: - инструкторам по физической культуре; - воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее - медицинские организации и организации социального обслуживания) (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 приложения 1 к Приказу Минобрнауки N 1601). Таким образом, можно констатировать, что продолжительность рабочего времени педагогического работника или норма часов педагогической работы за ставку заработной платы поставлены в зависимость от его должности и (или) специальности; 2) право на дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в 3 года. ДПО осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП) - программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (ч. 2 ст. 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Разъяснения по реализации права педагогических работников на ДПО содержатся в письме Минобрнауки России N 08-415 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 124 от 23 марта 2015 года "О реализации права педагогических работников на ДПО" <532>; -------------------------------- <532> Официальные документы в образовании. 2015. N 14.
3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определена Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 года N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" <533>. -------------------------------- <533> Собрание законодательства РФ. 2015. N 21. Ст. 3105.
В соответствии с приложением к названному Постановлению продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников устанавливается в зависимости от их должности, особенностей деятельности, а также вида образовательной организации и составляет 42 или 56 календарных дней; 4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы установлено в Положении о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года (далее - Положение), утвержденном Приказом Минобразования России от 7 декабря 2000 года N 3570 <534>. Согласно пункту 3 Положения в стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных в Приложении к Положению. -------------------------------- <534> Российская газета. 13.03.2001. N 50 - 51.
Согласно пункту 4 Положения продолжительность стажа непрерывной преподавательской работы устанавливается в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании других надлежащим образом оформленных документов. Вопросы исчисления стажа непрерывной преподавательской работы рассматриваются администрацией образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом. Согласно пункту 5 Положения в стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается: - фактически проработанное время; - время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в том числе время оплаченного вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе); - время, когда педагогический работник проходил производственную практику на оплачиваемых преподавательских должностях в период обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, аспирантуре и докторантуре; - время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и он получал пособие по государственному социальному страхованию, за исключением времени, когда педагогический работник находился в частично оплачиваемом отпуске и получал пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; 5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости независимо от их возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и осуществлении педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет (пункт 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <535>); -------------------------------- <535> Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I). Ст. 6965; Собрание законодательства РФ. 2014. 2 (часть II) (поправка).
6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Приведенный перечень трудовых прав и мер социальной поддержки педагогических работников не является закрытым. Иные права и меры могут быть установлены федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. 6. Новеллой Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" является включение в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности: 1) учебной (преподавательской) работы; 2) воспитательной работы; 3) индивидуальной работы с обучающимися; 4) научной работы; 5) творческой и исследовательской работы; 6) другой педагогической работы, к которой могут быть отнесены: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника. Однако правовое регулирование рабочего времени учителя остается противоречивым и неопределенным. Данное обстоятельство обусловлено: 1) установлением сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю; 2) установлением нормирования количества аудиторных (в классе, группе) часов учителя за ставку заработной платы - 18 часов в неделю. При этом по-прежнему полностью отсутствует ограничение числа урочных часов, в то же время отсутствуют нормы, позволяющие учитывать трудоемкость воспитательной и иной "непреподавательской" (например, методической) педагогической работы учителя, что нарушает требования статей 91 и 159 Трудового кодекса РФ. 7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников определяется локальными нормативными актами, к которым отнесены: коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, иные локальные нормативные акты, трудовой договор, графики работы и расписания. Регулирование в названной сфере осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 года N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" <536>. -------------------------------- <536> Российская газета. 12.08.2006. N 177.
Названным Приказом согласованное с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации, Общероссийским объединенным профсоюзом работников здравоохранения, образования, культуры, городского транспорта, энергетики, государственных и муниципальных организаций, сферы обслуживания "Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ" и Российским профессиональным союзом учителей утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (далее - Положение). Положение состоит из 8 разделов: - "I. Общие положения"; - "II. Режим рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей образовательных учреждений в период учебного года"; - "III. Разделение рабочего дня на части"; - "IV. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений в каникулярный период"; - "V. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям"; - "VI. Режим рабочего времени работников в оздоровительных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях, выезжающих на летние дачи и (или) организующих летний отдых в той же или другой местности, а также при проведении туристских походов, экскурсий, экспедиций, путешествий"; - "VII. Режим рабочего времени профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов"; - "VIII. Регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников образовательных учреждений". Согласно пункту 1.3 Положения режим работы руководителей образовательных учреждений, их заместителей, других руководящих работников определяется с учетом необходимости обеспечения руководства деятельностью образовательного учреждения. Согласно пункту 1.4 Положения для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении. Согласно пункту 3.1 Положения при составлении графиков работы педагогических и других работников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением. Согласно пункту 3.2 Положения при составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые окна), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются. Согласно пункту 4.2 Положения в каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке. Учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул. 8. Согласно части 8 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2013 года N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" <537> и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций - устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. -------------------------------- <537> Собрание законодательства РФ. 2013. N 44. Ст. 5761.
Согласно пункту 1 названных Правил настоящие Правила определяют порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячной компенсации, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся организации, являющиеся: а) казенными учреждениями, - путем доведения им лимитов бюджетных обязательств; б) бюджетными или автономными учреждениями, - путем предоставления им субсидий на иные цели в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Например, в Республике Мордовия принят Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" <538>, в статье 8.1 которого установлены следующие меры социальной поддержки педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа): -------------------------------- <538> СПС "КонсультантПлюс".
1) предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее - компенсация), включающей следующие виды расходов: - плату за жилое помещение; - плату за пользование жилым помещением (плату за наем); - плату за содержание и ремонт жилого помещения; 2) предоставление компенсации расходов на оплату отдельных видов коммунальных услуг: - электроснабжение; - отопление (теплоснабжение), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления. При наличии в жилом помещении внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования компенсация расходов на отопление предоставляется в период отопительного сезона. 9 - 10. В соответствии с частью 9 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена. В соответствии с частью 10 комментируемой статьи Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки. Так, например, частью 3 статьи 16 Закона Удмуртской Республики от 21 марта 2014 года N 11-РЗ "О реализации полномочий в сфере образования" <539> установлено, что для привлечения выпускников, получивших среднее или высшее педагогическое образование и принятых на работу на должности педагогических работников в сельские муниципальные или в государственные образовательные организации Удмуртской Республики, осуществляются единовременные денежные выплаты за каждый полный год работы в указанных образовательных организациях в следующих размерах: за первый год работы - 40000 рублей, за второй год работы - 60000 рублей, за третий год работы - 80000 рублей. Финансовое обеспечение указанных выплат осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Порядок и условия назначения указанных выплат устанавливаются Правительством Удмуртской Республики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|