Дополнительные образовательные программы 34 глава
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона). Зачисления в образовательную организацию лица, находящегося на семейной форме образования, для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2014 г., регистрационный N 31800) (Российская газета. 11 апреля 2014 г. N 83). В соответствии со статьей 35 Федерального закона обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, на время получения образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования также должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями. При этом Минобрнауки России разъясняет, что обеспечение указанных обучающихся учебниками и учебными пособиями возможно производить не только из фондов библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестации, но и посредством создания специализированного библиотечного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Кроме того, обучающимся по образовательным программам в форме семейного образования, испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Указанная помощь, в том числе помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (письмо Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. N НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме" (Официальные документы в образовании. 2013. Декабрь. N 36)). 5. Учет детей, получающих общее образование в семейной форме, ведется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (в городах федерального значения - органами, определенными законами этих субъектов Российской Федерации). В связи с этим для организации прохождения детьми соответствующей аттестации родители (законные представители) при информировании органа местного самоуправления (иного уполномоченного органа) по месту жительства о выбранной форме семейного образования одновременно должны обеспечить обучение в семейной форме и получить сведения об образовательной (-ых) организации (-ях), в которой (-ых) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации. Минобрнауки России рекомендует образовательной организации определять порядок прохождения аттестации с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.
По желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весть период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка. В качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например образовательные организации высшего образования, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона). Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы получения образования, субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 42. Ст. 5005) вправе оказывать поддержку нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки (письмо Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. N НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме" (Официальные документы в образовании. 2013. Декабрь. N 36)).
Статья 64. Дошкольное образование
Комментарий к статье 64
1. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (часть 3 статьи 5 Федерального закона). Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона). Непосредственно организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона). Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования. Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, если иное не установлено Федеральным законом. При этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (части 4 и 5 статьи 17 Федерального закона).
Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования. 2. Образовательные программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам, они разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (части 5 и 6 статьи 12 Федерального закона). Основные общеобразовательные программы дошкольного образования могут реализовываться дошкольными образовательными организациями; общеобразовательными организациями; профессиональными образовательными организациями; образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими лечение, оздоровление и (или) отдых; организациями, осуществляющими социальное обслуживание (пункт 1 части 2, пункты 2, 3 и 4 части 4 статьи 23, часть 3 статьи 31 Федерального закона). В Федеральном законе все вместе эти организации называются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в соответствии с которым организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывают образовательные программы дошкольного образования, устанавливаются сроки получения дошкольного образования, определяются требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (часть 2 статьи 64 Федерального закона). Федеральный закон запрещает использовать при реализации образовательных программ методы и средства обучения и воспитания, наносящие вред физическому или психическому здоровью обучающихся (часть 9 статьи 13 Федерального закона). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут использовать сетевую форму реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов научных и медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями, который должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему частью 3 статьи 15 Федерального закона.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный N 30038 (Российская газета. 23 октября 2013 г. N 238)). Согласно указанному Порядку образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В зависимости от направленности группы в них реализуются следующие образовательные программы дошкольного образования: в группах общеразвивающей направленности - образовательная программа дошкольного образования; в группах компенсирующей направленности - адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; в группах оздоровительной направленности - образовательная программа дошкольного образования с реализацией комплекса санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур; в группах комбинированной направленности - образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В этих группах осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В организации, осуществляющей образовательную деятельность, могут быть организованы также группы для детей раннего возраста, группы по присмотру и уходу, семейные дошкольные группы, в которых образовательные программы дошкольного образования не реализуются. 3. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне этих организаций - в форме семейного образования и самообразования (часть 1 статьи 17 Федерального закона). Интересы несовершеннолетних детей представляют их родители (законные представители). Именно они имеют право до завершения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) выбрать формы получения образования и обязаны обеспечить получение детьми общего, в том числе дошкольного, образования (пункт 1 части 3 и пункт 1 части 4 статьи 44 Федерального закона). О выборе родителями (законными представителями) детей семейной формы получения дошкольного образования родители (законные представители) информируют орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают предоставление родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, выбравшим семейную форму получения детьми дошкольного образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи. Указанная помощь предоставляется без взимания платы (часть 3 статьи 64 Федерального закона). Помощь родителям (законным представителям) оказывается в специально создаваемых государственных и муниципальных консультационных центрах, а также в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы такие консультационные центы в форме структурного подразделения. Основными задачами оказания помощи родителям (законным представителям) являются: оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам ухода, воспитания, полноценного развития и обучения детей дошкольного возраста; создание равных возможностей для получения качественного образования и оказания содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации; оказание диагностической помощи в выявлении возможных нарушений и отклонений в развитии детей дошкольного возраста. Помощь родителям (законным представителям) может оказываться в различных формах, в том числе в форме: психолого-педагогического консультирования, коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с ребенком; логопедических занятий с ребенком и диагностико-психологических тренингов; комплекса реабилитационных мероприятий. Помощь родителям (законным представителям) предоставляется по письменному заявлению одного из родителей (законных представителей), в том числе поданному в электронной форме; по телефонному или личному обращению одного из родителей (законных представителей). При этом помощь родителям (законным представителям) оказывается по телефону в случае, если на ее предоставление требуется не более 15 минут. В случае если необходима комплексная диагностика врачей и педагогов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог), на базе образовательной организации, которая предоставляет методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям), создается психолого-медико-педагогический консилиум. По данным обследования каждым специалистом консилиума составляется заключение и разрабатываются рекомендации. Заключение консилиума доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для них форме, а предложенные рекомендации реализуются только с согласия родителей (законных представителей) обследованного ребенка. Методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, предоставляется в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с: Приказом Министерства образования Иркутской области от 29 ноября 2013 г. N 115-мпр "Об утверждении Положения об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования в Иркутской области" (Областная. 20 декабря 2013 г. N 143); Приказом Министерства образования и науки Волгоградской области от 7 октября 2014 г. N 1295 "Об утверждении примерного Положения об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования" (Волгоградская правда. 15 октября 2014 г. N 192); Постановлением Правительства Нижегородской области от 4 июня 2014 г. N 373 "Об утверждении Положения о предоставлении родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры" (Правовая среда. 19 июня 2014 г. N 66 (1776) (приложение к газете "Нижегородские новости". 19 июня 2014 г. N 111 (5444)); Постановлением Правительства Ленинградской области от 4 марта 2014 г. N 40 "О предоставлении методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях Ленинградской области" (официальный интернет-портал администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 7 марта 2014 г.); Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июля 2013 г. N 281-п "Об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 31 июля 2013 г. N 7 (ч. II). Ст. 909) и иными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Комментарий к статье 65
1. Дошкольные образовательные организации являются типом образовательных организаций, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми, под которыми Федеральным законом понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2; пункт 1 части 2 статьи 23 Федерального закона). К иным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, которые вправе наряду с дошкольными образовательными организациями осуществлять присмотр и уход за детьми, относятся образовательные организации: общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования и организации дополнительного образования (пункты 2, 3, 4, 5 части 4 статьи 23 Федерального закона), а также организации, осуществляющие обучение, к которым относятся: организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных), межправительственных организациях (загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации), иные юридические лица. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, которое разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей обучение (части 3, 4, 5, 6 статьи 31 Федерального закона). Присмотр и уход за детьми могут быть организованы в различных формах, как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций. Так, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, могут создаваться группы по присмотру и уходу за детьми, в которых обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня, и семейные дошкольные группы, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации общеобразовательной программы дошкольного образования (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный N 30038) (Российская газета. 23.10.2013. N 238)). Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, присмотр и уход за детьми могут осуществляться в форме индивидуальной деятельности, гувернерства, патроната, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах. Рекомендации об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений муниципальных дошкольных учреждений содержатся в письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 27 сентября 2012 г. N 08-406. Организация различных форм присмотра и ухода за детьми способствует реализации права каждого человека на общедоступное и бесплатное дошкольное образование (письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 5 августа 2013 г. N 08-1049 "Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми" (Вестник образования. Январь 2014 г. N 2)). 2. Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (пункт 5 части 1 статьи 8 и пункт 3 части 1 статьи 9 Федерального закона). Согласно части 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей. Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по существу, является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 5-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 22. Ст. 2375). В соответствии с частью 2 статьи 65 Федерального закона установление платы за присмотр и уход за ребенком, взимаемой с родителей (законных представителей), и ее размера является правом, а не обязанностью учредителя организации, осуществляющей образовательную деятельность. Учредитель также вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. Присмотр и уход за детьми, то есть комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона), осуществляются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией. В соответствии с Федеральным законом в регионах были установлены размеры платы, взимаемой с родителей (законных представителей), за присмотр и уход за ребенком и порядок взимания такой платы. Так, Постановлением администрации городского округа Краснознаменск Московской области от 27 октября 2014 г. N 915-ПА (Официальный Краснознаменск. 7 ноября 2014 г. N 22) с 1 января 2015 года установлена плата, взимаемая с родителей за присмотр и уход за одного ребенка в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организациях, в размере 2500 рублей в месяц. При этом за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в дошкольных образовательных организациях, в соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона родительская плата не взимается. Родительская плата в размере 50% установлена для одиноких малообеспеченных матерей, родителей (законных представителей), один из которых является работником дошкольной образовательной организации (за исключением педагогических работников), родителей (законных представителей), один из которых является работником пищеблоков дошкольных образовательных организаций (за исключением заведующих производством, поваров). Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования в Брянской области, зависит от муниципального образования, в котором находится дошкольная образовательная организация (Постановление Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 г. N 751-п (информационный бюллетень "Официальная Брянщина". N 37. 24 декабря 2013 г.)). А размер родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории города Перми, зависит от муниципальной услуги дошкольного образования и возраста ребенка, которому эта услуга предоставляется (Постановление администрации города Перми от 31 октября 2014 г. N 801 (Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь. N 81. Часть 1. 7 ноября 2014 г.)). В других регионах родительская плата за присмотр и уход за детьми зависит не только от муниципального образования, в котором находится дошкольная образовательная организация, но и от количества групп в этой организации (Постановление Правительства Республики Алтай от 6 мая 2014 г. N 120 (официальный портал Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 8 мая 2014 г.)). 3. Положения части 3 статьи 65 Федерального закона являются нормой прямого действия, подлежат безусловному выполнению и не нуждаются в подтверждении в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления (см. решение Совета народных депутатов Селивановского района Владимирской области от 28 августа 2013 г. N 74 (Селивановский вестник. 6 сентября 2013 г. N 55); Постановление администрации Адыге-Хабльского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики от 23 июля 2014 г. N 263). Повторение нормы Федерального закона в правовых актах органов местного самоуправления скорее направлено на доведение до сведения жителей муниципального образования исчерпывающей информации. 4. Федеральный закон запрещает включать в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|