Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные образовательные программы 38 глава




В области физической культуры и спорта реализуются также дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, которые включают в себя: дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, направленные на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы); дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, направленные на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки (пункты 1 и 3 части 2, часть 3 статьи 84 Федерального закона).

Индивидуальный отбор обучающихся для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, осуществляется на основании оценки их способностей к занятию отдельным видом спорта, а также при отсутствии медицинских противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Индивидуальный отбор обучающихся осуществляется в соответствии с личным заявлением родителей (законных представителей) обучающихся на участие в индивидуальном отборе обучающихся. Образовательная организация не позднее 30 календарных дней до даты начала проведения индивидуального отбора обучающихся информирует обучающихся, их родителей (законных представителей) о сроках, времени, месте подачи заявления и о процедуре проведения индивидуального отбора обучающихся путем размещения соответствующей информации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информационных стендах и доведения информации на родительских собраниях.

К заявлению родителей (законных представителей) обучающихся в обязательном порядке прилагается справка медицинской организации об отсутствии медицинских противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Для организации и проведения индивидуального отбора образовательной организацией создается приемная комиссия, а для объективного рассмотрения апелляций на результаты индивидуального отбора и разрешения спорных вопросов создается конфликтная комиссия. При этом лица, входящие в состав приемной комиссии, не могу входить в состав конфликтной комиссии.

Результаты индивидуального отбора оформляются протоколами приемной комиссии и доводятся до сведения обучающихся и родителей (законных представителей) через официальный сайт образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и информационные стенды образовательной организации.

Разработка интегрированных образовательных программ в области физической культуры и спорта осуществляется образовательными организациями самостоятельно на основе примерных основных образовательных программ соответствующих уровня и направленности.

Общеобразовательные организации самостоятельно либо на основе сетевой формы реализации образовательных программ формируют специализированные спортивные классы с продленным днем обучения и углубленным тренировочным процессом с учетом следующих особенностей:

возможность проведения двух и более тренировочных занятий в день с совмещением образовательной и тренировочной деятельности;

организация питания обучающихся;

возможность переноса сроков проведения государственной итоговой аттестации обучающимся, участвующим в подготовке или находящимся на официальных спортивных соревнованиях.

В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта, могут создаваться интернаты для проживания лиц, обучающихся по этим программам. При этом за содержание детей в образовательных организациях, имеющих интернат и обеспечивающих подготовку спортивного резерва для спортивных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, родительская плата не взимается.

Прием на обучение по дополнительным профессиональным программам в области физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта. Порядок индивидуального отбора для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта устанавливается Минспортом России по согласованию с Минобрнауки России.

Для обеспечения непрерывности освоения обучающимися интегрированных образовательных программ в области физической культуры и спорта, дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и их спортивной подготовки образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также может обеспечиваться участие этих обучающихся в тренировочных сборах, проводимых физкультурно-спортивными организациями или непосредственно образовательными организациями.

Для обучающихся, осваивающих образовательные программы, указанные выше, образовательной организацией осуществляется обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, проезда к месту проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения тренировочных, физкультурных, спортивных мероприятий, медицинское обеспечение. Организация обеспечения осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций (части 5, 6, 7 и 8 статьи 84 Федерального закона).

Художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Реализация образовательных программ в области искусств основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Образовательные программы среднего профессионального образования, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (далее - интегрированные образовательные программы в области искусств), направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств.

Интегрированные образовательные программы в области искусств реализуются в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в очной форме обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающими получение основного общего образования, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в целях развития их творческих способностей.

Прием на обучение по интегрированным образовательным программам в области искусств проводится на основании результатов отбора лиц, обладающих необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими данными (части 1, 8, 9 и 13 статьи 83 Федерального закона).

Для организации проведения отбора лиц в образовательной организации и (или) ее филиалы для каждой интегрированной образовательной программы в области искусств отдельно формируется комиссия по отбору лиц. При этом одна комиссия по отбору лиц вправе проводить отбор лиц по нескольким формам отбора лиц - предварительное прослушивание, предварительные просмотры, консультации. Состав комиссии по отбору лиц, порядок формирования и деятельности комиссии по отбору лиц определяются образовательной организацией.

Отбор лиц проводится с 25 апреля по 25 июля текущего года (за исключением дополнительного отбора лиц, проводимого в сроки, установленные порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утверждаемым Минобрнауки России). Сроки проведения отбора лиц в соответствующем году в рамках данного периода устанавливает образовательная организация самостоятельно.

Лицам, не проходившим отбор по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), предоставляется возможность пройти отбор в иное время, но не позднее окончания срока проведения отбора лиц, установленного образовательной организацией.

Не позднее чем за 14 календарных дней до начала приема документов образовательная организация размещает на своем официальном сайте и на информационном стенде комиссии по отбору лиц локальные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса по интегрированным образовательным программам в области искусств, сведения о работе комиссии по отбору лиц и апелляционной комиссии.

До проведения отбора лиц образовательная организация вправе проводить предварительные прослушивания, предварительные просмотры, консультации в порядке, установленном образовательной организацией самостоятельно. Отбор лиц проводиться в формах исполнения программы, просмотров, показов, письменных или устных ответов. Формы отбора лиц по конкретной образовательной программе и количество этапов проведения отбора лиц в рамках одной формы отбора лиц устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учетом примерной основной интегрированной образовательной программы в области искусств.

С учетом примерной основной интегрированной образовательной программы в области искусств образовательная организация самостоятельно устанавливает:

требования, предъявляемые к уровню творческих способностей и физическим данным поступающих (по каждой из форм проведения отбора лиц и каждому этапу в рамках одной формы отбора лиц);

систему оценок, применяемую при проведении отбора лиц в данной образовательной организации.

При этом соблюдение установленных образовательной организацией требований, предъявляемых к уровню творческих способностей и физическим данным поступающих, а также система оценок, применяемая при проведении отбора лиц, должны гарантировать зачисление в образовательную организацию лиц, обладающих выдающимися способностями в области искусств и физическими качествами, необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ в области искусств.

Присутствие посторонних лиц при проведении отбора лиц не допускается.

Решение о результатах отбора лиц принимается комиссией по отбору лиц на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя.

На каждом заседании комиссии по отбору лиц ведется протокол, в котором отражаются мнение всех членов комиссии по отбору лиц о творческих способностях и физических качествах поступающих, необходимых для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ в области искусств, а также сведения о репертуаре исполняемых произведений (в случае, если отбор лиц предполагает исполнение произведений), перечень заданных вопросов и характеристика ответов на них.

Результаты по каждой из форм проведения отбора лиц (в случае, если отбор лиц в рамках одной формы отбора лиц проводился в несколько этапов, - по каждому этапу каждой из форм отбора лиц) объявляются не позднее следующего рабочего дня после проведения отбора лиц. Объявление указанных результатов осуществляется путем размещения пофамильного списка - рейтинга с указанием оценок, полученных каждым поступающим на информационном стенде комиссии по отбору лиц, а также на официальном сайте образовательной организации.

Сведения об указанных результатах передаются комиссией по отбору лиц в приемную комиссию образовательной организации не позднее следующего рабочего дня после принятия решения о результатах отбора лиц.

Родители (законные представители) поступающих вправе подать апелляцию по процедуре проведения отбора лиц. Апелляция подается в апелляционную комиссию в письменном виде не позднее следующего рабочего дня после проведения отбора лиц. Состав апелляционной комиссии утверждается приказом руководителя образовательной организации.

Апелляция рассматривается не позднее одного рабочего дня со дня ее подачи. На заседание апелляционной комиссии приглашаются поступающие или их родители (законные представители).

Повторное проведение отбора лиц осуществляется в присутствии одного из членов апелляционной комиссии в течение трех рабочих дней со дня принятия апелляционной комиссией решения о целесообразности такого отбора лиц.

Дополнительный отбор лиц осуществляется в сроки, установленные образовательной организацией (но не позднее 29 августа), в том же порядке, что и отбор лиц, проводившийся в первоначальные сроки.

В структуре образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, могут создаваться интернаты для проживания обучающихся.

На обучающихся по интегрированным образовательным программам в области искусств до получения ими основного общего образования распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам основного общего образования, в период получения ими среднего общего образования и среднего профессионального образования - права и обязанности обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования.

Обучающиеся, освоившие интегрированные образовательные программы в области искусств, проходят в установленном порядке государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение образовательной программы основного общего образования, и государственную итоговую аттестацию, завершающую освоение соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

В случае принятия решения об отчислении обучающегося по интегрированной образовательной программе в области искусств в период получения им основного общего образования по инициативе образовательной организации, в которой он осваивает данную образовательную программу, указанная организация обязана обеспечить перевод этого обучающегося в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования (части 10, 12, 14 и 15 статьи 83 Федерального закона).

Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32, зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2014 г., регистрационный N 31800 (Российская газета. 11.04.2014. N 83); Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта утверждены Приказом Минспорта России от 27 декабря 2013 г. N 1125, зарегистрирован Минюстом России 5 марта 2014 г., регистрационный N 31522 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 14.04.2014. N 15); Порядок отбора лиц для приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, утвержден Приказом Минкультуры России от 25 ноября 2013 г. N 1950, зарегистрирован Минюстом России от 5 марта 2014 г., регистрационный N 31518 (Российская газета. 19.03.2014. N 62); Порядок организации индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в государственные образовательные организации Ставропольского края и муниципальные образовательные организация Ставропольского края для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения утвержден Постановлением Правительства Ставропольского края от 21 июля 2014 г. N 286-п (Ставропольская правда. 05.08.2014. N 204 - 205)).

 

Глава 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Статья 68. Среднее профессиональное образование

 

Комментарий к статье 68

 

1. В комментируемой статье сформулирована цель среднего профессионального образования, отражающая основное нововведение Федерального закона - упразднение начального профессионального образования. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <620> цели начального профессионального образования и среднего профессионального образования были разделены. Начальное профессиональное образование имело целью подготовку работников квалифицированного труда, среднее профессиональное образование - подготовку специалистов среднего звена. Ввиду включения начального профессионального образования как подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в систему среднего профессионального образования Федеральный закон объединил цели данных уровней образования. В настоящее время это подготовка квалифицированных рабочих, служащих и подготовка специалистов среднего звена.

--------------------------------

<620> Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

 

2. Минимальный уровень образования, на базе которого лицо вправе претендовать на обучение на уровне среднего профессионального образования, - основное общее и среднее общее образование. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 г. N 36 <621>.

--------------------------------

<621> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. N 36 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования" // Российская газета. 07.08.2013. N 172.

 

Исключение из указанного правила составляет допуск к обучению по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (интегрированным образовательным программам в области искусств). В силу специфики обучения по интегрированным образовательным программам в области искусств, предполагающим также освоение обучающимися программ основного общего, среднего общего образования, к приему на обучение допускаются лица, имеющие начальное общее образование. Порядок отбора лиц для приема на обучение по указанным программам установлен Приказом Минкультуры России от 25 ноября 2013 г. N 1950 <622>.

--------------------------------

<622> Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1950 "Об утверждении порядка отбора лиц для приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования" // Российская газета. 19.03.2014. N 62.

 

3. Лицо, поступившее на обучение по программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования, получает среднее общее образование в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Образовательная программа среднего профессионального образования разрабатывается образовательной организацией самостоятельно на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

Профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования в своей работе следует руководствоваться письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 06-259 <623>, содержащим рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования.

--------------------------------

<623> Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 06-259 "О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Профессиональные образовательные организации самостоятельно определяют профиль профессионального образования в соответствии со спецификой основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (далее - ОПОП СПО), руководствуясь Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 <624>, а также Примерным распределением профессий СПО и специальностей СПО по профилям профессионального образования (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 06-259).

--------------------------------

<624> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 10.02.2014. N 6.

 

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования профессиональные образовательные организации при разработке учебных планов ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования формируют общеобразовательный цикл, включая общеобразовательные учебные дисциплины (общие и по выбору) из обязательных предметных областей: филология; иностранный язык; общественные науки; математика и информатика; естественные науки; физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности.

Общеобразовательный цикл ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования должен содержать не менее 10 учебных дисциплин и предусматривать изучение не менее одной общеобразовательной учебной дисциплины из каждой предметной области. Из них не менее 3 учебных дисциплин изучаются углубленно с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой профессии СПО или специальности СПО.

Отметим, что диплом о среднем профессиональном образовании, выданный лицу, получившему среднее профессиональное образование на базе основного общего образования, подтверждает освоение таким лицом образовательной программы среднего профессионального образования с одновременным освоением образовательной программы среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. При этом профессиональная образовательная организация не выдает дополнительно к диплому о среднем профессиональном образовании аттестат о среднем общем образовании.

Аттестат выдается в случае прохождения по желанию обучающегося государственной итоговой аттестации, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования.

4. Нововведением Федерального закона является предоставление государственных гарантий получения среднего профессионального образования за счет средств бюджета на общедоступной основе.

Из указанного правила существует исключение для поступающих на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. В этом случае проводятся вступительные испытания.

В пункте 29 Приказа Минобрнауки России от 23 января 2014 г. N 36 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования" <625> перечислены специальности среднего профессионального образования, по которым проводятся вступительные испытания (например, 49.02.01 Физическая культура, 20.02.04 Пожарная безопасность, 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение).

--------------------------------

<625> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. N 36 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования" // Российская газета. 19.03.2014. N 62.

 

Вступительные испытания проводятся в письменной и (или) устной форме, в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом правилами приема. Вступительное испытание, проводимое в устной форме, оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и комментарии экзаменаторов.

Следует учитывать, что гарантия общедоступности не обеспечивает бесплатное получение среднего профессионального образования для всех желающих. Число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 1 ст. 100 Федерального закона).

В соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона условиями приема на обучение по образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц.

Таким образом, если заявлений на прием оказалось больше, чем установленных образовательной организацией контрольных цифр приема, на обучение за счет бюджета принимаются лица, имеющие более высокие результаты освоения программы основного общего или среднего общего образования. В том случае, если поступающий не имеет высоких результатов, подтверждаемых аттестатом, он имеет право поступить сверх установленных образовательной организацией контрольных цифр приема, на основе договора оказания платных образовательных услуг либо выбрать для поступления на бюджетной основе иные профессии, специальности, направления подготовки, а также иные образовательные организации.

5. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Гарантии общедоступности и бесплатности не распространяются на тех лиц, которые получают образование соответствующего уровня повторно. Повторным является получение среднего профессионального образования по программам специалистов среднего звена и программам квалифицированных рабочих или служащих лицами, имеющими диплом с присвоением соответствующей квалификации.

По смыслу комментируемой статьи повторным является также получение среднего профессионального образования по программам квалифицированных рабочих или служащих лицами, имеющими диплом специалиста среднего звена. В свою очередь, лицо, имеющее квалификацию квалифицированного рабочего или служащего и желающее продолжить свое обучение по программам специалиста среднего звена, имеет право на прием на бесплатной и общедоступной основе.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена - с использованием текстов, тем, заданий, билетов или в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 февраля 2014 г. N 02-68 <626> даны разъяснения, что право организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, выдавать аттестат подтверждается свидетельством о государственной аккредитации по образовательной программе среднего общего образования. Таким образом, обучающиеся вправе пройти ГИА по образовательным программам среднего общего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования при наличии у такой организации свидетельства о государственной аккредитации по образовательной программе среднего общего образования.

--------------------------------

<626> Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 февраля 2014 г. N 02-68 "О прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования обучающимися по образовательным программам среднего профессионального образования" // Официальные документы в образовании. 2014. N 9.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...