Дополнительные образовательные программы 29 глава
Довод заявителя о дискриминационном характере оспариваемых норм суд обоснованно признал несостоятельным, указав, что иное регулирование, напротив, с определенной долей вероятности допускало бы возможность отказа в приеме в дошкольное образовательное учреждение по мотивам отсутствия свободных мест детям, проживающим рядом с учреждением, что вошло бы в прямое противоречие с приведенными выше положениями норм федерального законодательства, умаляя право ребенка на доступность образования, в том числе доступность пешеходную. При таких обстоятельствах, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления гражданина С., поданного в интересах его несовершеннолетнего сына. Согласно Порядку приема граждан в общеобразовательные учреждения прием заявлений в первый класс учреждений для закрепленных лиц начинается не позднее 10 марта и завершается не позднее 31 июля текущего года. Зачисление в учреждение оформляется приказом руководителя учреждения в течение 7 рабочих дней после приема документов. После этого начинается прием заявлений о поступлении в первый класс для детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, с 1 августа текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. Учреждения, закончившие прием в первый класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории, вправе осуществлять прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, ранее 1 августа. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. Соответственно, граждане, проживающие на указанной территории, имеют в этом отношении установленное законом преимущество. Данная норма создает некоторые сложности в ситуации, когда был объявлен прием на обучение в конкретную образовательную организацию, были зачислены все подавшие заявления обучающиеся и места в образовательной организации закончились. После чего желание обучаться в данной организации изъявили законные представители еще одного обучающегося, проживающего на территории, закрепленной за образовательной организацией.
Если мест в государственной или муниципальной образовательной организации нет, родители (законные представители) ребенка обращаются для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Соответствующие органы, что вытекает из указанной нормы нового федерального закона, должны решить вопрос поиска места для ребенка. Закон N 273-ФЗ в ч. 5 ст. 67 вводит важнейшую норму. Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации. Таким образом, на уровне регионального закона может быть установлена возможность организации отбора обучающихся для обучения по таким программам. Это крайне важная возможность с учетом практики, сложившейся в ходе работы лицеев и гимназий, которые реализовали подобного рода программы. Ранее возможностей организовать отбор легально не имелось, в связи с чем фиксировались многочисленные нарушения, поскольку объективно отсутствие возможности организовать отбор обучающихся практически обессмысливает реализацию образовательных программ такой специфики. Поэтому на практике организации пытались тем или иным образом организовать отбор обучающихся при приеме, пользуясь теми или иными способами обойти требование действовавшего законодательства. В настоящее время таких сложностей более не будет возникать, если регион решит данный вопрос на законодательном уровне.
Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта. Согласно ч. 5 ст. 63 Закона N 273-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. Такой учет организуется с целью обеспечения получения общего образования всеми детьми, имеющими на это право. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают. Соответственно, дети, обучающиеся в форме семейного образования, не могут считаться не получающими образования. Они получают образование, но вне образовательной организации, и учитываются как получающие образование. На основании заявления о форме семейного образования орган местного самоуправления организует прикрепление ребенка к той или иной образовательной школе с целью реализации его права пройти промежуточную или итоговую аттестацию бесплатно.
В соответствии с ч. 7 ст. 55 Закона N 273-ФЗ при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующим должности, профессии или специальности. Порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предельное количество образовательных организаций высшего образования, в которые поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявления одновременно, и количество специальностей и направлений подготовки, по которым он вправе участвовать в конкурсе), перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня, особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования и перечень категорий граждан, которые поступают на обучение по образовательным программам высшего образования по результатам вступительных испытаний, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования регламентирован Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 N 3 граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования регламентирован Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 N 3 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год" <584> и определяет прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования за счет средств соответствующего бюджета, по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами, а также определяет особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья, устанавливает вступительные испытания в зависимости от специальности. -------------------------------- <584> Российская газета. 25.02.2014. N 44.
Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно <585>. -------------------------------- <585> См., например: Правила приема в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" для поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета в 2015 году", утвержденные Ученым советом НИУ ВШЭ (протокол от 26 сентября 2014 г. N 6) // http://www.hse.ru/data/2014/09/30/1100409313/Правила%20приема_бак_утв.pdf - официальный сайт Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (дата обращения: 25.07.2015).
Статья 56. Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении
Комментарий к статье 56
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Закона N 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных ими в соответствии со ст. 100 Закона N 273-ФЗ контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Пунктом 116 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 3, установлено, что организации вправе проводить целевой прием в пределах установленных им контрольных цифр. Квота целевого приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры по каждой специальности и по каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций. Квота целевого приема устанавливается учредителем организации: а) по организации в целом либо с детализацией по организации и ее филиалам; б) с детализацией либо без детализации по формам обучения; в) по специальности или направлению подготовки в целом либо с детализацией по программам бакалавриата в пределах направления подготовки, программам специалитета в пределах специальности, программам магистратуры в пределах направления подготовки (см. подробнее комментарий к ст. 100 Закона N 273-ФЗ). Целевой прием проводится в пределах установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого организацией с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования Существенными условиями договора о целевом приеме являются: а) обязательства организации по организации целевого приема гражданина, заключившего договор о целевом обучении; б) обязательства органа или организации по организации учебной и производственной практики гражданина, заключившего договор о целевом обучении. Согласно ч. 4 ст. 56 Закона N 273-ФЗ право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с органом или организацией, указанными в ч. 3 ст. 56 Закона N 273-ФЗ, и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема. Договор о целевом обучении заключается между федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и или муниципального образования, гражданином или обучающимся и включает в себя: - меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения органом или организацией, заключившими договор о целевом обучении (к указанным мерам могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки); - обязательства органа или организации и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией; - основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству. Права и обязательства по договорам о целевом обучении и о целевом приеме возникают с даты, указанной в соответствующем договоре. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе заключать договоры о целевом обучении с обучающимися по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, принятыми на обучение не на условиях целевого приема. Заключение договора о целевом обучении между федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и гражданином с обязательством последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе. Типовая форма договора о целевом приеме утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. N 1076 "О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении" (вместе с Правилами заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении) <586>. -------------------------------- <586> Собрание законодательства РФ. 2013. N 48. Ст. 6279.
Орган или организация направляет в образовательную организацию предложение в письменной форме о заключении договора о целевом приеме, содержащее сведения о количестве граждан, подготовку которых необходимо осуществить по направлениям подготовки и специальностям в рамках целевого обучения для органа или организации, а также сведения о направлениях деятельности органа или организации. Образовательная организация в течение 10 календарных дней со дня получения предложения в письменной форме о заключении договора о целевом приеме в письменной форме сообщает органу или организации о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и информирует орган или организацию о количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема, или об отказе в заключении договора о целевом приеме в связи с отсутствием по соответствующей специальности или направлению подготовки контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При получении от образовательной организации согласия на заключение договора о целевом приеме орган или организация в течение 5 календарных дней со дня его получения направляют образовательной организации подписанный проект договора о целевом приеме и список граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, определенных органом или организацией самостоятельно. Образовательная организация подписывает проект договора о целевом приеме в течение 5 календарных дней со дня его получения. После подписания проекта договора о целевом приеме 1 экземпляр договора о целевом приеме остается у образовательной организации. Договор о целевом обучении заключается органом или организацией и гражданином или обучающимся. Договор о целевом обучении заключается в простой письменной форме в двух экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон). Договор о целевом обучении заключается с гражданином до начала целевого приема. Орган или организация до начала целевого приема в письменной форме информируют образовательную организацию, заключившую договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении, с приложением копий указанных договоров. Договор о целевом обучении с обучающимся заключается на любом этапе освоения им образовательной программы в образовательной организации. Несовершеннолетние граждане и обучающиеся заключают договор о целевом обучении с письменного согласия родителей (законных представителей). Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении расторгаются по соглашению сторон (в том числе в связи с отчислением гражданина из образовательной организации), в связи обстоятельствами, не зависящими от воли гражданина и образовательной организации, в том числе в связи с ликвидацией образовательной организации, органа или организации, смертью гражданина, а также в судебном порядке. Соглашения о расторжении договора о целевом приеме и договора о целевом обучении совершаются в простой письменной форме. Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Если же успешно окончивший образовательную организацию студент не будет принят на работу, орган или организация выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.
Статья 57. Изменение образовательных отношений
Комментарий к статье 57
Вопросы изменения образовательных отношений регулируются ст. 57 Закона N 273-ФЗ. Образовательные отношения изменяются, если меняются условия получения обучающимся образования, что влечет за собой изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность. Изменение образовательных отношений осуществляется при наличии одного из следующих условий: - изменение условий получения обучающимся образования по конкретной основной или дополнительной образовательной программе. Наступление данного условия не зависит от воли сторон, но приводит к изменению прав и обязанностей субъектов правоотношений; - по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по его заявлению в письменной форме; - по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность. Изменение образовательных отношений влечет за собой изменение прав и обязанностей образовательной организации, обучающегося и родителей несовершеннолетнего обучающегося (его законных представителей). Основанием для изменения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом. Если с обучающимся (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося) ранее был заключен договор об образовании, распорядительный акт издается на основании внесения соответствующих изменений в такой договор. Таким образом, в случае изменения образовательных отношений, как и в случае их возникновения, договор (изменения в договор) является основанием для издания соответствующего приказа. Права и обязанности обучающегося изменяются с даты издания приказа или с иной указанной в нем даты. Более подробное правовое регулирование оснований изменения образовательных отношениях определяется локальными нормативными актами образовательных организаций. Так, например, в Саратовском социально-экономическом институте (филиале) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский экономический университета имени Г.В. Плеханова" действует Положение о порядке возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений, утвержденное приказом ректора от 15 апреля 2014 г. N 99 <587>. -------------------------------- <587> http://www.seun.ru/content/download/doc/Положение.pdf - официальный сайт Саратовского социально-экономического института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский экономический университета имени Г.В. Плеханова" (дата обращения: 25.07.2015).
Образовательные отношения изменяются в случае изменения условий получения обучающимся образования по конкретной основной или дополнительной профессиональной образовательной программе, повлекших за собой изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и образовательной организации. Образовательные отношения могут быть изменены в связи с: - изменением формы обучения; - переводом обучающегося на другое направление подготовки/специальность; - переводом обучающихся с платного обучения на бесплатное; - предоставлением обучающемуся академического отпуска; - направлением на обучение в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на определенный срок в порядке обмена, в том числе в иностранную образовательную организацию; - изменением законодательства об образовании (в случае установления дополнительных прав и (или) гарантий для обучающихся по соответствующим образовательным программам). Изменение образовательных отношений в связи с изменением формы обучения (очная, очно-заочная, заочная формы обучения) и в связи с переводом обучающегося на другое направление подготовки/специальность осуществляется на основании заявления обучающегося, предъявления зачетной книжки и справки о выполнении учебного плана. Перевод обучающегося с платного обучения на бесплатное осуществляется на основании решения Комиссии по переходу лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное в соответствии с Порядком и случаями перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 443 <588>. -------------------------------- <588> Российская газета. 25.07.2013. N 161.
Предоставление обучающемуся академического отпуска осуществляется на основании заявления и документов, подтверждающих основания предоставления такого отпуска, в соответствии с Порядком и основаниями предоставления академического отпуска обучающимся, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июня 2013 г. N 455 <589> и Положением о порядке предоставления академических отпусков обучающимся в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова". -------------------------------- <589> Российская газета. 03.07.2013. N 142.
Примером изменения образовательных отношений является направление на обучение в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на определенный срок в порядке обмена, в том числе в иностранную образовательную организацию. Данное изменение образовательных отношений осуществляется на основании заявления обучающегося в соответствии с договорами между образовательными организациями - партнерами. Изменения образовательных отношений оформляются приказом руководителя образовательной организации. Если с обучающимся (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося) заключен договор об образовании, приказ издается на основании заявления и заключения соответствующего договора. При изменении образовательных отношений выписка из приказа вносится в личное дело студента. Обучающемуся сохраняется его студенческий билет и зачетная книжка, в которые вносятся соответствующие исправления, заверенные подписью уполномоченного должностного лица и печатью образовательной организации, а также делаются записи о сдаче разницы в учебных планах. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами образовательной организации, изменяются с даты издания приказа или с иной указанной в приказе даты.
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
Комментарий к статье 58
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся относятся к компетенции самой образовательной организации (п. 10 ч. 3 ст. 28 и ч. 1 ст. 58 Закона N 273-ФЗ). Установление каких-либо обязательных норм по данному вопросу законодательством об образовании не предусматривается. Поэтому каждая общеобразовательная организация самостоятельно устанавливает порядок промежуточной аттестации учащихся, который закрепляется в учебном плане и соответствующем локальном нормативном акте (ч. 2 ст. 30 Закона N 273-ФЗ). Исходя из положений ст. 58 Федерального закона N 273-ФЗ промежуточной аттестацией целесообразно считать подведение итогов обучения учащегося за учебный год в целом в разрезе изученных предметов (дисциплин). Если элементом промежуточной аттестации считать итоги освоения части образовательной программы за четверть (триместр), то возникает неопределенность относительно условного перевода учащихся в следующий класс в случае возникновения академической задолженности. Законодательство об образовании не определяет закрытый перечень возможных форм проведения промежуточной аттестации, поэтому такая аттестация может сводиться и к выставлению по итогам учебного года средней отметки исходя из отметок по частям образовательной программы за четверть (триместр). Если же в общеобразовательной организации промежуточная аттестация рассматривается как отдельный элемент оценивания учебных достижений учащихся, не связанный с текущей успеваемостью, то юридически допустимо, что отметка, полученная на такой аттестации, может быть выше, чем среднечетвертная. Итоговая отметка за учебный год может быть выставлена по результатам зачета, выполненного реферата, доклада или экзамена. Обратим внимание, что образовательная организация, практикующая различные формы промежуточной аттестации, может отрегулировать по своему усмотрению ситуацию, при которой по итогам учебного года выставляются и "среднечетвертная" отметка, и отметка на промежуточной аттестации в зависимости от формы промежуточной аттестации. Порядок проведения промежуточной аттестации предусматривается локальным нормативным актом образовательной организации. Экспертами Института образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", осуществляющими экспертно-консультационное сопровождение внедрения изменений и новаций, связанных с реализацией Закона N 273-ФЗ, была подготовлена модель локального нормативного акта - Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществления текущего контроля их успеваемости <590>. -------------------------------- <590> Режим доступа: http://273-фз.рф/modeli/polozhenie-o-provedenii-promezhutochnoy-attestacii-uchashchihsya-i-osushchestvlenii - информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций (дата обращения: 25.07.2015).
Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Текущий контроль успеваемости учащихся представляет систематическую проверку учебных достижений учащихся, проводимую педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|