Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Появление молочного Океана в радха-кунде




В 1941 году были проведены обширные ремонтные работы по восстановлению Радха-кунды и Шьяма-кунды. Когда их осушили, стало видно, как со дна кунд бьют бесчисленные крохотные роднички. Некоторые из этих подземных родников источали столько воды, что кунды вскоре вновь наполнялись, если выключали дренажные помпы. Ачарьи, живущие у кунд, говорят, что каждый источник представляет собой одно из святых мест, тиртх, которые сошлись сюда пять тысяч лет назад по зову Кришны. Эти тиртхи приняли форму родничков, чтобы продолжать служить прекрасным, словно лотосы, стопам Шримати Радхарани.

Тогда же преданные обнаружили Канчана-кунду, маленькую кунду посреди Радха-кунды. Это место, огражденное стеной, является той изначальной кундой, которую Шримати Радхика и гопи выкопали своими браслетами. Что удивительно, в центре Радха-кунды преданные обнаружили несколько необычных родников, из которых сочилась густая беловатая жидкость, напоминающая молоко.

В последние пятьдесят лет случалось, что «молочные родники» выделяли огромное количество «молока». Оно собирается в отчетливо различимые в водах Радха-кунды лужицы. Иногда «молочные родники» источают столько молока, что вся Радха-кунда становится такой белой, будто кто-то вылил в нее тысячи тонн молока. Однажды местный преданный собрал немного этого молока в бутылку, а на следующий день оно превратилось в йогурт.

Откуда берется это молоко? Местные ачарьи говорят, что из Кшира сагары, Молочного Океана Вселенной. Кшира сагара появился в Радха-кунде, когда Кришна созвал тиртхи и реки Вселенной, чтобы наполнить Шьяма-кунду. Это произошло подобно тому, как Кришна призвал Гангу к Говардхану, чтобы удовлетворить желание Нанды Бабы, который хотел совершить очистительное омовение. Это проявление священной реки Ганги называется Манаси Ганга.

Почему же в Шьяма-кунде нет молочных родников? Священные тиртхи, наполнив Шьяма-кунду, сделали свое дело, очистив Кришну, а затем наполнили Радха-кунду. Здесь они приняли прибежище Шримати Радхарани, попросив оставить их Ее слугами в Ее нитья-лиле. И Она согласилась.

Эти тиртхи (в форме молочных родников) иногда переполняет экстаз при виде лил Радхи-Мадхавы, и тогда молоко потоками бьет из них. Это происходит подобно тому, как у мамы Яшоды и у коров сочится молоко от экстатической любви к Кришне.

В Аюрведе молоко названо амритой, или нектаром. Молоко — это форма нектара, потому что оно имеет сладковатый вкус, способно питать тело и ум и поддерживать их здоровье. Так же, как молоко поддерживает тело, нектар премы питает душу. Радха-кунда наполнена обоими этими нектарами, дарующими жизнь. У Радха-кунды можно испить и молочного нектара из таинственного подземного источника, и према-амриты, нектара премы, текущего от прекрасных, словно лотосы, стоп Шримати Радхарани.

 

Шри Шри Радха-кунда Шьяма-кунда ки джай!

ГЛАВА 4

ОПИСАНИЕ РАДХА-КУНДЫ

радха-кунда-махима то’ корийа шраван

лалайита хо’йе ами падибо такхан

 

«Едва я услышу, как Шри Рупа Манджари воспевает славу священной Радха-кунды, меня охватывает столь непереносимо острая тоска по ней, что я тут же падаю без чувств» («Гита-Мала»).

«Есть место, благоухание которого превосходит запах сандала, усиленный в миллион раз. Есть место, благоухание которого превосходит аромат мускуса, усиленный в миллион раз. Есть место, что благоуханнее потока камфары. Есть место, благоуханнее всей кункумы. Есть место, что чудеснейшим ароматом превосходит агуру.

И днем и ночью оно напоено сладостным ароматом всевозможных цветов. Там есть всевозможные напитки и изысканнейшие яства и множество сладчайших и прекраснейших фруктов. Там лежат пояса, цветочные гирлянды, разбросаны разорванные ожерелья из драгоценных камней и многое другое, потому что игры Радхи-Мадхавы проходят там.

Пусть дочь царя Вришабхану, вместе со Своими подругами — гопи поющая с темноликим Кришной, явится моим глазам в прекрасной беседке, изукрашенной драгоценными камнями, на берегу удивительной Радха-кунды.

Радха и Ее подруги своими лотосными ладонями плескали водой в Господа Кришну, жемчужину среди всех возлюбленных. Опустив луноподобное лицо, Кришна воскликнул: «Хватит! Довольно! Признаю Себя побежденным!» Когда Радха услышала эти слова, подобные потоку нектара, Она перестала брызгаться и рассмеялась. Мне интересно, неужели здесь проходили такие игры?

Неужели когда-то эти два трансцендентных нектарных Божества наслаждались удивительными играми, украшая друг друга цветами в этой рощице изящных деревьев калпа-врикша, чьи раскидистые ветви усыпаны восхитительными цветами?

Вся слава наслаждению, которое испытывают влюбленные Радха и Кришна, украдкой бросая друг на друга нежные радостные взгляды, прикасаясь под разными предлогами друг к другу, отчего волосы на Их телах встают дыбом от экстаза, и обмениваясь друг с другом сладчайшим потоком нектарных слов.

Моя царица — Шри Радха, которая поражает подруг великолепием Своего прекрасного юного тела, сияющего подобно расплавленному золоту; а также вечно изумляющим прекрасным потоком Своих любовных лил, Своими слезами, дрожащим голосом и другими признаками Своей экстатической любви к темноликому Кришне. Когда подруги Шри Радхи приходят в Ее любимую рощу, их переполняет такой экстаз, что волосы на их телах встают дыбом.

Пусть же поселятся в моем сердце Шри Радха и Ее возлюбленный, переполняемые волнами удивительной сладости, восхитительной красоты, веселых трансцендентных игр и совершенного знания искусства любви, которые пришли во Вриндаван из Враджа и чья чудесная красота возрастает во многие сотни раз возле Радха-кунды.

Когда же украсит мои уста своей славой озеро, которое поражает великолепием волн нектарного океана сладости и которое наполняет Вриндаван удивительно восхитительным ароматом, самое удивительное из всех мест, где Шри Радха наслаждается Своими прекрасными играми?

У корней деревьев, растущих вокруг Радха-кунды, — площадки с мозаикой из драгоценных камней, и каждая из них неповторима. Одни круглые, другие прямоугольные, третьи — шести- или восьмиугольной формы. Высота одних — всего лишь до колен, других же — до пупка, подбородка или шеи. Радхе-Мадхаве и гопи нравится сидеть на них, потому что эти площадки зимой теплые, а летом — прохладные.

Купальни- гхаты окружены различными кунджами (рощами). За ними — банановые рощи, цветочные и фруктовые сады, красиво вписанные в яркий пейзаж. Сотни слуг Вриндадеви собирают там плоды, цветы и многое другое для подношения Радхе-Говинде. И все, что они собирают, хранится затем в домиках из драгоценных камней, расположенных вокруг Радха-кунды.

Чтобы доставить еще больше удовольствия Радхе-Мадхаве, когда Они играют в этих домиках, Вриндадеви и ее служанки выполняют всевозможные виды служения. Они подметают тропинки и дворики и опрыскивают их душистой водой. Они вешают на дверные проемы гирлянды из благоухающих цветов. Устроив качели, они развешивают над ними яркие гобелены.

Они приготовляют цветочные ложа, покрывая листья множеством мягких благоухающих лепестков красного лотоса и драпируя их сверху тонкой тканью. Не забывают и про мягкие цветочные подушки для сидения. Они ставят коробочки с паном, горшочки с пьянящим медовым нектаром и золотые кувшины со свежей питьевой водой с ароматом камфары так, чтобы их можно было достать рукой с ложа из цветов. Все эти приготовления усиливают божественность атмосферы Радха-кунды.

Душистая пыльца и мед, сочащийся из белых лилий и розовых, красных, белых и голубых лотосов, освежают воды Радха-кунды и придают им сладкий вкус. Сразу же за садами и деревьями Радха-кунды расположены шесть лесов времен года, где Радха и Кришна могут наслаждаться любым временем года по Своему выбору. Лебеди, журавли, чакравакры и другие птицы поют сладостными голосами на водах Радха-кунды и вокруг нее. Попугаи стихами прославляют экстатические игры Радхи-Мадхавы.

Принимая Муралидхару за грозовое облако, ликующие павлины кричат: «Ке ка! Ке ка!» — и, опьяненные любовью, начинают танцевать, распустив хвосты. Божественное пение диковинных птиц чатаки подобно нектару для слуха. А чакоры утоляют жажду лунным светом, который излучает неописуемо прекрасный лик Кришначандры. Все эти сладостные картины, звуки и запахи создают удивительно радостную и чарующую атмосферу, доставляющую удовольствие Радхике и Шьяме».

 

КУНДЖИ АШТА-САКХИ

Вокруг Радха-кунды расположены кунджи восьми подруг Шри Радхи, ашта-сакхи. Каждая гопи сама украсила и обустроила свою кунджу таким образом, чтобы еще больше увеличить безграничное счастье Божественной Четы. Вокруг кундж ашта-сакхи — по восемь меньших рощ восьми помощниц каждой из сакхи. Основной цвет и местоположение каждой кунджи указаны в скобках.

«Безгранично прекрасная Шри Радха-кунда исполнена совершенной любви Божественной Четы. Вокруг — рощи подруг Радхи, и повсюду здесь слышно жужжание множества счастливых пчел» («Враджа-рити-чинтамани»).

 

1. Кунджа Шри Лалиты сакхи (к северу от Радха-кунды)

Кунджа Лалиты имеет форму огромного лотоса, и в ней можно насладиться всеми временами года. Она самая большая и наиболее дорога Радхе и Кришне, потому что всегда наполняет Их величайшей радостью. В этой кундже есть площадки из золота, хрусталя, сапфиров и лазурита. В центре расположен золотой храм в форме лотоса с тысячей лепестков, который называется Анангам-рангамбуджа. Эта кунджа уменьшается или увеличивается в размерах по желанию Радхи-Мадхавы.

Восемь меньших кундж вокруг нее напоминают своими очертаниями лотосы с восемью лепестками. Одна из них, Васанта кунджа, дарует весеннее наслаждение своими прекрасными белыми, синими, красными, желтыми и зелеными цветами, жужжанием пчел и сладостным пением кукушек.

К юго-западу от кунджи Лалиты расположен трехэтажный храм-лотос удивительнейшей красоты. В нем на двух этажах расположено шестнадцать богато убранных комнат. Со всех четырех сторон в храме есть окна и входные двери. Внутри на стенах храма — изображения сокровенных игр Радхи-Мадхавы (раса-лила, пурва-рага и другие), инкрустированные драгоценными камнями, снаружи изображены игры Кришны, в которых Он убивает демонов (Путану, Ариштасуру и других). На третьем же этаже большой изукрашенный драгоценными камнями купол поддерживают красные коралловые колонны с резными хрустальными основаниями. В этом зале на открытом воздухе Радха и Кришна наслаждаются прекрасным видом на Радха-кунду.

 

Лотосные качели Лалиты

К юго-востоку от кунджи Лалиты есть огромные качели в форме лотоса, называемые Мадана Долана. Они подвешены к двум деревьям бакула на четырех толстых шелковых канатах. На качелях укреплены восемь рубиновых сидений с коралловыми спинками в сорок пять сантиметров высотой и с подножиями в форме лотосов. На каждом сидении — подушки из хлопка, обтянутые шелком, а также круглые подушечки и валики. Прекрасный балдахин из яркого гобелена натянут над Радхой и Кришной, когда Они качаются на качелях.

Ашта-сакхи сидят вокруг Радхи-Мадхавы и поют радостные песни, в то время как Вриндадеви раскачивает качели. И хотя сакхи сидят вокруг Радхи и Кришны, кажется, будто Божественная Чета улыбается одновременно каждой из них.

 

2. Кунджа Шри Вишакхи Деви (к северо-востоку от Радха-кунды)

Красные, синие, желтые и зеленые цветки четырех больших деревьев чампака источают сильнейший аромат и затапливают им все вокруг кунджи Вишакхи. Синие, зеленые и желтые пчелы, попугаи и кукушки оживляют атмосферу своими яркими цветами, жужжанием и сладостным щебетом. Опьяненные пчелы, подобно стражам, готовы выпроводить непрошеных гостей. Лозы мадхави обвили склонившиеся к земле ветви деревьев чампака и затенили собой все, сделав кунджу похожей на дворец. Под деревьями расположены площадки, на которых приятно сидеть, благодаря прохладе, создаваемой плотной листвой над головой. Радха и Кришна всегда вкушают здесь сладчайший нектар любовных игр.

 

3. Кунджа Шри Читры Деви (разноцветная, к востоку от Радха-кунды)

Слово читра означает «разноцветная» или «прекрасная». Вот почему деревья, лозы, птицы, пчелы, животные, дворики, площадки, качели и троны в этой кундже всевозможных форм и цветов.

 

4. Кунджа Шри Индулекхи Сакхи (белая, к юго-востоку от Радха-кунды)

Все в этой роще абсолютно белое. Троны, площадки, домики и дворики, сделанные из лунного камня, тоже белые. Там растут белые лилии, лотосы и цветы маллика. Стволы, ветки и листья деревьев — тоже белые. Белые пчелы, попугаи и кукушки не видны на белом фоне, но сладостное пение выдает их присутствие. В день полнолуния, в пурниму, Радха-Мадхава и гопи надевают белые одежды и развлекаются в этой кундже, не видимые чужому оку.

 

5. Кунджа Шри Чампакалаты (золотая, к югу от Радха-кунды)

Пчелы, земля, деревья, цветы, травы, качели, площадки, беседки и все остальное в этой кундже золотого цвета. Однажды Джатила, недоверчивая свекровь Шри Радхи, пришла туда, чтобы застать играющих Радху и Кришну. Гауранги, Шри Радха, была в кундже, одетая в желтое платье. И когда Джатила пришла, она увидела только Кришну, а разглядеть Шри Радху не смогла.

Иногда Кришна приходит сюда и принимает Свою золотую форму. Никем не замеченный, Он подкрадывается к гопи и наслаждается, слушая, как они с любовью говорят о Нем. Кухня Чампакалаты славится сказочными угощениями, которые гопи вместе с Вриндадеви готовит для Божественной Четы.

 

6. Кунджа Шри Ранги Деви (цвета шьям, к юго-западу от Радха-кунды)

Эту темно-синюю кунджу Шримати Радхарани любит больше всех остальных, потому что все здесь напоминает Ей о Ее возлюбленном Шьямасундаре. Земля, храмы и домики выложены синим сапфиром. Темно-синие лианы обвивают деревья тамала.

Когда непрошеные гости, такие, как бабушка Шри Радхи Мукхара, или Ее старшие подруги- гопи, проходят мимо, они не видят, что Шьяма сидит рядом со Своей возлюбленной Шримати. Радуясь при виде благочестивой Шри Радхи, которая сидит одна, старшие благословляют Ее и уходят.

 

7. Кунджа Шри Тунгавидьи (темно-красная, к западу от Радха-кунды)

Вся роща выложена рубинами. По желанию Кришны лозы, деревья, цветы, птицы, животные, качели и тропинки здесь стали темно-красными.

 

8. Кунджа Шри Судеви (зеленая, на северо-западе)

Все в этом священном месте игр Радхи и Кришны зеленое. Облицованные изумрудом троны, домики, площадки, беседки и тропинки расположены среди зеленых деревьев, бутонов и цветов. В этой пышно зеленеющей роще Радха-Говинда наслаждаются Своей знаменитой игрой паса-кела (настольной игрой в кости, в которой много азарта и веселого смеха).

 

Кунджа Шри Ананги Манджари (в центре Радха-кунды)

Эта кунджа, расположенная посреди Радха-кунды, соединена с северным берегом хрустальным мостиком в месте, которое в настоящее время называется Ма Джахнава Баитхака. Проходящие мимо принимают кунджу за огромный лотос, плавающий по Радха-кунде. В центре ее расположен ослепительной красоты храм, выложенный драгоценными камнями и похожий на безупречной формы лотос с шестнадцатью лепестками. Там можно увидеть множество лебедей, цветов и других предметов, вырезанных из драгоценных камней. В прекрасной кундже Ананги Манджари Шри Кришна испытывает величайшее блаженство.

Шри Ананга Манджари — младшая сестра Шримати Радхарани. Во время купания, приема пищи и игр она всегда находится рядом со своей сестрой. Ей тринадцать лет, ее тело цвета золота, и она носит одежды цвета синего лотоса. Она едет в одном паланкине со Шримати Радхарани, когда Шридама привозит Радхарани в Варшану из Явата. Ананга Манджари одновременно и служанка, манджари, и предводительница группы гопи, сокровенная любовь которых доставляет совершенное удовольствие Шри Кришне.

«На берегу Радха-кунды есть восхитительная беседка из золота, жемчуга и драгоценных камней. В этой беседке Радха-Мадхава наслаждаются трансцендентными играми, как два премьер-министра царя священной любви, и все прочее не имеет для них никакой ценности. Они счастливо умащают это царство любви сандаловой пастой Своих игр. Я буду вечно поклоняться этой прекрасной роще на берегу Радха-кунды» (Враджа-виласа-става).

 

Гопа кунджи вокруг Шьяма-кунды

Шьяма-кунда не квадратная, как Радха-кунда, а имеет форму левой стопы Кришны, от удара которой и была создана. Позднее, когда Рагхунатха дас Госвами приступил к реставрации Шьяма-кунды, во сне ему явились Пандавы и попросили не срубать деревья. Они сказали, что приняли тела деревьев для совершения бхаджаны на берегу Шьяма-кунды.

На берегах Шьяма-кунды тоже есть выложенные драгоценными камнями гхаты, лестницы, троны, качели, площадки и прочее. Вокруг нее расположены восемь кундж прийа-нарма сакха Кришны. Прийа-нарма сакха — это мальчики-пастушки, гопы, наиболее близкие друзья Кришны, которые понимают Его сокровенные игры с гопи. Эти мальчики-пастушки отдали свои кунджи в распоряжение разных сакхи.

 

1. Кунджа Субала (к северо-западу от Шьяма-кунды)

Субал отдал свою кунджу Шримати Радхарани. Она приходит сюда каждый день, чтобы омыться в Шьяма-кунде, которую любит так же, как Кришну. Шримати Радхика всегда исполнена желания принимать омовение здесь, потому что воды Шьяма-кунды смешаны с нектаром лотосных стоп Мадхавы.

 

2. Кунджа Мадхумангалы (к северу от Шьяма-кунды)

Лалите Деви принадлежит эта разноцветная великолепно украшенная кунджа. В ней Радха и Кришна наслаждаются шутками и смехом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...