Радха-Кунджа Бихари Мандир
Выйдя из Радха-Канта Мандира, поверните налево, пройдите метров десять и, свернув вправо, идите в сторону Говардхана парикрама марга. Пройдите еще сто метров и вы увидите справа красный каменный храм. Божества Махапрабху и Радха-Кунджа Бихари были установлены в этом храме Гаудия Матха Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати. Вот стихи из «Шри-Шри Кунджа Бихари аштакам» Шрилы Рупы Госвами: индра-нила-мани-манджула-варнах пхулла-нипа-кусуманчита-карнах кришналабхир акришораси хари сундаро джайати кунджа-бихари радхика-вадана-чандра-чакорах сарва-баллава-вадху-дхрити-чаурах чарчари-чатуратанчита-чари чаруто джайати кунджа-бихари
«Вся слава Кунджа Бихари! Цвет Его лица зачаровывает, как темно-синие сапфиры. Уши Его украшены цветами кадамбы. На Его широкой груди — гирлянда из ягод гунджа. Вся слава Кунджа Бихари! Он — птица чакора, пьющая сияние луноподобного лика Радхики. Он — вор, похитивший покой жен пастухов. Он грациозно танцует и в такт бьет в ладоши». Рядом с храмом — пушпа самадхи Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи. намо гаура-кишорайа сакшад-ваирагйа-муртайе випраламбха-расамбходе падамбуджайа те намах «Я смиренно склоняюсь перед Шрилой Гауракишорой дасом Бабаджи Махараджей, олицетворенным отречением. Он всегда погружен в чувства разлуки со Шри Кришной и глубочайшей любви к Нему». Гауракишора дас Бабаджи прожил тридцать лет во Врадже. Громким голосом, полным печали, воспевал он святые имена, тоскуя в разлуке с Божественной Четой. Вот фрагмент одного из его самых любимых бхаджанов: котхай го према-майи / радхе радхе! радхе радхе го джайа / радхе радхе! декха дийа прана ракхо / радхе радхе!
томар кангал томай раке / радхе радхе! радхе вриндавана-виласини / радхе радхе! радхе кану-мано-мохини / радхе радхе! радхе ашта-сакхир широмани / радхе радхе! радхе вришабхану-нандини / радхе радхе!
«О Радхе! Радхе! Где Ты? О Богиня экстатической любви. О Радхе! Радхе! Вся слава Тебе. О Радхе! Радхе! О Радхе! Радхе! Явись мне, чтобы поддержать во мне жизнь. Твой самый презренный, падший слуга взывает к Тебе. О Радхе! Радхе! О Радхе! Радхе! О прекрасная, наслаждающаяся Вриндаваном. О Радхе! Радхе! О пленяющая ум Кану (Кришны). О Радхе! Радхе! О Радхе! Радхе! О прекраснейший драгоценный камень среди Своих восьми ближайших сакхи. О Радхе! Радхе! О обворожительная дочь Вришабхану Махараджи. О Радхе! Радхе!» Шри-Шри Радха Кунджа Бихари ки джай! Шри Чайтанья Махапрабху ки джай! Шрипада Гауракишора Даса Бабаджи ки джай!
Мальяхари-кунда Выйдя из Радха-Кунджа Бихари Мандира, пройдите еще метров сорок по направлению к Говардхана парикрама маргу. За большим деревом, обнесенным низкой каменной оградой, которое будет справа от вас, сверните вправо — на дорогу, мощенную булыжником. Пройдите по ней, никуда не сворачивая, сто семьдесят пять метров. Вы войдете в маленькую деревню, молочную ферму, где вдоль дороги мирно пасутся коровы и буйволы. Остановитесь, когда дорога начнет уходить вправо. Слева от вас и будет Мальяхари-кунда. На северном берегу этой заброшенной кунды вы увидите колодец и, возможно, несколько коров и буйволов. Это место описано в пятой части «Бхакти-ратнакары»:«О Шриниваса, у Мальяхари-кунды проходили чудесные игры, связанные с жемчужным ожерельем. Рагхунатха дас Госвами милостиво описал эти игры в своей книге «Шри Мукта Чарита». Вот краткое изложение «Истории с жемчугом», или мукта чариты: «Однажды в Двараке Сатьябхама сказала: «О мой Господь, подруга сказала мне, будто Ты вырастил несравненные жемчужины в саду во Вриндаване. Пожалуйста, расскажи мне эту удивительную историю». Когда Кришна вспомнил Враджу, Его переполнила экстатическая према, и Он стал рассказывать.
«Однажды гопи пришли к Мальяхари-кунде, чтобы отпраздновать Дивали месяца Карттика. Мой ручной попугай Вичакшана сказал Мне об этом, и Я тут же отправился к Мальяхари-кунде. Увидев, что Радхика и гопи нанизывают на нити жемчуг, чтобы сделать ожерелья, Я попросил у них несколько жемчужин, чтобы украсить Моих любимых коров, Харини и Хасини. Но они отказали Мне. Вновь и вновь я умолял гопи, и, наконец, Лалита сакхи ответила: «Кришна, мне очень жаль, но у меня нет ни одной жемчужины, достойной стать украшением Твоих коров». Я рассердился, назвал Лалиту бессердечной жадиной и убежал к Своей маме. Когда Я попросил у мамы Яшоды жемчуга, чтобы посадить в саду, она только рассмеялась: «Жемчуг не растет на деревьях. Все знают, что жемчужины достают из устриц». Но в конце концов мама Яшода дала мне несколько жемчужин, и Я посадил их в саду возле Ямуны. Когда Я отправил Мадхумангалу попросить у гопи молока, чтобы полить Мои жемчужины, они просто посмеялись над ним. Тогда я попросил молока у Своей мамы и полил жемчужины. Через четыре дня появились тоненькие зеленые росточки. Гопи смеялись надо Мной, говоря, что это побеги сорняков. Через несколько дней побеги выросли и стали ползучими растениями, источающими сладкий аромат. На удивление всем, на этих растениях стали появляться большие красивые жемчужины. Мы с Моими друзьями потешались над маленькими жемчужинами гопи. Гопи очень понравились мои жемчужины, но Я не дал им ни одной. И они поклялись вырастить жемчужный сад вдвое больше Моего. Гопи собрали весь свой жемчуг и посадили его. Они не оставили ни одной жемчужины ни на своих телах, ни в домах. «Ну, теперь-то мы покажем Кришне», — думали гопи и щедро поливали свое жемчужное поле трижды в день молоком, гхи и маслом. Чандравали тоже засеяла поле, вдвое больше, чем у Радхики. Видя, что в садах гопи выросли одни только колючки, мы с друзьями смеялись над ними. Чтобы еще больше унизить гопи, Я надел на всех коров, буйволов, коз и овец Враджи изысканные украшения и ожерелья из жемчуга. Даже каждой обезьяне, живущей во Вриндаване, досталось по жемчужному ожерелью! А сакхи не получили ни одной жемчужинки.
Гопи боялись, что родители накажут их, увидев, что в доме не осталось жемчуга. Они дали Чандрамукхи и Канчаналате много золота и послали их купить мои жемчужины. Но Я отказал им, сказав, что каждая гопи должна прийти сама и поторговаться, чтобы купить Мой жемчуг. Тогда пришли все гопи, кроме Радхарани, которая спряталась неподалеку так, что могла все слышать. Все гопи хотели купить Мой жемчуг. Я дал Вишакхе маленькую жемчужину для Радхарани и сказал, что если она не заплатит немедленно, то Я запру ее в Своем саду. Тогда Субала, который выступал посредником, попросил Меня быть помягче и не заламывать цену. Субала открыл коробку с Моим жемчугом и показал его гопи. Тут мы стали спорить о цене жемчуга. Не достигнув соглашения, гопи ушли к Шри Радхике и все вместе отправились к Радха-кунде». И тогда Кришна с величайшей радостью Своими руками сделал ожерелья из лучших жемчужин. Он взял первое и положил его в золотую шкатулку, на крышке которой выгравировал имя Радхики. Точно так же Кришна приготовил и другие шкатулки, чтобы отправить каждой сакхи. В знак взаимности Радхарани послала Кришне орехи бетеля, душистые гирлянды и вкусные блюда, которые приготовила Сама. Счастливые гопи надели ожерелья и вернулись домой, и родители с радостью любовались их жемчужными украшениями. Мукта-чарита лила ки джай!
Шива Кхари Вернитесь на Говардхана парикрама марг, сверните вправо и идите до маленького перекрестка (около ста метров). Сверните вправо, придерживаясь Говардхана парикрама марга, и пройдите еще тридцать пять метров, пока не увидите слева озеро. Это Шива Кхари, или Шива Пушкарини. Прямо у дороги стоит храм Господа Шивы, известный как Рамешвара. Храм имеет форму куба высотой около полутора метров. Господь Шива поселился здесь, чтобы охранять Радха-кунду. Вот история о Господе Шиве из «Падма пураны», Вриндавана Махатмьи: «Однажды самка шакала остановилась у Шива Кхари, чтобы немного попить из кунды. Дети увидели шакалиху и прибежали с палками, чтобы побить ее. Спасаясь, она спряталась в лисьей норе, которая оказалась поблизости. Тогда дети, чтобы изловить шакалиху, разложили костер у входа в нору.
В это время, по счастливому стечению обстоятельств, Шримати Радхарани шла с Радха-кунды вместе с гопи. Услышав горестный плач шакалихи, Она сказала: «Нельзя, чтобы кто-то был несчастен в месте, которое я очень люблю». И Радха отправила одну из гопи посмотреть, в чем дело. Когда гопи увидела, в какую беду попала шакалиха, она прогнала детей, а удачливую шакалиху принесла к лотосным стопам Радхи. Шакалиха, плача, упала перед Царицей Вриндавана. Тогда Шримати Радхарани приласкала ее и благословила, даровав вечное служение». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур приводит такую молитву Шиве в «Учении Шри Чайтаньи»: «Единственное, о чем стоит просить в молитвах — это чтобы Кришна все сильнее и сильнее привлекал наш ум. Нам не нужны ни богатство, ни последователи, и мы не жаждем избавления от страданий рождения и смерти. Когда мы рядом с Махадевой (Шивой), мы должны молиться Господу Шиве: «Слава правителю царства Вриндавана, чей лоб украшен полумесяцем! Слава тому, кому поклоняются Санандана, Санатана и Нарада! О Господь, благослови меня неистощимой безграничной любовью к прекрасным, как лотосы, стопам возлюбленного Враджи». Мы не просим ни об исцелении от недуга, ни об освобождении. Но, обращаясь к Господу Шиве и Парвати, мы говорим: «Пожалуйста, благословите нас, чтобы наши умы были сосредоточены на Кришне». Тот, кто с верой омывается в прекрасной кунде Шива Кхари, может обрести самое сокровенное служение Шримати Радхарани. Давайте же, перед тем как вернуться к Радха-кунде, помолимся, посыпав голову пылью этого священного места, чтобы Господь Шива был милостив к нам. Шива Кхари ки джай!
Радха-Шьямасундара Мандир Теперь снова идите к храму Радха-Кунджа Бихари и Радха-кунде. Сверните влево, пройдите мимо храма Гопала и поверните налево на узкую тропинку. Когда вы пройдете по ней вглубь метров пять, слева от вас будет вход в Радха-Шьямасундара Мандир. Божества этого храма — экспансии Тех, что были установлены во Вриндаване Шри Шьяманандой Прабху. Кришнадас (прежнее имя Шьямананды) вставал до рассвета, чтобы подмести тропинки Сева Кунджи. Однажды утром он нашел золотой колокольчик с ножного браслета, который очаровал его своим сиянием. Заметив, что потеряла колокольчик, Радхарани отправила Лалиту в Сева Кунджу найти его. Когда Лалита попросила Кришнадаса отдать колокольчик, он ответил, что вернет его только настоящей хозяйке.
Лалита завязала Кришнадасу глаза и отвела его к Радхарани. Перед тем как прикрепить колокольчик на лодыжку Радхе, Кришнадас с почтением коснулся им своего лба. От этого прикосновения возникла новая тилака, по которой и по сей день можно отличить его последователей. Узнав об этом удивительном случае, Шри Джива Госвами дал Кришнадасу имя Шьямананда. Давайте же будем молиться Шьямананде Прабху, чтобы однажды он благословил нас, дав какое-нибудь смиренное служение, которое привлечет к нам внимание Шримати Радхарани. Шри-Шри Радха-Шьямасундара ки джай! Шрила Шьямананда Прабху ки джай!
Радха-Дамодара Мандир Выйдите из Радха-Шьямасундара Мандира, сверните влево и пройдите по тропинке еще тридцать метров. Через дверной проем слева от вас будет виден маленький красный храм Радхи-Дамодары. Изначальные Божества Радхи Дамодары, установленные во Вриндаване Шри Дживой Госвами, сейчас пребывают в Джайпуре. Вот стих из знаменитой «Шри Дамодараштаки» Шри Сатьявраты Муни, прославляющий Господа Дамодару: намас те ‘сту дамне спхурад дипти-дхамне твадийодарайатха вишвасйа дхамне намо радхикайаи твадийа прийайаи намо 'нанта-лилайа девайа тубхйам
«О Господь Дамодара! Я склоняюсь перед чудесной веревкой, обвязавшей Твою талию, обитель ослепительного сияния. Я склоняюсь перед Твоим животом, прибежищем всей вселенной. Я склоняюсь перед Радхикой, Твоей возлюбленной. И, наконец, я склоняюсь перед Твоими бесчисленными трансцендентными играми». Шри Санатана Госвамипада объясняет сокровенное содержание этой стотры в своей «Диг-Даршана-Тике». Слова намо радхикайаи означают, что поклоны предлагаются возлюбленной Кришны – Бхагавати Шри Радхике. Это сделано, чтобы показать, что милость возлюбленной Кришны помогает достичь желаемого. Слово радхика указывает на качества и совершенство того, кто всегда занят поклонением Кришне, или ардханой, заботясь только о Его удовольствии. Слова твадийа прийайаих означают, что Радха дорога не только Кришне, но и всем преданным Кришны. Слова намо 'нанта-лилайа девайа тубхйам означают «я склоняюсь перед Тобой, Шри Кришна, всегда увлеченным неисчислимыми играми (такими как раса-лила) со Шримати Радхикой во Враджа Гокуле». Шри-Шри Радха-Дамодара ки джай! Шри Джива Госвами ки джай!
Радха-Гопинатха Мандир Вернитесь на Радха-кунда парикрама марг и сверните влево. Следующий храм справа от вас, за водопроводными кранами — Радха-Гопинатха Мандир. Эти Божества Радха-Гопинатхи были установлены около четырехсот лет назад после того, как Джахнава Деви получила даршан Господа Гопинатхи под деревом тамала у Радха-кунды. В Гаура- лиле Джахнава Деви — божественная супруга Шри Нитьянанды Прабху. Во Враджа- лиле она служит Радхе-Шьямасундаре как Ананга Манджари, младшая сестра Радхи. По известной легенде, которой уже двести лет, когда Джахнава Деви принимала Его даршан, Гопинатха похитил ее и поставил слева от Себя. И Радха, чтобы выполнить желание Кришны, передвинулась и встала справа от Него. Но Гаудия ачарьи, шастры и историки объясняют это так. Посетив Вриндаван, Джахнава Деви увидела, что Божество Радхарани стоит рядом со значительно меньшим по размерам Гопинатхой. Вернувшись в Бенгалию, Джахнава велела стхапати, мастеру, изготовляющему Божества, изваять новое Божество Шримати Радхарани. Когда работа была выполнена, оказалось, что лицо Божества Радхи в точности похоже на лицо Джахнавы Деви. Это произошло по той причине, что стхапати, преданный последователь Ма Джахнавы, все время думал о ней, когда работал, и его мысли приняли форму Божества. Когда это Божество Радхарани прибыло во Вриндаван, Шри Джива Госвами провел абхишеку и установил Его рядом с Гопинатхой. С тех пор храмовые брахманы поклоняются этому Божеству как Радхарани, со всеми надлежащими мантрами. Шри-Шри Радха-Гопинатха ки джай! Шримати Ананга Манджари ки джай! Шримати Джахнава Деви ки джай!
12. Ма Джахнава Баитхака (место, где сидела Ма Джахнава) Получив даршан Радхи-Гопинатхи, пройдите через храм прямо к Радха-кунде. Справа есть площадка, вдающаяся в Радха-кунду. Возле деревьев тамала и бакула стоит маленький храм, отмечающий место, где сидела Ма Джахнава. За храмом — ступеньки, ведущие к Джахнава Гхате, месту омовения Ма Джахнавы. После ухода Господа Нитьянанды, в 1582 году Ма Джахнава пришла во Вриндаван, чтобы обойти Враджа мандалу и посетить Радха-кунду. В те четыре дня, что Ма Джахнава провела у Радха-кунды, она проявляла признаки экстатической Кришна- премы. Она также была очень счастлива встретиться с дасом Госвами и Кавираджей Госвами. «Во время приезда Шри Ишвари (Ма Джахнавы) во Вриндаван Шри Рагхунатха дас Госвами был охвачен столь сильной тоской разлуки со Шри Радхой, что не мог ходить. Шри Джива Госвами попросил Джахнаву Деви прийти к Радха-кунде и дать свой божественный даршан Дасу Госвами. Прославленная Ма Джахнава излучала золотое сияние более яркое, чем солнце. Когда Рагхунатха дас Госвами увидел, что она идет, он обезумел от экстатической любви. Он так плакал, что перестал ее видеть. Джахнава Деви не могла понять, что происходит в сердце Рагхунатхи даса. Слезы божественной любви текли из их глаз, как из колодезных источников. Рагхунатха дас не знал, что сказать, чтобы доставить удовольствие Ма Джахнаве, чьи слезы разлуки с возлюбленным Господом Нитаем жгли, как раскаленные угли» («Бхакти-ратнакара»). Почему Джахнава Деви сидела именно на этом месте у Радха-кунды? Она сидела здесь, потому что в апраката лиле отсюда начинается хрустальный мост, ведущий в кунджу Ананги Манджари, похожую на остров, плавающий по Радха-кунде. Медитируя на свое служение и форму Ананги Манджари (в Кришна- лиле), Джахнава Деви получила даршан Господа Гопинатхи, играющего на Своей чарующей флейте, здесь, под деревом тамала. «Однажды, сидя здесь, Джахнава Деви услышала звуки флейты, а затем увидела под этими деревьями Кришну, Радху и всех сакхи» («Бхакти-ратнакара»). Вот пранама мантра Шри Ананге Манджари из «Паддхати» Шри Дхьяначандры Госвами:
шри-радхика-прана-самам канийасим вишакхика-шикшита-саукхйа-сауштхавам лиламритеноччхалитанга-мадхурим ананга-пурвам пранамами манджарим
«Я в величайшем смирении склоняюсь перед Шримати Анангой Манджари, чье тело исполнено сладостного нектара любовных игр. Она научилась служению сакхи у Вишакхи Деви. Ананга Манджари неотлична от жизненной силы Шри Радхики, и она Ее младшая сестра». А это медитация на Шримати Радхарани из «Санат-кумара самхиты»: «Я медитирую на Шри Радхику, стоящую рядом с Кришной. На Радхе синие одежды, а цвет Ее тела напоминает расплавленное золото. Радхарани слегка прикрывает Свое прекрасное улыбающееся лотосное лицо краем одежды. Пребывающие в постоянном движении, глаза Радхи танцуют на Ее очаровательном лице, как птицы чакори. Большим и указательным пальцами Радха предлагает тамбулу устам Своего возлюбленного. Жемчужное ожерелье украшает прекрасную высокую грудь Радхи. Талия Радхики тонка, а широкие бедра украшены кинкини-малой (ожерельем из маленьких мелодично позванивающих колокольчиков). Радха носит серьги с драгоценными камнями и браслеты. Золотые колокольчики сладкозвучно позванивают на прекрасных, как лотосы, стопах Радхи, а перстни украшают пальцы на Ее ногах. Шри Радха необычайно изящна. Все части Ее трансцендентного тела неописуемо прекрасны. Радхика очень счастлива, умиротворена и цветуще юна. Шри Радха — олицетворение любви к Кришне, и Она всегда стоит рядом с Ним, полностью погруженная в ананда расу». В «Ананга Манджари Сампутике» дается прекрасное описание Шри Ананги Манджари: «Ананга Манджари — младшая сестра Шримати Радхарани. Она живет в обители Купидона и дарует преданность. Подобно тому, как Шримати Радхарани — энергия (шакти) Господа Шри Кришны, Ананга Манджари — энергия Господа Баларамы, изначального духовного учителя. Тот, кто становится последователем Ананги Манджари, постигает все знание Вед и обретает любовь к Радхе и Кришне. Если вы жаждете милости Кишоры-Кишори (Радхи и Кришны), телом, умом и речью с решимостью поклоняйтесь лотосным стопам Ананги Манджари. Такое поклонение возможно только по милости Шри Нитьянанды Прабху. Ма Джахнава бесконечно дорога Господу Нитьянанде. Одно трансцендентное тело стало двумя (Господом Нитьянандой и Джахнавой Деви), чтобы пролить милость на падшие души. Она, Ананга Манджари в Кришна- лиле, стала Джахнавой Деви. Она прекрасна, лицо ее сияет, как полная луна, а прекрасные, словно лотосы, глаза чарующе искрятся. Ма Джахнава, мать всей вселенной, всегда погружена в экстатическое блаженство. Из сострадания к обусловленным душам она явилась в этот мир вместе со Шри Нитьянандой Прабху. Моя дорогая Ма Джахнава, я самая ничтожная и глупая обусловленная душа. Пожалуйста, благослови меня, чтобы мой ум всегда был сосредоточен на твоих лотосных стопах. Я не могу даже на миг забыть твою безграничную славу. Как же мне описать ее? Пожалуйста, будь милостива ко мне. Пожалуйста, развей мои печали и исполни мое желание служить тебе. Ты обладаешь божественными качествами, и я предлагаю эту молитву твоим лотосным стопам. «Даруй мне такое благословение, чтобы я никогда не забывал о тебе даже во сне, где бы я ни родился. Я хочу, чтобы мой ум всегда был погружен в медитацию на твои прекрасные, как лотосы, стопы. Пожалуйста, будь милостива ко мне. С соломинкой во рту, я громко прошу твоего благословения». Шри Ананга Манджари ки джай! Тхакурани Шри Джахнава Деви ки джай!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|