Тело и плоть человека в Библии: их антропологическое различие.
https://my.mail.ru/community/telo-hram-obraz/1418039184A05161.html
Пренебрежительное отношение к плоти и телу вытекает из грубого переноса, сегодняшним образованным человеком, способа научно-теминологического мышления на тексты Писания и святых отцов. Мы стремимся к точности выражения, порой ищем этой точности в буквализме, сводя слово к знаку.
Вот и встречая в Писании слова «тело» и «плоть», есть соблазн понимать их упрощенно «атеистически»- в современном биологическом смысле или упрощенно «духовно»- все проблемы человека от плоти и тела, как источника страстей.
Но слово по природе своей многозначно и одухотворено, оно есть, прежде всего, образ, который рождается только в соседстве с другими словами, то есть из контекста, а не из расшифровки или математического однозначного определения отдельных слов. Поскольку вырос уровень образованности в современном мире, многие впадают в искушение толковать Книгу, как любую книжку - «по- своему разумению и похотению». Что вполне допустимо в протестантизме, но не в Православии.
В этом разделе, на примере понятий «тела» и «плоти», будем исходить из древней традиции отношения к слову не как к термину, а как к историко- символическому образу, ключу, открывающему врата истины.
В греческом языке слово soma- тело, имеет корень so- (цел-). Прилагательное sos означает «целый», неповрежденный, здоровый». Soma означает человека как целое, неделимое (как синоним можно указать греческое слово - аtomos, лат.
Individuum). Soma есть atomos, отрицание всякой tome (деления), в том числе дихо- и трихотомии. Но в реальности этого мира человек делим: он болеет, страдает, разлагается в смерти. То есть он еще не обладает подлинным soma, подлинным
телом (целым). «Целение», восстановление целого тела именуется soteria. В русском переводе принято считать, как «спасение», но буквально обозначает «целение» (обретение целостности, истинного тела). Соответственно Soter (Спаситель) буквально означает именно «Целитель». Т.о., наше привычное именование Господа Христа - Спасителем, должно в нашем сознании и в богообщении восполняться и этим значением – Целитель: «Господь целитель твой» (Исх. 15,26).
Истинную целостность, истинное неделимое тело человек обретает только в телесно Воскресшем Боге, в «теле воскресения». Через участие в Таинстве Причастия к воскресшему Телу человекимеет начаток новой телесности, как и Царства Божьего уже теперь.
Рассмотрим как тело понималось в Ветхом Завете. В первую очередь, как дом души, противодействующий духовному естеству:
«...ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум» (Прем. 9:15.). Тело предстает и как собирательное понятие, которым обозначают совокупность членов, костей, тука (жира), плоти (мяса), крови и др.
В Новом Завете тело становится мистическим объектом человеческого бытия - либо смертным и греховным, либо чистым и духовным. То же самое (с физико – химической точки зрения) тело может быть уже «храмом Святого Духа »(1Кор.6:19)
в нем меняется духовная, мистическая значимость: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное »( 1Кор.15:44)
Через Таинство Крещения, тайну Боговоплощения, Крест и воскрешение Христово человек «приобретает» духовное тело. Бог, ставший человеком, преобразил земное тело. Оно стало духовным во Христе, оставшись истинно человеческим по природе. Тайну этого преображения открыл в Себе Самом Богочеловек: «Который
уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его.. .» (Флп.3:21)
В каждом члене Церкви, как Теле Христовом, есть ветхая, душевная телесность (от Адама) и духовная от Богочеловека. И в каждом теперь есть возможность выбора: довоплощаться, возрастать в меру возраста Христова, становятся телесно членами Тела Христова (1Кор.6:15; Рим.12:5, 1Кор.12:27) или продолжать жить по плоти ветхой (и мечтать о пере- воплощении в новом теле - это сегодня опять модно)
Для ветхозаветного сознания тело было полным и адекватным выразителем состояний
души и духа: страдало тело - страдала душа. Если тело испачкано, запачкана и душа. Можно сказать, что вся ветхозаветная духовность и душевность телесны. Поэтому так важны омовения, жертвы и чистота тела. Эта связь для иудейского сознания была настолько очевидна и однозначна, что новозаветное отношение к телу, с трудом проникало (и до сих пор!) в него.
С Христовым воплощением в человеческом теле, вся ветхозаветная традиция казалось многим нарушением «по букве». Например, когда Христа упрекают в неумовении рук (Мф.15:2), Христос открывает духовный смысл телесных действий Писания - омовения и телесной чистоты, показывая, что духовное понимание выше телесного. Но не стоит забывать, что сначала телесное - потому духовное, поэтому не умовение рук отрицает Господь, а придание этому мистического смысла.
«Плоть» (sarx ) - другой многозначный термин в Писании.
Понятие "плоть" в Ветхом Завете означает ту часть тела человека, которая не есть кости, кровь, жир... и относится к мышцам и внутренним органам: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей». (Быт.2:23). Также, «плоть» часто является синонимом понятия «тело» и всякого живого существа: «...и я во плоти моей узрю Бога». (Иов.19:26 ), «...ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт.6:12).
Слово "плоть" имеет еще значение супружеской, родовой, семейной, кровной общности между людьми. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть». (Быт.2:24:)
Как зеленеющие листья на густом дереве -одни спадают, а другие вырастают: так и род от плоти и крови - один умирает, а другой рождается. (Кн. прем. Иисуса Сирахова,14,18-19))
Так же, как и у апостола Павла, плоть может быть символическим именованием греховности, противоположности духу, приверженности земле, законам естества, миру. Т.к. сама плоть не может восстать от земли, для этого нужно ощутить в своих глубинах структурный костяк (символ духовного начала), собраться с ним в единое тело «...
не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть ». (Быт.6:3.)
Но христологическая антропология, раскрывает новое учение и о плоти. Новая Плоть Иисуса хоть родственна нам, как и Тело Его и «мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. (Еф.5:30),но и иная, т.к. скрывала до поры божество, которое: «Он вновь открыл нам через завесу,то есть плоть Свою ». (Ев.10:20).
Плоть - это наиболее «темное» место в душевной жизни человека- внутренняя земля «почва», «утроба», та пещера, в которой появляется на свет Иисус и, в которой хоронят Его пречистое тело.
Плоть осознается нами и в личном опыте и в Писании, как нечто только внутри тела, как непременное условие телесной жизни. Она по своему естеству инертна, и поэтому она - хранительница природных законов, и приобретенных в процессе воспитания,
осознанных и неосознанных подражаний, привычек, навыков - как полезных, так и вредных (греховных) похотей. Добрые привычки экономят наши силы и время, но все же они в любой момент могут подвести и потому: «Бойся привычек, более чем врагов» [1]. Привычка, какой бы ничтожной она ни казалась, является чем-то инородным для души, по пословице она - вторая натура, принося жертву которой, мы влечемся ко греху.Навыки - то, что используем мы, привычки - то, что использует нас, поэтому апостол предупреждает: «Попечение о плоти не
превращайте в похоти »
(Рим.13.14).
Плоть познается с момента рождения опосредованно:
через движение, ощущения, соприкосновение с миром и выражает себя в телесных образах нашего языка. Первый язык, которым овладевает человек, - невербальный, телесный. Ребенок общается с собой, миром, своей плотью, не выделяя еще своего тела из мира. Поэтому, позднее о мире душевном и духовном, мы говорим на языке первых телесных переживаний: отношения «теплые» или «холодные», характер «легкий - тяжелый», личность «устойчивая - неустойчивая», «темная - светлая».
Страдая, говорим: «На сердце – камень». Ошибаясь нравственно: «Оступился, низко пал». Когда хочет спать: "Слипаются глаза" и т.д..
Плоть, таким образом, составляет область бессознательных движений и чувств. Тело может и должно осознаваться, т.к. несет в себе образ Божий и потому оно - храм, Церковь, гора Сион, Иерусалим, Дева Мария.
Следует обратить внимание на нюансы смысла слова «плоть» в выражениях «во плоти» и «по плоти». Выражения: «Жить во плоти» (Гал.2:20; Флп. 1:22), «ходить во плоти» (2 Кор. 10:3) чаще означают земное, смертное человеческое существование в этом мире. Но преимущественно использование в тексте предлога «по» («по плоти») означает греховное существование: «знать по плоти» (2 Кор. 5:16), «поступать по плоти» (2 Кор. 10:2), «жить по плоти» (Рим 8:5). Антитезой выступает выражение «по духу», «по Господу», «по любви»: «живущие по духу» (Рим 8:4-5); «скажу…в Господе» (2 Кор. 11:17); «поступать…по любви» (Рим 14:15).
Важно отметить, что душа мыслилась, как тело некоторыми отцами, в силу своего тварного проихождения. Это учение разрабатывалось, например, святителем Игнатием Брянчаниновым: «Называя и признавая душу, вместе со святыми отцами, духом по отношению к грубому веществу видимого мира, мы, вместе с Отцами, признаем ее, по отношению к Богу и точной истине, телом, которое и кости не имать (Лк. 24: 39), но имеет вещество, по отношению к нам тонкое, невидимое, подобно воздуху, как выражается преподобный Кассиан, и прочим газам.Таким образом, получается, что душа есть тело без плоти. И как тело она имеет антропологический вид, «который подобен виду человека в его теле, т.е. душа имеет и главу, и перси, и руки, и ноги, и очи, и уши, словом, все члены как и тело; душа облечена в тело, как в одежду, а члены ее облечены в соответствующие члены тела» [2]. (св. Феофан Затворник не соглашался с таким мнением, см. здесь:http://ni-ka.com.ua/index.p...)
Таким образом, можно указать на следующие
различия в понятиях тела и плоти:
1. относительно Бога все есть тело, мир в целом – это тело, и человек как часть этого мира тоже есть тело.
2. если целостный человек – это душевное тело, то душа сама по себе – это бесплотное тело, или тело без плоти, а тело без
души – плоть.
Можно сказать, что именно тело есть форма, образ, оно выражает красоту, а не биологические механизмы и вещества, которые вместе именуются плотью. Онтологическая возможность телесной красоты - выражение сверхъестественного в теле, образа Божьего. Но и плоть " Не лишена причастия художественной премудрости и силы Божией " (Святитель Ириней Лионский).
Весь химический состав человека,как постоянный поток вещества и это есть плоть.
Тело, хотя и растет, изменяется, стареет, остается именно тем телом, которое
создано было в зачатии. Тела выражают образы людей, плоть - их общую
для людей единую природу. Тел может бытьмного. У Адама и Евы было два индивидуальных тела, но они были «одна плоть». Плоти если и много,то - у одного человека, не в смысле умножения носителей плоти. По плоти человек во многом схож с животными, но телесность носит Образ Божий и отражает поданное ему господство над миром. Вот как говорил святитель Иоанн Златоуст: " Тело человека отлично от тел животных по своему прямому положению». Василий Великий: «Устройство тела – школа жизни, ради которой ты сотворен стройным...».
Тело Христово и Плоть Его есть, поучению Православной Церкви, человеческие тело и плоть, но преображенные божеством Сына Божия бессмертны, нетленны, исполнены Славы Божией.
Это бесконечная перспектива человеческого естества, для земной аскетики, культуры тела: ведь, если Христос победил страсти, потребности, дебелость плоти, и даже смерть, то и человек может, по слову апостола, «облекаясь во Христа», по благодатному причастию, по Его воле, простираться вперед, забывая себя прежнего, преображаясь «в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3.18).
И это уже открыто нам в телах святых: «Святые и при жизни были исполнены Духа Святого, а по их кончине благодать Духа Святого неизменно присуща и душам, и телам в гробницах»[3]. И даже при жизни в телах святых совершается обожение, хотя и временное. Это мы можем увидеть из беседы Мотовилова с преподобным Серафимом. То же встречаем и в житиях других святых. В «Отечнике» рассказывается об авве Силуане, у которого «однажды лицо и тело озарились светом, как у ангела».
«Земное тело, сияющее божественным блеском, смертное тело, источающее славу Божества... (которая) прибывает к телу, но изнутри, благодаря превосходящему ум неизменному обожению человеческой плоти...»[4],
«Прославляйте Бога и в телах ваших» ( 1 Кор. 6.20)
«Возвеличился Христос в теле моем» (Фил. 1.20), но и «плоть моя процветет» (пс.27)
В Евхаристии Господь Иисус Христос и Тело и Свою Плоть предлагает нам в Причащение: " сие есть Тело Мое " (Мф.26:26; Мк.14:22; Лк.22:19), «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:51-56).
Тело и Плоть Богочеловека Христа - это телесность человеческая, возведенная в божественное достоинство миссией Спасителя. Это, открывшаяся через Сына Божия и Сына Человеческого, возможность уверовавшему достигнуть божественной телесности. Это стало частью собственно православной теории обожения (по греч.- феозиса.)
Песнь 4. Ирмос: Сей Бог наш, от Девы воплощься, и естество обожив, Его же воспевающе вопием: слава силе Твоей, Господи.
[1] Св. Исаак Сирин, «Добротолюбие», том 2, стр. 755.
[2]
св. Брянчанинов Игнатий. Слово о человеке, с. 35-364
[3] Преподобный Иоанн Дамаскин «Защитительные слова против отрицающих святые иконы»
[4] Преподобный Иоанн Дамаскин. Цит. по: Киприан (Керн), Антропология святителя Григорий Палама. С.245
=============================================
Елена Алешина,
22-01-2011 15:44
Воспользуйтесь поиском по сайту: