Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пеленание – первое послушание и препоясание.




https://my.mail.ru/community/telo-hram-obraz/3A6B5A27C6758AF0.html

Пеленали ребенка на Руси с помощью повивальника (или пеленальника) – домотканой полосы шириной10-15 см., обычно они были узорные, с вплетенными в узор крестами и передавались в роду из поколения в поколение. Ребенка обертывали в пеленки, а сверху, с плеч, чуть наискось обматывали его повивальником, по направлению к ногам, концы либо заправлялись, либо завязывались узлом, но так, чтобы ребенок на нем не лежал, т.е. или сбоку, или сверху. Пенали довольно туго, но не до
посинения и только первые недели. Сегодня родителям настойчиво внушают, что пеленание – процедура насилия над личностью, которой так хочет двигаться! Создается впечатление, что ребенок, словно домашнее
животное, только родился – уже сам ползает, встает, бегает, как
жеребенок, а его все пеленают и пеленают…
Так кто же прав – наши предки, пеленавшие млденцев, или мы, такие образованные и свободолюбивые?

Давайте разбираться и пусть наша образованность послужит не нашему тщеславию, а умению исследовать вопрос с точки зрения здравого смысла, современной науки и духовной традиции.

Как развивается младенец внутриутробно, что переживает
новорожденный, как он себя ведет? Зачем и каких народов применялось пеленание?

Современные исследования свидетельствуют, что уже на 3 месяце
внутриутробного развития у ребенка появляется осязание, то есть
чувствительность кожи. К четвертому месяцу у него появляются
координированные движения, и малыш на ощупь может найти свой рот и начинает сосать свой палец или кулачок. Пока вес ребенка не очень велик, он свободно плавает в околоплодных водах и иногда наталкивается ручками или ножками на стенки матки, стимулируя, таким образом, свою кожную чувствительность и развивая осязание.

К 32 неделе внутриутробного развития ребенок уже не может свободно двигаться, окружающая его матка постоянно соприкасается со многими частями тела, как бы обнимая его. Периодические сокращения стенок матки (так называемые сокращения Брекстона-Хиггса) дают ему опыт более сильных
телесных впечатлений, плотных объятий, которые становятся неотъемлемой частью воспоминаний о внутриутробном комфорте.

На последних неделях внутриутробного развития, руки ребенка из-за недостатка свободного пространства уже плотно прижаты к телу, и это состояние становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладошки ребенка имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому ребенок получает основную тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает и стимулирует матка.

После рождения ребенок переживает невероятный стресс – боль сжатия в родовых путях и боль первого вдоха (разворачивание легочной ткани), встреча с гравитацией, светом, температурным перепадом и огромным для него пространством, ограниченном только руками и телом матери или поверхности стола, на который его положили.

Ребенок испытывает чувство паники и ужаса, если его руки и ноги,
привыкшие упираться в стенки матки, болтаются в воздухе и не находят никакой опоры. Он очень пугается при всяком движении своих рук и ног и успокаивается, если его прижать к теплому телу взрослого или хотя бы придержать болтающиеся ручки или ножки своей рукой. Эти специфические движения называют “вскидываниями”.

После рождения развитие осязания новорожденного происходит за счет накопления и дифференцирования информации, которую он получает извне. Также как и в утробе матери, стимулами для ребенка являются прикосновения ко всей поверхности его тела и, особенно, к его ручкам и ножкам.

Стимулами для развития осязания ребенка является абсолютно все, к чему он может прикоснуться: пеленка, одежда, тело взрослого человека, собственное тело и т. д. Чем разнообразнее стимулы и чем чаще они воздействуют на малыша, тем активнее идет развитие его осязания. Таким образом, для того чтобы у ребенка успешно развивалось осязание, необходимо, чтобы руки и ноги ребенка постоянно натыкались на разные поверхности, находящиеся близко к его телу, пока он еще не успел
“вскинуться” и испугаться.

Когда мама носит малыша на руках или спит с ним вместе, она своими объятиями создает знакомые телесные ощущения. Рядом с матерью и у нее на руках ребенок спокойно спит без пеленки, поскольку, обнимая дитя, она препятствует “вскидываниям”. Согретый теплом матери, ребенок не нуждается в большом количестве одежды, и может находиться с обнаженными
ручками и ножками. Это позволяет, прикасаясь к различным поверхностям, получать максимум информации в комфортной ситуации.

Именно так обращаются с младенцами многие примитивные народы в теплых странах до сих пор сохранившие различные приспособления для постоянного ношения ребенка на себе (различные держатели, перевязи, и т.д.). Однако
следует учесть, что у этих народов обычно вообще нет никаких устройств, куда бы ребенка помещали отдельно от матери (типа колыбелек, гамачков и др.), поэтому ребенок находится на руках 24 часа в сутки, что вряд ли способны проделать современные родители.

Свободное пеленание

В России условия жизни и труда не способствовали постоянному ношению ребенка. Если ребенок вынужден какое-то время находится без мамы, особенно во время сна, то наилучшим способом уберечь его от “вскидываний” и стимулировать развитие осязания является обычная пеленка. Как только новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу, он тут же успокаивается. В данном случае речь идет не о тугом, а о свободном пеленании, позволяющем ребенку совершать
движения руками и ногами. Чем меньше одежды под пеленкой, тем лучше развивается осязание, потому что ребенок наталкивается ручками и ножками не только на пеленку, но и на собственное тело. Кроме этого пеленка обхватывает малыша и стимулирует осязание всей кожи, которая с ней соприкасается.

При этом спеленатый ребенок имеет возможность подтянуть ручки к лицу, найти свой ротик, как он и делал внутриутробно, сосать палец или кулачок, болтать ногами, и др. Постепенно ребенок привыкает к своим рукам и координирует их движения более уверенно. Это происходит примерно к 10-30 дню, и с этого времени малыши перестают будить себя резкими движениями. Однако часть детей сохраняют “вскидывания” до 3-6-ти
месячного возраста и нуждаются в более продолжительном пеленании. На Руси переставали пеленать, когда ребенок сам выпутывался из пеленок. Тем самым демонстрируя потребность в большей свободе, но и большую подготовленность к ней.

Кроме пеленания существовали какие-то специальные места, куда
откладывали спеленатого ребенка, (типа зыбки, колыбельки, гамачка и др.), повторяющие форму пеленки, которые, как правило, еще можно было покачивать, для создания полной иллюзии того, что ребенок продолжает находиться на руках у взрослого. Важно и то, что деревенская зыбка подвешенная под матицей (главной балкой потолка избы) совершала
трехмерные движения в пространстве, тем самым задавая телу младенца опыт общения в гравитационном поле.

В деревне опытная повитуха умела помочь и матери и новорожденному с наименьшими потерями пройти в новое качество жизни, помочь новорожденному: кому приходилось ладить форму черепа, кого туго пеленать.

К стати слово повитуха происходит вовсе не оттого, что она повивает младенца в пеленки – это может сделать любой, для этого не стоит звать чужого человека в дом. Повитуха, витание, обитание, обитель, привитие- эти слова происходят от одного корня -” витать “, которые означает жить, быть, находиться. Повитуха – прививает человека к новой жизни, она должна быть опытна именно в умении правильно провести
родовую деятельность и правильно привить, приживить ребенка к дыханию, к новой жизни, помочь новорожденному в случае необходимости: кому отладить форму черепа, кого туго спеленать.

Тугое пеленание свивальником ребенка использовалось для выхаживания ослабленных недоношенных детей, травмированных во время родов, то есть как своеобразная лечебная процедура. Бездумное и длительное использование тугого пеленания замедляет развитие основных движений руками, ребенок привыкает к своим ручкам только к 6 месяцам и может даже
в 7-8 месяцев будить себя резкими движениями.

Если новорожденный ребенок находится без мамы и без пеленки, то количество сенсорных стимулов опять-таки уменьшается. Из-за
несовершенства терморегуляции малыша, оставляя его лежать без пеленок, родители вынуждены одевать на него различные костюмчики, штанишки, что опять таки обедняет возможности осязания ребенка, потому что свободными остаются только ладошки, а теплого тела – самого знакомого и развивающего стимула они как раз касаться практически не могут – все
спрятано в многочисленных одежках. Ребенок еще долго сохраняет
способность получать информацию всей кожей, поэтому, чем большую поверхность кожи мы закроем, тем больше обедним его возможности воспринимать многочисленные сенсорные стимулы.

В одежде нет реакций на сенсорные стимулы, не накапливается
информация, развитие осязания тормозится! Замечено, что дети, которых содержат совсем без пеленки и оставляют подолгу лежать, размахивая руками и ногами, впоследствии гораздо медленнее приспосабливаются к своим рукам, чем те, кого знакомили с ручками постепенно. Ребенок становится более беспокойным, ему сложнее уснуть, а, заснув, он будит себя вскидыванием ручек и ножек.

Поэтому не надо кидаться в крайности. Для наилучшего развития
осязания у новорожденного важно сочетание двух взаимно дополняющих приемов - пеленание на время сна, и минимум одежд, когда он на руках
взрослого, где ребенок может быть согрет теплом человеческого тела и получаеть максимум сенсорных стимулов;

Сегодня, оторвавшиеся от традиционной культуры взрослые мысля заморскими штампами, считают пеленку насилием, а штаны, носки, памперсы и тряску в коляске маленького беспомощного человечка – проявлением свободы личности ребенка, не учитывая его физиологических и
психологических особенностей и потребностей. Внешне они
руководствуются заботой о свободе и развитиии ребенка, а неосознанно потакают своему тщеславию и желанию по быстрей освободиться от “старомодных” пеленок, поскорее напялить на него модные штанишки и костюмчики и бессмысленно трясти его в коляске, обсуждая свои дела с подругой. Возможно, что эти часто наблюдаемые на городских улицах картины, где взрослый бессознательно трясет коляску – тоже одна из
причин рас-поясанности современного поколения.

Кроме физических
причин у пеленания есть и духовные.

Культура у разных народов определяется тем, во что люди верят. И климатические условия – вторичны по отношению к духовным ценностям. Если родители верят в сотворение человека по образу Божьему, (а не считают себя потомками какого-то священного животного, к примеру), то и
соответствующее воспитание начинается уже с зачатия, и культура
воспитания младенца включает в себя развитие в послушании к этому образу в себе.

В Библии это выражается образом перепоясывания: ” Встаньте
и препояшьтесь
“.

Препоясание, как и переодевание, помогает собиранию, переходу и
приуготовлению из одного состояния в другое.

В Новом Завете от прямого бытового смысла препоясания восходят к духовному: “ препояшьте чресла ума вашего
(опять же здесь - послушание воле Божьей). Но понять последнее
невозможно, если не понятен первый буквальный, телесный смысл, если осталось непрочувствованным телесный смысл пояса – что же даёт положительного такое утеснение себя при помощи пояса?

Для младенца опыт пеленания и распеленания есть начальный опыт послушания. Пеленание перед сном, после периода кормления, гигиенических процедур и общения со взрослым, помогает ребенку вернуться к состоянию внутриутробного покоя, минимальной подвижности.
Тем самым ребенок получает опыт чередования ритма активности (свободы) и смирения, подчинения, ограничения (покоя).

Сейчас мало кто помнит, что при крещении младенца крестная мать вместе с нательным крестом дарила нательный пояс,
который и далее определял во многом телесную культуру, многие обряды. не зря пояс один из важнейших символ и Ветхого и Нового Завета.
Интересно также и то, что в Коране пояс, препоясание не упоминается ни разу. При чем, если в языческой Руси пояса играли роль оберега (их плели с символическими узорами и одевали на одежду), то упомянутый нательный пояс крещенного играл совсем другую роль – служить напоминанием и одеянием посвященности (через таинство
крещение) в служение Христу. Без такого пояса и не хоронили, в знак того, что человек был верен этому служению.

 

Метки: препоясание пеленание послушание

 

Олег Маслов 10-02-2011 23:36 (ссылка) Это спам

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...