Раздел 1. Стратегический менеджмент: бакалавриат
Стр 1 из 62Следующая ⇒ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
(бакалавриат и магистратура)
Москва ЭКСМО
УДК 65.0 (075.8) ББК 65.290-2я73 Л97
Рецензенты: Г.В. Гутман, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Владимирского института бизнеса, доктор экономических наук А.В. Карасев, декан экономического факультета Московского института коммунального хозяйства и строительства, доктор экономических наук
Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Стратегический менеджмент (бакалавриат и магистратура): учебное пособие. — М.: ЭКСМО, 2010. — 383 с. ISBN
Содержание учебного пособия представляет собой интегрированный курс по дисциплине «Стратегический менеджмент» в рамках реализации компетентностного подхода к подготовке бакалавров и магистрантов. Рассматриваются основные подходы к стратегическому управлению организациями и формированию стратегий их развития. Для бакалавров, студентов, магистрантов, аспирантов, руководителей организаций и преподавателей вузов.
УДК 65.0 (075.8) ББК 65.290-2я73
ISBN
Ó Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю., 2010 Ó Эксмо, 2010 Содержание
Введение.. 7 Раздел 1. Стратегический менеджмент: бакалавриат.. 9 Модуль 1. Процесс стратегического управления.. 10 Тема 1. Типология проблем управления. 10 1.1. Проблемная ситуация. 10 1.2. Моделирование проблемной ситуации. 14 1.3. Матрица организационных проблем.. 15 тема 2. Проблемно-целевое управление.. 18 2.1. Анализ проблемной ситуации. 18 2.2. Целеобразование в организациях. 23 2.3. Построение дерева целей. 25 2.4. Стратегическая система целей. 26 Тема 3. Стратегическое управление организацией.. 31 3.1. Стратегия как явление. 31 3.2. Концепция стратегического управления. 32
3.3. Стратегическое планирование. 36 3.4. Соотношение оперативного и стратегического управления. 39 Контрольные вопросы по модулю 1. 40 Модуль 2. Корпоративное стратегическое управление.. 42 Тема 4. Корпоративная стратегия. 42 4.1. Стратегичность трансформационных процессов. 42 4.2. Четыре уровня корпоративной стратегии. 51 Тема 5. Корпоративная социальная ответственность в стратегическом управлении.. 54 5.1. Сущность корпоративной социальной ответственности. 54 5.2. Направленность и уровни КСО.. 57 5.3. Преимущества использования КСО.. 62 5.4. Принципы взаимодействия с внешней средой. 63 Контрольные вопросы по модулю 2. 65 Модуль 3. Формирование стратегии организации.. 66 Тема 6. Эталонные стратеги организаций.. 66 6.1. Типология стратегий по Портеру. 66 6.2. Типология стратегий по Томпсону и Стрикленду. 67 6.3. Стратегии развития бизнеса по Котлеру. 68 6.4. Типология, основанная на компетентном/ресурсном подходе. 69 6.5. Типология стратегий, основанная на модели «продукт—рынок» И. Ансоффа. 69 6.6. Анализ «GAP». 71 6.7. Матрица БКГ. 73 Тема 7. Подходы к разработке стратегии организации.. 74 7.1. Конфигуратор методов разработки стратегий. 74 7.2. Традиционные методы разработки стратегий. 75 7.3. Общая схема разработки стратегии. 76 7.4. Методические основы формирования стратегии организации. 79 Тема 8. SWOT-анализ организации.. 81 8.1. Метод SWOT-анализа. 81 8.2. ТРиМ-анализ. 83 8.3. Анализ внешней среды организации. 85 8.4. Матрица решений как результат SWOT-анализа. 89 Тема 9. Анализ действующей стратегии организации.. 93 9.1. Принципы оценки развития организации. 93 9.2. Проблемы действующей стратегии. 99 9.3. Конкурентоспособность цен и издержек. 101 9.4. Прочность конкурентной позиции. 104 9.5. Стратегические проблемы.. 105 Тема 10. Философия бизнеса организации.. 107 10.1. Стратегическое видение организации. 107 10.2. Миссия организации. 110
10.3. Стратегические цели организации. 115 Тема 11. Модели детализации стратегии.. 121 11.1. Политики, или функциональные стратегии. 121 11.2. Проект, или черный ящик. 124 11.3. Программа как модель состава. 125 Контрольные вопросы по модулю 3. 129 Модуль 4. Реализация стратегических изменений.. 131 Тема 12. Стратегические изменения в организациях.. 131 12.1 Перемены как проблема менеджмента организации. 131 12.2. Типология концепций стратегических перемен. 131 12.3 Сопротивления изменениям в организациях. 131 12.4. Подходы для преодоления сопротивления изменениям.. 131 Тема 13. Три уровня управления стратегическими изменениями.. 131 13.1. Индивидуальные изменения. 131 13.2. Командные изменения. 131 13.3. Организационные изменения. 131 Тема 14. Командообразование в стратегическом управлении.. 131 14.1. Стратегическое управление с помощью малых групп. 131 14.2. Системное командообразование. 131 14.3. Лидерство в команде. 131 14.4. Виды групп, составляющих команды.. 131 14.5. Стратегия создания команды.. 131 Тема 15. Командное взаимодействие в стратегическом управлении.. 131 15.1. Управленческие команды в решении стратегических проблем.. 131 15.2. Уровни командообразования. 131 15.3. Этапы формирования команд. 131 Контрольные вопросы по модулю 4. 131 Раздел 2. Стратегический менеджмент: магистратура.. 131 Модуль 5. Проблемы стратегического менеджмента.. 131 Тема 16. Конфигуратор школ стратегий.. 131 16.1. Становление школ стратегического управления. 131 16.2. Стратегическое управление как научная дисциплина. 131 16.3. Современная структура школ стратегического менеджмента. 131 16.4. Ресурсная школа стратегий. 131 16.5. Школа «материнства». 131 16.7. Стратегия конкурентного преимущества. 131 Тема 17. Конкурентные стратегии организаций.. 131 17.1. Типология конкурентов. 131 17.2. Стратегические направления конкуренции. 131 17.3. Характеристика типовых конкурентных стратегий. 131 17.4. Семь факторов, влияющих на ситуацию в отрасли. 131 Контрольные вопросы по модулю 5. 131 Модуль 6. Методы проведения исследований в области стратегического менеджмента 131 Тема 18. Методы организационной диагностики и структурирования проблем.. 131 18.1. Диаграмма «рыбий скелет» как инструмент идентификации проблем.. 131 18.2. Пять «Почему?». 131 18.3. Поле корреляции. 131
18.4. Гистограмма. 131 18.5. Анализ решений. 131 18.6. Диагностическое интервью.. 131 18.7. Наблюдения. 131 Тема 19. Методы поиска стратегических решений.. 131 19.1. Структура методов. 131 19.2. Экспертные методы.. 131 19.3. Методы обработки экспертной информации. 131 Тема 20. Методы активизации творческого мышления. 131 20.1. Креативность стратегического мышления. 131 20.2. Методы индивидуальной активизации творческого мышления. 131 20.3. Методы креативного взаимодействия. 131 20.4. Метод сценариев в построении стратегии. 131 20.5. Методы групповой работы в решении стратегических проблем.. 131 Контрольные вопросы по модулю 6. 131 Модуль 7. Схемы разработки стратегии.. 131 Тема 21. Общие методы разработки стратегий.. 131 21.1. Быстрая разработка. 131 21.2. Динамика методов разработки стратегий. 131 21.3. Взаимосвязь факторов разработки стратегии. 131 Тема 22. Стратегические модели.. 131 22.1. Общие замечания. 131 22.2. Модель пяти компонентов П. Сенге. 131 22.3. Дерево решений. 131 22.4. Модель Мак-Кинси «7S». 131 22.5. Эффект масштаба и кривая опыта. 131 22.6. «Мертвая петля» и «спираль удачи». 131 22.7. Модель совершенной компании по Питерсу и Уотерману. 131 22.8. Стратегия эпохи перемен. 131 22.9. Стратегия, ориентированная на лояльность. 131 22.10. Стратегия успеха, ведущая к поражению.. 131 22.11. Ключевые компетенции. 131 22.12. Пять конкурентных сил М. Портера. 131 22.13. Цепочка создания стоимости. 131 22.14. Реинжиниринг бизнес-процессов. 131 22.15. Сбалансированная система показателей. 131 22.16. Методы изучения профиля. 131 Тема 23. Стратегические матрицы.. 131 23.1. Относительная доля рынка. 131 23.2. Матрица «возможность/уязвимость». 131 23.3. Матрица «рост/рост». 131 23.4. Матрица «Дженерал Электрик»/«Мак-Кинси». 131 23.5. Матрица создания/приобретения/объединения. 131 Тема 24. Методы корректировки стратегии.. 131 24.1.Анализ внешней среды при корректировке стратегии. 131 24.2. Использование сценариев в разработке стратегии. 131 24.3. Матрицы влияния на ситуацию.. 131 24.4. Связь анализа макросреды с разработкой стратегии. 131 Контрольные вопросы по модулю 7. 131 Модуль 8. Принятие стратегических управленческих решений.. 131
Тема 25. Стратегические управленческие решения. 131 25.1. Специфика стратегических управленческих решений в сравнении с оперативными. 131 25.2. Этапы разработки УР в стратегическом управлении. 131 25.3. Конфигуратор стратегий. 131 25.4. Управленческие решения в стратегическом менеджменте. 131 25.5. Определение элементов философии развития. 131 Тема 26. Анализ стратегических решений.. 131 26.1. Анализ сегмента SWOT матрицы решений. 131 26.2. Матрица анализа сочетаний синергии. 131 26.3. Анализ показателей стратегического развития системы.. 131 Тема 27. Альтернативы стратегических решений.. 131 27.1. Разработка альтернатив стратегического решения. 131 27.2. Реализация философии с использованием эталонных стратегий. 131 27.3. Проекция выделенных (приоритетных) стратегий на факторы среды.. 131 27.4. Альтернативы тактических решений и использования эталонных стратегий. 131 Контрольные вопросы по модулю 8. 131 Модуль 9. Модификация и разработка стратегии на основе ключевых компетенций 131 Тема 28. Решения о модификации действующей стратегии.. 131 28.1. Внутренний потенциал стратегичности. 131 28.2. Выявление ключевых компетенций. 131 28.3. Ключевые компетенции и конкурентные стратегии. 131 28.4. Модификация и корректировка. 131 28.5. Стратегические ключевые компетенции. 131 Тема 29. Формирование стратегических альтернатив. 131 29.1. Типология стратегических альтернатив. 131 29.2. Альтернативы текущей стратегии. 131 29.3. Процессы, помогающие генерированию альтернатив. 131 Тема 30. Обратная связь в системе принятия решений.. 131 30.1. Обратная связь и система показателей. 131 30.2. Контроль как фактор оценки реализации решения. 131 30.3. Контур обратной связи. 131 Контрольные вопросы по модулю 9. 131 Перечень рекомендуемой литературы... 131 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 131 Матрица решений. 131 Опросник. 131 Вопросы диагностического интервью.. 131 Примеры формулировок видения. 131 Формулировки миссии. 131 Примеры формулировок целей. 131
Введение
Гари Хамелу (один из выдающихся современных теоретиков и практиков стратегического управления) принадлежит высказывание о том, что как таковой науки о стратегическом управлении бизнесом не существует. Есть отдельные подходы, методы, инструменты, с помощью которых лица, принимающие стратегические решения, выстраивают свое видение перспектив развития организаций. Но менеджеры организаций всех времен и народов стремятся обеспечить динамичное развитие своего бизнеса, что предполагает выстраивание перспективных планов, которые они часто называют стратегическими. Переход на двухуровневую подготовку кадров в системе высшего образования предъявляет специфические требования к подготовке бакалавров и магистров. Кроме того, стандарты третьего поколения базируются на компетентностном подходе, что требует подготовки адекватной учебной литературы.
Учебная дисциплина «Стратегический менеджмент» в направлении подготовки «Менеджмент» является обязательной как для подготовки бакалавров, так и магистров, что делает необходимым систематизацию знаний и опыта по указанной дисциплине в рамках последовательности изложения материала и в тоже время обеспечения достаточности компетенций на уровне бакалавра в случае завершения обучения на этом уровне. Настоящее учебное пособие состоит из двух частей, первая из которых посвящена рассмотрению вопросов, отражающих содержание компетенций в рамках бакалавриата направления «Менеджмент», а вторая часть содержит модули для магистратуры того же направления подготовки. В пособии представлено 9 модулей, материал которых связан комплексом компетенций, необходимых выпускнику высшей школы в практической деятельности. Первый модуль предусматривает передачу знаний и опыта в области процесса стратегического управления с акцентом на целеполагание в этом процессе. Во втором модуле рассмотрен новый аспект стратегического управления бизнесом, представляющий собой обоснование того как корпоративная социальная ответственность может повысить капитализацию самого бизнеса, как могут быть учтены ожидания стейкхолдеров в процессе формирования стратегии развития организации. Третий модуль содержит базовую методологию формирования стратегии развития организаций на базе конфигуратора, включающего эталонные стратегии, результатов SWOT-анализа, анализа действующей стратегии и разработки философии развития организации. Кроме того, в модуле представлены модели детализации стратегии до уровня функциональных стратегий, стратегических проектов и программ. Первый раздел замыкает четвертый модуль, в котором отражены компетенции, обеспечивающие эффективную реализацию разработанной стратегии. Стратегические изменения рассмотрены на уровне индивида, группы и организации в целом. Отдельная тема посвящена командообразованию (как малой группы), которое необходимо не только в процессе разработки стратегии, но и на этапе внесения стратегических изменений в организацию. Второй раздел включает 5 модулей, отражающих компетенции, которыми должны обладать выпускники высшей школы в направлении «Менеджмент», ориентированные на научную и педагогическую деятельность. Пятый модуль посвящен рассмотрению новейших проблем стратегического менеджмента, как части основных научных школ, так и в части конкурентных стратегий организаций. В шестом модуле нашли отражение методы проведения стратегических исследований, среди которых выделены методы организационной диагностики и методы поиска стратегических решений, а также методы активизации творческого мышления, необходимые на всех этапах стратегического управления. Схемы разработки стратегии составили основу седьмого модуля, где рассмотрены общие методы разработки стратегии, а также стратегические модели матрицы и методы корректировки реализуемой стратегии. Восьмой модуль включает новые подходы к принятию стратегических управленческих решений, а девятый – вопросы модификации и разработки стратегии на основе ключевых компетенций. По основному тексту приведено 60 таблиц и 112 рисунков. После каждой темы приводятся контрольные вопросы. Список рекомендованной литературы включает 48 наименований литературных источников. Завершают книгу 8 приложений, содержащих иллюстрации к учебному материалу.
Раздел 1. Стратегический менеджмент: бакалавриат
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|