Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегичность трансформационных процессов




 

Корпоративная форма бизнеса имеет ряд характеристик, которые отличают ее от индивидуальных предприятий и партнерств (товариществ).

Корпорация находится полностью во владении ее акционеров, которые приобрели доли собственности, называемые акциями. Акционеры в качестве собственников корпорации имеют определенные права. Число голосов (прав) у каждого акционера зависит от количества находящихся у него акций.

Основными целями формирования корпораций являются:

· увеличение рыночной доли;

· повышение качества товаров;

· снижение издержек по сравнению с конкурентами;

· расширение ассортимента продуктов и повышение их привлекательности;

· укрепление репутации перед потребителями;

· повышение качества обслуживания;

· расширение применения инноваций;

· укрепление конкурентных позиций на международном уровне;

· рост доходов;

· рост дивидендов;

· увеличение доходов на инвестируемый капитал;

· повышение кредитного и облигационного рейтингов;

· рост потоков наличности;

· повышение курсов акций;

· улучшение и оптимизация структуры источников доходов.

Создание корпоративных объединений позволяет объединившимся структурам повысить конкурентоспособность как их конечного продукта, так и бизнеса в целом.

Как правило, корпорация состоит из материнской и дочерних компаний, имеющих различный юридический статус и разные способы управления.

Основные виды трансформаций предусмотрены Гражданским кодексе Российской Федерации и отражены в ст. 57 — это слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При этом слияние и присоединение, а также разделение и выделение попарно однородны.

На основе практики бизнеса[13] можно добавить к этим видам трансформаций создание и ликвидацию предприятий, рекомбинацию, а также их объединение с образованием нового юридического лица и противоположный ему процесс разъединения. Следовательно, всего можно выделить восемь видов трансформаций, приведенных на рис. 1.10.

Поглощение можно определить как процедуру перехода одной организации под контроль другой за счет приобретения абсолютного или частичного права собственности на поглощаемую организацию.

Слияния и поглощения представляют собой процедуру смены собственника или изменения структуры собственности компании, являясь конечным звеном в системе мер по ее реструктуризации. Целью слияний и поглощений является увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке.

Слияния и поглощения являются одними из основных методов реализации трансформационных стратегий. Если корпорация занимает удачное положение на рынке, имеет хорошие перспективы развития, но ей требуется усилить свои позиции для достижения конкурентных преимуществ в данной отрасли, то, используя механизм слияния и поглощения, она может достигнуть своей цели, объединяясь или приобретая компании того же сегмента рынка.

Часто корпорации могут осуществлять слияние и поглощение фирм из других сегментов рынка для снижения риска своей деятельности, для расширения сферы своего присутствия.

Если корпорация пересматривает свои позиции на рынке, находит новые приоритеты, выделяет для себя основные направления своей деятельности, освобождаясь от не основных проблемных направлений, а также если корпорация испытывает недостаток в финансах, то она может эффективно использовать механизм слияний и поглощений для продажи или выделения отдельных подразделений, дочерних компаний.

Различаются слияния горизонтальные, вертикальные, родовые, конгломеративные[14].

Горизонтальные слияния — объединения компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства.

В этом случае наиболее часто возникают следующие эффекты;

· сокращение производственных и иных издержек;

· расширение масштабов производства, сбыта и т.п.;

 


 


Рис. 1.10. Виды трансформаций организаций

 


· повышение мобильности в распределении финансовых ресурсов.

Вертикальные слияния — объединение корпораций различных отраслей, связанных технологическим процессом производства продукции, т.е. расширение корпорацией круга покупателей результатов своей деятельности либо переход на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие - до конечного потребителя (слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний). Такая интеграция может обеспечить более низкие издержки производства и обращения и более эффективное распределение и использование ресурсов.

В мировом бизнесе недели не проходит без сообщений о многомиллиардных сделках по слиянию компаний. По оценкам KPMG Corporate Finance, в 1997 г. таких сделок было совершено на 341 млрд дол., в 1998 г. — на 544 млрд дол. и в 1999 г. — на 798 млрд дол. Рекордом стало поглощение немецкого гиганта «Mannesman» англо-американской телекоммуникационной компанией «VodafoneAirtouch» — сумма сделки 204 млрд. дол.

Родовые слияния — объединение корпораций, выпускающих взаимосвязанную продукцию. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химические реактивы.

Конгломеративные слияния — объединения корпораций различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние корпораций одной отрасли с корпорацией другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые корпорации не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Можно выделить три разновидности конгломеративных слияний:

· слияния с расширением продуктовой линии — объединение не конкурирующих продуктов со схожими каналами реализации и процессами производства;

· слияния с расширением рынка — приобретение дополнительных каналов реализации продукции. Например, супермаркетов в географических районах, которые ранее не обслуживались;

· чистые конгломератные слияния — не предполагающие никакой общности.

Среди других классификаций слияний можно выделить национальные и транснациональные, дружественные и враждебные, корпоративные альянсы, производственные, финансовые слияния и т.д.

В зависимости от отношения управленческого персонала корпораций к сделке слияния или поглощения, выделяются слияния, которые могут осуществляться на паритетных условиях («пятьдесят на пятьдесят»). Однако имеющийся опыт свидетельствует о том, что «модель равенства» является самым трудным вариантом интеграции. Любое слияние в результате может завершиться поглощением.

Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают. Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах или регионах мира. Так, например, в отличие от США, где происходят слияния или поглощения крупных фирм, в Европе идет поглощение мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ смежных отраслей.

Соответствующие трансформационные процессы в части ликвидации и образования новых юридических лиц представлены в табл. 1.7.

 

Таблица 1.7

Характеристики трансформационных процессов

Наименования трансформационных процессов Образуется новое Ликвидируется
Создание    
Слияние   2 сливающихся
Присоединение   1 из присоединяющихся
Объединение 1 — объединение  
Рекомбинация    
Преобразование   Старое юр. лицо
Разделение   Старое юр. лицо
Выделение    
Разъединение   Ликвидируется объединение

 

Попытки понять мотивы, движущие корпорациями, активно использующими в своей деятельности стратегии слияний и поглощений, привели к определению трех основных теорий, объясняющих слияния: синергическая теория, теория агентских издержек свободных потоков денежных средств и теория гордыни, основное содержание которых отражено на рис. 1.11.

Суть синергетической теории заключается в том, что возникающая при слиянии новая корпорация может использовать широкий спектр преимуществ (появляющихся в результате такого свойства систем, как эмерджентность), которые возникают вследствие объединения ресурсов этих корпораций.

 

       
   
§ Менеджеры не всегда действуют в интересах акционеров; § Менеджеры ориентированы на рост корпорации; § Рост корпорации увеличивает власть менеджеров.  
§ Операционные синергии: экономия операционных издержек (эффект агломерации); — экономия на НИОКР; — эффект комбинирования взаимо-дополняющих ресурсов; — увеличение размеров рыночной ниши корпорации. § Финансовые синергии: создание налоговых щитов (уход от налогообложения); — возможность покупки компании по цене ниже балансовой; — диверсификация.  
§ Слияния как результат индивидуаль-ного решения менеджеров корпорации-покупателя; § Менеджмент считает, что именно его оценка стоимости верна, а рыночная оценка стоимости корпорации-цели не полностью отражает ее потенциал развития.

 

 
 

 

 


Рис. 1.11. Сочетание теорий, объясняющих слияния

 

Так новая корпорация, возникшая в результате слияния, может добиться серьезного сокращения издержек[15]. Кроме того, корпорация-покупатель может использовать научно-исследовательские центры приобретенной корпорации, а также потенциал ее работников для разработки и внедрения новых продуктов. Что же касается эффекта комбинирования взаимодополняющих ресурсов, то он не только обеспечивает доступ к нужным ресурсам, но и позволяет получать их на более выгодных условиях, что также способствует увеличению размеров рыночной ниши корпорации наряду со снижением уровня конкуренции.

Финансовые синергии проявляются в эффекте увода от налогообложения временно свободных денежных средств, а возможность покупки компании по цене ниже балансовой дает дополнительный выигрыш.

Часто в качестве катализатора слияний финансовые менеджеры называют диверсификацию, которая позволяет снижать степень риска.

Теории агентских издержек и гордыни отражают ситуацию, в которой решения о трансформациях принимают в большей степени не собственники, а их агенты — менеджеры корпораций. При этом менеджеры руководствуются прежде всего своими личными интересами.

Кривая опыта отражает тот факт, что при удвоении накопленного объема выпуска какого-то товара или услуги затраты организации на производство единицы продукции в реальном исчислении, т.е. скорректированные с учетом инфляции, снижаются на 20—30%.

В большинстве случаев за счет слияния или присоединения компаний достигается повышение эффективности деятельности поглощающей компании как результат проявления закона синергии.

Существует два типа синергизма: структурный и управленческий. Структурный синергизм означает объединение ресурсов двух компаний, позволяющее снизить издержки и увеличить объем продаж. Управленческий синергизм позволяет добиться улучшения показателей работы благодаря повышению качества управления без каких-либо структурных изменений.

Обычно под синергизмом подразумевают структурный синергизм: объединение служб сбыта двух компаний позволяет снизить издержки; продукция одной компании может реализовываться через сбытовую сеть другой, что ведет к возрастанию объемов продаж и снижению издержек, приходящихся на единицу продукции. Структурный синергизм особенно велик, если две компании производили аналогичную или взаимосвязанную продукцию, но имели разные системы сбыта и разных клиентов. В таких случаях сокращение издержек достигает 15—25%, а объем продаж возрастает на 25—30%[16].

Управленческий синергизм имеет место в случаях, когда компания-покупатель способна более эффективно управлять приобретенным производством, в частности, благодаря внедрению новой системы финансового контроля, повышению ответственности менеджеров за исполнение бюджета, сокращению необоснованных расходов (без структурного синергизма), продаже не основного бизнеса компании покупателю, для которого он представляет большую ценность, чем для продавца. Управленческий синергизм позволяет добиться снижения издержек, значительно реже он ведет к увеличению объема продаж компании.

Синергизм существует и независимо от поглощений: в совместных предприятиях и стратегических союзах, в более тесных отношениях с поставщиками, в уже существующей группе компаний, когда менеджеры систематически приходят на помощь коллегам. Такого рода синергизм называют «дешевым синергизмом», поскольку он не связан с затратами на поглощение компаний. Синергизм может возникать в любой группе предприятий, это потенциал, который может быть реализован при правильной организации и распределении ресурсов группы.

Помимо эффекта синергизма объединение компаний может привести к получению экономии за счет масштаба (сокращения постоянных затрат в производстве). Такой эффект существует также при обращении продукции и ее обслуживании у потребителя. Основная идея экономии за счет масштаба состоит в том, чтобы выполнить больший объем работы без увеличения мощностей и численности работников.

При дивестировании (реализации части предприятия или фирмы в целом) путем распродажи или передачи акций может иметь место эффект обратного синергизма: 4 – 2 = 3. То есть эксплуатация реализуемых объектов оказывается целесообразной для какой-нибудь другой компании как средство образования чистой положительной стоимости. В итоге эта компания готова заплатить за данные объекты более высокую цену, чем их оценка владельцем на настоящий момент, В некоторых случаях реализуемый объект хронически убыточен и его владелец не намерен расходовать на него необходимые ресурсы с тем, чтобы сделать его доходным.

Источниками получения экономического эффекта от слияния и поглощения являются:

· экономия на масштабе производстве (технологическая экономия);

· экономия на масштабе сферы деятельности (экономия на разнообразии производимой продукции и рынков сбыта);

· экономия на трансакционных издержках (экономия на сделках, операциях, контрактах, договорах);

· получение конкурентных преимуществ на рынках (экономия от координации рыночного поведения объединяемых предприятий (корпораций, фирм), внутрифирменного и межстранового перераспределения ресурсов, регулирования цен товаров).

К дезинтеграционным трансформациям относятся деление (продажа, разделение, выделение), разъединение и ликвидация. Проведенный анализ делений и разъединений предприятий, описанных в экономической литературе за последние годы, позволил выделить наиболее распространенные варианты делений и разъединении предприятий. Наиболее распространенным вариантом деления является продажа части бизнеса, бизнес-единицы, предприятия. При этом покупателем выступают другое предприятие, юридические и физические лица.

Выделение бизнеса в качестве составной части корпоративной стратегии также может осуществляется за счет использования механизма слияний и поглощений. Для этих целей компания может проводить «отпочковывание» и продажу отдельных подразделений.

Отпочковывание как создание из отделения компании отдельного юридического лица. Акционеры материнской компании пропорционально своей доле в ее капитале становятся владельцами акций новой образовавшейся компании. При этом никакого движения денег не происходит, материнская компания какого-либо дохода в результате отпочковывания своего подразделения не получает. Например, произошедшая в 1996—1997 гг. реорганизация американской корпорации «AT&T», в ходе которой от нее отделились два подразделения: NCR (производитель компьютеров и банкоматов) и Lucent Technologies (производитель телефонного оборудования). Эти подразделения преобразовались в самостоятельные акционерные общества, акции которых были распределены между существующими акционерами «AT&Т».

Существует несколько вариантов отпочковывания: разбиение компаний и отделение. При разбиении материнская компания в результате серии отпочковываний преобразуется в несколько независимых новых юридических лиц, а сама перестает существовать. При отделении часть акционеров получает долю в новой компании взамен своей доли в материнской компании в определенном соотношении.

Продажа отдельных подразделений или дивестирование предполагает продажу этого подразделения третьему лицу. В отличие от отпочковывания материнская компания получает реальные денежные средства в результате проведения подобного рода реструктуризации.

Если какое-либо подразделение выставляется на открытую продажу, то подобная операция называется выделением. Дивестирование стало весьма популярным методом реструктуризации компании с одновременным получением необходимых материнской компании «живых» денег.

Причины, побуждающие корпорации производить продажу или отпочковывание своих подразделений, очевидны. Основная из них — повышение эффективности ведения бизнеса. Зачастую в составе компании присутствует убыточное подразделение, занимающееся не основным видом деятельности. Выделение подобного бизнеса позволяет менеджменту компании концентрировать свое внимание на основном виде деятельности, устраняя ненужные расходы на поддержание не основного и неприбыльного направления. К тому же, если различные направления бизнеса становятся независимыми, довольно просто увидеть истинную эффективность каждого из них и на основании этого адекватно распределять вознаграждение управленческого персонала.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...