Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Христос- дыхание-жизнь-молитва.




https://my.mail.ru/community/telo-hram-obraz/3441CD5901BF2390.html

" Дыхание жизни нашей, помазанник Господень" (Плач 4.20)
Почти во всех древних языках (древнееврейский, греческий и др.) слова "дыхание" и "дух" являются однокоренными: «… отымеши дух (дыхание) их, и исчезнут, и в персть свою обратятся. Послеши духа (дыхание) Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс. 104(103), 29-30; ср. Иов 34,14-15). Дыхание - это жизнь и то движение «внутренней земли», которое сопровождает нас от первого мгновения жизни, до последнего. Именно дыхание связывает душу с этой землей и со вселенной, со временем и пространством. Когда прекращается дыхание (испускается дух), душа покидает плоть, время и пространство. Поэтому дыхание – особое явление, которое требует нашего внимания и, которое мы не замечаем, как и силу гравитации, пока «земля не уйдет из-под ног».
Григорий Богослов говорит в своем «Слове о человеческой добродетели», (том 2): «Христос - моё дыхание», далее, в том же слове, говорит, как от лица Господня: «А если будешь низко о себе думать, то напомню тебе, что ты... Христово ДЫХАНИЕ». Преподобный Антоний дожил до 105 лет, сохранив телесное здоровье и силу. Почувствовав близость кончины, он велел похоронить себя в тайне, и почил с радостным лицом, со словами: «Дышите всегда Христом. Ему верьте».
Мало кто сознает, что дыхание по природе трехфазно: вдох, выдох, пауза. Вдох – расцвет и рост легочного «древа жизни» в глубины нашего тела - к центру тяжести. Выдох – опадание этого древа и принесение плода вверху: «...уцелевшее пустит корень внизу и принесет плод вверху»- говорит пророк о доме Иудином (4 Цар. 19, 30). Плод нашей жизни, а значит и дыхания - слово, мысль, движение, поступок... Пауза после вдоха - это точка осознания покоя дыхательных мышц, основание для следующего вдоха и основание для осознания, для возможности самодвижимой внутренней молитвы. Мы часто слышим: «Дышите глубоко». Опыт показывает, что далеко не каждый образованный человек знает, что такое на самом деле и где у него диафрагма и как на нее опереть дыхание и звучание, а потому, вдыхают не диафрагмой - в «глубину», а межреберными мышцами - в «ширину» (верхушкой легких). Физиологи знают как это вредно для всех функций. Психологи знают, как это вредно для психики, т.к. поверхностно дышит человек хронически беспокойный, напряженный. Святые отцы знают, что так дышат в нашем сердце страсти. Кто-то сказал, что в отличие от святых, мы – «люди короткого дыхания» (т.е. поверхностного или бурного, но частого). Большинство людей не знают своего внутреннего устроения. Признавая на словах, «что я дивно сотворен», мало кто с благодарностью и благоговением изучает тот закон, что «посреди чрева моего», чтобы каждое наше дыхание, хвалило Господа (пс.150) как это делают практикующие исихасты, у которых «Имя воплотившегося Слова связывается с основными функциями бытия: оно пребывает в сердце, оно связано с дыхание».
Никифор Уединенник в своем трактате «О трезвении…» писал: «Дыхание есть естественный путь к сердцу».

Правильное дыхание - полное (т.е. глубокое) и ровное успокаивает тело, ум и чувства, «возделывая почву» для духовной работы.
препод. Иоанн Лествичник В «Лествице» указывает на связь между молитвой и дыханиемем: «Память Иисусова да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь силу безмолвия» (Иоанн Синайский. Лествица 27, 61 (С. 241)

Преподобные Каллист и Игнатий также поучают: «Трудолюбие
естественное внутрь сердца через дыхание ноздренное и, действуемая при этом молитва «Господи Иисусе Христе, сыне
Божий. Помилуй мя», - вводят нас в сердечное делание. Ты седши безмолвно и собрав ум свой, введи оный в ноздренный путь, где дух сей и принуди его вкупе с сойти со вдыхаемым духом в сердце.... И сотвори ум не скоро отонюду исходити....Сие
внимание освобождает ум от обхождения и пленения. И скитания. Так ум возвращается в первозданную красоту. Имеет память сердечную, молитву и в сердце пребывает.... Аще яст, аще, пиет, аще служит, аще путешествут, аще ино, что творит, непрестанно
вопити то: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Память Иисусова через дыхание ноздренное со вниманием внуть
сердца да соединится с дыханием твоим в ноздри.

«Таким образом, дыхание есть естественный путь к сердцу. Итак, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться. При учи его, брат, нескоро оттуда выходить: ибо вначале он очень скучает в этом внутреннем заключении и тесноте, когда же привыкнет, то, наоборот, не любит кружиться вовне, потому что ему там не невесело и не нерадостно... если монах стремиться возвратить ум внутрь себя и хочет, чтобы ум «двигался не прямым, а круговым и неблуждающим движением», то разве ему не пригодится «привычка не блуждать взором то туда, то сюда, но словно на каком-нибудь упоре останавливать его на своей груди или на пупке? Свертываясь внешне по мере возможности как бы в круг, то есть уподобляясь желаемому внутреннему движению ума, он и силу ума, изливающуюся из глаз, благодаря такой форме тела тоже введет внутрь сердца» (св. Григорий Палама. Триады I, 2, 7 1,2, 8 (С. 48-49).
Смысл слов святого Григория заключается в том, что молитва является не только умственным, но и телесным деланием, и потому плоть никогда не должна быть оставлена без внимания. Молитва в понимании исихастов - делание, охватывающее всего человека, включая ум и сердце, душу и тело, взор и дыхание.

В молитвах ко Святому Причащению есть строка «не един пребуду кроме Тебе..., дыхания моего». Но что бы это прошение воплотилось, надо прочувствовать, «воплотить» полноту его смысла.
Правильно, глубоко и спокойно вдохнуть можно после осознанного выдоха и паузы, принимая вдох как Божественный дар, подающий и обновляющий жизнь. Выдох - это наш ответ Богу, смирение телом и духом: «жертва Богу – дух сокрушен», молитвенное воздыхание, фимиам, плод нашего возделывания «внутренней земли». Чиста ли, благоуханна ли эта жертва? Пауза после выдоха - это время покоя, неделания, вслушивания икона покоя - Шаббат, наше жертвоприношение, трепетное ожидание призрения Божьего на качество нашей жертвы, чтобы не была она Каиновой, но – Авелевой (имя Авель означает – дуновение, дыхание, пар, суета).
Приведем слова Афонского старца архм. Эмилиана из книги «Богопознание»: «Мгновение сосредоточения и молитвы является средний момент паузы между вдохом и выдохом. Если я не научусь правильно дышать, то неверной будет и моя жизнь, и молитва и все остальное. (стр. 117). Свет Божий есть наше дыхание (стр. 341)».

Спасти, преобразить, исцелить и обновить человеческое естество может только Божественная благодать. "Вступая в подвиг, не на нем останавливай свое внимание и сердце, - учит св. Феофан Затворник, - но минуй его как нечто стороннее, - разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием". " Телесные делания... действуя неразлучно с душевными, суть самые сильные, помогающие тем душевным средствам (вниманию, бодренности, трезвению)... " (Святитель Феофан Затворник).
Преподобный Нил Сорский считается основателем скитского жития в России во внешнем и внутреннем быту, основой которого было духовное делание, то есть внутренняя созерцательная молитва, непрестанно совершаемая умом в сердце:
- И повторяй так (молитву) всегда с усердием, когда стоишь, или сидишь, или лежишь, умом и сердцем, сокращая даже сколько можно дыхание, чтобы не так часто дышать, как говорит Симеон Новый Богослов. …

- Ты же, - продолжает он (Григорий Синаит),- если видишь нечистоту лукавых духов – т.е. помыслы – не ужасайся и не дивись; если же и благими тебе покажутся они – не внимай им, но, насколько можно, сдерживая свое дыхание и затворяя ум в сердце, вместо оружия призывай имя Господа Иисуса, и лукавые духи отбегут от тебя, палимые невидимо, как бы огнем, произнесением Божественного имени.

Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова
О Молитве Иисусовой
- Удерживай дыхание - говорит преподобный Григорий Синаит,- … Не только в процессе дыхания, но и во всех движениях тела должно наблюдать спокойствие, тихость и скромность.

- Отцы учат, что для того, чтобы удержать ум неудержимый, скитающийся и рассеиваемый вражеской силой, нужно иметь память Божию вместо дыхания, соединить Иисусову молитву с дыханием своим, т.е. непрестанно предстоять Богу в любви.
- У Отцов, при описании приемов сведения ума в сердце указывается на основной … «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Дыхание при этом удерживается в тихости, чтобы не рассеи-вались мысли.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский. (1815-1894).
Соединять молитву Иисусову с дыханием, как вы делаете, можно. Это сказал кто-то из древних. Дыхание вместо чёток. Дыхания не надо вам стеснять и на сердце натиска не делать, а свободною мыслию творить молитву. Ведайте, что молитва, истинно духовная, прививается благодатию.

Стаpец Иосиф Афонский (пpозванный также Исихастом)
(ИЗЛОЖЕHие МОHАШЕСКОГО ОПЫТА. Пеpевод с новогpеческого Свято-Тpоицкая Сеpгиева лавpа 1998.)

- И если видит восстание плоти, пyсть он задеpживает дыхани е, поднимается и стоит, сколько хватает сил.
- Склони свою шею под иго послушания и прилепись к дыханию своего старца.
- Так вот, часто взывай к Отцу своему, Который всегда рядом с тобой и не отлучается никогда. Он даже ближе, чем движение твоего ума: Он в твоем дыхании, в твоем уме, в твоем слове. Бог все вмещает. Мы, убогие и безумные, в Нем живем, в объятиях Его носимы.
И прежде чем ты шевельнешься или помыслишь что-нибудь доброе или злое, сразу дыхание, душа как дуновение Божие извещает Бога. Так вот, это начало нашего существо-вания. А наш замес и происхождение - глина. А наша сила? Божественное дуновение, дыхание Божие.
Итак, что ты имеешь, гордый человек, чего бы не получил? Познай, смиренная душа, своего Благодетеля и смотри не присвой чужое - Божие как собственное достижение.
Если ты поднялся на Небеса, и видел ангельские естества, и слышал гласы Божественных Сил, если богословствуешь и учишь, если победил ухищрения бесовские, если пишешь, говоришь и делаешь, - все это Божий дары.
Итак, скажи Господу твоему: "Прими, дыхание мое сладкое, Иисусе мой, "твоя от твоих"! И тогда, ах! Тогда, о душа моя! Что предстоит тебе увидеть, когда открываются сокровища Божий, и Он тебе говорит: "Прими, сын мой, все, ибо ты оказался верным и добрым управителем!"*
Бог наиболее близок к нам, так что мы можем постоянно беседовать вместе с Ним. Поскольку во взгляде твоем - Бог. В уме твоем - Бог. В слове, дыхании, еде, куда ни посмотришь - везде Бог. В Нем живем и движемся. Он нас носит в Своем лоне.
Следует отметить. что осознанному дыханию придают особое внимание и в других известных религиях - буддизме, суфизме. Исихаская практика на на психо физическом уровне во многом схожа с зикром суфиев. Есть мнение, что в общении православный византийских монахов аскетов и дервишей произошло взаимоперенимание психотехнического опыта. Практика- это только инструмент. Отличие же лежит в плоскости духовной направленности.

 

===============================================

 

 

Елена Алешина,

07-04-2010 16:47

 

38. Что такое благоговение?

https://my.mail.ru/community/telo-hram-obraz/54F6E2FC3BB00BA7.html

препод. Иссак Сирин в книге " О божественных тайнах и о духовной жизни" писал: " Бог желает внешних форм, конретного почитания и видимы способов выражения благоговения- не ради Себя, но ради нас...Ибо многие пренебрегли всем этим в помыслах своих и вообразили, будто достаточно для Бога одной молитвы сердца; будто когда лежат они на спине или сидят в непочтительной <позе>, тогда, дескать, достаточно лишь внутренней памяти <о Боге>. Не позаботились они об украшении внешней стороны своего служения продолжительными стояниями, соответствующими их телесной силе, или почтительной собранностью чувств"

"Благоговейное чтение молитвы" или "Поможет ли молитва, читаемая быстро?"


Иные лишь только начинают молиться, как уже думают скорее кончить. Это наемничество. Недостойна христианина, как свободного существа и как сына Божия по благодати, такая молитва. Заранее не жди пользы от такой продажной молитвы.

Выговаривая слова молитвы, не спеши, но дай им время отозваться в сердце, сделаться словами твоего сердца, твоею собственностию.

Никогда не спеши сердцем при чтении молитв и всегда будь в спокойном и веселом расположении духа: ты говоришь с Богом милости, щедрот и человеколюбия; унывать тебе тут вовсе не о чем.

Не стяжавшим сердечной молитвы надо молиться неспешно, ожидая соответствующего отголоска в сердце каждого слова молитвы. А это не всегда скоро дается человеку, не привыкшему к молитвенному созерцанию.
Поэтому редкое произношение слов молитвы для таких людей должно быть положено за непременное правило. Ожидай, пока каждое слово отдастся в сердце свойственным ему отголоском.
При молитве держись того правила, что лучше сказать пять слов от сердца, чем тьмы слов языком.

Когда молишься, не спеши мыслию к другому какому-либо делу, потому что молитва должна быть главнейшим занятием твоим во всю жизнь и научиться достойно молиться есть самое важное дело.

Кого мы любим, с тем обыкновенно не можем досыта наговориться. Отсюда прямое заключение: кто любит Бога, тот любит беседовать с Ним в молитве, и напротив, кто не любит Его, тот очень ленив на молитву.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Не спеши гнать одну молитву за другою, а с мерною длительностью произноси их, как обыкновенно говорят пред большим лицом, когда просят его о чем.
Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

Слова молитвы произноси очень неспешно, даже протяжно.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

Никогда молитв спешно не проговаривайте, а не спеша, с мыслями и чувствами, кои выражаются в читаемых молитвах.

Совершайте своё молитвословие неспешно, всегда сопровождая слова мыслию, ими выраженною, и напряжением на то чувства сердца.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

...Эти слова надо выражать... протяжным тоном, ибо при таком именно тоне, а не при скороговорке бывает сердце сокрушенное и смиренное.
Афонский старец Кирик.

Старец Паисий Святогорец Слова. Tом II Духовное пробужение

Часть вторая. О подвижничестве и благоговении
Глава четвертая. О том, что благоговением приводится в умиление Бог

Ч то такое благоговение

— Благоговение — это страх Божий, внутренняя скромность, духовная чуткость. Человек благоговейный может стесняться, но эта стеснительность источает мед в его сердце, она привносит в его жизнь не мучение, но радость. Движения человека благоговейного тонки и аккуратны. Он отчетливо ощущает присутствие Бога, Ангелов и святых, он чувствует близ себя присутствие призирающего его Ангела-Хранителя. В своем уме он постоянно имеет [мысль о том], что его тело есть храм Святаго Духа [1]. И живет он просто, чисто и освященно. Человек благоговейный везде ведет себя со вниманием и скромностью, он живо ощущает всякую святыню. Например, он внимателен к тому, чтобы не встать спиной к иконам; туда, где сидят, например на диван или стул, он не положит Евангелие, духовную книгу или какую-то святыню; если он видит икону, то его сердце исполняется взыграния, его глаза заволакиваются слезами. Даже просто увидев имя Христово где-то написанным, он благоговейно его лобызает, и его душа внутренне услаждается. Даже заметив брошенный на землю обрывок газеты, где напечатано, к примеру, имя Христово или же слова "Священный храм Святой Троицы", он нагибается, подбирает этот клочок, благоговейно лобызает его и огорчается, что он был брошен на землю.

— То есть, Геронда, благочестие — это одно, а благоговение — другое?

— Благочестие [2] — это одеколон, а благоговение — это фимиам. Для меня благоговение есть величайшая добродетель, потому что человек благоговейный привлекает к себе Благодать Божию, он становится приемником Благодати, и она естественно пребывает с ним. Потом, когда Благодать его "выдает", все благоговеют перед ним и расположены к нему, в то время как человек-бесстыдник внушает отвращение и взрослым, и детям.

1. См.: 1 Кор. 3, 16 и 6, 19. ^
2. Словом "благочестие" Старец определяет исполнение внешних форм благоговения, не имеющих соответствующего внутреннего состояния. ^

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...