Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Командообразование в стратегическом управлении




Стратегическое управление с помощью малых групп

 

Стратегическое управление не может быть порождено одной реальностью, только на основе анализа невозможно сформировать образ будущего организации. Здесь уместно воспользоваться основными положениями школы дизайна как школы стратегического управления.

Как утверждают специалисты, путь к успеху не в том, чтобы «заполучить» правильную стратегию, а в том, чтобы выработать стратегическое мышление работников, принимающих важные решения. Иными словами, опираясь на логику когнитивной психологии, важно проникнуть в сознание стратега (здесь следует сделать упор на когнитивную школу стратегического управления).

Важная задача — поддерживать процесс обучения малых групп (т.е. развиваться стратегически через посредство обучения работников организации), тем более что конкуренция среди организаций в настоящее время представляет собой конкуренцию управленческих команд организаций-конкурентов.

Если формируется группа из людей, имеющих сходные ценностные ориентации, то тем самым выстраивается первый шаг к созданию команды единомышленников. Отсутствие общих ценностей —начало развала команды.

Команда может формироваться под определенную задачу. Если возникают новые цели, то надо быть готовым поменять людей.

 

Системное командообразование

 

Наиболее простая модель (модель «черного ящика») функционирования команды представляет собой систему, на входе в которую мы имеем поток типовых ресурсов (временных, финансовых, материальных, информационных, людских и энергетических), а на выходе — управленческие решения, направленные на эффективное использование имеющихся ресурсов в оперативном управлении и на создание нового качества, необходимого для стратегического развития организации.

При описании модели команды управления, кроме описания субъектов, входящих в состав команды, необходимо описать состав функций, выполняемых командой, ролевой состав команды и т.д. В состав управленческой команды обычно входят менеджеры верхнего уровня управления и некоторые работники, не относящиеся к указанному уровню управления, но обладающие определенными качествами, необходимыми для эффективной работы команды (например, психолог или работник любой профессии, пользующийся авторитетом). Кроме того, в состав управленческой команды могут входить собственники организации (или их представители), представители местных органов власти, независимые консультанты, а в отдельных случаях и крупные потребители продукции организации.

Функциональный состав команды позволяет выполнять все обычные процедуры системного анализа (формулирование проблем, сбор и анализ необходимой информации, выявление целей, формирование критериев, генерирование альтернатив, оптимизация, выбор решения, декомпозиция решения до уровня мероприятий и ресурсов). Соответствующий указанной модели состава перечень, определяющий ролевой состав команды, может состоять из следующих персоналий: лидер команды (капитан, который является владельцем процесса выработки решений), «коммуникатор» (специалист, осуществляющий общее управление процессом деятельности команды), внешний консультант (роль консультанта может выполнять и эксперт по отдельным вопросам, и консультант по управлению процессом выработки решения) и сами участники команды. Иногда роли в команде условно разделяются между постановщиками проблем, аналитиками, генераторами решений и финалистами (специалистами, подводящими итог каждому этапу работ).

Модель структуры управленческой команды довольно проста и напоминает открытую (ее еще называют парламентской) структуру управления, при которой лидер команды организует процесс управления, давая возможность каждому члену команды высказать свое суждение по каждой проблеме. В этом случае отсутствуют иерархические связи между членами команды, а капитан команды (ее лидер) — старший среди равных. Если рассматривать структуру команды как параметр самоуправляемой системы, в первую очередь следует отметить структуру парных связей между членами команды. Указанная структура должна обеспечивать стабильность (устойчивость) горизонтальных связей между членами управленческой команды, которые образуются в течение длительного времени формирования социокультуры команды (традиций, легендарных историй, фольклора и т.д.) и требуют постоянной поднастройки структуры команды.

 

Лидерство в команде

 

Бытует мнение, что определение стратегии и путей ее достижения выполняет директор, а его заместители и главные специалисты несут ответственность за разработку и осуществление стратегии и контролируют функциональные стратегии, направляют усилия по ее реализации. Иначе говоря, принятие стратегических решений требует лидерства менеджеров.

Вместе с тем решения стратегических проблем организаций в современных условиях не могут возникнуть исключительно в результате мыслительной деятельности суперлидеров. Оптимальным представляется формирование самоорганизуемых рабочих групп или автономных команд лидеров. В данном случае лица, входящие в группу, должны быть способными формировать и доносить до других новые системы приоритетов, а также ставить перед людьми значимые и привлекательные цели.

Лидер как слуга: служит людям организации и служит высшей цели — миссии организации. Последнее соображение опять же укладывается в классическую школу стратегий — школу дизайна.

Можно выделить тринаправления деятельности лидера: формирование общего видения будущего; выявление и анализ ментальных моделей; развитие в людях системного мышления.

Формирование общего видения будущего: соединение внешнего и внутреннего состояния организации; сочетание негативного и позитивного видения будущего; участие работников в формулировании образа будущего. Общее видение формируется под воздействием видения отдельных работников. Негативное видение выполняет роль прогнозирования неблагоприятных условий внешней среды. Однако формирование видения только под воздействием внешних факторов (например, под воздействием сил конкуренции) в конечном счете ослабляет организацию.

Выявление и анализ ментальных моделей. Хорошие идеи часто остаются нереализованными в силу того, что инициативы противоречат укоренившимся стереотипам мышления или ментальным моделям.

Выявление ментальных моделей осуществляется посредством:

· обнаружения скачков абстракции (подмена наблюдаемых фактов обобщениями);

· осознания различий между декларируемыми взглядами и проявляющимися на практике;

· достижения баланса мнений (совмещать искусство убеждения с искусством восприятия);

· разрушения защитных механизмов (вначале распознать защитный механизм, далее понять, как он действует, затем отключить его).

Развитие в людях системного мышления. Даже слабые, но системно нацеленные воздействия могут принести существенные и продолжительные улучшения. Навыки системного мышления заключаются в следующем:

· видение взаимосвязей (целостное видение) процессов — умение видеть взаимосвязи частей системы;

· отказ от обвинений (причины неудач искать не во внешней среде, а в первую очередь в себе самом);

· обозначение сложности динамических процессов (причина и следствие на практике часто разнесены во времени и пространстве);

· поиск мощного рычага (т.е. место приложения усилий, дающих наивысший результат);

· отказ от простых решений (не спешить начать бороться с проявлениями проблем, а вначале выявить причины их возникновения).

Лидер как человек, имеющий последователей, которые помогают ему достичь поставленной цели, тонко воздействует на отношения между людьми, поэтому люди готовы добровольно следовать за ним.

Лидерство — категория ситуационная. Эффективное лидерство может достигаться использованием различных типов лидерства, поэтому целесообразно назначать лидеров для ситуаций лидерства, которые соответствуют его потребностям, или необходимо так перестраивать конкретную ситуацию, чтобы она соответствовала лидерским потребностям.

Сущность ситуационного подхода свидетельствует о том, что он применим в стратегическом управлении только на стадии реализации стратегии или при условии принятия одной из предписывающих стратегий. Руководитель должен:

· иметь знания по управлению организацией (знать эталонные стратегии);

· уметь предвидеть вероятные последствия применения методик;

· уметь адекватно интерпретировать ситуацию (владеть SWOT-анализом);

· уметь обеспечивать достижение цели организации самым эффективным способом в условиях конкретной ситуации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...