Креативность стратегического мышления
Созидание всего нового представляет собой творческий (креативный) процесс. Креативность обычно связывают с такими категориями как способность к творческой деятельности, умение нестандартно подходить к решению сложных проблем. Иногда креативность связывают со способностью человека создавать условия для проявления закона синергии в процессе решения задач. Например, истинные предприниматели умеют так соединить основные факторы производства (в классическом понимании это – труд, земля, капитал), что производительность труда повышается, неустановленное оборудование начинает работать в три смены и организация убыточная при прежнем руководителе становится прибыльной. Выделяют пять слагаемых креативности: обработка информации; созревание идей; озарение; объединение идей в системное решение и сопровождение решения комментариями. Таким образом, креативность – это мыслительный процесс, помогающий нам генерировать идеи. Существуют различные уровни реальной действительности, которые по своему влияют на креативность: «процессы в окружающей среде, которые влияют на то, «где» и «когда» может проявиться креативность; «что» в креативности проявляет себя в окружении через поведенческие процессы; поведенческие проявления и реакции основаны на том, «как» человек думает - на его внутренних картах, стратегиях и психических особенностях; креативное мышление подвержено влиянию и воздействию процессов, связанных с убеждениями и ценностями, которые определяют для начала, «почему» человек проявляет себя креативно; самореферентные процессы, связанные с восприятием того, «кем» является человек в соотношении с его собственной идентификацией и ролью, определяют то, какие типы убеждений и ценностей будут отобраны и воплощены»[87].
Первопричиной и основой творческого мышления является работа нашего мозга[88], уникальность которого заключается в том, что он развивается только в процессе своей эксплуатации. Специалисты в области человеческого интеллекта считают, что для обеспечения творческого процесса необходимо сочетание конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, релятивного) мышления (см. рис. 2.12). Результат такого сочетания характеристик мышления проявляется в беглости и гибкости ума, а также в оригинальности, сочетающейся с точностью суждений. Точность проявляется, как способность придавать завершенный вид продуктам мышления. Под беглостью ума здесь понимается способность генерировать максимально большое количество идей, а гибкость представляется как способность к порождению широкого многообразия таких идей. Нестандартные решения в таких случаях, как правило, оригинальны. Примером может служить решение Д. Хоуп о создании компании «Lunar Embassy» по продаже земельных участков на луне, а также на Марсе, Венере, Сатурне, Плутоне по 30 долларов за один акр[89] (минимальный размер продаваемой поверхности). Прочем в цену входит не только поверхность, но и все минералы и полезные ископаемые[90].
Другой подход рассматривает креативность как проявление сочетания деятельности левого и правого полушария мозга человека. Левое полушарие представляет собой основную базу данных, в которой в большей степени храниться информация об опыте человека и происходят процессы, внешне проявляющиеся как дедуктивные характеристики мышления. Правое полушарие, отвечающее за эмоциональную, образную и оперативную деятельность человеческого мозга, характеризует его деятельность с позиций индуктивных процессов мышления.
Сочетание характеристик представлено в таблице 2.8, из которой следует, что дедуктивное мышление направлено на реализацию наиболее вероятного направления решения проблемы, в то время как индуктивное мышление стремится решить проблему нелогичными методами, ориентируясь на фантастические возможности. Так, то, что казалось фантастикой в начале 20 века (например, полет человека на аппарате тяжелее воздуха), во второй его половине стало не только реальностью, но и обыденным делом благодаря активности человеческого мозга. Но индуктивное мышление не тождественно креативному, поскольку в нем, как отмечают специалисты, не заключена сущность последнего. Оно лишь использует приемы и техники, с помощью которых можно создать новую идею, а креативность - генерирует и реализует идеи, опирающиеся на такое свойство систем как эмерджентность. Последнее становиться возможным при сочетании дедуктивного и индуктивного способов мышления. Например, в 40-е годы двадцатого столетия у человечества уже был опыт приема и передачи информации с помощью радиоволн и опыт передачи информации с помощью проводной связи (с помощью телефона). Но в 60-е годы сочетание этих двух подсистем с образной и эмоциональной составляющей вербальной деятельности человека позволило создать нечто новое: радиотелефон. В принятии решений важны не только творческие параметры мышления, но и характеристики аналитического, критического толка. Если ключевой признак творческого мышления - это способность человека создавать новые сочетания идей, направленных на решение актуальных проблем, то в основе критического мышления лежит рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на осознание того, какие действия следует предпринять для такого решения проблем, которое не будет сопровождаться осложнениями и возникновением новых проблем. Таблица 2.8 Сочетание мышления двух полушарий
Общими мыслительными процессами для всех видов творчества являются комбинирование и аналогизирование наряду с такими приемами как выявление новых связей и перенос функции одного объекта на другой. Психологами установлено, что раскрепощенное воображение[91] управляет порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций и возникновением эвристик. Как отмечает Андреева Галина Михайловна (доктор экономических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ), в многочисленных экспериментах[92] установлены наиболее типичные условия применения эвристик: 1) дефицит времени для обдумывания ситуации; 2) перегруженность информацией, затрудняющая возможность ее обработки; 3) относительно невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем; 4) просто недостаточность информации для осмысленного вывода; 5) непроизвольность быстрого решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|