Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы групповой работы в решении стратегических проблем




 

Существуют универсальные методы и методы специальные: под конкретную задачу. К универсальным методам относятся методы групповой работы.

Активизация коллективного мышления. Главное в активизации коллективного мышления – это способность исследователя удержать внимание членов группы на обсуждаемом объекте. Процедурно это может выглядеть в форме вопроса, уточняющего понимание обсуждаемых проблем (как персонально поняли вопрос; попросить повторить постановку задачи и т.д.).

Активизируют творческое мышление всевозможные интерпретации рассказанных историй. Иногда назначают в группе роли: генератора идей, координатора, критика, интерпретатора, финалиста, для того чтобы упорядочить процесс поиска решения. Но практика показывает, что это работает плохо (видимо, в силу сложности точного распределения ролей и малого времени совместной работы в группе).

Безусловно, природные свойства членов группы следует использовать (критиков, генераторов идей и т.д.), но проявляется это лучше без принуждения.

Необходимо группе дать возможность проявить весь свой потенциал и только затем помочь ей выработать правила групповой работы и вести дальше.

Очень хорошо активизирует работу визуализация процесса: схемы, рисунки, графики.

В своей работе группа зачастую подходит к критической черте, за которой начинает нарастать усталость, стремление идти по простому пути и мыслить стереотипами; полученное решение кажется трудновыполнимым. Здесь важно почувствовать ситуацию и найти прием, активизирующий процесс.

Если все же работа заходит в тупик, необходимо устроить конференцию идей каждого участника после 20 минут индивидуальной работы. Если время поджимает, то можно объявить активную паузу для индивидуального думания в течение одной минуты.

Таким образом, активизация мышления в группе проявляется во взаимной интерпретации, схематическом изображении обсуждаемых проблем, в синектике, групповой рефлексии и временном разделении группы.

Работа по содержанию заключается, во-первых, в том, что исследователь как консультант всегда приносит в группу новые научные знания. Это происходит как в результате реализации самой методики групповой работы, так и в процессе проведения небольших информационных сообщений.

Во-вторых, задача консультанта - вносить новую информацию в виде анализа того фактического материала, который получен им от организации-заказчика групповой работы.

В-третьих, консультант во время групповой работы дает комментарии по конкретному поводу. Проводя аналогии между опытом других организаций и существом обсуждаемых проблем, консультант обогащает работу по содержанию.

Наконец, консультант предлагает собственные идеи по решению рассматриваемых проблем.

Для улучшения рассмотренных факторов групповой работы необходимо после непродолжительного начала провести деловую игру, раскрывающую основные особенности работы в группе. Очень важно провести разбор результатов игры таким образом, чтобы рефлексия участников позволила им выработать для себя определенные правила. Указанные правила целесообразно обсудить и принять, как минимум, на период проведения групповой работы.

Интерактивные игры. Игра – это механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта, причем главным в этом механизме является сам процесс деятельности ее участников. Поэтому важным является не только распределение ролей и определение правил игровых действий, но и моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения.

Классификация интерактивных игр приведена в таблице 2.9.

Ведущим компонентом игры является роль и ее принятие. Игровые действия могут задаваться сценарием, ведущим игру, нормативными документами или формируются самими игроками. Моделирование, которое по определенным правилам систематизирует всю конструкцию игры, обеспечивает замену реальных ситуаций искусственно сконструированными поведенческими образцами.

 


Таблица 2.9

Параметры интерактивных игр

Имитационные Организационно-деятельностные Деловые
Имитационной моделью системы называется модель, исследование которой осуществляется путем эксперимента с ней, воспроизводящего процесс функционирования системы во времени. Игра базируется на основе предъявляемой игрокам исходной информации о состоянии реальной социально-экономической системы, и в нее, как правило, привлекаются реальные участники моделируемого управленческого или социально-экономического конфликта. Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера. Деловая игра- это модель процесса принятия управленческого решения.
     
Обучают принятию управленческих решений как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Позволяет решить разнообразные проблемы: от вывода предприятия из тупика до разработки концепций и стратегий развития. Позволяет в рамках учебного процесса сместить акцент «с системы знаний» на «систему умений».
Участники осуществляют разнообразное взаимодействие, что создает предпосылки для освоения эффективного коммуникативного опыта. Продолжительны по времени: от 1 дня до 1 месяца. Участники игры за это время становятся командой единомышленников. Является инструментом научения. Участник игры анализирует, ставит и решает задачи реально. Происходит освоение новой информации и развитие умений.
Моделируют разнообразную среду, в которой может оказаться человек, что не только расширяет кругозор участников, но и позволяет приобрести опыт адаптации к новой среде. Ведение игры, аналитика, группообразование, рефлексия по итогам игры представляет играющим возможность знакомиться с разными индивидуальными стилями работы и формами делового взаимодействия, расширяющими коммуникативную компетентность и позволяющими за время участия в игре овладеть конструктивным общением. Разработано достаточно много игр, которые легко адаптировать под конкретную задачу клиента.
Их можно использовать не только самостоятельно в рамках изучаемой проблемы, но и как вкрапление в другую технологию. Участники используют сенсорные каналы, чему способствует «управляемое эмоциональное напряжение», интенсифицирующее процесс обучения и вызывающее включенную активность.

 

Интерактивные[96] игры основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников друг с другом и исследователем.

К интерактивным играм относят, прежде всего, имитационные игры, организационно-деятельностные и деловые игры.

 

Контрольные вопросы по модулю 6

По теме 18

1. Как строится диаграмма «рыбий скелет»?

2. По какому принципу выстраиваются причинно-следственные связи в методе 5П?

3. Что собой представляет поле корреляции?

4. Что дает для исследования построение гистограммы?

5. Какие документы подлежат анализу в процессе работы над стратегией?

6. Чем отличается ознакомительное интервью от проблемного?

7. В чем специфика развивающего интервью?

8. Назовите основные виды наблюдений.

9. Каким может быть диагностическое наблюдение?

10. В чем специфика наблюдений за слабыми сигналами?

 

По теме 19

1. Что собой представляют эмпирические методы исследования?

2. Чем отличается метод индукции от метода дедукции?

3. В чем состоит сущность метода экспертных оценок?

4. Какие задачи можно решать с помощью метода экспертных суждений?

5. Назовите этапы экспертизы.

6. В чем заключается метод анкетирования?

7. Как производится экспертное ранжирование?

8. На чем основан метод парных сравнений?

9. Какие два класса рациональных методов можете назвать?

10. Какова специфика эвристических методов?

 

По теме 20

1. Назовите методы активизации мышления.

2. Чем отличается конвергентное мышление от дивергентного?

3. Дайте характеристику дедуктивным методам.

4. Что собой представляет метод бисоциации?

5. Какие виды метафор Вам известны?

6. Как реализуется метод, основанный использовании карточек?

7. Назовите методы коллективного творческого мышления.

8. Опишите процедуру метода 635.

9. На чем основан метод построения сценария?

10. Назовите основные виды интерактивных игр.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...