Глава 87: Слово изреченное Ведами
Парикшит спросил: О премудрый муж, как Веды, услышанное (шрути) и воспринятое (смрити) Знание, имеющие дело с миром осязаемых свойств определяют Брахман, - Высшую Истину, которая не имеет определенного образа и стоит над причиной и следствием? Блаженный Шука отвечал: Из Всевышнего происходят разум, чувства, ум и жизненный воздух, - все то, благодаря чему живые существа способны познавать свойства бытия, утолять свои желания, создавать из жизни в жизнь плоды труда, добиваться высших целей, - возноситься в высшие сферы бытия, и наконец обретать свободу. Те существа, что явились в здешний мир до наших предков, предавались поиску и стяжали знание о Всевышнем, единой Безусловной Истине. Всякий, кто постигает Истину, освобождается от постылых мирских уз и обретает непреходящую желанную свободу. Государь, я поведаю тебе о том, как встретился вечный скиталец Нарада с мудрецом Нараяною и о беседе, что произошла меж ними. Однажды, странствуя по просторам мироздания, блаженный Нарада ступил в обитель предвечного мудреца Нараяны. Со дня сотворения Брахмой вселенной, в здешней земле Брахаты святой Нараяна предается покаянию и совершает обеты во благо людей нынешнего мира и грядущего. Нарада приблизился к великому мудрецу, что восседал на возвышении в окружении старцев-молчальников и подвижников и, поклонившись ему до земли, задал тот же самый вопрос, что задал нынче ты мне. В ответ Риши Нараяна передал Нараде беседу, что состоялась меж обитателями мира Джаны, что расположен над Дхрувою, и коий всегда остается недосягаем для пламени вселенского уничтожения. Нараяна, Бог среди мудрецов ответил Нараде так: О сын самосущего Брахмы, ты ко времени попал сюда, ибо премудрые подвижники Джаны, четверо отроков Санов, рожденных из ума создателя, ныне творят описание той незримой Истины, о которой ты вопрошаешь.
Санандан вещает, прочие же внемлят его слову. Беседа их происходит из раза в раз в краю Шветы – той обители, где покоятся Веды в пору вселенского небытия. Там мудрецы Джаны собираются для беседы о природе Безусловной Истины. Среди прочих вопросов обсуждается и тот, что ты задал мне сегодня. Хотя все тамошние мудрецы были равно сведущи в Веде и преуспели в подвигах и покаянии, и хотя все они уже давно не разделяют живых тварей на друзей, врагов и непричастных, они сегодня выбрали среди себя самого достойного быть рассказчиком, сами же отвели себе чин слушателей. Блаженный Санандана изрек: Свернув в небытие прежде созданную Им вселенную, Высшее Существо по обыкновению погрузился в полусон - вместе со всеми Своими действенными силами. Когда же наступил срок следующему творению, Веда пробудила Всевышнего песней в Его славу, подобно тому, как придворный певец пробуждает на заре своего государя песней о его подвигах и добродетелях. 14: - Да пребудет с Тобою победа, неодолимый мой Повелитель! - гласила мудрая Веда. Самое Своею природою Ты наделен всеми достоинствами. Потому я прошу Тебя в сей час, отведи покров тьмы ото всех живых душ, покоящихся ныне в Твоем лоне. Ты, пробуждающий творческую силу в движущихся и неподвижных существах, порой предстаешь моему взору, когда играешь Своими зримыми и незримыми силами. Осязаемый мир неразделимо сплетен с Тобою ибо в ипостаси вездесущего Духа Ты являешься основой всего бытия, оставаясь неизменен, покуда все создания происходят из Тебя и в должный срок в Тебе растворяются, - подобно тому, как глина остается неизменна, преобразуясь сначала в изделия, а затем в черепки. Посему лишь к Тебе обращают искатели Сути свои мысли, слова и дела. Как ступающий неизбежно касается земли, так мудрый неизменно приобщается к Тебе.
О Владыка трех миров, в чудесных преданиях о Тебе находят отдохновение от всех несчастий мудрые мира сего. Если слово о Тебе, что блаженным потоком струится с уст святых, смывает всю скверну мира, то благо от прямого служения Твоей истинной природе, вовсе не поддается исчислению. Подлинно дишит лишь то существо, что отдалось во служение Тебе, все прочие хоть и раздувают грудь, но дахание их мертво, как дыхание кузнечных мехов. Лишь милостью Твоею и волею из первичного вещества изошли стихии и всеобщая самость, образовав потом яйцо вселенной. Среди сущностных явлений Ты первое и главное, проникающее вместе с живыми существами в их тела и принимающее образы живых тварей. Отличный от зримых и понимаемых проявлений, Ты пребудешь в основе всех оных. Те из соискателей Истины, чей взор не достаточно ясен, средотачиваются на Высшем Существе присутствующем в области пупа. Те же, чей взор незамутнен, обращаются к Высшему Существу пребудущему в сердце, из коего расходятся русла жизненного воздуха. По восходящим потокам сии соискатели Истины из сердца возносятся в макушку головы, откуда они способны лицезреть Тебя, Господи. Минуя высшую точку головы, они устремляются к конечной обители живого существа, откуда нет возврата в здешний мир всепожирающей смерти. Являясь в обличии созданных Тобою же живых существ, Ты побуждаешь последних к действию. Возбуждающий к деятельности, Ты предстаешь в разном виде разным живым тварям, как огонь горит по разному, повторяя очертания пожираемых им предметов. Потому просветленные существа, отторгнувшие суетные узы, созерцают Твою неделимую неизменную Сущность среди изменчивых, преходящих образов. Отдельное существо, примеряя на себя вещественные оболочки, созданные его поступками, в действительности не соприкасается с ворожащей вещественной силою, плотною и тонкою. Сознательное существо, как неотъемлемая часть Высшей Сущности, Обладателя всех сил, вечно остается нетронуто скверной обмана. Потому просветленные мудрецы почитают всякую живую тварь как образ Высшего Духа. Созерцая Тебя во всех существах, мудрецы склоняются к Твоим лотосным стопам, коим предназначены все жертвы, и кои являются источником освобождения души.
Господи, многие счастливые души укрылись от страстей здешнего мира в глубинах сладостного океана Твоих игр, что осуществляешь Ты здесь в разных Твоих обличиях в назидание Твоим тварям, дабы осознали они свою вечную природу. Те счастливые души, что плещутся в волнах блаженных притчей о Тебе, презирают семейный очаг и даже священную вечную свободу. Словно стая белых лебедей они нашли вечное убежище у Твоих лотосных стоп. Если плоть служит заключенному в ней сознательному началу для освобождения и познания Тебя, плоть душе - добрый друг, брат и возлюбленный. И хотя Ты вечно являешь милость порабощенной обманом душе, помогаешь ей на каждом шагу ее стези, и хотя Ты - Благожелатель каждому, миряне не находят в Тебе источник восторга и вдохновения. Напротив они непрестанно окружают себя новыми образами обмана, отвратив взор свой от вечной нерушимой Сути своего бытия. Служа тленному, ими же воображаемому миру, несчастные души блуждают в потьмах, обуреваемые страхом и скованные смердящею плотью. В непрестанной ненависти к Тебе враги Твои постигают ту же Истину, что и святые отшельники, что воздерживают ума, чувств и дыхание. Мы Шрути, услышанная истина Веды, и зрящая Тебя всюду, упиваемся тем же сладким блаженством, что и милые Тебе девы, влюбленные в Твои могучие, словно огромные змеи руки, ибо Ты глядишь на нас теми же глазами, что и на возлюбленных. Все твари в здешнем мире, едва родившись, начинают умирать. При этом они смеют утверждать, что способны познать Тебя, сущего до возникновения вселенной и породившего первых мудрецов, Брахму и небожителей. Воглегши на Своем ложе и вобрав в Свое нутро зримое творение, Ты обращаешь в небытие все предметы, состоящие из плотного и тонкого вещества, прекращаешь существование Времени и явленной Мудрости, - Веды.
Ложны утверждения о том, что: вещество лежит в основе бытия; свойства сознания исчезают с плотью; личность складывается из сознания и вещества; переход вещества из одного состояния в другое суть действительность. Мнение о том, что личность появляется на свет вследствие перехода вещества из одного состояния в другое, тоже происходит от невежества. Эти и подобные им предположения ложны, ибо не учитывают Тебя, - всеобщее сознательное Начало скрывающееся за явлениями осязаемого мира, и недоступное наблюдению. Ты вечно наслаждаешься зримым явлением, оставаясь незрим для других. Весь осязаемый мир – от простейшего образа до такого сложного явления как человеческое существо - состоит из единого вещества в трех его состояниях. Кажущиеся действительными – все эти явления – суть отражения неосязаемого мира понятий. Все, что воспринимается чувствами есть искаженный образ вымышленных Тобою понятий. Потому просветленное око видит Тебя за всеми явлениями осязаемой действительности и саму действительность воспринимает неотличной от Тебя. Как золото не перестает быть собою, переплавленное в утварь, так Существо не перестает быть Собою видоизменившись в вещество. Мудрый не отвергает мир ибо он есть Твой взгляд. Узревший суть мира видит Твой лик. Рабы Твои верные, кто чтят Тебя высшим всеобщим Убежищем, попирают смерть с улыбкой на лице. Ты словом Веды точно домашнюю скотину обуздываешь своенравных мудрецов, сколь глубоки не были бы их познания здешнего мира. Лишь слуга Твой наделен властью даровать другим благо и чистоту сердца, - мудрствование непослушных Тебе творит миру лишь зло. Недоступный для чувственного опыта Ты, Лучезарный Владыка, поддерживаешь чувственную деятельность всех существ. Самое зримая природа и владыки вселенной приносят Тебе жертвы, принимая их от своих почитателей. Так данники воздают верховному государю часть податей, собранных со своих граждан для своей власти. В страхе пред Тобою творец и родоначальники вселенной осуществляют назначенный им судьбою долг. 29: О самосущий Владыка, нет пределов Твоей свободе! Лишь после того, как Ты бросишь на нее Свой игривый взгляд, Твоя ворожащая сила порождает на свет движущихся и неподвижных живых существ, возбудив в них чувственные желания. Пред Твоими очами всяк равен, для Тебя нет друзей и врагов: словно небо Ты вмещаешь в Себя всех и вся, не являя никому Свои свойства. Словно пустота Ты недосягаем для чувств и мысли. 30: О Неприложный Владыка! Будь бесчисленные живые существа вездесущи по своей природе и обладай они неизменными обликами, Ты не имел бы над ними безграничной власти, коей обладаешь сейчас. Но потому как они – суть Твои ограниченные проявления и облики их подвержены переменам, Ты властвуешь над ними безраздельно. Воистину то, что обеспечивает явление, владычесвтует над явлением, ибо производное не может существовать без производителя. Обманывается тот, кто полагает, что можно познать Всевышнего Владыку, равно сущего во всех Своих проявлениях, ибо ущербно всякое знание обретенное чувственным опытом.
Ни вещественная природа, ни живое существо, пытающееся пользоваться ею в свое удовольствие, не имеют точки рождения во времени, но соединившись вместе они на время порождают плотское тело, подобно тому как при соединении воздуха с водой рождаются пузыри. Как реки вливаются в море или собранный пчелами нектар объединяется в мед, живые твари в конечном итоге исчезают в Тебе, Всевышний Владыка, растворив в Твоем бытии бесчисленные свои имена и личные качества. Просветленные мужи, постигшие то, как очаровывает людей Твоя ворожащая сила, отдаются без остатка во служение Тебе, Дарователю свободы от перерождения. Над рабами Твоими не властен страх. Но трепещут от ужаса все, кто не признал в Тебе свое убежище. Для них, свирепо нахмурив брови, Ты вращаешь неумолимое колесо Времени о трех ободах. Ум - точно дикая лошадь, обуздать которую не в силах даже усердные затворники, подчинившие себе чувства и движение жизненного воздуха. Те миряне, что силятся совладать со своенравным умом, но не признающие над собой власти духовного наставника, встречают на восшествии своем бесчисленные препятствия. Путь их в высшие сферы полон бедствий и страданий. Он Нерожденный Владыка, отвергшие духовного учителя – подобны купцам, что отправились в дальнее плавание без кормчего и рулевого. Тем, кто принял убежище в Тебе, Ты являешь Свой образ Всемирной Души, Вместилища всякого блаженства. И нет им радости больше от обладания слугами, детьми, женами, собственной плотью, домом, богатствами, землями, уютом и здоровьем. Кто не оценил красоты Истины о Тебе и домогается плотских удовольствий, даже завоевав целый мир, живет на погребальном пепелище, в гибельном краю, без цели и смысла, без надежды на счастье. Мудрецы, истребившие в себе гордыню, счастливо живут в здешнем мире, странствуя по святым местам богомолья, где Ты, Господи, предавался блаженным забавам. Потому как рабы Твои верные, хранят Твои лотосные стопы в сердце своем, воды, что касались их ног, смывают грехи всего мира. Того, кто однажды обратил свою мысль к Тебе, - Всеблаженной Душе бытия, уже не увлечь служением дому, семье и сородичам, кои лишь разграбляют человеческие добродетели. Есть предположение, что зримый мир существует вечно и непрерывно ибо проистекает из вечной и непрерывной действительности, однако одно не следует необходимо из другого. Порой следствие имеет те же свойства что и причина, порой их природа различна. Порой истинное порождает истину, порой из истинного рождается ложное. Более того, здешний мир не может быть постоянно существующим ибо он включает в себя свойства неизменной действительности и зримых явлений скрывающих оную действительность. Зримые образы осязаемого мира суть воображаемые явления, призванные, выстроившись в цепь событий, облегчить существование невежественного наблюдателя. Играя смыслами и значениями премудрых слов, Веда вводит в заблуждение всякого, кто увлечен познанием мира и витиеватыми жертвенными обрядами. Потому как зримая вселенная не существовала до первого движения вещества, и перестанет существовать после остановки движения, я заключаю, что промежуточное, образное существование вещества - суть явленные образы внутри Тебя, Чье блаженствование неизменно и непрерывно. Я убодобляю здешнюю вселенную перетеканию вещества из одного состояния в другое, являющее сознанию наблюдателя многочисленные образы. Неразумен всяк, кто мнит вымышленные образы действительно существующими. Осязаемая вещественная природа прельщает живое существо своими свойствами и оно не в силах противостоять соблазну устремляется в ее объятия. В следствие их соития живое существо обзаводится осязаемым телом, имеющим свойства природы. От продолжительного союза с существа и вещества первое утрачивает осмысление своей вечности и потому принуждено все время переживать опыт смерти. Ты же не очарованный свойствами вещественной природы, отделяешь ее от Себя как змея свою старую кожу. Обладающий в полной мере восмью тайными силами, Ты наслаждаешься Твоим бытием вечно беспечно и непрерывно. Отрешенные старцы, не сумевшие искоренить в себе страсть к приобретению и наслаждению, пребывают в неизменной скверне, потому Ты не дозволяешь им постичь Тебя. Хотя Ты вечно пребудешь в их сердцах, Ты для них – что самоцвет на шее бродяги, позабывшего о своем сокровище. Господи, все кто ищет союза с Тобою ради земных благ, обязаны будут страдать в жизнях нынешней и грядущей: от смерти что не принесет им освобождения и от Тебя, чье царство останется для них недоступным. Познавшая Тебя душа не печется более о радостях и печалях, что следуют за добрыми и злыми делами, ибо Ты Сам определяешь для рабов Твоих меру их страданий и удовольствий. Слуга Твой верный пренебрегает мирской молвой о себе ибо наполняет слух свой Твоею славою, что из века в век оглашают миру добродетельные потомки Ману. Так непрестанно будучи на слуху у раба Твоего, Ты даруешь ему свободу, столь вожделенную в здешнем мире. Потому как Ты безграничен, никто – ни властители небес, ни Ты Сам не способен достичь пределов Твоей славы. Заключенные в свою скорлупу бесчисленные вселенные принуждены вращаться в Твоем нутре гонимые колесом времени, как пыль в столбе вихря. Отрицая все, что не связано со Всевышним, Шрути (услышанное Знание), ведет своего приверженца к успеху и в конечном итоге являет ему Тебя как завершающее Утверждение, - превосходное Существо. Блаженный Нараяна Риши продолжал: Вняв слову о Высшем Существе, четверо сынов творца постигли свое конечное назначение. Довольные путешествием, они в благодарности склонились пред Санандою, своим предводителем и восславили его хвалебными речами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|