Глава 89: Кришна с Арджуною спасают сыновей брахмана
⇐ ПредыдущаяСтр 43 из 43
1: Блаженный Шука сказал: Оданажды, о государь, между жрецами, совершавшими жертвоприношение на берегу священной Сарасвати, возник спор о том, какое из трех Божеств занимает главенствующее положение во вселенной. 2: Разрешить их спор вызвался Бхригу, благочестивый сын Брахмы. Первым делом он отправился в чертоги своего отца. 3: Дабы проверить, действительно ли творец неизменно умиротворен, Бхригу не поклонился ему и не выразил иного почтения. И Брахмой тот час овладел гнев, и пламя гнева вырвалось из всех пор его тела. 4: Но силой разума творец укротил грев и вернул в сердце пламя, грозившее Бхригу гибелью, так вода вода гасит огонь, из коего сама произошла. 5: Затем Бхригу направился на Кайласу, в горную обитель Шивы. Завидев издали брата Владыка мира просиял в улыбке и выступил ему навстречу, распростив руки для объятий. 6-7: Бхригу отстранился от брата, молвив холодно: "Не касайся меня, греховодник. Не престало мне любезничать с осквернителем святынь". В тот же миг очи Шивы загорелись гневом и он занес свой смертоносный трезубец над головой брата. Но Мать мира Парвати пала к ногам своего Повелителя и умоляла пощадить первого жреца вселенной. И Шива, даровав прощение обидчику, вернулся в свои чертоги. А Бхригу покинул рощу Кайласы и отправился на Вайкунтху, в нетленную обитель Вишну, Благодетеля всех живых тварей. 8-9: В тот час Господь почевал на ложе из цветов, положив голову на колени Своей супруги, Богини Удачи. Бхригу подошел решительно и ударил Всевышнего ногою в грудь. Господь Нараяна, прибежище праведных, поднялся со Своего ложа и приветствовал гостя низким поклоном. - О брахман, - молвил Всевышний, - прости Меня великодушно за то, что не заметил твоего присутствия. Пожалуйста садись поудобнее и поведай, чем Я могу служить тебе.
10-11: Позволь Мне омыть твои стопы, чтобы водою этой смыть с Себя скверну, освятить Мою обитель и окропить чела вселенских богов, что служат Мне верой и правдой. Где бы не ступали ноги твои, то место становится местом поломничества. Отныне Богиня Удачи не покинет Меня, ибо стопою своею ты освятил Мою грудь, смыл с Меня скверну греха." 12: Блаженный Шука продолжал: От слов Господних сердце Бхригу преисполнилось восхищения. В очах его проступили слезы. 13. Затем, не сказав ни слова, Бхригу покинул Господни чертоги и воротился к жертвенному огню, где поведал жрецам обо всем что с ним произошло. 14-17: Изумленные рассказом Бхригу, ученые мужи заключили, что во главе трех вселенских Божеств стоит Господь Вишну. От Него происходят умиротворение и бесстрашие; вернось долгу и справедливось, добродетель и отрешенность в знании, восемь тайных способностей повелевать природой; и Его слава, что отмывает ум от скверны. Он – высшая цель для всякого, кто обрел умиртворение и душевное равновесие – для всех бескорыстных и мудрых мужей, отказавшихся от всякого насилия. Его сущностный образ – совершенное умиротворение, Его состояние – невозмутимость. Он воплощает Себя в мудрых брахманах и преклоняется пред брахманами. Всякий кто стяжал разум, кто обрел душевный мир, воздает хвалу чествует Всевышнего бескорыстно. 18: Вседержитель, Вишну являет Себя в трех видах существ: оборотнях-ракшасах, демонах-титанах, и небожителях, кои все сотворены из стихий зримой природы и скованы тремя ее состояниями. Но среди трех состояний природы умиротворение дозволяет достичь цели жизни. 19: Блаженный Шука сказал: Ученые мужи, что собрались для священнодейства на берегу Сарасвати, объявили миру свой вывод, дабы расвеять сомнения в умах обывателей.
20: Сута продолжал: Сладким нектаром струилась речь с лотосных уст Шуки, сына Вьясадевы. Всякий страх покидает душу, что отверзла слух свой ко славе Всевышнего. Точно родниковая влага в знойной пустыне, речь во славу Всевышнего оживляет душу, бредущей бесконечной и унылой дороогой рождения и смерти. 21: Блаженный Шука сказал: Однажды в Двараке у тамошнего брахмана родился сын. Новорожденному дитяте не суждено было ступать по бренной земле. Через несколько часов после рождения он ушел в мир иной. 22: Убитый горем отец отнес тело ребенка ко дворцу Уграсены и положил на главное крыльцо. Когда вокруг собралась толпа горожан, он молвил скорбно. 23: Люди праведные! Над нами властвует двуличный, злой и алчный царь, погрязший в роскоши и праздности. Это он повинен в смерти моего дитяти. Ибо царь ненадлежащим образом исполняющий свой долг, навлекает беды на подданных. 24: Народ покорный злодею и развратнику, обрекает себя на нищету и страдания. Так закончил свою речь несчастный священник и удалился. 25: Эта же участь постигла и его второго ребенка, и третьего и четвертого. И всякий раз он приносил тело младенца ко крыльцу Уграсены и каждый раз оглашал площадь одной и той же скорбной речью. 26-27: Когда горе постигло его девятый раз подряд, Арджуне случилось в то время гостевать у Кришны и он услыхал обличительные речи брахмана. Окликнув несчастного, Арджуна молвил - Добрый человек, ужели никто из царской семьи не поможет тебе? Ужели никто из воинского сословия не встанет на страже твоего жилища? Неужто в этом городе кшатрии разучились защищать брахманов? Ужели возомнили себя высшим чином и посвящают дни свои жертвенным обрядам и праздности. 28: В стране, где служитель духа скорбит об утрате имущества, жены или детей, правит самозванец и жулик, рядящийся в царское платье. 29: Я клянусь, что отныне никакие бедствия не постигнут тебя и твое потомство. А если не сдержу свой клятвы, то за грех этот гореть мне в огне". 30-31: - Не будь самонадеян, о благородный витязь, - сказал ему брахман. Ни доблестному Прадьюмне, ни всесокрушающему Анируддхе, ни даже Баладеве с Кришною не удалось уберечь детей моих от погибели. Если Владыки Двараки не одолели злополучную Смерть, тебе это и подавно не под силу, - с горькой усмешкой промолвил брахман.
32: Арджуна почтительно сложил ладони, поклонился брахману и ответил: - Я конечно не Баладева и не Кришна, Я даже не сын Кришны. Но я Его друг, и пока в моих руках мой лук Гандива, не знающий промаха, ни один брахман на земле не предастся скорби. 33: Я достаточно могуществен, чтобы угодить желаниям самого Шивы. И я обещаю тебе, что верну твоих детей, даже если для этого мне придется сразиться с самой Смертью. 34: Брахман поблагодарил Арджуну за то, что словом своим тот вселил в него надежду и, воротившись домой, поведал обо всем своим домочадцам. 35: Когда пришел срок его жене снова разрешиться от бемени, брахман поспешил к Арджуне и, проливая горькие слезы, признался, что боится за жизнь новорожденного, и что ему не на кого более уповать, кроме как на него, самого искусного и отважного воина из всех что знала Земля. 36: Сын Притхи окропил себя водою с жертвенника, воздал хвалу повелителю Шиве и, прочтя заклинания оружию небожителей, расчехлил свой лук Гандиву. 37: Проследовав за брахманом к его жилищу, Арджуна принялся сооружать вокруг родильного предела плотный частокол из копий и стрел. 38: Едва появившись на свет, мальчик долго и безутешно плакал, а потом внезапно умолк и душа его вслед за братьями отлетела на небеса. 39: "Напрасно я доверился тебе, сын Притхи, грош цена твоему слову, - обреченно молвил брахман. Герои бессильны пред судьбою. Если кому написано на роду умереть в младенчестве, острыми стрелами ему не поможешь. 40: Если Прадьюмна с Анируддхою и Кришна с Баладевою не уберегли детей моих от смертного проклятия, то тебе не стоит даже пытаться. 41:Тебе бы не воином быть на поле брани, а евнухом в гареме! Гори ты огнем, Арджуна, хвастун и пустозвон! Гори вместе со своим луком и стрелами! У смертного лишь одна жизнь, и, если она отлетела, словами не поможешь горю". 42: Покуда брахман исторгал проклятия, Арджуна, употребив волшебное заклинание, некогда дарованное ему богами, вознесся на небеса в золотой город Самьямани, царственные чертоги Ямы, - бога Судьбы.
43-44: Но в честилищи смертных он не увидел брахманского сына и, верный своей клятве, он направился в обитель Агни. Там его тоже постигла неудача. Он обошел владения всех видных богов – Сомы, Вайю, Варуны и Ниррити, спускался в подземное царство и возносился в поднебесье, но нигде не находил усопшего дитяти. Тогда, чтобы сдержать слово чести, Арджуна решил предать себя огню. Но в последний миг Кришна удержал его от самоубийства. 45: "Остановись друг Мой, не губи себя понапрасну, - сказал Господь. – Это не спасет тебя от поругания. Я открою тебе, где спрятаны младенцы. Ты вернешь их отцу, и тем спасешь себя и заодно свое доброе имя. 46: Повинуясь слову Кришны, Арджуна взошел на Его чудесную колесницу и вместе они помчались на запад, в край где Солнце скрывается от земли. 47: Колесница Господня один за другим миновала семь земных колец-островов вмести с их горными хребтами. Они достигли рубежа освещаемой области вселенной Локалоки и вторглись в край недоступный солнечным лучам. 48-49: Во мраке том верные скакуны Кришны – Шаибья, Сугрива, Мегхапушпа и Балахака — сбились с пути и остановили свой бег. Тогда Господь, - Вдадыка тайных сил, пустил вперед колесницы Свой лучезарный круг Сударшину, что тысячью солнц осветил необъятные пределы вселенной. 50: Сударшана оттеснял мрак вселенной с быстротой мысли. Точно стрела Рамы, вонзенная в гущу вражеского воийска, светозарный круг озарял слепую область забвения, проистекающей из тьмы предвечного вещества. 51: Устремленная вослед сияющего круга, колесница Кришны и Арджуны вскоре достигла пределов сотворенной вселенной и вырвалась в бескайние просторы всепроникающего света бхахма-джйоти. Ослепленный непомерным сиянием Духа, Ардуна сомкнул веки. 52: Миновав область недвижимого света, Кришна с Арджуною оказались в водной стихии, над которой вздымались высокие волны, гонимые свирепым ветром. В глубинах вод Арджуна увидел сияющий драгоценными камнями и жемчугом дворец с золотыми колоннами.. 53: В благоговейном трепете взирал Арджуна на тысячиглавого синешеего Змея Ананту, что вечно пребудет в золотом дворце. Немеркнущим светом, отраженным от змеиных глаз, сияли алмазы на тысяче клобуках Змея. В огненных пастях Его шевелились иссине черные языки. 54-56: Белое как вершина Кайласа туловище Змея было опорой и ложем Хранителю мира, Маха Вишну. Темное подобно грозовой туче тело Господа было покрыто золотистым одеянием; на восьми длинных и могучих руках Его блистали золотые запястья; лик Его светился покойной улыбкою; глаза напоминали лепестки лотоса; в блеске драгоценных камней, коими унизаны были серьги и головной убор Господа, купались Его черные распущенные кудри; шею Его обвивали гирлянда свежих цветов и ожерелье со сверкающим драгоценным камнем Каустубхой; на груди Господа виднелся знак Удачи. А окружала Всевышнего Его многочисленная свита во главе с Нандою и Сунандою; и были при Нем Его всеистребляющий круг Сударшана и иные образы оружия; и ублажали Его возлюбленные супруги - Пушти, Шри, Кирти и Аджа, и все образы Его тайных сил.
57: Кришна воздал почтение Своему безграничному образу Вседержителя. Арджуна, изумленный, стал на колени пред Маха Вишну со сложенными у груди ладонями. 58: "Я призвал к Себе сынов брахмана, - молвил с приветливой улыбкой Владыка царствующих, - дабы ныне узреть вас, Мои ипостаси, сошедшие на Землю для спасения закона и справедливости. И когда истребите вы на Земле все зло и всех злодеев, я заклинаю вас вернуться ко Мне, в Мои четроги. 59: И хотя в бренном мире вам нечего желать и не к чему стремитья, Я призываю вас быть, по примеру Нары и Нараяны, верны вашему долгу и тем творить благо для всех мирян". 60-61: В знак покорности Повелителю высшего мира, Кришна с Арджуною произнесли слово "Ом" и преклонили головы пред Всемогущим. Затем, забрав с собою младенцев, они тем же путем воротились в Двараку. 62: А Арджуна, под впечатлением виденного в запредельной действительности, заключил, что всякая власть, коей обладают живые твари, дана им свыше, милостью Кришны. 63: Много примеров Своего могущества явил миру Царевич Ядавов, Шри Кришна. Жертвенные приношения что устраивал Он, следуя долгу кшатрия и человека, пышностью своею провосходили огненные таинства пресветлых богов. 64: Господь Кришна особо благоволил духовному сословию, с поводом и без повода одаривая благочестивых брахманов и простых подданных несчетными дарами и обласкивая их милостями, подобно тому как в осеннюю пору громовержец Индра щедро наделяет Землю живительной влагою. 65: То было время, когда государи Земли отступили от добрых обычаев и священных обрядов, и беззаконие воцарилось на ней. И руками Арджуны и его братьев Кришна истребил орды нечестивцев. А покарав зло, Он устами Юдхиштиры стал вершить на Земле закон и справедливось.
Глава 90: Слава Кришны
1-7: Блаженный Шука сказал: Кришна, Повелитель удачи блаженсвовал в Своем стольном городе Двараке, где для народа всего было в довольстве, где даже служанки одевались как царевны. Юные и прелестные жены Вришниев дни напролет проводили в забавах и развлечениях. И когда играли они с мячем на крышах дворцов, их тонкие станы изгибались при каждом шаге, а белые лотосы в их волосах блистали как молнии в лучах утреннего солнца. По широким улицам шествовали опьяненные медом, разукрашенные слоны в нарядных покрывалах. Городские ворота и дворцы охраняла пешая и конная стража в золотых доспехах. В манговых рощах пели девы чудесные песни, исполненные любовного томления, опьяненные вином и красотою цветов. Из домов доносились, словно звон колокольчиков, голоса прелестных горожанок и музыка ангелов. Цветущие деревья манго ашоки и кадамбы наполняли окрестность чудным благоуханием. Шестнадцать тысяч жен было у Кришны и каждая думала, что только она Ему любима и одна Ему желанна. А Господь преумножал Свой образ по числу жен Своих и блаженсвтвовал в богатых опочевальнях. Каждый дворец Кришны был изящно обставлен, возле каждого были разбиты сады с красивыми прудами, в которых дикие утки и лебеди плавали среди вод, усеянных разноцветными лотосами. В этих дворцах Кришна проводил дни в роскоши и неге, развлекаясь со Своими женами и служанками, и тело Его становилось красным от порошка кункумы, которым женщины окрашивали свою грудь. 8-9: Прекрасные обликом ангелы-гандхарвы услаждали слух Кришны и Его жен звуками больших и малых барабанов. Музыканты ванди выводили на лютняхи и свирелях чарующие напевы. Стихотворцы - суты и магадхи читали посвященные Ему стихи. Кришна и возлюбленные Его плавали и резвились в прозрачных водах дрорцовых прудов, поливали друг в друга из брызгальных пушек и предавались веселым играм, подобно Кубере и его подругам, небесным нимфам. 10: Сквозь намокшие одежды видны становились высокие упругие груди цариц и их округлые бедра. Нити их цветочных гирлянд переплетались в беспорядке. А когда они устремлялись к Кришне чтобы отобрать у Него водную пушку, они прижимались к Нему в объятиях, словно свплетаясь в гирлянды тел. И от прикосновения к Господу страсть с новой силою опаляла им души, и они замирали, улыбаясь смущенно. 11: Гирлянда Кришны благоухала как лес в пору цветения, красная от порошка, коим окрашивали свою грудь царицы Двараки. Когда Он встряхивал головою, волосы Его спадали красивыми прядями на лоб и на лицо и рассыпались по плечам. Лица цариц сияли восторгом и любовью и Кришна играл в воде как молодой слон посреди своего стада. 12: А потом Господь и жены Его раздавали одежды свои и украшения танцовщицам, певцам и музыкантам, что услаждали Господа своим искусством во время Его забав. 13: Царицы любовно заглядвали Ему в очи. От небывалого счастья у них смежались веки, когда смотрели они на Его движения, когда слышали Его речь, сладостную как пение кокилы, когда ловили на себе Его взгляды и улыбки, когда слушали Его шутки и отдавались в Его объятия. 14: А порой они цепенели в блаженстве, при мысли о лотосооком своем Господине, и тогда позабыв обо всем на свете, вне себя от безумия они бормотали наперебой бессвязно. 15: "О птичка курари, - восклицали царицы, - отчего в твоем голосе столько печали? Ночью Господь засыпает на Своем ложе вдали от глаз мира. Все вокруг стихает - лишь ты одна поешь в ночной тишине свою жалобную песню. Знать, лотосоокий Сын Васудевы пронзил твое сердце Своими чарующими лукавыми улыбкамии. 16: О печальная чакраваки, даже сомкнув веки в ночной тьме, ты взываешь к своего невидимому другу. Быть может ты, как и мы отдала душу прекрасному Кришне и теперь мечтаешь увенчать чело свое цветочным венком, коего Кришна касался Своими стопами? 17: О великий океан, вечно бушующая бездна, от чего и тебе не до сна в ночной час? Не от того ли, что Кришна, похитил твою гордость и теперь ты тщетно пытаешь вернуть ее себе? 18: О новый месяц среди звезд! Столь чахлых ты нынче, что лучами своими уже не можешь рассеять ночную тьму. Не от того ли ты хранишь молчание, что, как и мы, позабыл клятву, некогда данную тебе нашим прекрасным Кришной? 19: О ветерок, веющий из страны Малая, чем так мы обидели тебя, что ты опять вселил волнение в наши сердца, уже растерзанные стрелами Бога любви? 20: О туча грозовая! О подруга вождя Ядавов, львиная грудь Которого отмечена знаком удачи. Как и мы, ты навеки связана с Кришною узами любви. И как наши сердца твое томится любовным желанием. И в час тоски ты как и мы орошаешь землю слезами! Печаль поселяется в сердце всякго, кто полюбит Кришну 21: О сладкоголосая кукушка, что пением своим способна воскресить мертвых. В песне твоей слышен голос нашего Возлюбленного. Расскажи, что ждет нас днем грядущим. Утешутся ли очи наши Его чарующим ликом или тьма застит наш взор? Что сделать нам, кукушка, чтобы голос твой не смолкал? 22: О горная вершина, безмолвная и неподвижная. О чем мечтаешь ты в своих раздумьях? Ужели как и мы жаждешь прикоснуться грудью к нежным стопам сына Васудевы? 23: О реки, благоверные жены океана! Отчего иссохли ваши русла? Отчего безжизненны стали ваши берега? Куда подевались ваши богатства, ваши прекрасные лотосы? Должно быть, как и мы, вы умираете без ласкового взгляда вашего супруга. Должно быть как наш Кришна, он обольстил вас и лишил вас стойкости и силы. 24: О белый лебедь, небесный странник! Низойди до нас, любезный, утоли голод молоком из нашего кубка. Расскажи, как живется без нас прекрассному Потомку Шурасены. Ведь это Он прислал тебя к нам с весточкой! Благоденствует ли Непобедимый Витязь вдали от наших краев? Помнит ли клятвы, что давал нам в час услады? О лебедь, любимец озер! Передай нашему Повелителю, что мы храним Ему верность и что здесь, сбежав от богини Удачи Он будет действительно счастлив". 25: Блаженный Шука сказал: Так, потеряв рассудок в объятиях Кришны, говорили Его царицы. 26: Господь похищает серце женщины едва ее слуха коснется песня о Его чудных играх. Нужно ли говорить, что случается с душою, когда Он лично предстает пред нею? 27: Словами не описать те обеты и лишения, коим подвергали себя женщины ради служения Кришне собственнолично, влекомые любовной страстью. И не сыскать в мире такого подвига, за который душа удостаивается счастья гладить стопы Всевышнего и растирать Его благоухающими составами. 28: Исполняя предписанный Ведами долг, Господь явил миру пример того, как может любой домохозяин жить с душевным покоем в достатке и удовольствиях и уважаемый другими людьми. 29: Более Шестнадцати тысяч жен было у домохозяина Кришны и каждой из них Он был примерным супругом. Каждую содержал в богатстве и довольствии. 30: С восмью из них, среди которых первое положение занимала Рукмини, Он был особенно близок. 31: Каждая из шестнадцати тысяч цариц родила от Кришны по десять сыновей. 32: Среди бесчисленный сынов Господа восемнадцать стяжали славу великих воинов и полководцев. 33-34: То были Прадьюмна, Анируддха, Диптиман, Бхану, Самба, Мадху, Брихадбхану, Читрабхану, Врика, Аруна, Пушкара, Ведабаху, Шрутадева, Сунандана, Читрабаху, Вирупа, Кави и Ньягродха. 35: Среди отпрысков Кришны, - Врага демона Мадху, главным был сын Рукмини, который и обликом, и нравом во всем походил на своего Отца. 36: Прадьюмна женился на дочери Рукми, Рукмавати. И от их союза родился могучий витязь Анируддха, силою превосходивший десять тысяч слонов. 37: Анируддха взял в жены внучку Рукми, - Рочану. От их брака уродился Ваджра, один из немногих Ядавов, выживший в братоубийственной битве на палицах. 38: От Ваджры родился Пратибхану, от которого произошел Субаху. Сына Субаху звали Шантасена. От Шантасены родился Шатасена. 39: Семейство Кришны ни в чем не знало нужды – все они были богаты, набожны, крепки телом, уважаемы среди брахманов и все имели много детей. 40: Род Ядавов славился великими героями. Чтобы перечислить все их подвиги не хватит и десяти тысяч лет. 41-42: Молва гласит, что только учителей для детей, внуков и правнуков Кришны было нанято тридцать восемь миллионов восемьсот тысяч. А при дворе вождя Ядавов, - благородного Уграсены на службе состояло тридцать миллионов человек. 43: Многим потомкам Дити, что гибли прежде в стражениях с богами, суждено было воплотиться на Земле и, как положено демонам, притеснять добрый и набожный люд. 44: Дабы удежрать зло, Всевышний велел сим демоном народитсья в семействе Яду, что они послушно исплонили, увеличив семейное древо Ядавов на до сто одной ветви. 45: Приняв верховенство Кришны над собою, демоны тем самым подчинились Единому Богу, стяжав себе премногие блага, - а пуще всех благоденствовали те из них, кто стал с Кришною особенно близок. 46: Родичи Кришны из рода Вришниев былы преданы Ему столь замозабвенно, что во все часы свои труда и досуга, когда возлежали на ложе, восседали в зале собраний, вершили государственные дела, предавались игрищам, и совершали омовение – всегда помышляли только о Нем и Ему лишь посвящали свои мечты. 47: Воды Ганги сделались святы потому лишь, что Кришна коснулся их Своими стопами. А когда низошел Он на Землю в облике царевича Ядавов, слава Его семейства затмила славу Ганги. И все кто питал к Кришне чувства любви или ненависти, обрели богоподобный, нетленный облик в Царстве Божьем. Богиня Удача, чьей милости алчит всякая тварь живая, сама принадледжит всецело Кришне и служит Ему покорной рабынею. Имя Кришны услышанное или воспетое излечивает душу от всех пороков, смывает грех и рассеивает мрак. Он первый Учитель от которго исходит всякая приемственность знний. От него черпачют знание все ученые мужи. Не мудрено, что Шри Кришна, чье оружие есть неудержимое колеско времени, освободил от гнета Землю-матушку. 48: Шри Кришна есть последнее пристанище для всякой живой твари. Он – возлюбленный Сын Деваки и Яшоды. Он – безупречный вождь семейства Ядавов, могучей рукою Своею истребляющий зло и злодеев. Одним лишь напоминанием о Себе Он избавляет от порока всех живых существ – движущихся и недвижимых. Улыбкой Своею Кришна возбуждает любовное желание в сердцах женщин Вриндавана. Слава Его не померкнет в веках! 49: Дабы не изчезло в мире богослужение, Господь нисходит сюда в облике богов, людей и зверей и принимает служение от смертныых. Всякий, служения у стоп Всевышнего, да внемлет сказаниям о Его играх подобающих принятому Им облику. Внимая повестям о забавах Всевышнего, человек искупает последствия своих трудов, праведных и неправедных. 50: Кто с восторженным сердцем размышляет, внемлет и поет о чудесных деяниях Господа Спасителя, тот непременно ступит в Его лучезарное царствие, где всесильная смерть не имеет власти. Ради чертогов Господних, обыватели и их цари оставляли свои домы и неимущими удалялись в лесной затвор.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|