Ударить кулаком по столу ударить себя по лбу поглаживать бороду поманить пальцем 1. 1 пощелкать по шее надуть щеки прищуриться
Г. Е. Крейдлин. КИНЕСИКА______________________ Кинесика, понимаемая — в широком смысле слова — как наука о языке тела и его частей, является одной из центральных областей невербальной семиотики. Иногда кинесику отождествляют с техникой тела, включая в нее также незнаковые движения (термин "техники тела" 'techniques du corps' принадлежит, по-видимому, M. Моссу, см. M. Mauss 1935, русск. перевод Мосс 1996, с. 242—263). Однако все же подавляющее большинство исследователей склоняются к более узкому пониманию кинесики, считая ее учением о жестах, прежде всего жестах рук. Кроме того, объектом кинесики являются мимические жесты, позы и знаковые телодвижения (в дальнейшем, если не будет особой необходимости эти единицы различать, мы будем называть их для краткости просто жесты). При том понимании кинесики, которого мы здесь придерживаемся, из объектов ее изучения исключаются искусственные жестовые языки, не соотносящиеся с речью. Это прежде всего, языки, созданные для глухонемых (например, амслен — знаковая система, используемая глухонемыми в Северной Америке, америнд — "язык рук" глухонемых североамериканских индейцев, бритлен — язык глухонемых стран Британского содружества, язык глухонемых провинции Энга у папуасов в Новой Гвинее и многие другие). Кроме того, отдельные, не входящие в кинесику области исследования составляют жестовые языки узких социальных групп вроде языка монахов-траппистов, а также особые ритуальные языки жестов, весьма распространенные среди аборигенов Австралии. Использование последних вызвано необходимостью каким-то образом общаться во время ритуального молчания юношей при обряде инициации или в ситуации траура (ср., например, язык женщин-вдов из австралийского племени Варлпири). Исключаются нами из предметной области кинесики и профессиональные знаковые диалекты, такие, как, например, жестовый язык мукомолов в Британской Колумбии, торговые или биржевые знаковые системы, жесты спортивных судей (к ним относится, в частности, жест скрещенные над головой руки, применяемый хоккейными судьями и обозначающий высоко поднятые хоккеистами клюшки, что запрещено правилами хоккея с шайбой). Сфера применения всех указанных специальных жестов и жестовых языков, в отличие от обычных жестов и языков тела, рассматриваемых в кинесике, весьма узкая.
1. Жесты в истории культуры Слово жест восходит к латинскому слову gerere, означающему 'носить, нести ответственность, контролировать, выполнять, исполнять'. Этимологический словарь Партридж 1959 утверждает, что непосредственным предком слова жест (точнее, его английского эквивалента слова gesture) является gestura, слово из средневековой латыни, значение которого может Кинесика быть описано как 'способ ношения чего-либо или способ действия'. По данным первых английских памятников, где встречается слово gesture, оно имело в тот период времени значение 'то, как человек стоит или ходит'. Как отмечает А. Кендон, позднее, в британских трактатах, относящихся к риторике, это слово применялось только для обозначения правильного телесного поведения оратора во время произнесения речей, то есть того, как оратор должен использовать возможности своего тела, чтобы воздействовать на слушателей (Кендон 1981, с. 150—151). Такое словоупотребление сближается с современным употреблением термина жест. Люди общаются между собой не только с помощью слов, но и посредством телесных движений. Каждый из атрибутов тела, будь то форма, размер, положение или рост, при определенных условиях выражает или передает некоторое значение. Даже неисполнение жеста, например, когда человек сдерживает проявление на лице своих подлинных чувств радости или горя — мы часто говорим в подобных случаях, что по лицу человека ничего не видно или что у него непроницаемое лицо, — может оказаться столь же значимым, сколь смех или слезы. Возраст, род занятий, жизненные радости и невзгоды, чувства и мысли — всё оставляет "следы" на человеческом теле и находит свое отражение в невербальном поведении человека. Тело, его движения и действия, по словам замечательного отечественного историка и философа М. Я. Гефтера, "являются таким же историческим документом, свидетельствующим о прошлом, как дневник или
грамота". Между жестовыми и естественными языками наблюдается определенное сходство. Параллельное существование и взаимодействие языка тела и языка слов в акте коммуникации возможно в силу того, что глубинные процессы, лежащие в основании невербальной и вербальной деятельности человека, по всей видимости, в существенных отношениях аналогичны Об этом говорят, как минимум, следующие четыре факта: (а) в определенных условиях смысл может выражаться только жес (б) жестовое поведение людей, как и речевое, меняется в пространст У каждого времени своя жестикуляция, своя походка, своя манера рас кланиватъся, брать под руку, пить чай, держать речь. В пятидесятые го ды вели себя иначе, чем в тридцатые или двадцатые. Например, на все: произвело впечатление, что Зубр поцеловал руки встречавшим его женщи нам. Тогда это было не принято. Поеживались от его громкого голоса от неосторожных фраз. Что-то было в поведении приехавших не нынеш 168 _____________________________________________ Г. Е. Крейдлин нее, не тутошнее и в то же время смутно узнаваемое, как будто появились предки, знакомые по семейным преданиям. Этакое старомодное, отжитое, но было и другое — утраченное (Д. Гранин, Зубр);
(в) жесты, как и языковые единицы, по большей части являются сим (г) многие жесты данного языка тела допускают перевод не только на Репертуар жестов, вообще говоря, со сменой языка меняется. Согласно свидетельствам ряда исследователей (см., в частности, Бирдвистел 1964, Познер и др. 1998) усвоение людьми нового языка тела происходит значительно медленнее, чем овладение новым языком. Так, Р. Бирдвистел в течение довольно длитеиьного времени наблюдал за одним человеком (мэром Нью-Йорка Фиорелло ЛаГуардиа), свободно говорящим на трех языках — английском, идиш и итальянском, и заметил, что с каждой сменой языка у этого человека менялось также кинетическое, в частности же-стовое, и параязыковое поведение. На протяжении истории многие жесты проходят путь от иконических знаков до символических, от выражения конкретных "простых" значений с помощью иконических форм к выражению самых абстрактных идей. В тех ситуациях устного общения, когда речевые и языковые единицы являются явно преобладающими, доминирующими способами кодирования и передачи смыслов, последние часто структурно оформляются и кодируются не одними только лингвистическими средствами, но также знаковыми элементами поз и движений различных частей тела. Несмотря на наличие важных общих свойств, между естественным языком и языком тела имеются куда более заметные фундаментальные различия, не позволяющие рассматривать эти языки как изоморфные семиотические коды или хотя бы как явления одного порядка. Укажу здесь лишь на три наиболее очевидных различия. Во-первых, между носителями естественного языка существует определенное согласие относительно формы, значения и употребления языковых единиц: почти про каждый элемент носители данного языка могут сказать, принадлежит он языку или нет, и если да, то что он значит и как употребляется в предложении и тексте, при этом большого расхождения во мнениях обычно не наблюдается. И хотя в большинстве случаев немногие люди способны точно и ясно описать семантику языковых единиц или сформулировать правила их употребления, все они примерно одинаково реагируют и на возможные изменение формы единиц, и на изменение значения, причем это касается не только центра языковой системы, но и периферии. Естественные языки все состоят из относительно стабильных и дискретных единиц; никакой сопоставимой стабильности
КИНЕСИКА_____________________________________________________________________ 169 и дискретности в языках тела не обнаруживается: невербальный язык гораздо более неустойчивый и вариативный, что проявляется как в самих единицах, то есть жестовой лексике, так и в правилах их комбинирования, или в жестовом синтаксисе. Нет также ясного согласия носителей языка тела относительно состава и особенностей функционирования системы данного языка: только центр системы более или менее очерчен, а периферия не только плохо описана, но и не вполне освоена. Например, про многие невербальные единицы бывает трудно понять, являются они жестовыми знаками или представляют собой незнаковые физиологические движения. Во-вторых, механизм референции языковых единиц устроен и действует иначе, чем механизм референции жестовых знаков. В невербальной коммуникации принимает участие значительное число знаков, которые либо обозначают денотат, каковым является объект действительности или его атрибуты — форма, размер и т. п. (при этом части тела используются, например, для прямого указания на объект), либо обозначают целые ситуации или фрагменты ситуаций, выступая в акте коммуникации как аналоги речевых высказываний. Ср., например, русские жесты кивок (близкий аналог речевого высказывания согласия — Да), мотать головой (аналог высказывания Нет, ср. — Ты болен? — Мальчик замотал головой. — Ты не болен? — опять спросила дама. Мальчик снова замотал головой (Н. Лесков)) или поднять (вскинуть) бровь (аналог вопроса-удивления, что-то вроде Да ну?). Невербальная референция всегда конкретная: она имеет дело только с конкретными объектами и ситуациями, актуальными пространственными категориями и в гораздо меньшей степени, например, с временными (тут необходимо еще раз сказать, что мы исключаем из рассмотрения языки глухонемых, больше похожие в этом отношении на естественные). Между тем, как хорошо известно, языковые единицы обладают возможностью референции и к абстрактным понятиям, категориям и идеям, таким как время, вид, таксис, число, сущность, возможность, цвет и под., что позволяет им обслуживать несравненно большее число идей.
В-третьих, жестовые знаки, в отличие от слов естественного языка, воспринимаются по большей части глазами. В основном это зрительные знаки, причем наделенные особыми функциями: они не только описывают явления, ситуации, объекты и свойства реального мира, но и изображают реалии и указывают на них. Жестовые элементы по своей природе демонстративны и выполняют в коммуникативном акте, помимо информативной, экспрессивной и пр., изобразительную функцию. *** Языку тела и невербальной коммуникации в истории и культуре всегда уделялось достаточно много внимания. Особенно часто они были объектами таких областей человеческой деятельности, как риторика, медици- Г. Е. Крейдлин на, психология, педагогика, искусство и физиогномика, которая представляет собой учение о том, как отражаются в чертах, формах и выражениях лица человека его внутренние качества. Сюда же можно добавить и весьма важные в культурном отношении области, такие как хирология (язык линий и бугорков рук) и хирономия (искусство мануальной риторики). Именно они были предметом одной из первых книг о языке тела, руководства Джона Балвера, которое вышло в свет в 1644 году (Балвер 1644/1974). По Дж. Бал веру язык рук является естественным, природным образованием, в отличие от искусственного, придуманного языка слов, и уже потому достоин серьезного внимания и изучения. По всей видимости, человеком, с которого начинается систематическое изучение движений тела, был Джон Каспер Лаватер, пастор из Цюриха, который в 1792 году опубликовал "Эссе по физиогномике". Дж. Лаватер был первым, кто провел подробное наблюдение и описание корреляций между выражениями лица и конфигурациями тела, с одной стороны, и типами личностных характеристик человека, с другой. А Чарльз Белл, анатом, нейрофизиолог, хирурги художник, был одним из первых, кто заинтересовался выражениями эмоций на человеческом лице. Его исследования в области функционального анализа нервной системы заставили обратить внимание на соотношение различных частей тела и деятельности отдельных групп мускулов и нервов, функционально ответственных, как тогда считали, за выражаемые с их помощью эмоции. В частности, он пришел к заключению, что все сильные чувства, такие, как, например, страх, ярость или горе, сопровождаются изменениями в дыхании и мускульной активности лица и корпуса, поскольку те находятся под действием изменившихся моделей дыхания. Как пишет Ч. Белл, "чтобы понять, как выражается эмоция, требуется тщательное изучение анатомии лиЦа и органов дыхания" (Белл 1844, ее. 197 - 198). Несколько позже появились работы о влиянии биологических признаков на формирование определенного социального человеческого типа, научные исследования, посвященные описанию связей между характером человека и типом его телосложения (Кречмер 1925), между эмоциями человека, их жестовыми манифестациями, в частности выражениями лица, и смыслами, которые эти невербальные единицы выражают (Дарвин 1872). Разные науки, прежде всего биология, антропология, психология, философия и социология, стремительно шли к многостороннему и тщательному анализу своего нового объекта — языка тела. Следует отметить, что история знает периоды, когда язык тела был не менее значимый, чем язык слов. Например, культуру Средних веков иногда называют культурой жеста, или жестовой культурой, подчеркивая этим одновременно и ту роль, которую движения и положения человеческого тела играли в социальных отношениях, и то, что средневековая культура сама много размышляла о своих жестах, создавая по сути дела их теорию.. Философский и чисто практический интерес к жестам и жес- КИНЕСИКА 171 товому поведению проявили в то время, например, такие замечательные люди средневековья, как Джованни Бонифацио и Фрэнсис Бэкон. Дж. Бо-нифацио в своем трактате "L'arte de' cenni" ("Искусство чувств"), вышедшем в Венеции в 1616 году, утверждает, что существует универсальный язык жестов, понятный всем народам, и потому европейцам следует использовать его во время торговых переговорах между собой и с местными жителями. А Фрэнсис Бэкон в сочинении "Advancement of Learning" ('Распространение образования') 1605 года пишет, что жесты необходимо постоянно изучать хотя бы потому, что "<...> as the tongue speaketh to the ear, so the hand speaketh to the eye" ('как язык говорит нечто уху, так и рука говорит нечто глазу'), — эти слова Ф. Бэкона цит. по работе Кендон 1981, с. 155. Средневековое представление о жесте как о природной форме выражения индивидуально-психологических и общественных процессов было весьма распространенным и устойчивым. Французский историк и философ Марк Блок отмечал, что ритуализация феодального общества в гораздо большей степени выражена в жестах, чем в устных словах или письменных текстах. Обыкновенный жест обладал огромной юридической и религиозной силой, способной, по словам М. Блока, "привести в действие не только отдельных людей, но и целые коллективы". Человек рассматривался как единство души и тела, и жесты воплощали в себе их связь, выражая желания и волю, чувства и устремления — все "священные движения души" (С. С. Аверинцев). Общество в Средние века тоже воспринималось как нечто цельное. Это было тело или организм, члены которого — голова, глаза, уши, руки и корпус — представляют разные социальные группы (которые, кстати, часто именно так и назывались, ср. выражения городской голова, это мои глаза и уши, корпус и под.) с четко обозначенными функциями, культурными, моральными и этическими ценностями, отображенными в отдельных жестах и жестовых высказываниях. Можно даже сказать, что такие группы, как, например, рыцари, купцы, монахи, палачи, риторы, врачи, ученые, ремесленники и землевладельцы, образовывали каждая свое жестовое сообщество со своим порядком и своим невербальным языком. В ту пору жесты выполняли по меньшей мере две основные функции. С одной стороны, они подтверждали принадлежность человека к данному коллективу, а с другой, отражали иерархию членов как внутри одной группы, так и между группами. Все жесты, будучи знаками, имели значение (signification); все жесты, занимая определенное место в культуре и выполняя в ней определенные роли, имели значимость (valeur). Сказанное относится как к официальным ритуальным жестам, исполняемым во время встречи, коронации или свадебного обряда, во время богослужения или в ходе судебного процесса, так и к ранее повседневным жестам; ср. перекреститься перед трапезой, при встрече с юродивым или перед опасным предприятием, рукопожатие при встрече, прощании или как знак 172 _______________________________________________ Г. Е. Крейдлин примирения, положить руку на грудь в знак признательности, почтения или смирения. Каждый из этих жестов имеет свое значение и свои контексты употребления. И по сей день жесты не только обслуживают различные общественные и частные ритуалы; они являются неотъемлемым и необходимым компонентом бытовой жизни людей. В каждом этническом коллективе, в каждой культуре жесты не только выполняют идеологические, культовые или социальные функции, они отражают также практическую деятельность частного человека. Особенность нашего времени заключается еще и в том, что в период растущей сложности социальных и межличностных взаимодействий, когда большое значение отводится отношениям между отдельным человеком и коллективом, а также между частным человеком и властью, реально исполняемые простые движения сами по себе утрачивают способность предотвращать военные, социальные и дипломатические конфликты, как это нередко бывало в Средние века. Сегодня для этого нужна серия поступков или, если угодно, нетривиальных жестов навстречу оппоненту. Как показывают некоторые события современной истории, часто бывает достаточным исполнения таких символических жестов, как протянутая для рукопожатия рука или доброжелательная улыбка, поз склонить голову или снять шляпу перед могилой, чтобы пришли в действие силы, приводящие к желанным конкретным результатам. Эффективность социальных, политических или клерикальных ритуальных жестов в современной общественной практике может быть весьма высокой. 2. Жесты и фраземы Жесты, как и любые другие знаки, с течением времени могут измениться и даже исчезнуть. Сегодня лишь отдельные фразеологические выражения и идиоматические обороты напоминают нам о многих живых жестах прошлого, ср. такие языковые единицы, как бросить перчатку, пасть на колени, хлопнуть дверью, бить челом. Подобные фраземы мы предлагаем называть жестовыми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|