Рождение кинесики: люди, проблемы, идеи. Основные единицы кинетического поведения.
Создателем науки кинесики является замечательный американский антрополог Рэй Бирдвистел. Годом ее рождения можно считать 1952-й, когда в свет вышла знаменитая монография Р. Бирдвистел а "Введение в ки-несику: аннотированная система записи движений рук и тела". В ней ученый представил результаты многолетних исследований в этой области, причем не только свои собственные, но и своих коллег, а также предложил оригинальную нотацию для записи жестов типа музыкальной. Р. Бирдвистел начал изучать жесты, будучи в аспирантуре. Он уехал в Западную Канаду и поселился среди индейцев Кутенаи с целью изучить и описать язык, обычаи, культуру и просто образ жизни этих людей. И тут, как впоследствии отмечал сам ученый, для него стало подлинным открытием то, что жестовое поведение аборигенов при разговоре между собой, то есть в процессе диалога на родном языке, разительно отличается от их жестового поведения во время беседы с чужими, когда они вынуждены переходить на английский или, реже, на французский. Улыбки, кивки, выражения лица, движения рук, позы — все выглядело иначе. Именно тогда, в Западной Канаде, Р. Бирдвистел задумал свой знаменитый проект, к реализации которого он приступил в 1959 году, возглавив лабораторию в Восточно-Пенсильванском Институте психиатрии в г. Филадельфии (США), и который принес ему мировую славу не только среди антропологов, но также среди психологов, физиологов, специалистов в области семиотики и культурологов. Речь идет о создании каталога, или атласа, отдельных простейших человеческих движений и статичных поз — кинетических атомов и молекул. Еще ранее элементарные акты телесного человеческого поведения были названы им кинами (= "мельчайшие, далее не делимые, наименее заметные движения"; "кины имеют чрезвычайно малую длительность, приблизительно 1/50 сек.", см. Бирдвистел 1952) и кинемами (= "более крупные единицы, с помощью которых происходит реальное общение людей"; "кинемы образуют структуру и объединяются в более крупные единицы — кинеморфы и кинесинтагмы"; там же).
Поскольку слово жест мы понимаем достаточно широко, слово кинема для нас — это просто его синоним. Наряду с понятиями кина и кинемы важным является и введенное Р. Бирдвистелом понятие аллокина. Кинема — это имя класса сходных ал- Г. Е. Крейдлин Кинесика
локинов, то есть движений контекстно взаимозаменимых без изменения значения. Дифференциальные значения кинов Р. Бирдвистел определял путем опроса информантов. В ходе работы над каталогом кинов и кинем ученый вместе со своими коллегами и учениками описал отдельные жесты в разных культурах и у разных народов. В частности, он обнаружил, что в его родной американской культуре люди регулярно используют в общении обычно 50—60 кинем, из которых больше половины соотносятся с головой, главным образом с областью лица. Это 3 вида кивков: однократный кивок, двукратный и трехкратный, 2 вида поворотов головы в сторону (lateral head sweeps): одно- и двукратный поворот головы; 1 кинема: вскидывание головы вверх (head cock kineme); 1 кинема: наклон головы вперед (head tilt kineme); 3 вида связок (connectives), или движений всей головой (whole head motion kinemes): "голова поднята и некоторое время находится в таком положении", "голова опущена и находится в таком положении какое-то время", "голова принимает какое-то иное положение"; 5 кинем бровей; 4 носовых кинемы: сморщенный нос, сжимать ноздри, "выдохнуть или высморкаться, сжимая одну ноздрю" (жест презрения); "выдохнуть или высморкаться через две ноздри"; 7 кинем рта: сжатые губы, выпяченные губы, втянутые губы, "одна губа накрывает верхнюю часть другой", надутые губы, "чуть приоткрытый рот" (lax mouth opening) и "широко открытый рот" (large mouth opening); 1 кинема для языка (высунуть язык); 2 кинемы для подбородка: выдвинутый вперед подбородок и "движение подбородка в сторону" (anterior and lateral chin thrust) и, наконец, 2 кинемы для щек: надуть щеки и втянуть щеки.
Ученый попытался выделить типовые формы, свойственные всем или большинству культур. Развивая идеи Р. Бирдвистела и дополняя его список, мы сегодня можем указать, например, для бровей, следующие, с семиотической точки зрения основные и, насколько можно судить по изученной нами литературе и беседам с зарубежными учеными и студентами, по большей части универсальные, положения. Справедливости ради отметим, что некоторые из приводимых здесь кинем были выделены и охарактеризованы Р. Бирдвистелом еще в 60-е годы; см. о кинемах бровей также Экман 1979. (а) поднятые вверх брови, характерные для удивленных или изумлен (б) изогнутые брови, указывающие на удивление, а также, как утверж (в) брови, опущенные вниз и сдвинутые к переносице. Эта форма по- мый, мрачный или, как говорят также, насупленный вид и указывает на неудовлетворенность или гнев. Существует и другая форма бровей, внешне ее напоминающая, — нахмуренные брови. При нахмуренных бровях ведущим сопутствующим движением является не смена положений губ, как при насупленных бровях, а изменившаяся по сравнению с нормальной форма лба. Морщины на лбу человека собираются в складки, вследствие чего его лицо приобретает несколько более "мягкое" сердитое выражение, или еще более мягкие формы, такие, как недовольное, озабоченное или сосредоточенное, задумчивое лицо. Ср. также сочетания сердитый, недовольный, озабоченный, задумчивый вид лица или сердитое, недовольное и т. п. лицо. Жест нахмуренные брови указывает не только на отрицательное эмоциональное состояние жестикулирующего, но и на возможный с его стороны мыслительный акт (сосредоточенное размышление над какой-то проблемой). Изменение формы лба обозначают словами нахмуренный лоб или наморщенный лоб;
(г) опускание вниз бровей без их одновременного движения в го- не характерна; (д) поднимание вверх (или опускание вниз) одной брови — то, что по- В русском языке глаз данная кинема является мимическим выражением скепсиса. Кроме того, указанное движение брови часто сопровождает словесно выраженный вопрос, затрагивающий и волнующий жестикулирующего, то есть то, что называется вопрос личного свойства. Р. Бирдвистел, как мы уже говорили, не только создал атлас жестов, но и предложил для них удобную систему записи. Так, для обозначения открытого глаза он использовал знак "О", а знак "—" обозначал закрытый глаз. Подобные условные знаки он называл кинеграфы. В его нотации тело делится на восемь областей, а движения каждой из них описываются особым видом кинеграфических символов. Наконец, Р. Бирдвистелом (а также его учениками и последователями) были построены различные семиотические и функциональные классификации кинем, опирающиеся не только на формальные признаки, с помощью которых пытались классифицировать жесты и до него, но и на содержательные. Примерно в то же время, явно не без влияния научного и чисто человеческого авторитета Р. Бирдвистела, стали появляться многочисленные теоретические и экспериментальные работы в области кинесики, то есть начался буквально исследовательский бум. Например, появились пионерские исследования, относящиеся к анализу явлений межкультурной омонимии и синонимии жестов, а также первые работы по типологии функций и ролей жестов в интерактивном общении.
Хотя метод анализа коммуникации, который применял Р. Бирдвистел, был преимущественно дескриптивный, саму коммуникацию он Г. Е. Крейдлин Кинесика
рассматривал как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов и частей. Анализ невербальной коммуникации тоже должен быть системным — именно такой точки зрения мы придерживаемся. Системный подход к невербальной коммуникации предполагает, что межличностное поведение имеет структуру, совершается по определенным правилам и в своей основе является осмысленным, интерактивным, социальным и культурным. При этом вербальный и невербальный коды мы считаем хотя и отдельными, но во многих отношениях неразделимыми, интегральными частями одной коммуникативной системы. Приведем здесь всего лишь два простых примера, свидетельствующих о спаянности речевого и неречевого кодов в реальном устном общении: (1) нельзя сказать искренно Я тебя ненавижу и при этом не смотреть на собеседника; (2) нельзя произнести Я во как наелся и не показать это жестом. Решающим фактором и условием для производства и понимания жеста Р. Бирдвистел справедливо считал контекст. Один из самых почитаемых и цитируемых из его учеников, современный американский психолог и антрополог Адам Кендон приводит пример человека, стоящего с поднятым вверх кулаком (Кендон 1972). Без контекста нельзя понять, что это за жест и каков его смысл — то ли это жест приветствия, то ли угрозы, а может быть, это политический символ власти или жест, отражающий принадлежность лица к определенной политической партии. Только в контексте раскрываются и уточняются смысл и функции кинемы в коммуникативном процессе. Уделив в своей научной деятельности большое внимание невербальному контексту, Р. Бирдвистел ввел в обиход очень важное понятие кинетической переменной <данной кинемы>. Кинетические переменные — это различные характеристики жестов и жестовой деятельности. Примерами кинетических переменных являются время совершения движения, способ его реализации, объем движения, степень мускульного напряжения и пр. Впоследствии понятие кинетической переменной в невербальной семиотике было несколько расширено, и к кинетическим переменным данной кинемы стали относить также некоторые параметры контекста ее употребления, такие как социальный статус партнеров по коммуникации, их возраст, пол, отношение друг к другу, тип ситуации общения и другие.
6. Формы и стадии кинетического поведения Среди знаковых форм кинетического поведения мы выделяем собственно жесты, выражения лица (мимика), позы, телодвижения и манеры. Особого пояснения требует последняя форма ввиду многообразия видов манер и их интерпретации. Под манерами мы понимаем социально обусловленные ритуализованные формы поведения, приспособленные к оп- ределенным ситуациям. Так, можно говорить о манерах поведения за столом во время еды, об этикетных манерах разговорного общения или манерах приветствия. Манеры в терминологическом понимании этого слова, в отличие от прочих форм, — это по большей части комплексные динамические знаковые формы. Их знание приобретается как в опыте общественной жизни, так и в специальном обучении. Остальные формы поведения тоже противопоставлены друг другу по ряду признаков. Так, поза, в отличие от других, динамических, форм, является формой статичной. Собственно жесты и телодвижения отличаются от выражений лица инструментом исполнения: первые исполняются руками или, реже, ногами, а в исполнении вторых главная роль отводится корпусу. В сочетании выражение лица зафиксировано также место исполнения жеста и т. д. Все кинетические формы мы делим на два класса — свободные и связанные. Свободными кинетическими формами являются движения или позы, исполняемые в интерактивном акте одной или несколькими частями человеческого тела без участия каких-либо других лиц и материальных объектов. Связанные кинетические формы представляют собой движения или позы, осуществляемые с помощью каких-то объектов или тел. Было отмечено, что частота связанных форм в общении довольно высокая и гораздо выше, чем свободных. Особенно важной оказалась роль связанных форм в становлении и развитии личности, вследствие чего их сегодня изучают самые разные науки о человеке, такие как психология развития, психолингвистика, социальная психология и психотерапия человека, антропология, а также теория и практика межкультурной коммуникации. Важными для нас подклассами свободных и связанных кинетических форм являются, соответственно, свободные и связанные жестовые формы. Каждая из жестовых форм, будь то свободная или связанная, имеет с разной степенью четкости выделяемые фазы (стадии) артикуляции жеста, или фазы жеста. По аналогии с фонетикой, их можно назвать, соответственно, экскурсия, реализация (воспроизведение) и рекурсия. И свободная форма жеста манить к себе пальцем, и свободная форма-поза сидеть, положив ногу на ногу, и связанное по форме жестовое движение хлопнуть дверью — все имеют по три стадии. Центральной для каждой из жестовых форм является одна стадия, реализация, в особенности ее кульминация, именуемая пиком (нередко в литературе по кинеси-ке "пиком" называют также, на наш взгляд неудачно, всю целиком фазу воспроизведения). Экскурсия готовит движение, придавая ему нужную форму, рекурсия — это стадия, освобождающая энергию, выход из движения. Движения могут начинаться с разных исходных положений и дальше идти к пику разными маршрутами, после чего имеет место рекурсия. Фазы жеста могут иметь для разных жестов разную продолжительность. Например, по нашим наблюдениям после выполнения жеста-движения натянуть юбку на колени руки женщины обычно на какое-то мгнове- 180 _________________________________________________ Г. Е. Крейдлин ние задерживаются на ноге и только потом медленно уходят (в данном жесте фазой-экскурсией является "положение рук на юбке", реализацией — фаза "натягивание юбки", а рекурсией — фаза "отведение рук", причем вторая и третья стадии более медленные, чем первая). После центральной фазы жеста поманить к себе рукой рука может сразу перейти в другую позицию, исходную для выполнения другого жеста. Фазы жеста соотносятся с такими кинетическими параметрами, как интенсивность движения, направление и траектория движения, степень мускульного напряжения. Они связаны с амплитудой, или широтой, движения, напоминающей длину произносимого слога, со скоростью или временной продолжительностью движения, подобными темпу речи. Описывая фазы жеста, необходимо всякий раз учитывать коммуникативные — речевое, паралингвистическое и проксемное — типы поведения, которые оказывают значительное влияние на характер исполнения жеста. К коммуникативному поведению относится также молчание, которое, по выражению М. Бахтина, часто является "продолжением беседы" и которое бывает двух абсолютно разных с функциональной, семантической и прагматической стороны типов, на что, кстати, кажется, до сих пор не обращали внимания, несмотря на довольно большую литературу об акте молчания. К первому типу относится молчание с параязыковыми и жестовыми заполнениями, ко второму — молчание с полным отсутствием голосовых звуков; ср. Все мучения, которые она испытывала, явно отразились в длительном молчании, наполненном слезами и стонами (Ю. Крелин) и Я выходил из себя, жена молчала. Молчание — огромная сила. Надо его запретить, как бактериологическое оружие (С. Довлатов). Молчание, таким образом, противопоставляется не говорению как таковому, о чем часто ошибочно пишут, а передаче информации речевым или параречевым способом. Плохо сказать *Петя молча кашлял, где кашлять — действие неконтролируемое и не несущее смысловой нагрузки, и вполне допустимо предложение Снова воцарилось молчание, и было слышно, как грозно сопит Федор Симеонович, потерявший дар слова (Стругацкие), где сопение является контролируемым действием, передающим определенный смысл. Угрюмое молчание и красноречивое молчание (последнее сочетание лишь в одном из значений) характеризуют жесты, взгляды и, возможно, другие формы невербального поведения, сопровождающие молчание, но нельзя " 'красноречиво не говорить или *угрюмо не говорить. Таким образом, наступление молчания в конкретном акте коммуникации часто свидетельствует не о простом неговорении, а о переходе замолчавшего к другому семиотическому коду; при этом выразительные возможности молчания в сочетании с параязыковыми элементами и жестами не менее широкие, чем при полном молчании; ср. Он не мог вымолвить ни слова и молча заплакал (Ф. Достоевский); Я это сейчас заметил, хотя она почти все время молчала и стояла передо мной, потупив глаза и ужасно Кинесика стыдясь (Ф. Достоевский); Князь был поражен чрезвычайно и молча, обоими руками обнял Таню. Оба искренно поцеловались (Ф. Достоевский); Он помолчал, диковато озираясь, потом неожиданно зевнул, потом улыбнулся со злобой (М. Булгаков).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|