Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные семиотические классы жестов




Среди кинем можно выделить три семиотических класса: (а) кинемы, имеющие самостоятельное лексическое значение и способные передавать смысл независимо от вербального контекста; (б) кинемы, выделяющие ка­кой-то речевой или иной фрагмент коммуникации, и (в) кинемы, управ­ляющие ходом коммуникативного процесса, то есть устанавливающие, поддерживающие или завершающие коммуникацию.

Первый вид кинем Давид Эфрон еще в 1941 году назвал эмблемати­ческими, или эмблемами (Эфрон 1941/1972). Бывают эмблемы — невер­бальные аналоги слов, но для русского языка жестов более типичны эмб­лемыаналоги речевых высказываний. Большинство эмблематических жестов в пределах одного жестового языка автономны от речи и могут вы­ступать в коммуникативном акте изолированно от нее, хотя существуют также эмблемы, требующие с обязательностью речевого или звукового со­провождения.

Второй вид кинем получил название иллюстративных жестов, или ил­люстраторов, а третий — регулятивных, или регуляторов (термины тоже принадлежат Д. Эфрону). Иллюстративные жесты по своей природе не могут передавать значения независимо от вербального контекста и никог­да не употребляются отдельно от него. Примерами иллюстраторов служат русские невербальные единицы легкое опускание век при произнесении утвердительного предложения в конце его, чуть расширяющиеся глаза в конце обычного вопроса и раскрытые руки в направлении ладонями вверх и слегка наклоненные к адресату. Последняя жестовая форма, к примеру, показывает, что жестикулирующий намеревается сразу же вслед за исполнением данного жеста ввести в свою речь новую тему со­общения. В коммуникативном акте данный жест всегда выступает вместе со словами А теперь...; <А> вот сейчас... и т. п.

Замечание. Эмблема с обязательным звуковым сопровождением отли­чается от иллюстративного жеста и функционально и типом выражаемо­го значения (см. раздел "Иллюстраторы"). Так, звуковое сопровождение при эмблеме имеет свой смысл, а не подчеркивает смысл жеста. Жест при­ложить палец к губам (форма "палец перпендикулярно губам, губы сомк­нуты) может выполняться либо без речевого сопровождения (жестовая лексема приложить палец к губам 1), либо с обязательным речевым вы-


 
 

 

184 _____________________________________________________ Г. Е. Крейдлин

сказыванием типа тсс (приложить палец к губам 2). У элемента тсс, ана­лога лексемы тише, есть, однако, свой смысл, не сводимый к смыслу же­ста. Каждая из этих жестовых лексем — эмблема, но значат они разное и имеют разные контексты употребления.

Как давно и совершенно справедливо отмечено в статье Т. М. Никола­евой и Б. А. Успенского, "когда жесты, сопровождающие речь, не факуль­тативны, <...> т. е. обязательно сопровождают слово или выражение язы­ка (скажем, определенным образом изменяя его значение), то тогда их роль можно уподобить роли просодических средств в языке и, соответст­венно, можно назвать такие жесты просодическими" (Николаева, Успен­ский 1966, с. 67, сноска). К подобным эмблематическим жестам относит­ся кинема на! в значении 'возьми то, что я тебе сейчас протягиваю'.

Жесты-иллюстраторы разных языков тела и формально и семантичес­ки описаны очень плохо (из редких приятных исключений назовем рабо­ты Кальбрис 1990; Фридман 1977), не выделены типологически релевант­ные для них параметры, соответственно, не построена типология иллюст­ративных жестов. Чуть лучше представлены в литературе исследования, связанные с описанием отдельных коммуникативных функций иллюстра­торов; см., например, работы Коэн 1977; Риме, Скьяратура 1991.

Третья разновидность жестовых единиц, регуляторы, могут, как и эм­блемы, выступать как вместе с речью, так и без нее. Они, как следует из определения, выполняют в коммуникации регулятивную функцию, в ча­стности фатическую функцию поддержания общения. Примеры регуля­тивных жестов мы уже приводили — это кивок. Еще одним примером ре­гулятора является жест "<периодическое> закрывание глаз", мимичес­кий аналог простого кивка.

Эмблематические жесты тоже могут выполнять регулятивные функ­ции. Например, контакт глаз может выполнять регулятивную функцию, когда показывает, что человек хочет установить контакт с другим че­ловеком или, наоборот, избежать контакта с ним. Так, сталкиваясь со зна­комым в метро и отворачиваясь, чтобы не встретиться с ним взглядом, мы своим поведением показываем, что предпочли бы не вступать с ним в беседу.

Хотя выделение среди жестов эмблем, иллюстраторов и регуляторов сегодня в кинесике более или менее общепринято, сами имена классов не являются устоявшимися: в литературе можно встретить и другие назва­ния. Так, в ряде своих работ А. Кендон вместо "эмблемы" использует тер­мины "автономные жесты" (autonomous gestures) и "цитируемые жесты" (quotable gestures); см., например, Кендон 1981, а итальянская исследова­тельница жестов И. Поджи называет эмблемы "лексическими жестами" (lexical gestures); см. Калдоньетто, Поджи 1997; Поджи 1998. Наряду с термином "иллюстраторы" в литературе встречаются именно в этом смысле употребленные названия "жестикуляции" (gesticulations), см. Кен-


КИНЕСИКА

дон 1983, и "движения, направленные (ориентированные) на речь" (speech-focused movements), см. Баттерворф, Битти 1978.

Замечание. Пока все или весьма представительное большинство жес­тов разных языков семантически не описаны, не ясно, дают ли эмблемы, иллюстраторы и регуляторы в совокупности разбиение жестов на семи­отические классы, то есть является ли деление жестов на указанные три класса классификацией. Очевидно лишь то, что произвольная кинема в силу данного нами определения соответствующих семиотических разно­видностей жестов не может принадлежать одновременно двум классам, то есть классы эмблем, иллюстраторов и регуляторов не пересекаются.

Вслед за крупнейшим немецким психологом, философом и физиоло­гом Вильгельмом Вундтом (Вундт 1911/1973) на основании разных зна­чений признака 'способ соотнесения знака с референтом' Д. Эфрон выде­ляет среди эмблем указательные (дейктические), изобразительные и символические жесты. Эти виды жестов вполне соответствуют знамени­тому делению Ч. Пирсом знаков на индексы, иконы и символы (и, вооб­ще говоря, их выделение логически не зависит от вышеприведенного: сре­ди иллюстративных жестов можно выделить аналогичные классы). Ввиду такого параллелизма можно говорить об индексальных жестах, или <же-стах->индексах, иконических жестах, или иконах, и символических же­стах, или символах.

Подобно тому, как незнаковое поведение может стать знаковым в про­цессе семиотизации, так и эмблематические жесты, в своей исходной функции и исходном значении принадлежащие какому-то одному классу, могут переходить в другой класс, приобретая иные функции или значения и находясь под действием различных процессов, из которых, быть может, самым важным является процесс символизации, превращение жестов-ин­дексов и жестов-икон в жесты-символы. Изучение происхождения и куль­турной эволюции незнаковых движений, путей и способов перехода их в разряд жестов, а также анализ процессов семантической деривации од­них жестов из других дает основания говорить об особых типах невер­бального семиотического процесса, или семиозиса. Так, многие жесты с общим значением 'оскорбления' или такие жесты, как прикрыть рот и закрыть глаза руками, своим происхождением, по всей видимости, обя­заны вере людей в злой глаз, влиянию демонических сил и магии на жизнь человека.. Прикрывание рта во время зевка сегодня служит в евро­пейской культуре знаком 'приличного поведения', а раньше, по всей види­мости, как утверждают некоторые историки культуры, это движение бы­ло защитой от действий злых сил.

Еще одна особенность жестового семиозиса, понимаемого как про­цесс функционирования жестовых знаков, состоит в том, что многие эмб­лемы напоминают своей иконичностью словесные идеофоны (звукоподра-



Г. Е. Крейдлин


КИНЕСИКА



 


жания), и, подобно идеофонам, являются конвенциональными и произ­вольными в том смысле, что разные культуры выбрали разные пути или аспекты для подчеркивания сходства знака с референтом. Например, счет на руках может начинаться с большого пальца, а может с мизинца, при­чем пальцы могут загибаться или разгибаться. Приглашение к выпивке и сам процесс потребления алкоголя можно выразить жестом, в котором участвуют большой и указательный пальцы, направленные параллельно один другому и изображающие стаканчик, или другим жестом, обознача­ющим штопор для откупоривания бутылки (большой палец поднят квер­ху, мизинец оттопырен и смотрит в сторону, остальные пальцы руки со­гнуты и прижаты к ладони). Наконец, этот смысл можно передать еще бо­лее сложным — метонимическим — способом, а именно пощелкиванием по горлу, при выполнении которого человек щелкает по горлу ногтем среднего или указательного, реже большого, пальца, в результате чего воз­никает звук, напоминающий звук от постукивания по горлышку бутылки. Жест стаканчик свойствен японской культуре и, насколько можно судить по проведенному нами опросу среди немецких студентов и преподавате­лей, вполне характерен также для культуры немецкой. Однако немцами он редко используется в значении 'приглашение к выпивке', а применяет­ся для указания того количества алкогольного напитка, которое просит се­бе налить жестикулирующий. Другой жест того же лексикографического типа, штопор, вообще не осознается немцами как исконная кинема их культуры, а воспринимается как заимствованный (см. об исконных и за­имствованных жестах в следующем разделе); опрошенные нами немцы ут­верждают, что штопор крайне редко встречается в их среде, по крайней мере молодежной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...