Компетнции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующей компетенции:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи; мировоззренческие и методологические основы философского мышления; роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности. Уметь: ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития планетарного социума; понимать характерные особенности современного этапа развития философии; применять философские принципы и законы, формы и методы познания в профессиональной деятельности. Владеть: навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, философско-правового анализа. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Распределение трудоемкости дисциплины (в часах) по видам нагрузки обучающегося и по разделам дисциплины (ДО). Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Форма промежуточной аттестации по дисциплине: экзамен во 2 семестре. Суммарно по дисциплине можно получить 100 баллов. 86 баллов и более - отлично. 71-85 баллов – хорошо. 55-70 баллов – удовлетворительно. 54 балла и менее – неудовлетворительно.
Содержание дисциплины.
Раздел 1. Философия: причины возникновения, круг ее проблем и роль в обществе
Лекция. Философия: причины возникновения, круг ее проблем и роль в обществе. Сущность философии. Философия как мировоззрение. Компоненты историко-философского процесса. Основные философские направления. Закономерности развития философии. Функции философии. Практическое занятие. 1. Ответить на вопросы: - перечислите условия формирования мировоззрения у человека. - все ли люди обладают мировоззрением? Обоснуйте. - докажите, что мировоззрение является теоретической основой философии. - в чем заключается специфика философии как науки? - является ли философия прикладной наукой? Почему? 2. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика исторических типов мировоззрения: мифология, религия, философия». 3. Подобрать высказывания по теме семинара. 4. Внести в терминологический словарь понятия: мировоззрение, миф, религия, монотеизм, политеизм, философия, онтология, гносеология, антропология, социальная философия. Темы для докладов и рефератов - Мифологические истоки философии - Мифы и современность - Религиозное мировоззрение и его роль в жизни общества - Взаимосвязь мировоззрения и философии - Философия и политика: проблемы взаимодействия - Философия и экономика: проблемы взаимодействия - Философия и право: проблемы взаимодействия
Раздел 2. Античная философия Лекция. Античная философия. Милетская школа. Школа Пифагора. Элейская школа. Диалектика Гераклита. Атомизм Демокрита. Софисты и Сократ. Систематизация философии в учениях Платона и Аристотеля. Философия эпохи эллинизма и римского периода. Практическое занятие. 1. Ответить на вопросы: - каковы исторические условия становления античной философии? Почему родиной философии не считают Древнюю Индию или Древний Китай? - обобщив философское наследие античности, назовите ключевые философские идеи, поставленные и разработанные античными мыслителями. - какие философские категории были сформулированы античными мыслителями? - какие философские мысли античных авторов Вы считаете актуальными в современном мире? 2. Подобрать высказывания философов, в наибольшей степени характеризующие их взгляды и идеи. 3. Внести в терминологический словарь понятия: космоцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, диалектика, майевтика, софистика, натурфилософия.
Раздел 3. Философия Древнего Востока Лекция. Философия Древнего Востока. Особенности философии Древнего Востока. Конфуцианство. Даосизм. Легизм. Моизм. Ортодоксальные и неортодоксальные философские течения Древней Индии. Практическое занятие. Ответить на вопросы: 1. охарактеризуйте философские аспекты ведической литературы. 2. что составляло основу космологии брахманизма? 3. каковы основные положения древнеиндийской философии? 4. в чем выражалось влияние философии на социальное устройство древнеиндийского общества? 5. какие школы восточной философии можно отнести к ортодоксальным и какие к неортодоксальным и на каком основании? 6. какие четыре истины буддизма вы знаете? 7. в чем заключалась оппозиция буддизма по отношению к ведической философии? 8. что отличало буддизм от джайнизма? 10. какие направления существуют в буддизме и в чем их особенность? 11. каковы основные понятия древнекитайской философии, содержащиеся в книге перемен? Раскройте их содержание. 12. что представляет собой конфуцианский общественно-политический идеал? 13. каковы основные принципы конфуцианской этики? 14. что, по мнению Конфуция, является критерием для определения места человека в социальной иерархии? 15. что, представляет из себя философская концепция Мен-Цзы? 16. в чем заключался материализм Сюн-Цзы? 17. какое понятие китайской философии явилось основным в учении Лао-Цзы? Раскройте его содержание? 18. в чем диалектичность учения Лао-Цзы? Рассмотрите онтологическую и антропологическую стороны его диалектики. 19. как соотносится социальный идеал Конфуция с социально-политической концепцией «школы законников»? 20. каковы основные принципы легизма?
Темы докладов и рефератов - Особенности и основные учения древнекитайской философии - Философия конфуцианства - Особенности и основные школы древнеиндийской философии - Философия буддизма
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|