Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 13. Философия культуры. Роль информации в системе культуры




Лекция.

Философия культуры. Роль права в системе культуры. Культура и цивилизация. Массовая и элитарная культура. Информационное общество. Философия права. Проблемы современной цивилизации и культуры.

Практическое занятие.

1. Ответить на вопросы:

- каковы основные подходы к понятию «культура»?

- как соотносятся понятия культура и цивилизация?

- какую роль играет информация в системе культуры?

- каковы сильные и слабые стороны информационного общества?

- каковы элементы информационного поля?

- охарактеризуйте цивилизационные концепции (Данилевский, Тойнби, Ясперс, Шпенглер и др.)

- каковы движущие силы культурной эволюции.

2. Внести в терминологический словарь понятия: культура, цивилизация, элитарная культура, массовая культура, культурогенез, культурная эволюция, информационное поле, информационное общество, информация.

Раздел 14. Философия человека (философская антропология)

Лекция.

Философия человека (философская антропология). Природа и сущность человека. Школа философской антропологии. Биологизаторские и социологизаторские подходы к человеку. Личность и индивид. Система ценностей личности. Смысл жизни человека.

Практическое занятие.

1. Ответить на вопросы:

- в чем состоит главное отличие понятий «человек» и «личность»?

- каждый ли человек представляет собой личность? Почему?

- какую трактовку сущности человека вы разделяете? Обоснуйте.

- чья трактовка проблемы смысла жизни близка вам? Почему?

- какую роль в жизни человека играет сознание?

- каждый ли человек способен к рефлексии?

- как менялись представления о сущности человека в истории философии?

- в чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека?

- охарактеризуйте проблему антропосоциогенеза как философскую проблему?

- согласны ли вы с представлением Л. Фейербаха о совершенном, настоящем человеке: «Искусство, религия, философия или наука составляют проявление или раскрытие подлинной человеческой сущности. Человек, совершенный, настоящий человек только тот, кто обладает эстетическим или художественным, религиозным или моральным, а также философским или научным смыслом. Вообще только тот человек, кто не лишен никаких существенных человеческих свойств. «Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Это высказывание, если его взять в его всеобщем и высшем смысле, является лозунгом современного философа».

- девиация – это отклонение от норм поведения. Является ли девиацией курение и употребление алкоголя?

- назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей.

2. Внести в терминологический словарь понятия: личность, индивид, индивидуальность, социальный статус, социальная роль, интерсубъектность, фенотип, генотип, смысл жизни.

 

Темы для докладов и рефератов

1. Образ человека в античном мировоззрении.

2. Образ человека в концепциях средневековых мудрецов.

3. Достоинство человека как главная проблема философии эпохи Возрождения.

4. Н. Кузанский о человеке как о своеобразном микрокосме.

5. Образ человека в эпоху Нового времени.

6. Проблема человека в творчестве французских материалистов XVIII века.

7. Социологический и этический индивидуализм в учении Т. Гоббса.

8. Нравственная свобода и абсолютные ценности человека в философии И. Канта.

9. Свобода и назначение человека в философии Г. Гегеля.

10. И.Г. Фихте о природе человека и его развитии.

11. Л. Фейербах о человеке. Этика Л. Фейербаха.

12. К. Маркс об основах человеческой субъективности.

13. Размышление о человеке в творчестве А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

14. Поиск «человеческого в человеке» в творчестве Ф.М. Достоевского.

15. Проблема человека в трудах русских революционных демократов.

16. Концепция богочеловечества в творчестве В.С. Соловьева.

17. Христология как принцип исследования человека у Н.А. Бердяева.

18. Человек и бог в творчестве С.Л. Франка.

19. Дао человека, его свобода в китайской философии.

20. Буддийская модель человека. Жизнь как страдание.

21. Образ человека в философии русского космизма.

22. Современные концепции антропосоциогенеза.

23. Психоаналитическая концепция человека.

24. Э. Фромм о человеке.

25. Свобода и произвол в жизни человека.

26. Трагизм бытия человека в современном мире. Свобода и ответственность.

27. Ценности жизни и типы смысложизненных ценностей в современной философии.

28. Счастье и смысл жизни человека.

29. Человек и собственность: социально-антропологический аспект.

30. Синергетика как новая парадигма исследования человека.

 

Раздел 15. Философия будущего (футурология)

Лекция.

Философия будущего (футурология). Прогнозы развития общества и человека. Идея активной эволюции. Глобальные проблемы человечества и способы их преодоления.

Практическое занятие.

1. Ответить на вопросы:

- раскройте основные категории футурологии.

- охарактеризуйте философские прогнозы нанепосредственное (15-20 лет); обозримое (100 лет) и отдаленное (500-1000 лет) будущее.

- в чем суть методов экстраполяции, исторической аналогии, экспертных оценок, компьютерного моделирования?

- раскройте модели будущего человека: человек-функционер, человек-конформист, человек-биологическая машина, гармонически развитая личность.

- назовите глобальные проблемы, относящиеся к интерсоциальным, проблемам системы «человек-общество», проблемам системы «природа – общество».

- каковы сценарии развития России и РТ в обозримом будущем.

2. Внести в терминологический словарь понятия: будущее, настоящее, прошлое, прогноз.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (СРС) включает следующие виды работ:

- изучение теоретического лекционного материала;

- проработка теоретического материала (конспекты лекций, основная и дополнительная литература);

- подготовка эссе, таблицы философов, философских течений и выполнение теста.

Раздел дисциплины Виды самостоятельной работы Трудоёмкость (в часах) Формы контроля самостоятельной работы
1. Философия: причины возникновения, круг ее проблем и роль в обществе Подготовка к устному опросу Составление тематической библиографии по истории философии     Устный опрос Проверка письменной работы  
2. Античная философия Подготовка к устному опросу Подготовка к семинару-суду над Сократом   Устный опрос  
3. Философия Древнего Востока Подготовка к устному опросу   Устный опрос
4. Средневековая философия Подготовка к устному опросу Сбор и анализ материалов по теме круглого стола   Устный опрос
5. Философия Возрождения и Нового времени Подготовка к устному опросу Сбор и анализ материалов по теме круглого стола   Устный опрос
6. Неклассическая философия Подготовка к устному опросу   Устный опрос
7. Русская философская мысль Подготовка к устному опросу   Устный опрос Контрольная работа
8. Философия бытия (онтология) Подготовка к устному опросу Сбор материала для заполнения таблицы философов Составление тематической библиографии по систематическому курсу философии   Устный опрос Заполнение таблицы философов
9. Философия познания (гносеология) Подготовка к устному опросу Сбор и анализ материалов по теме круглого стола   Устный опрос
10. Наука и научное познание (эпистемология). Методология и методы познания Подготовка к устному опросу   Устный опрос
11. Философия природы (натурфилософия) Подготовка к устному опросу Подготовка материалов к работе экспертной комиссии   Устный опрос
12. Философия общества (социальная философия) Подготовка к устному опросу Сбор и анализ материалов по теме круглого стола   Устный опрос
13. Философия культуры. Роль информации в системе культуры Подготовка к устному опросу Сбор материала для заполнения таблицы философских течений   Устный опрос Заполнение таблицы философских течений
14. Философия человека (философская антропология) Подготовка к устному опросу и контрольной работе Написание философского эссе   Устный опрос Философское эссе Контрольная работа
15. Философия будущего (футурология) Подготовка к устному опросу Подготовка материалов к работе экспертной комиссии Подготовка к тестированию   Устный опрос Тестирование

В процессе самостоятельной работы студенты заполняют таблицу философов (не менее 20 персоналий).

Ниже проводиться образец заполнения таблицы философов на примере учения Гераклита.

 

Имя Годы жизни Основные работы Принадлежность к философским школам Идеи, высказывания Страна
1. Гераклит Темный Ок.544-ок.483 г.г. до н.э. «О природе» Материалист, гностик, стихийный диалектик 1. Мир есть огонь. 2. Противоположности пребывают в вечной борьбе. 3. Ничего не вечно, кроме перемен. 4. Все течет все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды. 5. Многознание уму не обучает. 6. Неразумный человек способен увлечься любым учением. 7. Противник демократии и своеволия. Основоположник диалектики. Движение абсолютно, покой относителен. Др.Греция
2.          
3.          

 

При заполнении таблицы философских течений указывается время и страна зарождения и развития рассматриваемой концепции, представители, а также ее ключевые положения. В таблице приведен пример характеристики кантианства и гегельянства.

 

Школа, течение Время и страна зарождения Основоположники, некоторые представители
Кантианство Вторая половина XVIII в., Германия И. Кант, П. Наторп, Р. Штаммлер, К. Форлендер
Специфика познающего субъекта, а не познаваемой субстанции, является главным фактором, определяющим предмет знания. В субъекте различаются два уровня: эмпирический (индивидуально-психологические особенности) и трансцендентальный (всеобщие, надындивидуальные особенности). Именно второй уровень включает всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества и позволяет получить достоверное, объективное знание. Трансцендентальный субъект наделен априорными (доопытными) формами чувственности: пространством (внешнее созерцание) и временем (внутреннее созерцание). Они упорядочивают ощущения, конструируя предмет восприятия. Для превращения восприятия в опыт, то есть в объективное знание требуется участие другой познавательной способности – рассудка. Он подводит чувственный материал под единство общезначимых понятий и категорий. Источником единства является акт самосознания, выраженный в формуле: «Я мыслю». За рассудком следует разум, как высшая способность субъекта. Разум, оперируя идеями (души, мира, космоса, бога), ставит перед рассудком цели, побуждая его стремится к абсолютному знанию. В этом стремлении рассудок выходит за пределы опыта и впадает в иллюзию. Следовательно, человек не способен познать предметы, не данные ему в опыте («вещи в себе»). Познаваемы только явления, то есть вещи как они существуют в сознании субъекта. Попытки познать вещь в себе приводят к антиномиям. Например, идеи о том, что мир конечен и бесконечен одинаково доказуемы. Тем не менее, мир «вещей в себе» (умопостигаемый мир) все же доступен, но не теоретическому, а практическому разуму. Последний руководит поступками субъекта через автономную человеческую волю, то есть через свой нравственный закон. При этом высший закон, требование, категорический императив гласит: «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Иными словами, своими поступками человек формирует образ действий других людей и создает форму, характер взаимных отношений. И. Кант разработал новую концепцию субъекта.
Гегельянство Конец XVIII – начало XIX вв., Германия Г.В.Ф. Гегель, Б. Бауэр, Ф.Г. Герберт, М. Гесс, Р.Д. Коллингвуд
Тождество между субъектом и объектом возникает в процессе феноменологии духа, то есть превращения человека в личность, овладевшую богатством человеческой культуры. Этапы развития духа: 1) сознание (человек созерцает предметы); 2) самосознание (человек понимает предметы); 3) разум (человек понимает связи между предметами); 4) дух (человек понимает связь между собой и предметным миром), то есть познает Абсолютную идею. Она саморазвивается от логики, как системы категорий к субъективному и объективному духу. Промежуточным этапом саморазвития Абсолютной идеи выступает природа, в которой идея опредмечивается. Право, мораль, нравственность, государство, религия, искусство являются сферами разворачивания объективного духа. Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух, существующий в виде различных форм интеллектуальной деятельности людей, начиная от низших и заканчивая абсолютным знанием. В Абсолютном духе происходит совпадение идеи мышления и бытия, то есть идея полностью познает бытие. Саморазвитие Абсолютной идеи, выраженной в Абсолютном духе, завершается философской системой Г.В.Ф. Гегеля. Диалектический метод основан на законах и предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии.
         

 

Самостоятельная работа студентов должна быть основана на изучении не только учебной литературы, но и статей научной периодической печати. Для этого рекомендуется обращаться, в частности к журналу «Вопросы философии».

Примерные темы эссе

Выберете любую тему из предложенного списка. Напишите эссе, выразив отношение и дав оценку философским системам и взглядам философов.

Темы.

1. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит.

2. Учение элеатов и Демокрита.

3. Учение софистов и Сократа.

4. Систематизаторы древнегреческой философии – Платон и Аристотель.

5. Учение периода эллинизма: эпикуризм, стоицизм, кинизм.

6. Даосизм (Лаоцзы, Чжуанцзы).

7. Конфуцианство.

8. Учение Августина Блаженного.

9. Учение Пьера Абеляра.

10. Учение Фомы Аквинского.

11. Учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.

12. Утопические учения Томаса Мора и Томмазо Кампанелла.

13. Учение Френсиса Бэкона.

14. Рационализм Рене Декарта.

15. Познавательный процесс в системе Бенедикта Спинозы.

16. Теория познания Джона Локка.

17. Субъективный идеализм Джорджа Беркли.

18. Скептицизм Давида Юма.

19. Учение Иммануила Канта.

20. Учения Иоганна Готлиба Фихте и Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга.

21. Система Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.

22. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

23. Основные идеи марксистской философии.

24. Философия Владимира Сергеевича Соловьева.

25. Религиозный антиинтеллектуализм (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк).

26. Позитивизм и неопозитивизм.

27. Психоаналитическая философия (З. Фрейд).

28. Экзистенциализм: за и против

29. Феноменология: за и против.

30. Герменевтика: за и против.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...