Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 8. Философия бытия (онтология)




Лекция.

Философия бытия (онтология). Монизм, дуализм, плюрализм. Материя и сознание. Атрибуты материи. Свойства и этапы развития сознания. Источник и сферы сознания.

Практическое занятие.

1. Ответить на вопросы:

- опираясь на изученные вопросы, ответьте, какую смысловую нагрузку несет главная философская категория «бытие».

- как взаимосвязаны виды бытия – материальное и идеальное, социальное и природное и др.?

- как проявляются пространство и время в различных формах бытия (в природе, обществе и т.д.)?

- приведите примеры действия законов диалектики.9899

2. Подобрать высказывания по теме семинара.

3. Внести в терминологический словарь понятия: бытие, небытие, субстанция, материальное, идеальное, материализм, идеализм, объективный и субъективный идеализм, монизм, дуализм, пространство, время, движение, развитие, прогресс, регресс, революция, эволюция.

 

Темы докладов и рефератов

- Проблема бытия в истории философии

- Фундаментальная онтология М. Хайдеггера

- Объективность и субъективность времени и пространства

- Бытие живой и неживой природы

 

Раздел 9. Философия познания (гносеология)

Лекция.

Философия познания (гносеология). Гностицизм и агностицизм. Чувственный и рациональный уровень познания. Концепции истины.

Практическое занятие.

1. Ответить на вопросы:

- какова биологическая (физиологическая) основа познания?

- различается ли познание ребенка и взрослого человека? Чем и почему?

- вспомните спор рационалистов и сенсуалистов в Новое время. Кто же оказался прав?

- в чем отличие научного познания от религиозного, художественного и других форм познания?

2. Подобрать высказывания по теме.

3. Внести в терминологический словарь понятия: познание, знание, чувственное и рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.

 

Темы докладов и рефератов

- Борьба эмпиризма и рационализма в гносеологии

- Творчество и познание

- Виды познания и их специфика

- Интуиция и ее значение в познании

 

Раздел 10. Наука и научное познание (эпистемология). Методология и методы познания.

Лекция.

Наука и научное познание (эпистемология). Методология и методы познания. Эволюция науки. Научные революции. Научная парадигма и научно-исследовательская программа. Полиферация теорий. Формы научного познания: проблема, гипотеза, факт, теория, закон.

Практическое занятие.

1. Ответить на вопросы:

- Что такое наука?

- Каковы социальные функции науки?

- Каковы уровни научного познания?

- Перечислите виды научно-познавательной деятельности.

- Охарактеризуйте философские методы познания.

- Каковы принципы диалектического метода?

- В чем состоит отличие между эмпирическими, теоретическими и эмпирико-теоретическими методами исследования? Назовите методы относящиеся к этим группам.

- Охарактеризуйте следующие общелогические методы и приемы исследования:

1)анализ;

2)дедукция;

3)абстрагирование;

4)обобщение;

5)идеализация;

6)аналогия;

7)моделирование;

8)системный подход;

9)структурно-функциональный метод;

10) вероятностно-статистические методы.

- каковы источники научных проблем?

- какие требования предъявляются к научным гипотезам?

- каковы структурные элементы научной теории?

- опишите этапы процесса научного познания.

- каковы особенности научной картины мира?

- вспомните, что представляет собой сциентизм и антисциентизм. Какую точку зрения вы поддерживаете?

2. Внести в терминологический словарь понятия: истина, заблуждение, ложь, абсолютная и относительная истина, наука, методы познания, методология.

 

Раздел 11. Философия природы (натурфилософия)

Лекция.

Философия природы (натурфилософия). Сущность и представители. Географический детерминизм. Концепция Ш. Монтескье. Теория пассионарности Л.Н. Гумилева. Гелиобиология. Теория океанических цивилизаций.

Практическое занятие.

1. Ответить на вопросы:

- Что изучает натурфилософия и экологическая философия?

- Как соотносятся понятия природа, вселенная, универсум, природная среда?

- Охарактеризуйте теорию географического детерминизма.

- Охарактеризуйте теорию пассионарности Л.Н. Гумилева.

- В чем состоят основные идеи теории океанических цивилизаций?

- Раскройте этапы взаимоотношений человека и природы.

- В чем отличие теории технологического детерминизма от теории ноосферы?

2. Внести в терминологический словарь понятия: природа, природная среда, гомеостаз, экогуманизм, экологический императив.

 

Раздел 12. Философия общества (социальная философия)

Лекция.

Философия общества (социальная философия). Понятие общества. Элементы общества. Подходы к развитию общества. Сферы жизни общества. Общественно-исторический процесс (формационный и цивилизационный подходы). Движущие силы развития общества. Критерии прогресса общества.

Практическое занятие.

1. Ответить на вопросы:

- что отличает общество как систему от других систем, например, природы?

- существует ли, по вашему мнению, прогресс в культуре? Каковы его критерии?

- каковы особенности социального пространства и времени?

- перечислите факторы общественного развития. Какие факторы, на ваш взгляд, оказывают набольшее влияние на развитие общества?

- в чем суть функционализации, институционализации, бюрократизации как социальных процессов?

- охарактеризуйте теории периодизации общественно-исторического процесса.

- каковы элементы сфер жизни общества?

2. Подобрать высказывания по теме.

3. Внести в терминологический словарь понятия: общество, общественное сознание, потребность, интерес, общественно-экономическая формация, личность, индивид, индивидуальность.

 

Темы для докладов и рефератов

- Личность и общество: проблемы взаимодействия

- Природа и общество: специфика взаимоотношений

- Теория общественно-экономических формаций: достоинства и недостатки

- Проблема отчуждения человека в философии К. Маркса

- Прогресс и регресс в общественно-историческом процессе
- Закономерности общественного развития: миф и реальность
- Влияние религиозного сознания на социально-экономическое развитие общества
- Пути преодоления общественного кризиса в философии постмодернизма
- Идеология как регулятор общественных отношений
- Формы взаимодействия морали и права в общественном сознании
- Цели общественного развития: утопизм и реализм подходов
- Человек и общество: противостояние и синергия

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...