Раздел 8. Философия бытия (онтология)
Лекция. Философия бытия (онтология). Монизм, дуализм, плюрализм. Материя и сознание. Атрибуты материи. Свойства и этапы развития сознания. Источник и сферы сознания. Практическое занятие. 1. Ответить на вопросы: - опираясь на изученные вопросы, ответьте, какую смысловую нагрузку несет главная философская категория «бытие». - как взаимосвязаны виды бытия – материальное и идеальное, социальное и природное и др.? - как проявляются пространство и время в различных формах бытия (в природе, обществе и т.д.)? - приведите примеры действия законов диалектики.9899 2. Подобрать высказывания по теме семинара. 3. Внести в терминологический словарь понятия: бытие, небытие, субстанция, материальное, идеальное, материализм, идеализм, объективный и субъективный идеализм, монизм, дуализм, пространство, время, движение, развитие, прогресс, регресс, революция, эволюция.
Темы докладов и рефератов - Проблема бытия в истории философии - Фундаментальная онтология М. Хайдеггера - Объективность и субъективность времени и пространства - Бытие живой и неживой природы
Раздел 9. Философия познания (гносеология) Лекция. Философия познания (гносеология). Гностицизм и агностицизм. Чувственный и рациональный уровень познания. Концепции истины. Практическое занятие. 1. Ответить на вопросы: - какова биологическая (физиологическая) основа познания? - различается ли познание ребенка и взрослого человека? Чем и почему? - вспомните спор рационалистов и сенсуалистов в Новое время. Кто же оказался прав? - в чем отличие научного познания от религиозного, художественного и других форм познания? 2. Подобрать высказывания по теме.
3. Внести в терминологический словарь понятия: познание, знание, чувственное и рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.
Темы докладов и рефератов - Борьба эмпиризма и рационализма в гносеологии - Творчество и познание - Виды познания и их специфика - Интуиция и ее значение в познании
Раздел 10. Наука и научное познание (эпистемология). Методология и методы познания. Лекция. Наука и научное познание (эпистемология). Методология и методы познания. Эволюция науки. Научные революции. Научная парадигма и научно-исследовательская программа. Полиферация теорий. Формы научного познания: проблема, гипотеза, факт, теория, закон. Практическое занятие. 1. Ответить на вопросы: - Что такое наука? - Каковы социальные функции науки? - Каковы уровни научного познания? - Перечислите виды научно-познавательной деятельности. - Охарактеризуйте философские методы познания. - Каковы принципы диалектического метода? - В чем состоит отличие между эмпирическими, теоретическими и эмпирико-теоретическими методами исследования? Назовите методы относящиеся к этим группам. - Охарактеризуйте следующие общелогические методы и приемы исследования: 1)анализ; 2)дедукция; 3)абстрагирование; 4)обобщение; 5)идеализация; 6)аналогия; 7)моделирование; 8)системный подход; 9)структурно-функциональный метод; 10) вероятностно-статистические методы. - каковы источники научных проблем? - какие требования предъявляются к научным гипотезам? - каковы структурные элементы научной теории? - опишите этапы процесса научного познания. - каковы особенности научной картины мира? - вспомните, что представляет собой сциентизм и антисциентизм. Какую точку зрения вы поддерживаете? 2. Внести в терминологический словарь понятия: истина, заблуждение, ложь, абсолютная и относительная истина, наука, методы познания, методология.
Раздел 11. Философия природы (натурфилософия) Лекция. Философия природы (натурфилософия). Сущность и представители. Географический детерминизм. Концепция Ш. Монтескье. Теория пассионарности Л.Н. Гумилева. Гелиобиология. Теория океанических цивилизаций. Практическое занятие. 1. Ответить на вопросы: - Что изучает натурфилософия и экологическая философия? - Как соотносятся понятия природа, вселенная, универсум, природная среда? - Охарактеризуйте теорию географического детерминизма. - Охарактеризуйте теорию пассионарности Л.Н. Гумилева. - В чем состоят основные идеи теории океанических цивилизаций? - Раскройте этапы взаимоотношений человека и природы. - В чем отличие теории технологического детерминизма от теории ноосферы? 2. Внести в терминологический словарь понятия: природа, природная среда, гомеостаз, экогуманизм, экологический императив.
Раздел 12. Философия общества (социальная философия) Лекция. Философия общества (социальная философия). Понятие общества. Элементы общества. Подходы к развитию общества. Сферы жизни общества. Общественно-исторический процесс (формационный и цивилизационный подходы). Движущие силы развития общества. Критерии прогресса общества. Практическое занятие. 1. Ответить на вопросы: - что отличает общество как систему от других систем, например, природы? - существует ли, по вашему мнению, прогресс в культуре? Каковы его критерии? - каковы особенности социального пространства и времени? - перечислите факторы общественного развития. Какие факторы, на ваш взгляд, оказывают набольшее влияние на развитие общества? - в чем суть функционализации, институционализации, бюрократизации как социальных процессов? - охарактеризуйте теории периодизации общественно-исторического процесса. - каковы элементы сфер жизни общества? 2. Подобрать высказывания по теме. 3. Внести в терминологический словарь понятия: общество, общественное сознание, потребность, интерес, общественно-экономическая формация, личность, индивид, индивидуальность.
Темы для докладов и рефератов - Личность и общество: проблемы взаимодействия
- Природа и общество: специфика взаимоотношений - Теория общественно-экономических формаций: достоинства и недостатки - Проблема отчуждения человека в философии К. Маркса - Прогресс и регресс в общественно-историческом процессе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|