Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнегреческая скульптура

Общая характеристика искусства античной Греции (архитектура, скульптура, вазопись). Характеристика двух памятников на выбор.

Несмотря на сложную эволюцию, античный мир с успехом породил такой мощный художественно-культурный феномен, который способствовал кристаллизации всей современной культуры, особенно культуры европейской.

Основным районом, где сложилась эллинская культура, были берега Эгейского моря: восточное побережье Балканского полуострова, крайняя западная оконечность Малой Азии и многочисленные острова между западным и восточным берегами Эгейского моря.

Принято выделять несколько периодов искусства Античной Греции:

Геометрическое искусство (8 – 7 вв. до н.э.)

Архаика (6 в. до н.э.)

Ранняя классика (490 – 450 гг. до н.э.)

Высокая классика (450 – 410 гг. до н.э.)

Поздняя классика (404 – 323 гг. до н.э.)

Эллинизм (конец 4 – 1 в. до н.э.)

Древнегреческая архитектура

В эпоху архаики складывается собственно античная художественная культура. Появляется рад типов общественных зданий: булевтерии, симпосии, палестры, гимнастии, стадионы, театры. Центром важнейших событий жизни горожан был храм. Он был хранителем общественной казны, художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Храмы строились на акрополях. Подход к храмам торжественно оформлялся пропилеями.

Древнегреческая классика – это период расцвета эллинских городов-государств (5 – 4 вв. до н.э.). Каждый храм периода классики сочетал в себе принципы выработанного вековым опытом канонического решения с моментами, свойственными конкретно только данному храму. Это придавало ему индивидуальное своеобразие и делало его неповторимым произведением искусства. Мрамор в эпоху классики становится важнейшим строительным материалом монументальных сооружений.

Эллинизм – период образования больших империй, эллинистических монархий. Возникновение целого ряда новых столиц, торговых центров способствовало бурному подъему архитектуры. В период эллинизма храм становится частью центрального городского ансамбля, включавшего также административные сооружения, библиотеки и другие постройки.

Типы древнегреческих храмов

Простейшим типом древнегреческого храма был «храм в антах», состоявший из одного помещения, открытого с торцовой стороны. Вход оформлялся выступами антами продольных стен, торцы которых обрабатывали в виде пилястр или столбов. Между антами располагались как одна, так и две колонны.

«Простиль» - более усложненный тип храма, у которого впереди антов выставлялся ряд колонн. Пример: храм Ники Аптерос Афинского Акрополя. (449 – 421 гг дон.э., арх. Калликрат).

«Амфипростиль» - храм, который имел колоннады перед антами по обоим торцевым фасадам.

«Периптер» - наиболее распространенный в Древней Греции тип храма, у которого центральное закрытое помещение было со всех четырех сторон обнесено рядом колонн – птероном. Самый известный пример: Парфенон Афинского Акрополя (447 – 432 гг. до н.э., арх. Иктин и Калликрат).

«Диптер» - храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн. Пример: Храм Аротемиды в Эфесе (начат ок. 550 г. до н.э.)

«Псевдопериптер» - храм, у которого внутренний ряд колонн отсутствует.

«Моноптер» - круглое в плане сооружение, состоящее лишь из колоннады и закрытого помещения.

«Фолос» или «круглый периптер» - тип круглого в плане здания, состоящего из колоннады и закрытого помещения.

Древнегреческие ордерные системы

Ордер («порядок», «строй») - художественно-осмысленная переработка стоечно-балочной конструкции, закрепленной в традиции в дорическом, ионическом и коринфском вариантах, отличающимся как общим характером, так и строго установленным составом, формой и взаиморасположением элементов. Противопоставление несомых и несущих частей в греческом ордере всегда подчеркивалось.

Главные части ордера: основание-стереобат, опоры-колонны, перекрытие антаблемент, делимое на архитрав, фриз и карниз.

Древнегреческая скульптура

Геометрический стиль в скульптуре можно представить как искусство, создавшее модель мира на основе свойств простейших фигур и тел. Статуэтки этого стиля не являются моделями конкретных людей. Это скорее образы-типы, своего рода общее понятие о человеке, герое, боге. Мужские изображения, сведенные почти к сумме геометрических знаков, в большинстве своем обнажены. Условно подчеркнута мускулатура шеи, плеч, живота, бедер. Женские изображения обычно плотно драпированы.

Скульптуру геометрического стиля отличают четкие контуры, ясный ритм, сильно выраженные декоративные тенденции. Для нее характерны: статичность, фронтальность, малая расчлененность форм, композиционная замкнутость.

Примеры геометрического стиля в скульптуре (VIII – VII вв. до н.э.). «Аполлон» из Фив (бронза, VII в. до н.э.), «Герой и кентавр» (бронза, VIII в. до н.э.).

Архаическая скульптура (VI в. до н.э.). При создании антропоморфных фигур продолжает соблюдаться закон фронтальности, строгая вертикальность позы и принцип симметрии. Статуи юношей-куросов – это представление архаического эталона красоты мужского тела с подчеркиванием макимальрно выпрямленного корпуса, напряжения всего спектра мышц, улыбающегося лица, плотно прижатым к бедрам рук, выставленной вперед левой ноги. Куросам не свойственны индивидуальные черты. В произведениях скульпторов дорических центров подчеркивались мужественность, решительность, волевой характер куросов. Ионические мастера представляют образы куросов, исполненных глубокой поэтической силы.

Для эпохи архаики часты стали скульптурные изображения прямостоящей женской фигуры, так называемые статуи девушек-кор обильно драпированных одеждах.

Примеры архаической скульптуры: «Гера» (мрамор, сер. VI в. до н.э.), Курос из Аттики (мрамор, ок. 600 г. до н.э., Мосхофор (мрамор, ок. 570 г. до н.э.).

Период ранней классики (490 – 450 гг. до н.э.). Изменения в мироотношении вызвали в древнегреческом искусстве процесс формирования новой изобразительности, породили поиск такой художественно-статуарной антропоморфной модели, которая была бы снабжена пропорциями, позами и жестами реальной человеческой фигуры. Декоративность архаических статуй мутирует в сторону модельной жизненности и естественности положений фигур в художественном пространстве. Если в статуях архаических хор одежда была для тела скрывающей преградой, то в женских изображениях ранней классики платье превращается в эхо тела, становясь чутким отзвуком рельефно трактованных форм. В качестве материала скульпторы чаще используют бронзу в это время, но не отказываются и от камня.

Примеры: «Дельфийский возничий» (бронза, ок. 470 г. до н.э.), «Трон Людовизи» (мрамор, ок. 470 г. до н.э.).

Период высокой классики (450 – 410 гг. до н.э.). В пору высокой классики ведущую роль в деле кристаллизации художественных норм принадлежит Афинам. Именно Аттика времени Перикла породила скульптуру как синтез всего наиболее значительного, что было прежде наработано мастерами ионической, дорической и аттической школ пластики.

Признав человека главной ценностной мерой разумно устроенного мира, на теоретико-философском фундаменте были математически точно рассчитаны эталонные размеры всех частей человеческого тела и их образцовое соотношение друг с другом. К росту человека, принятому за единицу измерения, голова должна была составлять одну седьмую часть, лицо и кисть одну десятую, ступня одну шестую и т.д. Мастера были уверены, что подобные пропорции, выраженные в скульптуре, способны творить совершенные вещи-статуи.

В скульптуре высокой классики нет фигур с одинаковыми позами, жестами, лицами, и все же каждый персонаж здесь – это не портрет, а глубоко типизированный образ.

Примеры: «Дискобол» (авт. Мирон, ок. 450 г. до н.э., римская копия), «Дорифор» (авт. Поликлет, ок. 440 г. до н.э., римская копия), скульптура фронтонов и метоп Парфенона (авт. Фидий с учениками, мрамор, 447 – 442 гг. до н.э.).

Период поздней классики (404 – 323 гг. до н.э.). В период поздней классики в скульптуре смягчается монументальная строгость и героическая направленность образов. Развиваются индивидуалистические тенденции, растет психологизм произведений. Появляются статуи, то полные патетики, драматизма, страстной динамики, то насыщенные лирическим настроением, созерцательностью, изящной грациозностью поз и жестов.

Вырабатываются новые каноны пропорций. Пластические фигуры нередко сильно вытягиваются. Зачастую мастера решают свои произведения, чтобы вызвать  потребность у зрителей в круговом их обходе. Спектр взглядов на скульптуру выстраивается как веер относительно самостоятельных аспектов сложного пластического образа. 

Поздняя классика – время интереса к портретному искусству, вызванном повышенным интересом к миру человеческих переживаний, чувств и мыслей. На площадях городов воздвигаются статуи государственных деятелей, полководцев, знаменитых ораторов, философов и поэтов.

Примеры: «Танцующая Менада» (авт. Скопас, сер. IV в. до н.э., римская копия), «Аполлон Бельведерский» (авт. Леохор, ок. 340 г. до н.э., римская копия).

Скульптура эллинизма (конец IV – I вв. до н.э.) в ключает в свой состав художественные школы материковой Греции с островами Эгейского архипелага, Малой Азии (Пергамское царство), острова Родос, Сирии и Египта.

Среди отдельных жанров скульптуры в пору эллинизма наибольшее значение получила монументальная пластика, бывшая необходимым элементом архитектурным ансамблей. Кроме колоссальных статуй здесь культивировались многофигурные статуарные группы и огромные рельефные композиции, созданные как на мифологические, так и на исторические сюжеты.

Примеры: «Афродита Милосская» (авт. Агесандр, мрамор, III – II вв. до н.э.), «Лаокоон» (авт. Агесандр, Полидор и Афинодор, мрамор, ок. 25 г. до н.э.).

Древнегреческая вазопись. Геометрический стиль вазописи (IX – первая пол. VIII в. до н.э.), ковровый стиль (VII – первая четв. VI в. до н.э.), чернофигурный стиль (кон. VII – первая пол. V в. до н.э.) и краснофигурный стиль (V – IV вв. до н.э.).

Основные понятия: ордер, архаика, классика, эллинизм.

Методические указания:

Раскрывая сущность искусства Древней Греции, опирайтесь на философский фундамент культуры.

Характеризуя ордерную систему, вскройте ее мировоззренческий фундамент.

Охарактеризуйте этапы скульптуры Древней Греции через эволюцию ее основных тенденций.

Раскрывая особенности этапов древнегреческой вазописи, охарактеризуйте греческие вазы как источник знаний об эллинской культуре.

Литература

Майкл Сиблер: Искусство древней Греции, М.: Арт-родник, 2007.

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Геометрика, архаика. – СПб.:Азбука-классика, 2007.

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. – СПб.:Азбука-классика, 2007.

В. Арсланов: Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015.
Мусатов А.А. Архитектура античной Греции и античного Рима. М.: Архитектура-С., 2008.

2. Общая характеристика искусства Древнего Рима (архитектура, скульптура, монументальная живопись). Характеристика двух памятников на выбор.

Архитектура.

Общая характеристика архитектуры Древнего Рима. На протяжении всей истории архитектура была ведущим искусством Древнего Рима. Центральным фокусом и базой римского развития была Италия, т.е. район Апеннинского полуострова. Особенностью римских зодчих была их способность тщательно отбирать, усваивать и перерабатывать в соответствии со своими потребностями типы зданий, архитектурные формы и композиционные приемы, выработанные другими народами. Основой же служили собственно латинские и этрусские архитектурные формы.

В эпоху республики основным строительным материалом для культовых, общественных и инженерных сооружений был камень. В конце III в. до н.э. начинает применяться бетон. Со II в. до н.э. в архитектуре активно используется обожженный кирпич разных форм.

Пережив взаимодействие с греческой культурой, были разработаны местные варианты дорического, ионического и коринфского ордеров. В Риме ордер постепенно лишается тектонического значения и начинает использоваться как украшение.

Контакт арки с колонной привел к тому, что в конце I в. до н.э. в римскую архитектуру входят ордерная аркада и аркада, опирающаяся на колонны.

Как в отдельных зданиях, так и в больших ансамблях эпохи республики прослеживается удивительное единство композиционных принципов: строгое симметричное относительно центральрной оси построение сооружений, рассчитанных на фронтальное восприятие.

Зодчество эпохи империи характеризуют монументальность и большой пространственный размах как отдельных сооружений, так и архитектурных комплексов. Развитие сводчатых конструкций и применение бетона в качестве основного строительного материала обусловили грандиозный масштаб зданий. 

Полное развитие получают сформировавшиеся еще в эпоху республики различные типы монументальных зданий: форумы, триумфальные арки, термы, театры, амфитеатры, цирки, мосты, акведуки и т.д.

В центре империи ко II в. н.э. кирпич постепенно вытеснил камень.

Самым употребительным в эпоху империи стал коринфский ордер, который приобрел особую пышность. Большой популярностью стал пользоваться композитный ордер.

Примеры архитектурных сооружений Древнего Рима: храмы, форумы, арки, мосты, акведуки, базилики, театры, амфитеатры. Форумы Древнего Рима: Римский форум (VI в. до н.э.), форум Цезаря (54 – 46 гг. до н.э.), форум Марка Ульпия Траяна (закончен в 113 г. арх. Аполлодор Дамасский). Древнеримскиехрамы: храм Юпитера Капитолийского (509 г. до н.э.), храм Весты на Бычьем рынке в Риме (сер.I в. до н.э.), Пантеон (118 – 128 гг., арх. Аполлодор Адамский). Триумфальные арки: Триумфальная арка Тита (81 г.), Триумфальная арка Константина (315 г.). Амфитеатры: Колизей (75 – 80 гг.). Религиозные, художественные и конструктивные задачи древнеримского амфитеатра. Термы: Термы Каракаллы в Риме (212 – 216 гг.), Термы Диоклетиана в Риме (302 – 305 гг.). Базилики: Базилика Максенция-Константина на Римском форуме (307 – 312 гг.). Виллы: Вилла Мистерий в Помпеях (III в. до н.э. – I в. н.э.). Погребальные сооружения Древнего Рима: Мавзолей Адриана на берегу Тибра (начало строительства 130 г.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...