Общая характеристика искусства Византии (архитектура, монументальная живопись, иконопись). Характеристика двух памятников на выбор.
Общие категории византийской культуры. География и хронология Восточной Римской империи, или «Рима второго». Причины переноса Константином I столицы Римской империи на восток. Основание Константинополя. Своеобразие социальной и политической ситуации в Византии. Император в византийской системе – царь и священник – держатель государственной и церковной власти. Понятие соборности в византийской культуре. Пневматологическая ориентация восточной церкви. Преемственность «Рима первого», античного византийской цивилизацией и создание на его основе оригинальной государственности и культуры. Периодизация искусства Византии. Разделение тысячелетнего развития византийской культуры. • I–IV вв. Раннехристианская культура. I–II вв. – период христианской античности, время развития христианского искусства в подполье во времена гонений, живопись катакомб. III в. – фрески церкви и синагоги в Дура-Европос. IV в. – искусство после Миланского эдикта (312 г.), снявшего запрет на исповедание христианства. • V–VII вв. Ранневизантийское искусство. • VIII в. Период иконоборчества. • IX–XII вв. Средневизантийское искусство, его завершающая точка – год захвата Константинополя крестоносцами (1204 г.).
•XIII–XV вв. Поздневизантийское искусство вплоть до падения Константинополя (1453 г.). Архитектура Византии IV – VIII вв. Эволюционные этапы ранневизантийской архитектуры. Символическое, функциональное, конструктивное значение ранневизантийских храмовых сооружений. Слияние культового (мемориального) и церковно-утилитарного (дом собраний и общей молитвы) функций храмовых сооружений. Основные типы византийских культовых сооружений (базилики и центрические постройки). Формирование типа купольной базилики. Храм святой Софии Константинопольской – главное здание Византийской империи, выдающееся произведение византийского зодчества, памятник, наиболее полно отразивший византийское мировоззрение, византийскую государственность и принципы византийского искусства. Религиозные, художественные, конструктивные, технологические задачи главного храма восточного христианского мира. Анализ Софии Константинопольской в связи с актуально-историческим аспектом эпохи (внешняя и внутренняя политика Византии времени правления Юстиниана; обозначение сущности Вселенских соборов рассматриваемого периода; литература времени правления Юстиниана. Иоанн Лествичник «Духовная лествица»). Изобразительное искусство Византии IV – VIII веков. Сложение византийской художественной системы, ведущее положение монументальной живописи. Создание в VI в. собственного стиля византийского искусства. Процесс становления канона в иконографии сюжетов и образов, роль античных традиций: триумфальная тематика, акцент на телесном, чувственном начале в изображениях. Возникновение иконописи. Сложение к VI в. художественных приемов иконописи, ставшей впоследствии основной формой станковой живописи в искусстве Византии. Энкаустические иконы. Два корня, заимствованных иконой от античной традиции. Первые иконы (VI–VII вв).
Изобразительное искусство Византии периода иконоборчества (726–843 гг.). Причины появления иконоборчества в Византии. 768 г. – указ патриарха об уничтожении в церквах Константинополя изображений святых, замене их орнаментами, цветами, растениями. Расцвет искусства декора. Значение эпохи иконоборчества в последующей культуре Византии: усиление тенденций символизма, концентрированности духовного содержания в изображениях. Деятельность Феодора Студиита (759–826 гг.), Николая Исповедника – сторонников иконопочитания. Средневизантийская архитектура (VIII – XII вв.). Создание крестовокупольной системы. Конструктивная и символическая составляющие крестовокупольной архитектурной системы византийской культуры. Иерархичность конструкции интерьера, концепция планировки храма (греческий крест, идея единого центра), организация поведения верующего в пространстве (циркулярный ритм). Основные варианты крестовокупольной системы в византийском зодчестве: церкви трех и пятинефные, четыре и шестистолпные; перестильный тип церкви. Анализ столичной, восточной и греческих школ средневизантийского зодчества. Различия в планировке, строительных материалах, декоре экстерьера, месторасположении. Изобразительное искусство средневизантийского периода. Искусство периода «Македонского Возрождения». Общая тенденция «грецизации» культуры Византии. Взаимодействие официального константинопольского искусства и местных провинциальных школ. Утверждение единого стиля в искусстве, сложение иконографического канона. Три этапа развития столичного неоклассицизма. Изобразительное искусство Византии второй половины XI века – 1204 г. – классическая эпоха византийского искусства. Время правления Дук, Комнинов и Ангелов. Становление законченного стиля. Переход от живописного к графическому стилю в изображениях. Сведение сюжетного разнообразия к минимуму. Сложившаяся иконография изображения святых. Специфика композиционных решений. Структура монументально-декоративной храмовой росписи. Мозаичные циклы. Закрепление изображений за определенными частями, помещениями храма. Единство идейного содержания архитектурных и живописных элементов в интерьере храма. Исторические и художественные причины монополии Константинополя в художественной культуре стран Ближнего Востока, Руси, стран современной территории Восточной Европы.
Поздневизантийская архитектура и изобразительное искусство Византии XIII – XV вв. «Палеологовский Ренессанс». Исторические особенности Византии XIII–XV вв. 1204 г. – захват Константинополя крестоносцами, бегство императорского двора в Никею, разорение Константинополя. 1261 г. – возвращение императора Михаила VIII Палеолога. Ослабление значения Константинополя в политической и культурной жизни империи. 1453 г. – падение Константинополя. Особенности заключительного этапа поздневизантийской архитектуры: появление малых форм, усложнение организации интерьера и экстерьера. Соотношение культовой и светской архитектуры, внедрение светских элементов в культовое зодчество. Сравнение столичной архитектурной школы и школы Фессалоников и Мистры. Эволюция монументальной живописи палеологовского времени: усложнение иконографии сюжетов; введение светских тенденций: архитектурных элементов, пейзажей, сцен реальных исторических событий; жанрово-бытовое решение религиозных тем. Иконопись поздневизантийской эпохи. Влияние исихазма (идея мистического света), тип портретной иконы. Характеристика иконы «Пантократор», портретной иконы «Григорий Палама» с точки зрения учения исихазма. Основные понятия: крестово-купольная система, икона, синтез искусства. Методические указания: Оцените значимость культуры Византии для последующих культурных эпох Западной Европы и России. Представьте искусство Византии и западного Средневековья как отнологизацию диалектического единства двух полюсов связи конечного и бесконечного в культуре Средних веков. Литература Колпакова, Г.С. Искусство Византии. Поздний период: монография/ Г.С. Колпакова. - СПб.: Азбука-классика, 2004. Колпакова, Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды: монография/ Г.С. Колпакова. - СПб.: Азбука-классика, 2004.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|